ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1666/20 от 31.08.2020 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-1666/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2020 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ерш Е.Н.,

при секретаре Алексеевой А.Н.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Оренбургского района Зайцевой О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по не разработке программы охраны земель и административных регламентов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией МО Ивановский сельсовет Оренбургского района требований земельного законодательства, а также законодательства в сфере ЖКХ. В ходе проверки установлено, что администрацией МО Ивановский сельсовет Оренбургского района не принимаются должные меры к реализации полномочий в области земельных отношений, поскольку муниципальная программа в сфере использования и охраны земель до настоящего времени не разработана и не принята. Кроме того, в деятельности администрации МО Ивановский сельсовет Оренбургского района выявлены факты бездействия, связанные с непринятием административных регламентов. Так, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 года №403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 года № 1754 в постановление Правительства РФ от 30.04.2014 года № 403 внесены изменения, согласно которым исчерпывающий перечень процедур дополнен новыми видами административных процедур в сфере жилищного строительства. Так, процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство, дополнен пунктами следующего содержания: п.17(1) принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель; п.17 (2) заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка.

Процедуры связанные с заключением договоров подключения (технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием, дополнены пунктами следующего содержания: п.49 (1) предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности; п.50 (1) утверждение проектов организации дорожного движения. Между тем, в перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО Ивановский сельсовет Оренбургского района до настоящего времени указанные процедуры не включены. Как установлено в ходе проверки, в нарушение требований законодательства административные регламенты по указанным услугам не разработаны и не приняты.

Невыполнение администрацией МО Ивановский сельсовет Оренбургского района указанных мероприятий нарушает права неопределённого круга лиц в сфере земельных правоотношений, а также в сфере ЖКХ.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по не разработке и не утверждению программы охраны земель поселения; обязать администрацию МО Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушение закона путем разработки и утверждения муниципальным нормативным правовым актом программы охраны земель поселения в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда по данному делу; признать незаконным бездействие администрации МО Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по не разработке и не утверждению административных регламентов; обязать администрацию МО Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушение закона путем разработки и утверждения следующих административных регламентов в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда по данному делу: принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель; заключение соглашения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка; предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности; утверждение проектов организации дорожного движения.

Представитель административного истца помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области Зайцева О.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика администрации МО Ивановский сельсовет Оренбургского района в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил в суд письменное заявление, в котором признал исковые требования в полном объеме.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав пояснения представителя административного истца помощника прокурора Оренбургского района Зайцевой О.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ст. 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исходя из положений ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Как следует из ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельном кодексе Российской Федерации.

В силу п.1 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

В соответствии со ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

На основании ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В п.1, п.2. ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений в соответствии с пп.6 п.1 ст.9 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений п.1 ст.10 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены, в том числе разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании п.1 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

При этом правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно п.4 ст.2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Исходя из положений п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

Положениями п.35 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Исходя из содержания п.1 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В п.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее - Постановление № 403).

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1754 в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 внесены изменения, согласно которым исчерпывающий перечень процедур дополнен новыми видами административных процедур в сфере жилищного строительства.

Так, процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство, дополнен пунктами следующего содержания:

- п. 17(1) Принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель.

- п. 17(2) Заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка.

Процедуры, связанные с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием, дополнены пунктами следующего содержания:

- п. 49 (2) Предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

- п. 50 (1) Утверждение проектов организации дорожного движения.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Из материалов дела следует, что исполняющим обязанности прокурора Оренбургского района, младшим советником юстиции Е.А. Вяльциной принято решение № 95 от 28.07.2020 года о проведении проверки в отношении администрации МО Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, целью проверки является выявление и пресечение нарушений земельного законодательства, а также законодательства в сфере ЖКХ, с установлением срока проверки с 28.07.2020 года по 25.08.2020 года.

В соответствии с требованием о предоставлении информации от 28.07.2020 года № 07-07ЧА-2020 администрации МО Ивановский сельсовет Оренбургского района предложено представить сведения о наличии разработанной и утвержденной программы охраны земель поселения на территории муниципального образования, а также сообщить сведения о разработке и принятии на территории муниципального образования следующих регламентов: принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель; заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка; предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности; утверждение проектов организации дорожного движения; направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; направление уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с ответом администрации МО Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 30.07.2020 года № 827 утвержденная программа охраны земель МО Ивановский сельсовет, регламенты по принятию решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель, на заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, утверждение проектов организации дорожного движения – отсутствуют; направление уведомления о соответствии данных указанных в уведомлении о планируемом строительстве, направление уведомления о соответствии построенных или реконструируемых объекта ИЖС или садового дома размещены на официальном сайте МО Ивановский сельсовет (Постановление №49 от 20.02.2020 года).

Из материалов дела усматривается, что администрация МО Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области обладает полномочиями по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель поселений, а также разработке и утверждению административных регламентов.

Административный ответчик исковые требования признал, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

В соответствии с ч.3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд считает возможным принять данное признание иска, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с ч.3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Оценив представленные доказательства в совокупности по правилам ст. ст. 60, 61 КАС РФ, учитывая, что ответчик признал исковые требования, суд считает требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области к администрации МО Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по не разработке программы охраны земель и административных регламентов обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требованияпрокурора Оренбургского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по не разработке и не утверждению программы охраны земель поселения и административных регламентов.

Обязать администрацию муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушение закона путем разработки и утверждения муниципальным нормативным правовым актом программу охраны земель поселения в течении трех месяцев с момента вступления в силу решения суда по данному делу.

Обязать администрацию муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушение закона путем разработки и утверждения следующих административных регламентов в течении трех месяцев с момента вступления в силу решения суда по данному делу:

- принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель;

- заключение соглашения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка;

- предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;

- утверждение проектов организации дорожного движения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е.Н. Ерш

Мотивированное решение изготовлено 07.09.2020 года.