ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1666/20 от 21.09.2020 Красноармейского районного суда (Краснодарский край)

№2а-1666/2020

УИД 23RS0021-01-2020-002783-20

Решение

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ ст. Полтавская

Судья Красноармейского районного суда Кравченко Н.А.,

с участием административного истца – помощника прокурора Алексеенко М.И.,

при секретаре Савченко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Красноармейского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления,

установил:

Прокурор Красноармейского района НорецЕ.Е. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления.

В обоснование заявленного требования прокурор ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой Красноармейского района проведена проверка соответствия требованиям федерального законодательства нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере землепользования, входе которой выявлены нарушения указанного законодательства при осуществлении администрацией Новомышастовского сельского поселения возложенных полномочий.В результате проведенной проверки установлено, что в нормативном правовом регулировании земельных отношений административного ответчика выявлен пробел нормотворчества органов местного самоуправления, выразившийся в отсутствии разработанной и утвержденной муниципальной программы использования и охраны земель.

Проверкой установлено, что в нарушение положений федерального и регионального законодательства органами местного самоуправления поселения до настоящего времени не разработана и не утверждена указанная программа использования и охраны земель, находящихся в собственности сельского поселения.Кроме того, ранее прокуратурой района по факту отсутствия в администрации сельского поселения муниципального правового акта, утверждающего муниципальную программу по использованию и охране земель, в адрес главы администрации Новомышастовского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ на представление от администрации сельского поселения поступил ответ о том, что акт прокурорского реагирования отклонен.Указанный муниципальный правовой акт до настоящего времени не принят, что свидетельствует о бездействии со стороны администрации Новомышастовского сельского поселения.

Административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации МОНовомышастовское сельское поселение Красноармейского района, выразившееся в непринятии муниципальной программы использования и охраны земель сельского поселения, в соответствии с требованиями федерального законодательства; обязать администрацию МОНовомышастовское сельское поселение Красноармейского района принять меры по реализации полномочий, установленных ст.ст.11,13 Земельного кодекса РФ, направленные на разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, отвечающих требованиям федерального законодательства.

Алексеенко М.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, и.о. главы Новомышастовского сельского поселения ФИО1 предоставил суду письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя, принять решение на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.59 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов муниципальных образований.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными бездействия органов в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц.

Судом установлено, чтопрокуратурой Красноармейского района проведена проверка соответствия требованиям федерального законодательства нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере землепользования, входе которой выявлены нарушения указанного законодательства при осуществлении администрацией Новомышастовского сельского поселения возложенных полномочий.

В результате проведенной проверки установлено, что в нормативном правовом регулировании земельных отношений административного ответчика выявлен пробел нормотворчества органов местного самоуправления, выразившийся в отсутствии разработанной и утвержденной муниципальной программы использования и охраны земель.

Согласно п.3 ч.1 ст.14, п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.Органы местного самоуправления поселения обладают правомочием на издание муниципальных правовых актов.

В силу положений ст.2, ст.11 Земельного кодекса РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области земельных отношений относятся разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.

Аналогичные полномочия за органами местного самоуправления закреплены ст.6 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 №532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».

Проверкой установлено, что в нарушение положений федерального и регионального законодательства органами местного самоуправления поселения до настоящего времени не разработана и не утверждена указанная программа использования и охраны земель, находящихся в собственности сельского поселения.

Кроме того, ранее прокуратурой района по факту отсутствия в администрации Новомышастовского сельского поселения муниципального правового акта, утверждающего муниципальную программу по использованию и охране земель, в адрес главы администрации Новомышастовского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ на представлениеот администрации сельского поселения поступил ответ о том, что акт прокурорского реагирования отклонен. Указанный муниципальный правовой акт до настоящего времени не принят, что свидетельствует о бездействии со стороны администрации Новомышастовского сельского поселения.

Пунктом 4 ст.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии с ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен приоритет охраны земли.В силу требований ст.12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п.1 ст.13 Земельного кодекса РФ).

Согласно п.1 ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Таким образом, административный иск подан в интересах неопределенного круга лиц, поскольку не принятие мер по разработке и утверждении муниципальной программы использования и охраны земель муниципального образования, отвечающей требованиям федерального законодательства, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц в части обеспечения прав граждан на благоприятную и безопасную среду жизнедеятельности.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Красноармейского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новомышастовское сельское поселение Красноармейского района Краснодарского края (<адрес>), выразившееся в непринятии муниципальной программы использования и охраны земель сельского поселения, в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Обязать администрацию муниципального образования Новомышастовское сельское поселение Красноармейского района Краснодарского края (<адрес>) принять меры по реализации полномочий, установленных ст.ст.11,13 Земельного кодекса Российской Федерации, направленные на разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, отвечающих требованиям федерального законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Краснодарском краевом суде путём подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд.

Судья