ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1667/2016 от 21.01.2016 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-1667/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,

при секретаре Грасс Л.В.,

рассмотрев 21 января 2016 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по административному иску Администрации МР «Корткеросский» к Министерству финансов Республики Коми о признании незаконным предписания,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация МР «Корткеросский» обратилась в суд с административным иском к Министерству финансов Республики Коми о признании незаконным предписания Министерства финансов Республики Коми от ** ** **№..., выданного Администрации МР «Корткеросский».

В ходе судебного заседания представитель Администрации МР «Корткеросский» ФИО1 административный иск поддержала.

Представитель Министерства финансов Республики Коми ФИО2 в судебном заседании с административным иском не согласился, указав, что предписание выдано Министерством финансов Республики Коми в соответствии с предоставленными ему полномочиями, отсутствие заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации на объекты размещения отходов может привести в дальнейшем в отказу в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств.

Исследовав материала дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В рамках указанных полномочий Администрацией МР «Корткеросский» была принята и реализовывалась муниципальная программа «Отходы» муниципального района «Корткеросский» на 2012-2016 годы», утвержденная Постановлением от 30.11.2011 № 2449.

В Республике Коми в аналогичном периоде функционировали: ДРЦП «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012 - 2016 годы)», утвержденная Постановлением Правительства Республики Коми от 30.09.2011 № 425, и Государственная программа Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды», утвержденная Постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 414.

Указанные программы предполагают субсидирование расходных обязательств муниципальных образований в области обращения с отходами, устанавливая порядок и условия предоставления таких субсидий.

На территории муниципального района «Корткеросский» на условиях долевого финансирования расходов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми производится строительство:

межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с. ..., в т. ч. ПИР;

межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с. ..., в т. ч. ПИР;

объекта размещения (площадки хранения) твердых бытовых отходов в с...., в т. ч. ПИР;

площадки складирования и временного хранения древесных отходов в с....;

объекта размещения (площадки хранения) твердых бытовых отходов в с...., в т. ч. ПИР;

площадки складирования и временного хранения древесных отходов в п.... в целях перевода котельных Корткеросского района на использование древесных отходов.

Финансирование строительства перечисленных объектов на территории муниципального района «Корткеросский» осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми путем предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на строительство объектов размещения отходов Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, являющимся главным распорядителем бюджетных средств.

В соответствии с поручением УФСБ России по Республике Коми на основании приказа Министерства финансов Республики Коми о проведении контрольного мероприятия от ** ** **№... должностными лицами Министерства финансов Республики Коми была проведена выездная проверка использования средств на приобретение техники за счет субсидий, предоставленных из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района «Корткеросский» в рамках реализации мероприятий ДРЦП «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми» (2012-2016 годы) и ГП РК «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» на строительство объектов размещения отходов за период с ** ** ** по ** ** **

Цель проверки: выяснение вопроса - предусмотрено ли приобретение автотранспортной техники документацией, явившейся основанием для получения бюджетного финансирования по указанным программам, то есть, были ли использованы бюджетные ассигнования на цели, соответствующие условиям их получения.

Как следует из Акта выездной проверки от ** ** **, в ходе проверки Администрацией МР «Корткеросский» было представлено положительное заключение государственной экспертизы по объекту «Строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с. ...» №... от ** ** **

Заключения государственной экспертизы по другим объектам размещения отходов к проверке не представлены.

Согласно устным пояснениям должностных лиц Администрации МР «Корткеросский» проектная документация по строительству межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с. ... на момент проведения проверки находится на государственной экспертизе, по другим объектам размещения отходов - не проводилась.

По результатам проверки Министерством финансов Республики Коми выдано Администрации МР «Корткеросский» предписание от ** ** **№... согласно которому на Администрацию МР «Корткеросский» возложена обязанность организовать проведение государственной экспертизы проектной документации строительства всех объектов размещения отходов на предмет ее соответствия техническим регламентам, в том числе обоснованности включения в нее машин и оборудования, необходимых для организации эксплуатации объектов размещения отходов в заявленной в сводных сметных расчетах потребности. Довести до сведения Министерства финансов Республики Коми результаты государственной экспертизы, сообщить о выполнении предписания и принятых мерах с приложением копий документов в течение 30 календарных дней со дня получения предписания.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 30.12.2011 № 649 «О Министерстве финансов Республики Коми» (далее – Постановление) Министерство финансов Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим формирование и реализацию государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Коми, нормативное правовое регулирование и государственное управление в установленной сфере деятельности, управление государственным долгом Республики Коми, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми путем проведения конкурсов и аукционов, регулирование контрактной системы в сфере закупок, координацию деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми в данных сферах.

В силу п.п. 4 п. 8 Постановления задачей Министерства является обеспечение целевого использования (расходования) средств республиканского бюджета Республики Коми в формах и порядке, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами Республики Коми.

Как предусмотрено п. 9 Постановления, для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство исполняет следующие государственные функции:

организует исполнение и исполняет республиканский бюджет Республики Коми, обеспечивает контроль за исполнением республиканского бюджета Республики Коми главными распорядителями, распорядителями и получателями средств республиканского бюджета Республики Коми (п. 27).

осуществляет внутренний государственный финансовый контроль (п. 61), в том числе:

в) осуществляет контроль за использованием средств республиканского бюджета Республики Коми, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставляемых другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

д) осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;е) осуществляет контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Республики Коми, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий;

з) проводит анализ осуществления главными администраторами средств республиканского бюджета Республики Коми внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

и) составляет и направляет представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в рамках заключенных с федеральными органами исполнительной власти соглашений организует контроль целевого и рационального использования средств, выделяемых местным бюджетам в виде субвенций и субсидий из федерального бюджета (п. 68).

На основании Постановления Правительства РК от 24.12.2013 № 540 «Об утверждении Порядка осуществления Министерством финансов Республики Коми полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее – Порядок) деятельность по контролю основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.

Деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований. Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.

Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий, который утверждается министром (заместителем министра) финансов Республики Коми. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения министра (заместителя министра) финансов Республики Коми, принятого в связи с поступлением обращений (поручений) Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми, правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений иных государственных органов, граждан и организаций.

Как предусмотрено п.п. «б» п. 7 Порядка, объектами контроля в финансово-бюджетной сфере, в том числе, являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из республиканского бюджета Республики Коми.

В силу п.п. «г» п. 10 Порядка должностные лица, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, имеют право выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Обосновывая законность выданного предписания, Министерство финансов Республики Коми ссылается на ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

При этом указывает на то, что в силу п. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.

Также административный ответчик ссылается на положения ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, к которому прилагается положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

Суд, оценивая законность и обоснованность вынесенного предписания, исходит из того, что Министерством финансов Республики Коми предписано Администрации МР «Корткеросский» осуществить мероприятия по проведению государственной экспертизы проектной документации строительства всех объектов размещения отходов на предмет ее соответствия техническим регламентам, то есть фактически дано предписание об устранении нарушения требований градостроительного законодательства. В обоснование предписания не указано, какие именно нормы бюджетного законодательства нарушены Администрацией МР «Корткеросский».

Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в его исполнение подзаконными актами установлено, что полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, Министерство финансов Республики Коми как орган государственного финансового контроля Республики Коми не наделено полномочиями по проверке соблюдения поднадзорными органами требований законодательства в области строительства и выдаче предписаний по устранению этих нарушений.

Доводы представителя Министерства финансов Республики Коми о том, что в результате отсутствия государственной экспертизы проектной документации для строительства объектов размещения отходов нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, не могут быть приняты во внимание, поскольку сведений о том, что на день вынесения предписания Администрация МР «Корткеросский» по причине отсутствия заключения государственной экспертизы проектной документации не имеет возможности осуществлять строительство или ввести в эксплуатацию построенные объекты, не имеется. При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о неэффективном использовании Администрацией МР «Корткеросский» бюджетных средств и наличии в связи с этим нарушения требований бюджетного законодательства, являются предположительными и преждевременными.

Фактов, свидетельствующих о прямом нарушении Администрацией МР «Корткеросский» требований бюджетного законодательства, нецелевом, неэффективном использовании выделенных бюджетных средств, в ходе проведения проверки не выявлено. В материалах проверки и в предписании не указано – каким образом отсутствие заключения государственной экспертизы проектной документации повлияло на объемы и порядок использования Администрацией МР «Корткеросский» бюджетных средств при реализации муниципальной программы «Отходы» муниципального района «Корткеросский» на 2012-2016 годы».

Суд, оценив установленные по делу обстоятельства, приходит к выводу о том, что предписание от ** ** **№..., выдано Министерством финансов Республики Коми по вопросу, не входящему в его компетенцию, не мотивировано нарушениями тех или иных норм бюджетного законодательства.

Кроме того, судом принимается во внимание то обстоятельство, что согласно предписанию от ** ** **№... Администрация МР «Корткеросский» обязана организовать проведение государственной экспертизы проектной документации строительства всех объектов размещения отходов на предмет ее соответствия техническим регламентам.

Между тем, в предписании не указаны конкретные объекты строительства, в отношении которых надлежит организовать проведение государственной экспертизы проектной документации, не учтено, что согласно акту проверки от ** ** ** на момент проверки имелось положительное заключение государственной экспертизы по объекту «Строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с. ...» №... от ** ** **, проектная документация по строительству межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с. ... находилась на государственной экспертизе. Учитывая изложенное, требование предписания противоречит материалам проверки и является неконкретным, что затрудняет его исполнение.

При таких обстоятельствах оспариваемое по делу предписание Министерства финансов Республики Коми от ** ** **№..., выданное Администрации МР «Корткеросский», не основано на законе, в связи с чем требования административного иска признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным предписание Министерства финансов Республики Коми от ** ** **№..., выданное Администрации МР «Корткеросский».

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Председательствующий Е.В. Никитенкова