ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1666/2021 от 07.05.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2а-1666/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 мая 2021 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёнова Т.А.,

при секретаре Колмаковой Ю.С.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца Мартыновой Т.Г., представителей административного ответчика - ФИО2, ФИО3, ФИО4, представителя заинтересованного лица - ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выраженного в ненаправлении уведомления о включении в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, признании незаконным распоряжения о признании иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и включении информации в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и исключении сведений из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконными бездействия Министерства юстиции Российской Федерации, выраженного в ненаправлении уведомления о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в течение трех рабочих дней со дня издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2020 года о включении информации о ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2020 года о признании ФИО1 иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и включении информации о ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента и исключении из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, сведений о ФИО1

В обоснование административного иска указано, что из публикации на официальном сайте административного ответчика в сети «Интернет» ФИО1,, являющийся гражданином Российской Федерации, профессиональным журналистом, закончившим факультет управления и экономики Псковского государственного политехнического института, специальность «менеджмент организации», с 2005 года официально работающий в СМИ, в том числе в изданиях «Псковская провинция», «Аргументы и факты - Псков», «Псковская лента новостей», «Псковская губерния», а с октября 2014 года по настоящее время ***, узнал о том, что Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2020 года, принятым по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, признан выполняющим функции иностранного агента и внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

15 января 2021 года административный истец направил в адрес Министерства юстиции Российской Федерации заявление с просьбой сообщить основания для включения его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; направить в ее адрес заверенную копию решения Министерства юстиции Российской Федерации о внесении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, сведений о нем.

Уведомление о включении в реестр, полученное ФИО1 26 января 2021 года, в установленный срок направлено не было, причины включения в реестр не содержало.

По мнению административного истца, решение о признании его иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, является незаконным и принятым в нарушение соответствующих норм российского законодательства и международного права, поскольку считает внесение его в список инагентов недопустимым вмешательством в его право свободно выражать свое мнение и распространять информацию в качестве профессионального журналиста.

Ограничение прав административного истца, выраженное в возложении на него ряда дополнительных обязательств, в числе которых, предоставление дополнительной отчетности, не объясняется защитой каких-либо конституционно охраняемых ценностей и интересов, а сопровождение любых сообщений и материалов указанием на то, что они распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и применение к нему законодательства о средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, свидетельствуют о нарушении принципа равенства.

Возложение на административного истца обязанностей по предоставлению отчетности и публичному размещению или предоставлению средствам массовой информации сведений о своей деятельности является несоразмерным вмешательством в право на уважение частной жизни.

ФИО1 полагает, что реальной целью внесения его в реестр «иностранных агентов» является его дискредитация и прекращение публичной активности, связанной, в том числе с критикой публичной власти.

Поэтому ФИО1 просит суд признать незаконным бездействие Министерства юстиции Российской Федерации, выраженное в ненаправлении уведомления о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента в течение трех рабочих дней со дня издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2020 года о включении информации о ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2020 года о признании ФИО1 иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и включении информации о ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента и исключении из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, сведений о ФИО1

Административный истец ФИО1 и его представитель адвокат Мартынова Т.Г. требования и доводы, изложенные в административном иске, поддержали.

Представители административного ответчика Министерства юстиции РФ ФИО2, ФИО3, участвующие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, и ФИО4 с административным иском не согласились. Согласно позиции, представленной в письменных возражениях и высказанной в ходе судебного разбирательства, доводы ФИО1 являются необоснованными, а требования - неподлежащими удовлетворению, поскольку 22.12.2020 в Минюст России от органа государственной власти Российской Федерации – Прокуратуры города Москвы поступила информация о получении административным истцом денежных средств от иностранных источников (в ноябре 2019 г. более 8 000 руб., в январе 2020 г. более 4 000 руб. по договору авторского заказа от ***. ФИО1 является ***, а также автором ряда публикаций сетевого издания «Север.Реалии» https://www.severreal.org), включенного в реестр, имеет персональные страницы в социальных сетях, в том числе «Facebook». ФИО1 распространяет печатные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц. В связи с чем, 28.12.2020 по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации от 23.12.2020 Минюстом России принято распоряжение (решение) № 1304-р о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента ФИО1 28.12.2020 в соответствии с требованиями Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 № 216, информация о включении административного истца в реестр была размещена на официальном сайте Минюста России, а уведомлением от 30.12.2020 № 11-150137/20 ФИО1 был проинформирован о принятом Минюстом России решении с разъяснением установленных законодательством требований. Направление Минюстом России распоряжения указанным Порядком не предусмотрено. Поскольку на ФИО1 не возлагается иных обязанностей, кроме предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, включение его в реестр не нарушает и не ограничивает прав и свобод административного истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица Министерства иностранных дел РФ, привлеченного судом к участию в деле, ФИО5, участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, подтвердила согласование Министерством иностранных дел РФ в рамках предоставленной ему компетенции решения Минюста России о включения ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы дела, представленные Министерством юстиции РФ для обозрения, суд находит административный иск не подлежащем удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела судом установлено, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № 1304-р от 28 декабря 2020 года ФИО1, *** года рождения, в соответствии с частями третьей и седьмой статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (л.д. 134).

В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 61, 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными бездействия Министерства юстиции Российской Федерации и его распоряжения возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 № 426-ФЗ) физическое лицо, распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к физическому лицу, распространяющему предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающему денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (ч. 3).

Физическое лицо, распространяющее сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующее в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таком физическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к такому физическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (ч. 7).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

В соответствии с абз. 3 подпункта 1 п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющее функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

16 октября 2020 года вступил в силу Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденный приказом Минюста России от 24.09.2020 № 216, которым установлено, что согласно части пятой статьи 6 и части пятой статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Порядок) включению в реестр подлежит информация о физическом лице, распространяющем предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, а также о физическом лице, распространяющем сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующем в создании указанных сообщений и материалов, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации (подпункты «а», «б» п. 2).

Формирование и ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (п. 3).

Реестр формируется на основе документированной информации, предоставляемой лицами, указанными в пункте 2 Порядка, и органами государственной власти Российской Федерации (п. 4).

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, доступ к ним предоставляется путем размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети "Интернет" информации, содержащейся в реестре на электронных носителях.

Сведения о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, информация о которых включена в реестр, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети "Интернет" не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка (п. 7).

Решение о включении в реестр о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации (п. 8).

Основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации (п. 9).

Распоряжение о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, издается Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения согласования Министерства иностранных дел Российской Федерации (п. 11).

Уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации (п. 14).

Сведения о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети "Интернет" не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка (п. 16).

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что со 2 декабря 2019 года на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, в том числе, принятого на основании документов, поступивших от органов государственной власти Российской Федерации, в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента включается информация о физическом лице, получающем денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, если оно распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), или распространяет и (или) участвует в создании сообщений и материалов, созданных и (или) распространенных иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения сведения о физическом лице, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети "Интернет" и данному физическому лицу Министерством юстиции Российской Федерации направляется уведомление о включении в реестр.

Из материалов дела судом установлено, что 3 декабря 2020 года сотрудниками ЦПЭ ГУ МВД России по г. Москве составлен акт осмотра Интернет-ресурса, согласно которому при переходе по адресу: https://www.severreal.org открывается страница медиапроекта «Север.Реалии», внесенного в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 15.11.2019 (л.д. 15-16), на которой обнаружены материалы, автором которых является ФИО1, а именно статьи: «Лучшие люди города», опубликованная 09.12.2019 (https://www.sevrreal.org/a/30298479.html), «На главреда «Псковской губернии» составили протокол за организацию несогласованной акции» - 04.08.2020 (https://www.severreal.org/a/30765494.html. «В Пскове суд отклонил жалобу полиции по делу журналиста «Псковской губернии» - 28.09.2020 (https://www.severreal.org/a/30862394.html) (л.д. 181-187).

В своих пояснениях ФИО1 авторство указанных публикаций, размещенных на странице медиапроекта, не оспаривал.

Из письма ООО Радио Свободная Европа/Радио Свобода от 06.05.2021 (л.д. 204) следует, что «Север.Реалии» является проектом некоммерческой медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода, финансируемой за счет грантов, предоставляемых Конгрессом США, распространяющей информацию на различных платформах для аудитории в 23 странах Восточной и Юго-Восточной Европы, Кавказа, Центральной Азии и Ближнего Востока на 25 языках.

Согласно информации, предоставленной письмом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) № 04СВ-27729 от 30.04.2021 (л.д. 211-213) ФИО1 имеет персональную страницу в социальной сети Facebook (https://www.facebook.com/denis.kamalyagin, более 200 подписчиков, публикации регулярные), на сайте ««Псковская губернiя - online» http://gubernia.media ФИО1 предположительно, является редактором. В публикациях ФИО1 поднимаются темы развития Псковской области, взаимодействия с местными властями обычных граждан и представителей СМИ. На сайте https://davydov.in размещен архив публикаций с июня по октябрь 2020 года, автором и соавтором которых является Д. Камалягин. (https://davydov.in/author/denis-kamalyagin/#). В архиве размещено 3 материала. В основном ФИО1 пишет на политические темы. В электронном периодическом издании «Псковская лента новостей» (https://pln-pskov.ru/) размещен архив публикаций (более 700 материалов) с начала 2016 года по настоящее время, автором или экспертом которых является ФИО1 В публикациях дается критическая оценка действиям федеральной и региональной власти. С января 2020 года ФИО1 является соведущим программы «Делить на два» на телеканале «Первый Псковский» (http://lpskov.tv). Цель программы - «простым языком рассказать сложные вещи», помочь простым гражданам разобраться в политическом дискурсе страны.

Из материалов, представленных Министерством юстиции РФ для обозрения, следует, что в январе 2020 года по договору авторского заказа от *** ФИО1 получено более 4 000 руб.

ФИО1 в судебном заседании получение денежных средств не оспаривал, указав, что не помнит об этом, но, скорее всего не получал (л.д. 226).

Таким образом, судом установлено, что ФИО1, получающий денежные средства от международных и иностранных организаций, распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а в период с июня по октябрь 2020 года, участвовал в создании материалов, распространенных иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента – проектом медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода, также включенной в реестр, «Север.Реалии».

В связи с чем, 28 декабря 2020 года после получения письма МИД России от 23 декабря 2020 г. № 11873/дип о включении ряда физических лиц в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, которым МИД России согласовало включение сведений о ФИО1, *** г.р., в указанный реестр (л.д. 197), Министерством юстиции РФ в установленный законом срок обоснованно издано оспариваемое распоряжение.

Доводы административного истца, связанные с исполнением обязанностей, возложенных на физическое лицо, признанное выполняющим функции иностранного агента, не принимаются, поскольку не влияют на законность принятого Министерством юстиции РФ решения о включении ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Требование ФИО1 о признании незаконным бездействия Министерства юстиции Российской Федерации, выраженного в ненаправлении уведомления о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента в течение трех рабочих дней со дня издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2020 года, суд полагает также не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

Из материалов дела судом установлено, что указанное уведомление от 30.12.2020 № 11-150137/20 было направлено ФИО1 по адресу его места жительства (л.д. 19).

Таким образом, уведомление о включении в реестр было направлено административному истцу в установленный Порядком срок, что свидетельствует о необоснованности требований административного иска о признании бездействия Министерства юстиции Российской Федерации незаконным.

Приходя к такому выводу, суд принимает во внимание то, что согласно сведениям, имеющимся в административном иске и в заявлении ФИО1 от 12.01.2021, о включении его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента административному истцу стало известно из публикации, размещенной на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети "Интернет" (л.д. 53).

В связи с чем, получение уведомления о включении в реестр, носящего информативный характер, после того как соответствующая информация была получена им из официального источника Министерства юстиции РФ, не нарушает прав ФИО1 и законных его интересов.

При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействия, выраженного в ненаправлении уведомления о включении в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, признании незаконным распоряжения о признании иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и включении информации в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и исключении сведений из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении административного иска к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выраженного в ненаправлении уведомления о включении в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, признании незаконным распоряжения о признании иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и включении информации в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и исключении сведений из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Семёнова

Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2021 года.