ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1668/19 от 08.08.2019 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 08.08.2019.

Решение в окончательной форме изготовлено 15.08.2019.

8 августа 2019 г. г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Попик А.А.,

с участием:

представителя административного истца Администрации города Усть-Илимска Панфиловой А.С., действующей на основании доверенности от 07.06.2019 № 101-д с полным объемом процессуальных прав сроком по 31.12.2019,

представителя административного ответчика Контрольно-ревизионной комиссии города Усть-Илимска Комарова С.В., действующего на основании доверенности от 07.08.2019 № 01-19/128 с полным объемом процессуальных прав сроком на один год,

в отсутствие:

представителей заинтересованных лиц Архивного агентства Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1668/2019 по административному исковому заявлению Администрации города Усть-Илимска к Контрольно-ревизионной комиссии города Усть-Илимска о признании предписания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Администрации города Усть-Илимска (далее – административный истец) обратился в Усть-Илимский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Контрольно-ревизионной комиссии города Усть-Илимска (далее по тексту – КРК г. Усть-Илимска, административный ответчик), в котором просит признать предписание от 07.06.2019 № 02-03/3/3 незаконным.

В обоснование требований указал, что на праве оперативного управления административному истцу принадлежит здание, расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположен Архивный отдел Администрации города Усть-Илимска, и в котором, в том числе, находятся на хранении документы, относящиеся к государственной собственности Иркутской области, объём которых в 2018 году составлял 50%, в 2019 году – 48% от общего количества архивных дел, и финансовое обеспечение которого, в том числе, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Иркутской области. Фактические расходы на материальные затраты в 2018 году составили 1 840 264,28 руб., из которых за счет местного бюджета – 1 217 124,20 руб. или 64%, 623 140,08 руб. – из средств субвенций или 33,86%. Фактические расходы на материальные затраты за 1 квартал 2019 года составили 125 388,51 руб., из которых за счет местного бюджета – 85 172,81 руб. или 68%, 40 215,70 руб. – из средств субвенций или 32%. Средства субвенций фактически израсходованы в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом Архивного агентства Иркутской области, нецелевого использования в размере 122 171,41 руб. истцом допущено не было. В связи с чем оснований для возвращения в областной бюджет средств субвенций в сумме 122 171,41 руб., предоставленных для осуществления областных государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Иркутской области, у административного истца не имеется.

Согласно письменным возражениям от 22.07.2019 председатель КРК г. Усть-Илимска Неганова Э.К. считает доводы административного иска несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства, и не подлежащими удовлетворению. Полагает, что предписание от 07.06.2019 № 02-03/3/3 является законным и обоснованным, вынесено в пределах полномочий административного ответчика. По результатам проведенной административным ответчиком проверки было установлено, что административным истцом допущено нецелевое расходование средств субвенций в размере 49 324,41 руб. на текущий ремонт согласно муниципальному контракту от 17.12.2018 № Ф.2018.600405, в размере 23 268 руб. и 5 562 руб. на оказание услуг по техническому обслуживанию установок охранной и охранно-пожарной сигнализации согласно муниципальным контрактам от 27.11.2017 № Ф.2017.504851 и от 13.12.2018 № Ф.2018.600191, в размере 44 016 руб. на услуги по охране архива (тревожная кнопка) согласно муниципальному контракту 28.12.2017 № 389, а всего в общем размере 122 171,41 руб., которые подлежат возврату в областной бюджет.

В судебном заседании представитель административного истца Панфилова А.С. административные исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в административном иске. Просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Комаров С.В. в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Архивного агентства Иркутской области, привлеченного к участию в деле на основании определения суда от 23.07.2019, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно ходатайству от 07.08.2019 руководитель Овчинников С.Г. просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя. В письменном отзыве от 07.08.2019 указал, что не усматривает в действиях административного истца признаков нецелевого использования средств субвенций, полагает административный иск подлежащим удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Иркутской области, привлеченного к участию в деле на основании определения суда от 23.07.2019, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно ходатайству от 06.08.2019 представитель Самарцева С.А. просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Согласно письменному отзыву от 06.08.2019 указала, что Министерство финансов Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, а также осуществляет финансовый контроль в установленной деятельности, в сфере осуществления казначейского исполнения областного бюджета предоставляет межбюджетные трансферты из областного бюджета, осуществляет анализ ситуации в сфере межбюджетных отношений.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельства, указанные в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения, действия (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно подпункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.

Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

Согласно статье 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Под проверкой в целях данного кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

В статье 269.2 БК РФ установлено, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля определяется муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего муниципального финансового контроля (пункт 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 БК РФ под получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Из части 1 статьи 78.1 БК РФ следует, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Субсидия представляет собой пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона № 6-ФЗ установлено, что правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 39.1 Устава муниципального образования город Усть-Илимск, принятого решением Городской Думы города Усть-Илимска от 20.04.2005 № 15/60 Контрольно-ревизионная комиссия образуется Городской Думой. Полномочия, состав и порядок деятельности Контрольно-ревизионной комиссии устанавливаются Положением о Контрольно-ревизионной комиссии, утверждаемым решением Городской Думы в соответствии с действующим законодательством.

Положение о Контрольно-ревизионной комиссии города Усть-Илимска утверждено решением Городской Думы города Усть-Илимска от 23.03.2011 № 25/144 (далее - Положение о Контрольно-ревизионной комиссии).

В соответствии Положением о Контрольно-ревизионной комиссии КРК г. Усть-Илимска является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля муниципального образования город Усть-Илимск и образуется Городской Думой города Усть-Илимска (пункт 2); КРК г. Усть-Илимска является органом местного самоуправления муниципального образования город Усть-Илимск (пункт 6); КРК г. Усть-Илимска осуществляет полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля (пункт 32), в том числе: контроль за исполнением бюджета муниципального образования город Усть-Илимск (подпункт 1 пункта 32); организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета города, а также средств, получаемых бюджетом города из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 7 пункта 32); внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется КРК г. Усть-Илимска, в том числе, в отношении главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета (подпункт 1 пункта 33); финансового органа Администрации города Усть-Илимска (главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации (подпункт 2 пункта 33); муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Усть-Илимск (подпункт 3 пункта 33); внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется КРК г. Усть-Илимска в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (пункт 34); при осуществлении полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю КРК г. Усть-Илимска, в том числе, проводятся проверки, ревизии, обследования (подпункт 1 пункта 35); направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (подпункт 2 пункта 35).

По результатам проведения контрольного мероприятия КРК г. Усть-Илимска составляется соответствующий акт (акты). На основании акта (актов) КРК г. Усть-Илимска составляется отчет (пункт 37), который подписывает председатель КРК г. Усть-Илимска (подпункт 9 пункта).

КРК г. Усть-Илимска в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами КРК г. Усть-Илимска контрольных мероприятий направляет в органы местного самоуправления, проверяемые организации и их должностным лицам предписание. Предписание может содержать требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, Иркутской области, муниципальному образованию город Усть-Илимск.

Предписание КРК г. Усть-Илимска должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания и должно быть исполнено в установленные в нем сроки (пункт 64).

Решением Городской Думы города Усть-Илимска от 28.04.2012 № 40/253 утверждено Положение о порядке проведения КРК г. Усть-Илимска контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (далее - Положение о проведения контрольных мероприятий), которое определяет порядок, сроки и последовательность действий при планировании и проведении КРК г. Усть-Илимска контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, порядок и сроки направления представлений и предписаний КРК г. Усть-Илимска.

В соответствии с пунктом 2.4 Плана работы КРК г. Усть-Илимска на 2019 год, утвержденного распоряжением председателя КРК г. Усть-Илимска от 28.12.2018 № 01-07/31 (с изменениями и дополнениями) на основании распоряжения председателя КРК г. Усть-Илимска от 21.03.2019 № 01-07/9 с 1 апреля 2019 года по 17 мая 2019 года проведено контрольное мероприятие «Проверка формирования и использования в 2018 году и истекшем периоде 2019 года бюджетных средств в рамках исполнения муниципальным образованием город Усть-Илимск полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов».

По результатам проведения контрольного мероприятия составлен акт от 21.05.2019 № 02-03/1/3, в котором зафиксированы факты нецелевого использования средств субвенции, предоставленной из бюджета Иркутской области на осуществление областных государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Иркутской области.

Данный акт 22.05.2019 вручен руководителю объекта контроля - мэру города Усть-Илимска ФИО1

В соответствии со статьей 4 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 150-оз «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Иркутской области» пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в контрольно-счетный орган в срок до 7 рабочих дней со дня

получения акта, прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью.

Пунктом 57 Положения о порядке проведения контрольных мероприятий установлено, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте контрольного мероприятия, а также с выводами и предложениями должностных лиц, проводивших контрольное мероприятие, руководитель объекта контроля или лицо, исполняющее его обязанности, вправе в срок до семи рабочих дней со дня получения акта, представить письменные возражения (пояснения, замечания) по акту в целом или по его отдельным положениям. Письменные возражения (пояснения, замечания) прилагаются к акту и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью.

В установленный срок от Администрации города поступили пояснения от 03.06.2019 № 01-28/2467.

Согласно пункту 58 Положения о порядке проведения контрольных мероприятий по истечении 7 рабочих дней со дня получения руководителем объекта контроля или лицом, исполняющим его обязанности, акта, должностными лицами КРК, проводившими контрольное мероприятие, в течение 5 рабочих дней составляется отчет по результатам проведения контрольного мероприятия.

Отчет КРК г. Усть-Илимска о результатах контрольного мероприятия – это служебный документ, составленный по результатам контрольного мероприятия и содержащий анализ, оценку, обобщенные выводы, рекомендации, предложения по проведенному контрольному мероприятию.

Проведение контрольного мероприятия завершается составлением отчета о результатах контрольного мероприятия.

Отчет № 02-03/2/3 по результатам проведения проверки формирования и использования в 2018 году и истекшем периоде 2019 года бюджетных средств в рамках исполнения муниципальным образованием город Усть-Илимск полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов составлен 07.06.2019 и направлен 10.06.2019 в Городскую Думу города Усть-Илимска и мэру города Усть-Илимска.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 270.2 БК РФ представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ.

Согласно частям 4, 5 статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание. Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем.

Одновременно с отчетом от 07.06.2019 № 02-03/2/3 в адрес Администрации города Усть-Илимска направлено предписание от 07.06.2019 № 02-03/3/3, которое получено мэром города Усть-Илимска ФИО1 10.06.2019, согласно которому Администрации города Усть-Илимска предписывается принять меры по возврату в областной бюджет средств субвенции в сумме 122 171,41 руб., предоставленных для осуществления областных государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Иркутской области, израсходованных на мероприятия, не связанные с целью ее предоставления.

Срок исполнения предписания установлен не позднее 10 июля 2019 г. Срок для информирования КРК г. Усть-Илимска об исполнении предписания, принятых мер, результатах принятых мер - до 15 июля 2019 г.

Предписание от 07.06.2019 № 02-03/3/3 оформлено в соответствии с пунктами 82-85 Положения о порядке проведения контрольных мероприятий.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства, регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Закон об архивном деле).

Государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района, городского округа и внутригородского района обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов (часть 1 статьи 13 Закона об архивном деле).

В силу статьи 3 Закона об архивном деле муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления или муниципальное учреждение, создаваемое муниципальным образованием, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относится формирование и содержание муниципального архива.

Согласно частям 1, 2 статьи 19 Закона о местном самоуправлении полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными актами не допускается.

В соответствии с Законом Иркутской области от 18.07.2008 № 47-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Иркутской области» (далее - Закон № 47-оз) органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности области и находящихся на территории соответствующих муниципальных образований (часть 1 статьи 2).

На территории муниципального образования город Усть-Илимск создан и действует муниципальный архив в виде структурного подразделения Администрации города Усть-Илимска - архивный отдел Администрации города Усть-Илимска (далее - Архив). Архив расположен в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес>

Из положений статей 7, 8, 9 Закона об архивном деле следует, что архивные документы могут находиться в государственной (федеральной, собственности субъекта Российской Федерации), муниципальной и частной собственности. Архивные документы организаций, действующих на территории Российской Федерации и не являющихся государственными или муниципальными, относятся к частной собственности.

Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 16.01.2009 № 5-пп «Об отдельных вопросах в сфере наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области областными государственными полномочиями по хранению комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Иркутской области» (далее - Постановление № 5-пп) установлено, что архивное агентство Иркутской области осуществляет предусмотренные Законом о наделении государственными полномочиями государственные полномочия в сфере наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области областными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Иркутской области и находящихся на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области.

В соответствии с годовым отчетом о количестве дел, хранящихся в архивном отделе Администрации города Усть-Илимска по формам собственности за 2018 год количество дел постоянного хранения по личному составу, отнесенного к различным формам собственности, по состоянию на 01.01.2018 составляет - 50%, на 01.01.2019 - 48% от общего количества архивных дел.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона об архивном деле государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, предоставлять создаваемым ими архивам здания и (или) помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов.

Статьей 6 Закона о наделении государственными полномочиями определено, что финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области.

Согласно пункту 1 статьи 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Частью 5 статьи 19 Закона о местном самоуправлении установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Также пунктом 6 части 1 статьи 3 Закона о наделении государственными полномочиями предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Постановлением № 5-пп установлен Порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление областных государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Иркутской области.

В соответствии с пунктом 2 Порядка расходования субвенций предоставление субвенций осуществляется архивным агентством Иркутской области ежемесячно в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных областным бюджетом на текущий финансовый год, в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом.

Согласно пункту 4 Порядка расходования субвенций субвенции направляются на финансовое обеспечение следующих расходов: затраты на оплату труда муниципальных служащих, исполняющих государственные полномочия; затраты на оплату труда работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления; затраты на оплату труда вспомогательного персонала (рабочих) органов местного самоуправления; материальные затраты, необходимые для осуществления государственных полномочий, установленные Перечнем материальных затрат, необходимых для осуществления областных государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Иркутской области.

В соответствии с пунктом 7 Порядка расходования субвенций органы местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение данного Порядка и достоверность предоставляемых ими отчетов в соответствии с законодательством.

В случае нецелевого использования субвенций органы местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством (пункт 8 Порядка расходования субвенций).

В 2018 году действовал Перечень материальных затрат, необходимых для осуществления областных государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Иркутской области, определенный приказом Архивного агентства Иркутской области от 16.09.2016 № 23-агпр (утратил силу с 01.01.2019), которым устанавливался конкретный норматив использования для каждого вида материальных затрат, которые, в свою очередь, сгруппированы по видам расходов (далее - Перечень затрат на 2018 год).

Средства, направляемые на осуществление материальных затрат, носят целевой характер и не могут быть направлены на другие цели.

Постановлением Правительства Иркутской области от 21.01.2019 № 19-пп внесены изменения в Постановление № 5-пп, которыми установлен Перечень материальных затрат необходимых для осуществления областных государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Иркутской области (далее - Перечень затрат на 2019 год).

Данные изменения вступили в силу с 21 января 2019 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года. При этом данным Перечнем установлено, что расходы на материальные затраты, указанные в пунктах 1-3, 6-15, 20-28, 30, 32, 37, 39-40, рассчитываются пропорционально количеству дел областной государственной собственности от общего количества дел, хранящихся в архиве (архивохранилище).

Расходы на материальные затраты, указанные в пунктах 35-36, рассчитываются пропорционально количеству муниципальных служащих, исполняющих государственные полномочия, от общего количества муниципальных служащих, работающих в архиве.

В соответствии с Перечнем затрат на 2018 год норматив использования средств субвенции на текущий ремонт архива (электропроводки, систем отопления, водоснабжения, канализации, окон, крыш и т.п.) осуществляется не чаще одного раза в пять лет, а также проведение ремонта при переезде архива в новое здание, получении дополнительных помещений. Сумма средств определяется в зависимости от процента дел, отнесенных к государственной собственности Иркутской области (пункт 2.1).

В ходе проверки КРК г. Усть-Илимска установлено, что Администрацией города Усть-Илимска с ИП ФИО2 был заключен муниципальный контракт от 17.12.2018 № Ф.2018.600405 на общестроительные работы по замене оконных блоков на сумму 334 902,65 руб. Место выполнения работ: <адрес>; <адрес>.

Согласно акту о приемке выполненных работ от 24.12.2018 № 1 стоимость работ по замене оконных блоков в помещениях архивного отдела составила 98 650,81 руб.

По платежным поручениям от 28.12.2018, от 29.12.2018 оплата по данному контракту произведена в полном объеме за счет средств субвенции.

В соответствии с Перечнем затрат на 2018 год норматив использования средств на техническое обслуживание, ремонт пожарной и охранной сигнализации составляет в зависимости от процента дел, отнесенных к государственной собственности Иркутской области, с учетом стоимости услуг в соответствии с заключенными договорами текущего года (пункт 4.3).

В силу положений Перечня затрат на 2019 год расходы на системы пожарной, охранной сигнализации (приобретение, установка, техническое обслуживание, ремонт) также рассчитываются пропорционально количеству дел областной государственной собственности от общего количества дел, хранящихся в архиве.

В ходе проведения проверки КРК г. Усть-Илимска установлено, что между Администрацией города Усть-Илимска и ООО «Спецсистемы» заключен контракт от 27.11.2017 № Ф.2017.504851 сроком действия с 01.12.2017 по 30.11.2018 на оказание услуг по техническому обслуживанию установок охранной и охранно-пожарной сигнализации и оповещению о пожаре объектов Администрации города. Место оказание услуг: <адрес>; <адрес>.

Аналогичный контракт с ООО «Спецсистемы» сроком действия по 30 ноября 2019 г. заключен 13.12.2018 № Ф.2018.600191.

Согласно техническому заданию техническое обслуживание ОПС заключается в поддержании работоспособности средств ОПС путем ее профилактических осмотров на предмет видимых повреждений, проверки работоспособности оборудования, очистки оборудования от пыли и грязи, а также ремонта по вызову Заказчика.

Количество обслуживаемых объектов (приборы, извещатели, оповещатели и др.) составляло в 2018 году в здании Администрации города 295 шт., в архиве - 17 шт., с декабря 2018 г. 314 шт. и 234 шт. соответственно.

При этом в силу норм Перечня затрат на 2018 - 2019 годы расходы на обслуживание систем ОПС в помещениях архива подлежат оплате за счет средств субвенции исключительно пропорционально количеству дел областной государственной собственности от общего количества дел, хранящихся в архиве.

В соответствии с Перечнем затрат на 2018 год норматив использования средств субвенции на услуги по охране архива, тревожная кнопка составляет в зависимости от процента дел, отнесенных к государственной собственности Иркутской области с учетом стоимости услуг в соответствии с заключенными договорами текущего года (пункт 4.4).

В ходе проведения контрольного мероприятия КРК г. Усть-Илимска установлено, что между Администрацией города Усть-Илимска и ООО «Охранное предприятие «БАРС» (далее - ООО «ОП «БАРС») заключен контракт от 28.12.2017 на оказание услуг по централизованной охране объектов и имущества Администрации города с помощью технических средств охраны (пультовая охрана) со сроком оказания услуг с 01.01.2018 по 31.12.2018. Место оказание услуг: <адрес>; <адрес>. Цена Контракта составляет 228 000 руб. Аналогичный контракт № Ф.2018.648250 со сроком оказания услуг с 01.01.2019 по 31.12.2019 заключен 25.12.2018 с ООО «ОП «БАРС». Цена контракта 185 220 руб.

Согласно техническому заданию целями охраны являются: защита жизни и здоровья сотрудников, посетителей от противоправных действий в границах охраняемого объекта; поддержание общественного порядка на территории объекта; защита материальных ценностей, находящихся на объекте; защита собственных ресурсов системы и технических средств охраны при попытках несанкционированного доступа к ним; недопущение нанесения ущерба хищением, уничтожением или повреждений имущества.

Объектами централизованной охраны с помощью технических средств охраны (пультовая охрана) являются: помещения здания Администрации города по адресу: <адрес> помещения здания Администрации города по адресу: <адрес>; архивный отдел Администрации города по адресу: <адрес>

По результатам проведенной проверки КРК г. Усть-Илимска установлено, что Администрацией города расходы, подлежащие оплате за счет средств местного бюджета в сумме 122 171,41 руб., произведены за счет средств субвенции, не связаны с целью ее предоставления, т.е. имеет признаки нецелевого расходования бюджетных средств.

Выводы, изложенные административным ответчиком в Предписании от 07.06.2019 № 02-03/3/3, суд находит несостоятельными, а предписание незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В связи с вышесказанным, объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств характеризуется действиями по направлению средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации на цели, не предусмотренные правовыми актами; совершением конкретной платежно-расчетной операцией по расходованию средств, что подтверждается исполненным платежным поручением, чеком, квитанцией, иным платежным документом.

Как отметил Минфин России в письме от 21.01.2014 № 02-10-11/1763, для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение.

Кроме того, согласно письму Минфина России от 10.06.2014 № 02-10-11/27990) главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, исходя из полномочий, предусмотренных статьей 158 БК РФ, составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета, обеспечивают соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, которые установлены при их предоставлении.

В связи с этим главные распорядители (распорядители) бюджетных средств могут допустить только нарушение процедур, установленных в целях реализации указанных полномочий, за неисполнение которых предусматривается административная ответственность статьями КоАП РФ и (или) выносится предписание о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Таким образом, в ходе реализации должностными лицами полномочий главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств нецелевое использование бюджетных средств не допускается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем денежных средств, получателем бюджетных средств, влечет применение бюджетной меры принуждения, заключающейся в передаче уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. В отношении применения данной бюджетной меры принуждения следует отметить, что настоящее время отсутствуют подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок ее применения и правовой статус уполномоченного по соответствующему бюджету. В отношении применения данной бюджетной меры принуждения Минфин России в письме от 11.03.2014 № 02-10-10/10495 указал, что передача отдельных бюджетных полномочий повлечет вмешательство лица (лиц), которому они переданы, в деятельность соответствующего органа, учреждения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, заключающееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет применение таких мер бюджетного принуждения, как бесспорное взыскание суммы средств, использованных не в соответствии с целевым назначением, и (или) платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за включением субвенций).

Исходя из содержания данного пункта, объективную сторону данного бюджетного нарушения составляют совместные действия финансового органа (главного распорядителя (распорядителя)) и получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты. Таким образом, бюджетные меры принуждения, предусмотренные пунктом 3 статьи 306.4 БК РФ, применяются в случае совершения нецелевого использования бюджетных средств одновременно двумя вышеуказанными участниками бюджетного процесса.

Ни приказом Архивного агентства Иркутской области от 16.09.2016 № 23-агпр, ни постановлением правительства Иркутской области от 16.01.2009 № 5-пп не установлены требования к порядку оплаты расходов средств субвенции на материальные затраты, необходимые для осуществления областных государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Иркутской области, также не установлено по состоянию на какую дату должен быть определен процент дел, отнесенных к государственной собственности Иркутской области, для целей соблюдения процентного соотношения расходов.

Фактические расходы на материальные затраты в 2018 году составили 1 840 264,28 рубля, из них 1 217 124,2 рубля из местного бюджета, что составляет 66,14 % от общего объема, и 623 140,08 рублей из средств субвенций, что составляет 33,86 % от общего объема при процентном соотношении дел 50 %.

Фактические расходы на материальные затраты за 1 квартал 2019 года составили 125 388, 51 рублей, из них 85 172,81 рубля из местного бюджета, что составляет 68 % от общего объема, и 40 215,70 рублей из средств субвенций, что составляет 32% от общего объема при процентном соотношении дел 48% к 50%.

Таким образом, расходование субвенций осуществлено в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных областным бюджетом на текущий финансовый год, в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом.

Во исполнение части 1 статьи 8 Закона № 47-оз Администрация города Усть-Илимска представляет в архивное агентство Иркутской области информацию о ходе осуществления государственных полномочий, а также отчет об использовании финансовых средств и материальных ресурсов, полученных из областного бюджета на осуществление государственных полномочий, ежеквартально не позднее десяти дней после окончания квартала; расчет расходов на осуществление государственных полномочий на следующий год ежегодно в соответствии с бюджетным законодательством; иные сведения, необходимые для осуществления контроля за осуществлением государственных полномочий органами местного самоуправления. В свою очередь, архивное агентство Иркутской области направляет органам местного самоуправления информацию по результатам выполнения последними государственных полномочий. При этом фактов нецелевого и (или) неэффективного использования субвенций установлено не было. Средства субвенции фактически доведены на установленные цели и подлежали расходованию в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом архивного агентства Иркутской области, а указанные КРК г. Усть-Илимска обстоятельства не подтверждают, что Администрацией города Усть-Илимска допущено использование средств в размере 122 171,41 рубль на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Администрации города Усть-Илимска удовлетворить.

Признать незаконным и не подлежащим исполнению предписание Контрольно-ревизионной комиссии города Усть-Илимска от 7 июня 2019 г. № 02-02/3/3.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.С. Банщикова