ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1663/2022 от 26.05.2022 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

№ 2а-1663/2022

70RS0004-01-2022-001851-52

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2022 года Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.,

при секретаре Несмеловой С.С.,

с участием:

представителя административного истца Тамбовцева А.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Томской области), действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратилось в суд с административным иском о признании информации, размещенной на интернет-сайте ..., информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации.

В обоснование требования указано, что по имеющейся в Управлении Роспортебнадзора по Томской области информации, а также по результатам мониторинга интернет-сайтов было установлено, что пользователям сети Интернет предоставляется свободный доступ к интернет-сайту ..., где размещена информация о возможности приобретения услуг дезинфекции с нарушением требований положений п.8 ч.3 и п.2 ч.5 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которым в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами; реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций, признается недостоверной. Сайт ... имеет красочное оформление, которое привлекает к себе внимание, содержит надписи «ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ САНИТАРНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА ТОМСКА». Также данный сайт использует эмблему Роспотребнадзора, утвержденную в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 01.10.2020 № 697 «Об утверждении Положения об эмблеме, флаге, вымпеле Роспотребнадзора, их описания и рисунков». Вышеуказанные обстоятельства внушают доверие гражданам, вводя их в заблуждение, что данная услуга предоставляется органом государственной власти и побуждает их к заключению договора об оказании услуг. Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь Интернета. Информация на указанном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует. При этом действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе, а также за нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации. В силу п.6 ст.10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет распространения информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к вышеуказанному интернет-сайту, содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Дудкин Д.А.

Участвуя в судебном заседании, представитель административного истца Тамбовцева А.О. требование административного иска поддержала. Суду пояснила, что обозначенная в административном исковом заявлении информация на сайте ... в сети Интернет в части содержания надписи «ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ САНИТАРНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА ТОМСКА», а также в части использования в оформлении сайта изображения флага Российской Федерации на дату рассмотрения дела остается доступной и размещена на всех разделах сайта без исключения, что подтверждается актом осмотра интернет-ресурса от ДД.ММ.ГГГГ и скриншотами страниц сайта.

Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (Управление Роскомнадзора по Томской области), получившее извещение о дате и времени рассмотрения дела по почте ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание своего представителя не направило, согласно письменному отзыву полагает возможным удовлетворить заявленное требование.

Заинтересованное лицо Дудкин Д.А. в суд не явился, в целях его уведомления о времени и месте судебного разбирательства судом направлялось судебное извещение по адресу регистрации (<адрес>), сведения о котором предоставлены УМВД России по Томской области, заказным почтовым отправлением, однако им не получено и возвращено в суд в связи с истечением срока хранения.

Учитывая, что судом была исполнена обязанность по извещению заинтересованного лица Дудкина Д.А. о времени и месте рассмотрения дела в порядке, предусмотренном ч.4 ст.96 КАС РФ, при этом он самостоятельно распорядился своим правом не являться в суд и не получать судебные извещения по своему месту жительства, суд приходит к выводу о надлежащем извещении Дудкина Д.А. о времени и месте судебного заседания.

На основании ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Томской области, заинтересованного лица Дудкина Д.А.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Томской области по следующим основаниям.

Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации закреплены конституционные права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Согласно п. 7 ч. 4 ст. 40 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Пунктом 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора о 09.07.2012 № 690, предусмотрено, что в полномочия Управления входит, в том числе, обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Из материалов дела следует, что при проверке имеющейся в Управлении Роспортебнадзора по Томской области информации и мониторинге интернет-сайтов было установлено, что пользователям сети Интернет предоставляется свободный доступ к интернет-сайту ..., где размещена информация о возможности приобретения услуг дезинфекции. Сайт ... имеет красочное оформление, которое привлекает к себе внимание, содержит надписи «ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ САНИТАРНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА ТОМСКА». Также данный сайт использует эмблему Роспотребнадзора, утвержденную в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 01.10.2020 № 697 «Об утверждении Положения об эмблеме, флаге, вымпеле Роспотребнадзора, их описания и рисунков» и представляющую из себя серебряного двуглавого орла с поднятыми вверх крыльями, увенчанным короной с лентами. В лапах орел удерживает щит с золотым полем. В поле щита - красный прямой равноконечный контурный крест. В центре креста - красный посох Асклепия.

Вышеуказанные обстоятельства внушают доверие гражданам, вводя их в заблуждение, что данная услуга предоставляется органом государственной власти и побуждает их к заключению договора об оказании услуг.

Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь Интернета. Информация на указанном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.

Изложенное подтверждается скриншотами страниц сайта ..., представленными в материалы дела.

Согласно информации, предоставленной УМВД России по Томской области по запросу суда (ответ от ДД.ММ.ГГГГ), по информации, полученной из ООО ... владельцем доменного имени «сэс-служба.рф» является Дудкин Д.А. (<адрес>).

Вместе с тем, единственной организацией, осуществляющей государственный санитарно-эпидемиологический надзор в г. Томске является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области.

Свою историю Санитарно-эпидемиологическая служба ведет с 15 сентября 1922 года, когда был издан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики». Первый закон «О санитарных органах республики» был принят Совнаркомом РСФСР 19 февраля 1927 года и положение о них - 8 октября 1927 года.

23 декабря 1933 года ЦИК и СНК РСФСР утвердили постановление «Об организации Государственной санитарной инспекции РСФСР» ГСИ), на которую были возложены функции по борьбе с эпидемиями и по улучшению санитарного состояния промышленных городов и поселков.

В 1935 году было принято постановление о создании Всесоюзной Государственной санитарной инспекции (ВГСИ) при Совете народных Комиссаров СССР, в которую впервые предусматривалось ввести научно-исследовательские учреждения, занимающиеся вопросами санитарии и эпидемиологии.

В 1963 году было принято Положение «О государственном санитарном надзоре в СССР», утвержденное постановлением Совета Министров СССР 29 октября 1963 года № 1107, которое позволило осуществить значительные комплексные мероприятия по дальнейшему расширению и укреплению всей системы санэпидслужбы в республиках, областях, краях, крупных городах и сельской местности России.

Санитарно-эпидемиологическая служба Томской области на этом этане была представлена Томской областной санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС), СЭС в 16 районах области, городскими СЭС в гг. Стрежевом, Кедровом, Томске, а также СЭС на водном (воздушном) транспорте и Томской городской дезинфекционной станцией.

Кроме того, в структуру Томской городской СЭС до 1989 года входили санэпидстации Советского, Кировского, Ленинского и Октябрьского районов. В 1989 году в результате реорганизации районные СЭС были объединены в одну Томскую городскую санэпидстанцию.

В 1991 году Совет Министров РСФСР утвердил новое «Положение о

Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР». Санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) были переименованы в Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) и получили вертикальное подчинение Комитету государственного санэпиднадзора Российской Федерации.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС) реорганизована в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в 2004 году.

Согласно ч. 4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Положениями ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 149-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

В силу ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы -гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В силу статьи 3 Федерального закона № 149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В целях указанного закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (ст.3 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

В соответствии с п.2 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

Согласно п.8 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций.

В соответствии со ст.8 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе, а также за нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации (ст.14.3 КоАП РФ и ст.17.10КоАП РФ).

Повторной проверкой, проведенной должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Томской области, установлено, что по состоянию на 26.05.2022 информация на сайте ... в части содержания надписи «ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ САНИТАРНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА ТОМСКА» доступна и размещена на всех разделах сайта без исключения.

Результаты проверки отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ с приложением скриншотов страниц указанного Интернет-сайта, из которых видно, что эмблема Роспотребнадзора на сайте заменена изображением красного креста и чаши со змеей.

При таких обстоятельствах размещенная на Интернет-сайте ... информация о возможности приобретения услуг со ссылкой на наименование государственной санитарно-эпидемиологической службы (СЭС), имеющей длительную историю существования, правопреемником которой является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), указывающей на то, что объект рекламирования одобряется органом государственной власти, фактически является распространением запрещенной информации, и подпадает под запрет под угрозой административного наказания.

Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 15.5 Федерального закона № 149-ФЗ).

В силу п.п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В силу пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

На территории Томской области соответствующие функции выполняет Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области.

Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-сайту ..., содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Принимая во внимание, что Управлением Роспотребнадзора по Томской области заявлены требования о признании информации, размещенной на вышеуказанном Интернет-сайте информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а не о запрете указанного Интернет-сайта как такового или о запрете использования самого сайта ..., удовлетворение судом заявленного требования не повлечет за собой изменение объема прав и обязанностей ни администратора этого сайта, ни каких-либо иных лиц (в том числе прав на распространение размещенной на сайте информации).

При таких обстоятельствах, в ином порядке, кроме судебного, ограничить доступ к информации, размещенной на вышеназванном Интернет-сайте, доступной для просмотра любому пользователю сети Интернет, не представляется возможным.

Учитывая изложенное, суд признает, что размещение на Интернет-сайте ... информации о возможности приобретения услуг по дезинфекции с указанием на то, что объект рекламирования одобряется органом государственной власти, нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а потому требование Управления Роспотребнадзора по Томской области обосновано и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте: ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для внесения указателя страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированный текст решения изготовлен 07.06.2022.

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.