РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Щепотина П.В.,
при секретаре Саломасовой Ю.Р.,
с участием административного истца Пуртова А.В., представителя административного ответчика Уполномоченного по правам человека в Тульской области по доверенности Жарской Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело № 2а-1665/2022 по административному исковому заявлению Пуртова А.В. к Уполномоченному по правам человек в Тульской области о признании действия (бездействия) незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, признании права на возмещение убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействиями),
установил:
Пуртов А.В. обратился в суд с административным иском к Уполномоченному по правам человек в Тульской области о признании действия (бездействия) незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, признании права на возмещение убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействиями).
Административные исковые требования обоснованы тем, что Пуртов А.В. 07.09.2021 и 21.09.2021 направил в адрес Уполномоченного по правам человека в Тульской области посредствам почтовой корреспонденции обращения. По неизвестной причине данные письма ему возвращены в ноябре 2021 года, без указания причин возврата. 12.12.2021 он (Пуртов А.В.) обратился в адрес Управления Роскомнадзора по Тульской области с целью получить информацию о поступлении адресатам указанных почтовых отправлений. 26.02.2022 ему стало известно о результатах рассмотрения обращения Управлением Роскомнадзора по Тульской области. В рамках проверки было установлено, что почтовые отправления с трек-номерами 30121863000097 и 30121863000295 были оформлены на возврат в адрес отправителя по причине «истек срок хранения». Кроме того, по каждому почтовому (заказному) отправлению «Почтой России» оформляется извещение получателю, на основании чего сделан вывод о том, что аппарат Уполномоченного по правам человека в Тульской области получать обращения отказался, чем нарушил конституционные права заявителя, предусмотренные ст. 33 Конституции Российской Федерации. Приводя положения Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» и Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» полагает, что отказ от получения Уполномоченным по правам человека в Тульской области обращений от 07.09.2021 и 21.09.2021, является незаконным и нарушает его конституционные права.
Протокольным определением от 19.05.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФПС Тульской области АО «Почта России».
В судебном заседании свои доводы Пуртов А.В. поддержал по тем же основаниям, подробно изложенным им в административном исковом заявлении. Пояснил, что он написал два обращения, которые 07.09.2021 и 21.09.2021 направил в адрес Уполномоченного по правам человека в Тульской области. В ноября 2021 года к нему вернулись два конверта с указанными обращениями. На каждом была проставлена буква «В», предположительно означающая «возврат». С целью уточнения причин возврата он обратился в Управление Роскомнадзора. Считает, что Уполномоченный по правам человека в Тульской области неправомерно уклонился от получения его обращений, чем нарушил его конституционные права.
Представитель административного ответчика Уполномоченного по правам человека в Тульской области по доверенности Жарская Е.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что согласно полученной на официальном сайте «Почты России» информации, 17.09.2021 и 24.09.2021 были произведены неудачные попытки вручения заказных писем Пуртова А.В. с трек-номерами 30121863000097 и 30121863000295, 21.10.2021 и 28.10.2021 соответственно, были возвращены заявителю. Вместе с тем, указанные письма не поступали в адрес Уполномоченного по правам человека Тульской области. Делопроизводство в государственном органе «Уполномоченные в Тульской области и их аппарат» осуществляется в соответствии с приказом руководителя аппарата уполномоченных в Тульской области от 04.12.2018 № 50-ахв «Об утверждении Инструкции по делопроизводству государственного органа». Вся почта, в том числе заказные письма, в государственный орган «Уполномоченные в Тульской области и их аппарат» приносит почтальон. Вся поступающая корреспонденция регистрируется в специальной программе. С целью проверки доводов, содержащихся в административном исковом заявлении, проведена служебная проверка. Согласно акту от 05.05.2022 № 1, в ходе служебной проверки установлено, что от Пуртова А.В. в адрес Уполномоченного по правам человека в Тульской области поступало 5 обращений: № 2-10/1050 от 12.12.2019, № 2-10/93 от 13.02.2020, № 2-10/124 от 18.02.2020, № 2-10/108 от 03.03.2021 и № 2-10/489 от 21.06.2021. Иных обращений в адрес Уполномоченного по правам человека в Тульской области от Пуртова А.В., в том числе 17.09.2021, 20.09.2021, 21.09.2021, 24.09.2021, 27.09.2021 и 28.09.2021, не поступало. На основании изложенного просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица УФПС Тульской области АО «Почта России» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции).
Как указано в ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет административное исковое заявление, если оспариваемые решения, действия (бездействия) органов государственной власти не соответствуют нормативно-правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и препятствуют их осуществлению.
Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 33).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации такого права регулируются Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в силу части 1 статьи 9 которого, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение, подлежит обязательному рассмотрению.
Часть 1 статьи 10 и часть 1 статьи 12 названного федерального закона предписывают, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Право осужденных направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ закреплено в части 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).
Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 15 УИК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 УИК РФ направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.
Как указано в части четвертой статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 15 УИК РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
Согласно части 1 статьи 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи.
Согласно ч. 4 ст. 91 УИК РФ переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными осуществляется в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (редакция от 27.06.2019) утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии с п. 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.
Согласно п. 55 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.
Как следует из п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации ИУ.
При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).
Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.
Письма, почтовые карточки и телеграммы осужденные отправляют и получают за счет собственных средств.
Каждый осужденный вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осужденных (п. 62 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Как установлено судом, осужденный Пуртов А.В., отбывающий наказание в , 06.09.2021 и 20.09.2021 направил в адрес Уполномоченного по правам человека в Тульской области обращения.
Данные обращения, вложенные в почтовый конверт, были отправлены, согласно журналу № 289 учета обращений, заявлений и жалоб осужденных за 2021 год, заказными письмами.
Настаивая на удовлетворении заявления, Пуртов А.В. ссылался на то обстоятельство, что ответы на свои обращения он так и не получил, конверты возвращены ему в ноябре 2021 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 17.07.2020 № 65-ЗТО (ред. от 20.07.2021) «Об уполномоченном по правам человека в Тульской области» (принят Тульской областной Думой 16.07.2020) (далее - в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Тульской области учреждается должность уполномоченного по правам человека в Тульской области (далее - Уполномоченный).
Согласно ст. 10 Закона Тульской области от 17.07.2020 № 65-ЗТО «Об уполномоченном по правам человека в Тульской области» гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к Уполномоченному с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме (ч. 1); жалобы и иные обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному (ч. 4); в случае получения жалобы Уполномоченный: 1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю; 2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован (ч. 7).
Приказом руководителя аппарата уполномоченных в Тульской области от 09.12.2018 № 50-ахв утверждена Инструкция по делопроизводству государственного органа «Уполномоченный по правам человека в Тульской области, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области и аппарат уполномоченных в Тульской области».
В соответствии с п. 1.1 Инструкции, инструкция по делопроизводству аппарата уполномоченных в Тульской области устанавливает общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами, обращениями граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц в аппарате уполномоченных в Тульской области.
Согласно п. 1.3 Инструкции делопроизводство в аппарате уполномоченных организуется с использованием автоматизированной системы электронного документооборота (АСЭД), предназначенной для подготовки (создания), учета, регистрации документов, обращений и поручений.
В соответствии с п. 2.2 Инструкции, документы, поступившие в аппарат уполномоченных, регистрируются и учитываются сотрудником аппарата уполномоченных в Тульской области, ответственным за ведение делопроизводства. При регистрации документа в АСЭД осуществляется преобразование (сканирование) текста документа, поступившего на бумажном носителе, в электронную форму (образ). Не подлежат преобразованию в электронную форму (образ) книги, журналы, газеты (п. 2.2.1); документы регистрируются независимо от способа их доставки (п. 2.2.3).
Заместителем губернатора Тульской области – руководителем аппарата правительства Тульской области – начальником главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области 08.07.2013 утверждена должностная инструкция референта аппарата уполномоченных в Тульской области (далее – Должностная инструкция).
Согласно п. 3.1 Должностной инструкции, в должностные обязанности референта, в частности, входит: ведение делопроизводства; обеспечение прохождения документационных процессов с использованием АСЭД; прием, регистрация (учет) обращений граждан и организаций; передача документов, в том числе в электронном виде, на рассмотрение уполномоченному по правам человека в Тульской области.
Исходя из представленных в судебном заседании представителем административного ответчика Уполномоченного по правам человека в Тульской области по доверенности Жарской Е.Л. письменных объяснений референта аппарата уполномоченных в Тульской области Никифоровой Ю.А. (назначенной на должность приказом заместителя губернатора Тульской области – руководителя аппарата правительства Тульской области – начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области от 08.07.2013 № 710-лс) следует, что делопроизводство в государственном органе «Уполномоченные в Тульской области и их аппарат» осуществляется в соответствии с приказом руководителя аппарата уполномоченных в Тульской области от 04.12.2018 № 50-ахв «Об утверждении Инструкции по делопроизводству государственного органа». Всю почту, в том числе заказные письма, в государственный орган «Уполномоченные в Тульской области и их аппарат» приносит почтальон, которую забирает уполномоченное лицо и расписывается за их принятие. В том случае, если референта нет на месте, вызывается бухгалтер, либо руководитель, которые также забирают письма. В случае отсутствия уполномоченных лиц на рабочем месте, почтальон оставляет письма, забирая заполненные уведомления за заказные письма, либо приносит почту в свой в следующий визит.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ (ред. от 29.06.2018) «О почтовой связи» почтовая связь общего пользования - составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.
В качестве одной из гарантий доступности услуг почтовой связи законодатель называет оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи (статья 14).
Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234 (ред. от 27.03.2019) утверждены Правила оказания услуг почтовой связи.
Так согласно пункту 9 Приказа почтовые отправления и почтовые переводы подразделяются на внутренние (принимаемые для пересылки в пределах территории Российской Федерации) и международные (принимаемые для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию Российской Федерации).
По совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил (п. 10).
Согласно отчету об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором 30121863000097, отправитель – Пуртов А.В., получатель – «Уполномоченному РО правам человека», за 17.09.2021 указано «Неудачная попытка вручения», 11.10.2021 – «Возврат отправителю из-за истечения срока хранения».
Согласно отчету об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором 30121863000295, отправитель – Пуртов А.В., получатель – «УПЧ ПО ТОТВ Ларина», за 24.09.2021 указано «Неудачная попытка вручения», 24.10.2021 – «Возврат отправителю из-за истечения срока хранения».
Вместе с тем, в соответствии с представленным в судебном заседании представителем административного ответчика реестром входящей корреспонденции, зарегистрированной 17.09.2021, 20.09.2021, 21.09.2021, 24.09.2021, 27.09.2021 и 28.09.2021, от Пуртова А.В. в адрес Уполномоченного по правам человека в Тульской области каких-либо писем и обращений не поступало, в связи с чем ответы на данные обращения не готовились и не направлялись, что подтверждается исследованными судом материалами дела.
То обстоятельство, что вышеуказанные обращения Пуртова А.В. административным ответчиком не получены, в связи с тем, что в их адрес данные заявления не поступали, не является основанием для признания незаконными бездействия должностного лица, выразившееся в не направлении ответов на обращения.
Доказательств тому, что обращения Пуртова А.В. поступили в адрес административного ответчика, заявителем не представлено и судом не установлено.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если и такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) незаконными, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением, действием (бездействия) и указать способ их восстановления.
По смыслу закона оспариваемые решения, действия (бездействия) может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий; решение, действие (бездействие) вынесено (совершено) лицом, не имеющим полномочий на его принятие (совершение); существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого решения, действия (бездействии) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решения, действия (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы заявителя.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением, действием (бездействия) прав, свобод и законных интересов заявителя.
Основанием для признания решения, действия (бездействия) незаконным является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В настоящем деле таких оснований не установлено, доказательств обратного не представлено, административный ответчик действовал в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований и предусмотренной совокупности необходимых условий для признания действий (бездействий) Уполномоченного по правам человека в Тульской области незаконными не имеется, следовательно, оснований для удовлетворения требований административного истца у суда не имеется.
Доказательств того, что действия (бездействия) административного ответчика привели к непосредственному нарушению принадлежащих заявителю прав и свобод, имеются негативные последствия, суду не представлено.
По мнению суда, Пуртов А.В. не лишен возможности вновь обратиться в адрес Уполномоченного по правам человека в Тульской области. Вместе с тем, как пояснил сам административный истец в судебном заседании, после получения в ноябре 2021 года конвертов с его обращениями, повторно он их не направлял.
Что касается соблюдения сроков для обращения в суд с настоящим заявлением, суд приходит к следующему.
Обращения Пуртова А.В., направленные в адрес Уполномоченного по правам человека в Тульской области, возвращены отправителю почтальоном 21.10.2021 и 28.10.2021, конверты вручены Пуртову А.В. в ноябре 2021 года.
В суд с настоящим административным исковым заявлением Пуртов А.В. обратился лишь 15.04.2022 года с существенным пропуском трехмесячного срока на обжалование.
Ходатайства о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено.
Довод административного истца о том, что он обращался с письменным запросом в Управления Роскомнадзора по Тульской области о предоставлении информации относительно указанных почтовых отправлений, о соблюдении сроков обращения в суд о признании действия (бездействия) Уполномоченного по правам человека в Тульской области, не свидетельствует.
Пропуск срока для обращения в суд без уважительной на то причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст.ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административных исковых требований Пуртова А.В. необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Пуртова А.В. к Уполномоченному по правам человек в Тульской области о признании действия (бездействия) незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, признании права на возмещение убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействиями), - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 04.07.2022.
Судья