ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1669/2022 от 08.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

08 сентября 2022 года

Ленинский районный суд в составе председательствующего по делу – судьи Афонина Г.В., при секретаре судебного заседания – ФИО4,

с участием: представителя административного истца ФИО2ФИО12; представителя заинтересованного лица Ивановского городского комитета по управлению имуществом – ФИО8,

рассмотрев в Ленинском районном суде в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации , начальнику Управления архитектуры и градостроительства Администрации ФИО3 о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с настоящим административным иском, мотивировав его тем, что она является членом гаражного кооператива (сокращенное наименование – ГК ) с ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: .

На земельном участке, предоставленном ГК , членами кооператива установлены 11 сборно-разборных железобетонных гаражей, не являющихся объектами недвижимости.

ФИО2 принадлежит на праве собственности, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО5 сборно-разборный железобетонный гараж площадью 22,1 кв.м. (л.д. 122).

В ГК в местный бюджет своевременно уплачивался земельный налог, а также налог на строения.

Гаражный кооператив был зарегистрирован в качестве юридического лица до 2002 года, впоследствии произведена перерегистрация кооператива в соответствии с требованиями законодательства.

Постановлением Главы от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления гаражного кооператива прекращено существование земельных участков с кадастровыми номерами

Гаражному кооперативу предложено установить границы земельного участка на местности на основании прилагаемого проекта границ, изготовить кадастровый паспорт и произвести постановку земельного участка на кадастровый учет.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ГК земельный участок с кадастровым номером площадью 422 кв.м., образованный из земель общего пользования земель населенных пунктов кадастрового квартала поставлен на кадастровый учет.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией (Арендодателем) и Гаражным кооперативом (Арендатором) заключен договор аренды № которому Арендатору с ДД.ММ.ГГГГ передан в аренду на неопределенный срок земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 422 кв.м., по адресу: для использования в целях: «сборно-разборные железобетонные гаражи, не являющиеся объектами недвижимости». Договор зарегистрирован в установленном порядке.

Поскольку в постановлениях Главы администрации о предоставлении земельных участков срок землепользования не указан, земля ГК фактически предоставлялась в постоянное (бессрочное) пользование, так как не определен срок окончания пользования земельным участком, которое впоследствии переоформлено кооперативом на право аренды. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение более чем 15 лет земельный участок с кадастровым номером находился в постоянном (бессрочном) пользовании у ГК и членов кооператива - собственников сборно-разборных железобетонных гаражей.

ФИО2 в целях бесплатного приобретения в собственность земельного участка, занятого гаражом, на основании пункта 14 статьи 3.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации с письменным заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: , ГК , гараж , площадью 22 кв.м., условный для дальнейшего оформления права собственности на указанный земельный участок.

Начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации ФИО3 на основании подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления ФИО2 земельного участка. В письменном ответе руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления имеется ссылка на подпункт 1 ст. 39.16 ЗК РФ. По мнению начальника управления архитектуры и градостроительства, ФИО2 не является лицом, имеющим права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Кроме того, в обжалуемом ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано на отсутствие сведений о предоставлении гаражному кооперативу земельного участка с кадастровым номером на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Указано на капитальность объекта – гаража ввиду наличия у него фундамента.

ФИО2 указывает, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Администрацией не обеспечено объективное и всестороннее рассмотрение ее заявления.

Начальник управления архитектуры и градостроительства Администрации ФИО3, подписавшая оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность не является уполномоченным должностным лицом, правомочным принимать такие решения.

В нарушение требований ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» начальник управления архитектуры и градостроительства Администрации ФИО3 не направила заявление ФИО2 Главе , либо заместителям Главы Администрации , в компетенцию которых входит решение поставленного в заявлении вопроса.

Обжалуемое решение начальника управления архитектуры и градостроительства Администрации не содержит ссылки на конкретные положения статьи 3.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», на основании которых принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.

На основании изложенного, административный истец в окончательной редакции заявленных требований просит суд признать незаконным решение начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность ФИО2 земельного участка площадью 22 кв.м., условный по адресу: , ГК , гараж .

Обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО2 путем повторного рассмотрения Администрацией (уполномоченным должностным лицом) заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.

Взыскать с Администрации в пользу ФИО2 судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

В ходе рассмотрения дела произведена замена указанного в административном исковом заявлении административного ответчика Управление архитектуры и градостроительства Администрации , в качестве ответчика привлечена начальник Управления архитектуры и градостроительства Администрации ФИО3, в качестве заинтересованного лица привлечен Ивановский городской комитет по управлению имуществом ИНН

В судебное заседание ФИО2 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в порядке, предусмотренном Главой 9 КАС РФ, направила в судебное заседание представителя – действующего на основании ордера адвоката ФИО12, который просил удовлетворить административное исковое заявление, по основаниям, изложенным в нем, суду пояснил, что гараж, принадлежащий ФИО2 на праве собственности, не является объектом капитального строительства и возведён до введения в действие Градостроительного кодекса РФ. Регистрация его в ЕГРН не доказывает, что сборно - разборный гараж, установленный на песчаной посыпке, является объектом капитального строительства. Право пользования гаражом подтверждается Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении дополнительного списка в ГСК по », которым утвержден дополнительный список членов ГСК , в числе которых – ФИО6ФИО6 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продал гараж ФИО10, которая ДД.ММ.ГГГГ продала ФИО5 В последующем ФИО2 приобрела гараж у ФИО5, что подтверждено договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок, согласовать предоставление которого просит ФИО2, образован из земельного участка, ранее предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования гаражному кооперативу , членом которого ФИО2 является. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переоформлено ГК на право аренды, которое не прекращено, договор аренды пролонгируется, земельный участок не истребован. ФИО12 полагает, что ФИО2 имеет законное право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, который находится в ее фактическом пользовании и на котором расположен ее гараж, не являющийся объектом капитального строительства. Администрация не организовала рассмотрение заявления уполномоченным должностным лицом, решение не является законным. Доводы о том, что решение является ответом на обращение, не соответствуют действительности, поскольку в решении содержатся выводы по существу поставленного в заявлении вопроса, содержится вывод об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, выводы по существу поставленного в заявлении вопроса.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации – действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании ФИО7 и представитель заинтересованного лица Ивановского городского комитета по управлению имуществом – ФИО8 с административным исковым заявлением не согласны по основаниям, изложенным в возражениях Ивановского городского комитета по управлению имуществом. Суду пояснили, что согласно постановлениям Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок гаражному кооперативу предоставлялся во временное пользование, право постоянного (бессрочного) пользования у ГК на земельный участок с условным номером не возникло и не было переоформлено на право аренды. Гараж является самовольной постройкой.

Между администрацией и ГК заключен договор аренды, который может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе арендодателя, что прямо предусмотрено договором.

Кроме того, оспариваемое решение таковым не является, поскольку за номером А.Н. Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ДД.ММ.ГГГГ фактически направлен развернутый ответ за подписью начальника Управления ФИО3 в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Данное обстоятельство подтверждает присвоение индекса обращению который в соответствии с номенклатурой дел на 2022 год присваивается обращениям граждан и документам по их рассмотрению.

Управление архитектуры и градостроительства Администрации не наделено правами юридического лица, является функциональным органом Администрации , созданном в целях осуществления градостроительной деятельности на территории .

Данный Управлением архитектуры и градостроительства Администрации совместно с Ивановский городским комитетом по управлению имуществом ответ не нарушает прав и законных интересов ФИО2, поскольку не порождает для нее последствий, она не лишена возможности обратиться в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.

Второе требование о повторном рассмотрении заявления не может быть удовлетворено, поскольку у начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрация отсутствуют полномочия по рассмотрению заявления, а Администрация , в лице Ивановского городского комитета по управлению имуществом заявление не рассматривала, ФИО2 в Администрацию не обращалась.

Заинтересованное лицо ГК в судебное заседание представителя не направил о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном Главой 9 КАС РФ порядке, председатель ГК ФИО9 направила отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что считает требования законными и обоснованными, просила дело рассмотреть в отсутствие председателя кооператива.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по в судебное заседание представителя не направило о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено в установленном Главой 9 КАС РФ порядке, представило отзыв, в котором указало, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: , способ образования земельного участка - выдел, вид земельного участка - землепользование, вид категории - земли населенных пунктов, установленное разрешенное использование - под сборно-разборные железобетонные гаражи, не являющиеся объектами недвижимости, площадь 422 кв.м. Границы и координаты характерных точек границ вышеуказанного земельного участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Площадь земельного участка имеет статус «уточненная».

ЕГРН не содержит сведений о зарегистрированных вещных правах на данный земельный участок.

ЕГРН содержит запись об ограничении прав и обременениях данного земельного участка (аренда) от ДД.ММ.ГГГГ. Предмет ограничения/обременения - весь объект, срок действия - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Арендатор - гаражный кооператив (ИНН , ОГРН , КПП Арендодатель - администрация (ИНН ). Документы-основания: соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: кадастровый , постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление Главы от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гаражному кооперативу в аренду земельного участка под сборно-разборными железобетонными гаражами, не являющимися объектами недвижимости, по », постановление Главы от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гаражному кооперативу в аренду земельного участка под сборно - разборными железобетонными гаражами, не являющимися объектами недвижимости, по », договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, .

Также в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о сделках с объектами недвижимости, на основании которых возникают ограничения прав и обременения объектов недвижимости (договор аренды (субаренды) .

Управление просило рассмотреть дело без участия представителя.

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, рассматриваются судами в порядке, предусмотренном данным Кодексом в рамках подведомственных им административных дел.

Возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти при предполагаемом нарушении прав административного истца предусмотрена ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч. 2 ст. 217 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон от N 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, статьей 6 которого Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 3.7, положения которой позволяют бесплатно приобрести в собственность земельные участки, как под капитальными гаражами, так и под гаражами, которые не являются объектами капитального строительства.

Согласно ч. 1 ст. ст. 3.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон N 137-ФЗ) Предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 3.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 137-ФЗ) до ДД.ММ.ГГГГ гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 190ФЗ (далее в настоящей статье - Градостроительный кодекс Российской Федерации), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:

1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;

2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.

Согласно ч. 5 ст. 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя.

В случае отсутствия у гражданина документа, подтверждающего предоставление или иное выделение ему земельного участка либо возникновение у него права на использование такого земельного участка по иным основаниям, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:

заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;

документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 ст. 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, должно быть отказано, если данный гараж в судебном или ином предусмотренном законом порядке признан самовольной постройкой, подлежащей сносу.

В соответствии с п. 14 ст. 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ гражданин вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании и на котором расположен гараж, не являющийся объектом капитального строительства, возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если такой земельный участок образован из земельного участка, ранее предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования гаражному кооперативу, членом которого является (являлся) указанный гражданин, если такое право не прекращено либо переоформлено этим кооперативом на право аренды, которое не прекращено, и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирована статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что Постановлением Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении администрации проектирования индивидуальных гаражей по » администрации разрешено проектирование индивидуальных гаражей по на земельном участке площадью 210 кв.м., согласно прилагаемой схеме.

Постановлением Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка администрации для строительства индивидуальных гаражей по » администрации предоставлен во временное пользование на период строительства, сроком на 3 месяца, земельный участок площадью 210 кв.м. для строительства семи индивидуальных гаражей по согласно разработанному проекту.

предписано: 2.1. в течение 10 дней заключить договор временного пользования землей, на период строительства, сроком на 3 месяца земельный участок площадью 210 кв.м. для строительства семи индивидуальных гаражей по , согласно разработанному проекту;

2.2. Сформировать гаражно-строительный кооператив; 2.3. после окончания строительства вновь созданному гаражно-строительному кооперативу произвести отвод земель в натуре с получением документов на право пользования землей в городском комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Постановлением Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации гаражного кооператива по , о выборе председателя, об утверждении списков членов ГСК» утверждено решение общего собрания об организации гаражного кооператива по , ему присвоен , постановлено об отведении вновь созданному кооперативу земельного участка с получением документов на право пользования землей в городском комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Постановлением Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка администрации для строительства дополнительных индивидуальных гаражей по » с учетом корректировки проектной документации на тех же условиях предоставлен дополнительно земельный участок 90 квадратных метров. Вновь созданному гаражно-строительному кооперативу произвести установление границ земельного участка в натуре с получением документов на право пользования землей в городском комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении дополнительного списка в ГСК по » утвержден дополнительный список членов ГСК , в числе которых – ФИО6

Постановлением Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении администрации земельного участка для строительства дополнительного одиннадцатого гаража в гаражном кооперативе по » администрации предоставлен в аренду в сроком на один месяц земельный участок площадью 30 кв.м. для строительства дополнительного одиннадцатого гаража в гаражном кооперативе по .

ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав Гаражного кооператива . ДД.ММ.ГГГГ Гаражный кооператив включен в единый государственный реестр юридических лиц ОГРН .

Постановлением Главы от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявки ГК прекращено существование земельных участков с кадастровыми номерами , постановлено о формировании земельного участка из земель общего пользования земель населенных пунктов кадастрового квартала земельный участок под сборно-разборные железобетонные гаражи, не являющиеся объектами недвижимости, по .

Гаражному кооперативу предложено установить границы земельного участка на местности на основании прилагаемого проекта границ, изготовить кадастровый паспорт и произвести постановку земельного участка на кадастровый учет.

Постановлением Главы от ДД.ММ.ГГГГ Гаражному кооперативу предоставлен в аренду земельный участок площадью 422 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 422 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией (Арендодателем) и Гаражным кооперативом (Арендатором) заключен договор аренды № по которому Арендатору с ДД.ММ.ГГГГ передан в аренду на неопределенный срок земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 422 кв.м., по адресу: для использования в целях: «сборно-разборные железобетонные гаражи, не являющиеся объектами недвижимости». Договор зарегистрирован в установленном порядке уполномоченным государственным органом.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: , кадастровый номер » арендодатель – Администрация и арендатор ГК установили срок аренды земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (том , л.д. 162).

В Единый государственный реестр недвижимости занесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: , площадью 422 кв.м. Границы и координаты характерных точек границ вышеуказанного земельного участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Площадь земельного участка имеет статус «уточненная».

В Единый государственный реестр недвижимости занесены сведения о внесении записи об ограничении прав и обременениях данного земельного участка (аренда) от ДД.ММ.ГГГГ. Предмет ограничения/обременения - весь объект, срок действия - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Документы-основания: соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: кадастровый , постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление Главы от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гаражному кооперативу в аренду земельного участка под сборно-разборными железобетонными гаражами, не являющимися объектами недвижимости, по », постановление Главы от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гаражному кооперативу в аренду земельного участка под сборно-разборными железобетонными гаражами, не являющимися объектами недвижимости, по », договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, . Также в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о сделках с объектами недвижимости, на основании которых возникают ограничения прав и обременения объектов недвижимости (договор аренды (субаренды) .

Административный истец ФИО2 с 2020 года является членом ГК , расположенного по , что подтверждается представленной справкой.

ФИО2 приобрела гаражный бокс в ГК на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО5

ФИО5 приобрела данный гаражный бокс по договору купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО10

ФИО10 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрела гаражный бокс у ФИО6, который был включен в члены ГСК Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении дополнительного списка в ГСК по ».

В ГК в местный бюджет уплачивался земельный налог, а также налог на строения, что подтверждается расчетами сумм налога, счетами -извещениями содержащими сведения об оплате.

ФИО2 в целях бесплатного приобретения в собственность земельного участка, занятого гаражом, на основании Федерального закона пункта 14 статьи 3.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации с письменным заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: , ГК , гараж , площадью 22 кв.м., условный 1 для дальнейшего оформления права собственности на указанный земельный участок.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в трех экземплярах, копии постановлений Главы администрации : от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ, копия паспорта ФИО2, копия ордера на право пользования гаражом, согласие ГСК на образование земельного участка.

Заявление ФИО2 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за .

Заявление ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка не являлось обращением, подлежащим рассмотрению в порядке Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», указанное заявление подлежало разрешению уполномоченным органом по существу.

Присвоение заявлению ФИО2 работником канцелярии индекса документа (входящего номера), относящегося к обращениям – «» существа заявления не меняет, как и факт адресации и подачи заявления в структурное подразделение Администрации архитектуры и градостроительства Администрации .

Заявление ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка фактически рассмотрено по существу ДД.ММ.ГГГГ. Решение за по заявлению изложено на бланке Администрации в виде письма «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», за подписью начальника управления архитектуры и градостроительства ФИО3

В решении указано на рассмотрение заявления ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка Управлением архитектуры и градостроительства Администрации совместно с Ивановским городским комитетом по управлению имуществом.

В решении указано, что в соответствии с подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В решении содержатся исчерпывающие выводы о том, что у ФИО2 не возникло права на приобретение земельного участка под сборно-разборным железобетонным гаражом, поскольку в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ в описании конструктивных элементов гаража № Г8 указан фундамент на песчаной подушке. Указано, что сведения о выдаче какой-либо разрешительной документации на строительство капитальных объектов на земельном участке с кадастровым номером , расположенных по адресу: , в Управлении и Комитете отсутствуют.

Содержится вывод, что возведение гаража, являющегося объектом капитального строительства, является основанием для признания его самовольной постройкой.

Так же в решении указано, что сведения о предоставлении гаражному кооперативу земельного участка с кадастровым номером на праве постоянного (бессрочного) пользования отсутствуют.

Анализируя вышеприведенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что письмо «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ по - сути является решением по существу заявления ФИО2

Согласно Административному регламенту, Утвержденному Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N 1261 Муниципальная услуга «Предварительное согласование предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения» должна быть оказана Ивановским городским комитетом по управлению имуществом, в лице Администрации .

В соответствии с пунктом 3.4.4. Административного регламента решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка подписывается лицом, уполномоченным Администрацией по доверенности, в рамках своих полномочий.

Оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ подписано Начальником управления архитектуры и градостроительства ФИО3, которая не имеет доверенности на принятие данного решения, следовательно, ее полномочия на принятие оспариваемого решения не подтверждены.

Подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в структурное подразделение Администрации архитектуры и градостроительства Администрации не наделяет сотрудников, исполняющих трудовые обязанности в данном структурном подразделении правом на рассмотрение конкретного вопроса поставленного в обращении не относящегося к компетенции данного должностного лица и изложением позиции по существу заявления.

Оспариваемый отказ, оформленный в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным.

Кроме того, отказ не содержит мотивов, по которым в нем изложен вывод о капитальности строения - сборно-разборного железобетонного гаража фактически собранного на песчано-гравийной посыпке.

Указание в оспариваемом решении о том, что в техническом паспорте на гараж указано о наличии у гаража фундамента, не соответствует действительности, поскольку согласно представленного Технического паспорта на гараж лит Г8 в ГК основание гаража состоит из «Песчано - гравийной посыпки», что не доказывает правильности выводов о капитальности строения, не указывает на наличие неразрывной связи с землей, наличия фундамента, не свидетельствует о самовольности постройки.

Иных мотивов, по которым в оспариваемом решении указан вывод о капитальности строения, решение не содержит.

Регистрация прав собственности на гараж в ЕГРН не являлась предметом оценки в оспариваемом решении.

Вывод о том, что отсутствуют сведения о предоставлении ГК земельного участка для размещения гаражей на праве постоянного (бессрочного) пользования не основан на фактических обстоятельствах дела.

Административным ответчиком не представлено доказательств того, что земельный участок был предоставлен ГК во временное пользование.

Из фактических обстоятельств дела следует, что ГК использует земельный участок под сборно-разборными железобетонными гаражами площадью 422 кв.м. на основании вышеприведенных постановлений Главы администрации о предоставлении земельных участков ГК .

В постановлениях Главы администрации о предоставлении земельных участков срок землепользования не указан, земля ГК фактически предоставлялась в постоянное (бессрочное) пользование, которое впоследствии переоформлено кооперативом на право аренды договором от ДД.ММ.ГГГГ

Земельный участок предоставлен ГК до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции) право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшие у граждан и юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение более чем 15 лет земельный участок с кадастровым номером находился в постоянном (бессрочном) пользовании у ГК и членов кооператива - собственников сборно-разборных железобетонных гаражей.

Суд принимает о внимание, что ФИО2 представлены доказательства:

- фактического предоставления гаражному кооперативу бессрочно земельного участка, при этом наличие у кооператива права постоянного бессрочного пользования на земельный участок не требуется, поскольку пунктом 14 статьи 3.7. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ прямо предусмотрено предоставление бесплатно в собственность земельного участка гражданам в составе кооператива, у которого оформлено право аренды;

- постройки гаража до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ и принадлежности ей данного гаража, квитанциями об оплате налогов.

Таким образом, выводы о том, что ФИО2 не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов необоснованны.

Оспариваемый отказ Администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выполненный в форме письма на бланке Администрации , нарушает права административного истца, а именно – право приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании и на котором расположен гараж, не являющийся объектом капитального строительства, возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Такие доказательства административными ответчиками не представлены.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Суд принимает во внимание, что срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен, поскольку Административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемый отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность вынесен ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, трехмесячный срок на обращение в суд с момента вынесения отказа не пропущен, поскольку истекал только ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска ФИО2

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с проигравшего спор административного ответчика - Администрации в пользу ФИО2 подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность ФИО2 земельного участка площадью 25 кв.м., условный 1 по адресу: , ГК , гараж .

Обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО2 путем повторного рассмотрения Администрацией (уполномоченным должностным лицом) заявления о предварительном согласовании предоставления ФИО2 в собственность земельного участка площадью 25 кв.м., условный 1 по адресу: , ГК , гараж .

Взыскать с Администрации , ИНН , в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения , расходы по уплате госпошлины в размере 300 (Триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Г.В. Афонин

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.