ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-166/2021 от 16.02.2021 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2021 года г.Кузнецк

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Себряевой Н.А.,

при секретаре Литвинчук Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке Пензенской области административное дело УИД 58RS0017-01-2020-002940-50по административному иску Автономной некоммерческой организации «Любимая Газета» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области о признании незаконным действий и отмене предупреждения,

УСТАНОВИЛ:

Автономная некоммерческая организация «Любимая Газета» обратилась в суд с административным иском о признании незаконным действия Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области и отмене предупреждения, указывая на следующие обстоятельства.

29.05.2020 Управлением Министерства юстиции РФ по Пензенской области в отношении АНО «Любимая газета» было вынесено предупреждение об устранении нарушений законодательства о некоммерческих организациях, согласно которому на печати организации имеется изображение эмблемы, описание которой в Уставе АНО «Любимая газета» не содержится.

В ответ на данное предупреждение АНО «Любимая газета» указало, что эмблема – это условное пояснение отвлеченного понятия, идеи с помощью какого-либо изображения. Таким образом, эмблема применяется в обозначениях глобальных понятий или идей, а не для графического начертания названия. В структуре эмблемы может присутствовать наименование товара или бренда. Изображение на печати АНО «Любимая газета» не содержит никаких символов, состоит лишь из букв и является аббревиатурой, созданной с использованием шрифта, находящегося в свободном доступе, то есть он не разрабатывался специально для организации.

Данное предупреждение было обжаловано в Министерство юстиции Российской Федерации. 07.09.2020 был получен ответ, согласно которому действия Управления при выполнении государственной функции по контролю за деятельностью организации были признаны законными.

Однако с этим АНО «Любимая газета» не согласна, поскольку изображение на печати организации это начальные буквы ее названия, а не имени и фамилии. В аббревиатуре использовался стандартный курсивный шрифт, находящийся в свободном доступе. Никаких дополнительных украшений, узоров, витиеватостей пририсовано к нему не было. Соответственно изображение не является вензелем. В законах Российской Федерации отсутствуют определения понятий «эмблема», «вензель», «монограмма».

Ссылаясь на данные обстоятельства, положения ст. ст. 218, 220 КАС РФ АНО «Любимая газета» просит суд признать действия Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области незаконными, вынесенное предупреждение от 29.05.2020, отменить.

Административный истец своего представителя в судебное заседание не направил, был надлежащим образом и своевременно извещен о дне и времени рассмотрения административного дела. В направленном в адрес суда ходатайстве исполнительный директор АНО «Любимая газета» ФИО1, действующая на основании устава, просила о рассмотрении административного дела без своего участия, в дополнении, ссылаясь на Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», ст. ст. 46, 103, 111 КАС РФ просила суд взыскать с Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Представители административного ответчика – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области ФИО2, ФИО3 в судебном заседании с административными исковыми требованиями АНО «Любимая газета» не были согласны, просили в их удовлетворении отказать, поскольку использование административным истцом в своей печати аббревиатуры «ЛГ» влечет нарушение Федерального закона «О некоммерческих организация». Данная аббревиатура не является ни сокращенным, ни полным наименованием организации. В соответствии с приведенным законом, некоммерческие организации вправе иметь символику при условии, что ее описание содержится в учредительных документах, тогда как описание, используемых в печати символов «ЛГ», в Уставе организации отсутствует. АНО «Любимая газета» допущено нарушение требования действующего федерального законодательства, которое она обязана устранить и исполнить законное требование, изложенное в оспариваемом предупреждении.

Суд, изучив доводы административного истца, выслушав возражения представителей административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.

При изучении сообщения о продолжении деятельности АНО «Любимая газета» представленного в Управление Минюста России по Пензенской области было установлено, что на печати организации имеется изображение эмблемы, описание которой в ее уставе не содержится. В связи с чем 29.05.2020 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации вынесено предупреждение , в соответствии с которым АНО «Любимая газета» предупреждено о недопустимости нарушения положений действующего федерального законодательства. О результатах рассмотрения предупреждения и о принятых мерах по их устранению подлежало сообщить в письменном виде в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области в срок до 30.07.2020. Разъяснены правовые последствия неисполнения данного предупреждения в виде привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с требованиями, изложенными в предупреждении , исполнительный директор АНО «Любимая газета» ФИО1 изложила мотивы своего несогласия в ответе, направленном 09.07.2020 в Управление Минюста России по Пензенской области, а также обжаловала данное предупреждение в Минюст России.

Действия Управления Минюста России по Пензенской области по вынесению обжалуемого предупреждения Минюстом России были признаны законными и обоснованными, о чем административному истцу было сообщено письмом от 28.08.2020 .

Обращаясь за судебной защитой АНО «Любимая газета» просит суд отменить предупреждение , вынесенное Управлением Минюста России по Пензенской области29.05.2020, признав данные действия административного ответчика незаконными.

Оценивая законность оспариваемых действий Управления Минюста России по Пензенской области, а также разрешая заявленные требования административного истца относительно отмены вынесенного предупреждения, суд исходит из того, что отношения, возникающие в связи с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Закон о некоммерческих организациях №7-ФЗ), Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313, Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 N 705(ред. от 23.12.2014).

Так, в силу пункта 4.1 статьи 32Закона о некоммерческих организациях №7-ФЗконтроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 №705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами.

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения). "

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а такжепринимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункт «д» пункта 10 Положения, а также подпункт 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, пункт 84 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 456,).

Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области является тем государственным органом, которому право на вынесение предупреждения об устранении нарушений законодательства о некоммерческих организациях предоставлено законом.

Согласно пункта5 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях №7-ФЗ,некоммерческая организация вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Административный истец не отрицает того факта, что на печати АНО имеется изображение «ЛГ», описание которого в учредительных документах не содержится, считая его аббревиатурой названия организации, используемой 17 лет только на печати.

Вместе с тем, по мнению суда, использование административным истцом в своей деятельности символов «ЛГ» является незаконным, поскольку согласно уставу сокращенное наименование данной организации – АНО «Любимая газета», а описание иных символов, эмблем и т.п. в учредительных документах некоммерческой организации не содержится.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия Управления Минюста России по Пензенской области по вынесению оспариваемого административным истцом предупреждения , являются законными.Доводы административного истца о незаконности оспариваемого предупреждения сводятся к неверному толкованию действующего законодательства, регламентирующего порядок деятельности некоммерческих организаций.

Предупреждение от 29.05.2020 принято административным ответчиком в пределах его полномочий, содержит законные основания для его вынесения со ссылкой на нормы права, в связи с допущенными административным истцом нарушением закона, в связи с чем оснований для его отмены, а также удовлетворения предъявленного административного иска, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд-

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Автономной некоммерческой организации «Любимая Газета» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области о признании незаконным действий и отмене предупреждения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 20.02.2021.

Судья