66RS0038-01-2022-000095-29
Административное дело №2а-166/2022
Мотивированное решение изготовлено
28 февраля 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Невьянск Свердловской области 11 февраля 2022 года
Невьянский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего Балакиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шибаковой Е.Ю.,
с участием: представителя административного ответчика Пузановой Е.А. – адвоката Пузанова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №28 по Свердловской области к Пузановой Елене Анатольевне о взыскании с физического лица обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 28 по Свердловской области обратилась в Невьянский городской суд Свердловской области с административным исковым заявлением к Пузановой Е.А.: о восстановлении срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей и соответствующих пени по требованиям от 00.00.0000***, от 00.00.0000***, от 00.00.0000*** на общую сумму 2 884 рубля 25 копеек; взыскании с Пузановой Е.А. обязательных платежей в размере 5 446 рублей 66 копеек: земельный налог (налог – 2 343 рубля, пени – 82 рубля 05 копеек), транспортный налог (налог – 2 877 рублей, пени – 144 рубля 61 копейка).
В обоснование административного иска указано, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога; не исполнил до настоящего времени обязанность об уплате налога, пеней, в связи с чем образовалась указанная задолженность.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик Пузанова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещалась о дате, времени и месте его проведения в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заказным письмом с уведомлением.
Ее представитель Пузанов Д.Г. в судебном заседании возражал в удовлетворении требований по тем основаниям, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд. Кроме того, личный кабинет налогоплательщика административным ответчиком не был создан; доступа к нему у административного истца нет.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Невьянского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 2 статьи 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Неявка в судебное заседание представителя административного истца, ответчика не препятствует его рассмотрению, поэтому суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Судом установлено, что административный истец - налоговый орган начислял налогоплательщику – административному ответчику налоги как собственнику на следующие объекты налогообложения:
- Земельный участок с кадастровым номером *** расположенный по адресу: ....; дата регистрации права: 00.00.0000;
- Автомобиль легковой <*****>00.00.0000 года выпуска, VIN ***, дата регистрации 00.00.0000.
Следовательно, данное имущество является объектом налогообложения и входит в состав налоговой базы (ст. 358 главы 28 (транспортный налог), ст. 389 гл. 31 (земельный налог) Налогового кодекса Российской Федерации), а ответчик является налогоплательщиком указанного вида налога (ст. 357 главы 28 (транспортный налог), ст. 388 гл. 31 (земельный налог) НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Транспортный налог установлен Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области".
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности. В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Исходя из положений ч. 1 ст. 408 НК РФ, регламентирующей порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщику направлено налоговое уведомление с исчислением налогов:
- *** от 00.00.0000 со сроком уплаты налога не позднее 00.00.0000 за налоговый период 2015 года, в том числе: транспортный налог 959 рублей, земельный налог 1 249 рублей. В связи с не уплатой налога, в адрес налогоплательщика направлено требование *** от 00.00.0000 об уплате в срок до 00.00.0000 возникшей задолженности: транспортный налог 959 рублей, пени 21 рубль 74 копейки за период с 00.00.0000 по 00.00.0000; земельный налог 1 249 рублей (л.д. 8, 10, 11).
Налогоплательщику в связи с неуплатой налога направлено требование *** от 00.00.0000 об уплате в срок до 00.00.0000 возникшей задолженности: пени по транспортному налогу 85 рублей 67 копеек за период с 00.00.0000 по 00.00.0000. (л.д. 12, 13-14).
Налогоплательщику направлено налоговое уведомление с исчислением налогов:
- *** от 00.00.0000 со сроком уплаты налога не позднее 00.00.0000 за налоговый период 2016 года, в том числе: транспортный налог 959 рублей, земельный налог 781 рубль.
В связи с не уплатой налога, в адрес налогоплательщика направлено требование *** от 00.00.0000 об уплате в срок до 00.00.0000 возникшей задолженности: транспортный налог 959 рублей, пени по транспортному налогу 21 рубль 45 копеек за период с 00.00.0000 по 00.00.0000; земельный налог 781 рубль, пени по земельному налогу 17 рублей 47 копеек за период с 00.00.0000 по 00.00.0000 (л.д. 15, 16, 17).
Налогоплательщику направлено налоговое уведомление с исчислением налогов:
- *** от 00.00.0000 со сроком уплаты налога не позднее 00.00.0000 за налоговый период 2017 года, в том числе: транспортный налог 959 рублей, земельный налог 1 562 рубля.
В связи с не уплатой налога, в адрес налогоплательщика направлено требование *** от 00.00.0000 об уплате в срок до 00.00.0000 возникшей задолженности: транспортный налог 959 рублей, пени по транспортному налогу 15 рублей 75 копеек за период с 00.00.0000 по 00.00.0000; земельный налог 1562 рубля, пени по земельному налогу 25 рублей 66 копеек за период с 00.00.0000 по 00.00.0000. (л.д. 18, 20, 21).
Пузанова Е.А. подключена к электронному сервису «Личный кабинет налогоплательщика». Соответственно, на основании п. 2 ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации, документы, используемые налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а именно: налоговое уведомление *** от 00.00.0000, требования ***, ***, ***, *** административному ответчику направлялись посредством их размещения в электронном виде в личном кабинете налогоплательщика. (л.д. 9, 19). Такое направление соответствует требованиям пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ). В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
В связи с неисполнением налогоплательщиком - административным ответчиком обязанности по уплате налога, налоговый орган 00.00.0000 обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен 00.00.0000. Определением мирового судьи судебного участка *** Невьянского судебного района Свердловской области от 00.00.0000 в связи с поступившими возражениями налогоплательщика, выданный судебный приказ был отменен. (л.д. 5).
На дату инициирования иска задолженность административного ответчика (недоимка) составила согласно доводам административного истца 5 446 рублей 66 копеек: земельный налог (налог – 2 343 рубля, пени – 82 рубля 05 копеек), транспортный налог (налог – 2 877 рублей, пени – 144 рубля 61 копейка).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа с административным иском о взыскании задолженности по налогам в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы, наряду с нормами главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ) было предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в ред. до Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2020 №374-ФЗ, в соответствии с которым указанная в статье 48 Кодекса сумма увеличена с 3 000 рублей до 10 000 рублей, вступил в силу 23.12.2020, и на правоотношения по взысканию недоимки за 2018 год и предыдущие года, не распространяется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Однако Федеральный закон от 23.11.2020 №374-ФЗ о внесении изменений в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает такого положения и, следовательно, он не имеет обратную силу.
Таким образом, с учетом указанных норм права и фактических обстоятельств дела, у налогового органа при не превышении суммы недоимки в размере 3 000 рублей право на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока - до 00.00.0000 (00.00.0000 + 3 года + 6 месяцев по требованию *** от 00.00.0000)). Указанный срок налоговым органом был пропущен.
Также пропущен срок по требованию *** от 00.00.0000, который истек 00.00.0000 (00.00.0000 + 3 года + 6 месяцев).
Также пропущен срок по требованию *** от 00.00.0000, который истек 00.00.0000 (00.00.0000 + 3 года + 6 месяцев).
Этот срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О и от 18 июля 2006 года N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.
Суд полагает, что у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные сроки; обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд и отсутствие оснований для его восстановления.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Таким образом, несоблюдение административным истцом установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога, пени также является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Таким образом, срок обращения к мировому судье был нарушен налоговым органом за налоговые периоды 2015, 2016 годов.
Таким образом, налоговым органом пропущены сроки принудительного взыскания налогов по указанным выше требованиям *** от 00.00.0000, *** от 00.00.0000, *** от 00.00.0000.
По задолженности (недоимке) срок взыскания:
- по требованию *** от 00.00.0000 (транспортный налог 959 рублей, пени по транспортному налогу 15 рублей 75 копеек за период с 00.00.0000 по 00.00.0000; земельный налог 1562 рубля, пени по земельному налогу 25 рублей 66 копеек за период с 00.00.0000 по 00.00.0000 не истек.
В данном случае процедура принудительного взыскания соблюдена. Расчет пени исчислен по правилам ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иск подлежит частичному удовлетворению, в размере 2 562 рубля 41 копейка.
Довод стороны административного ответчика о том, что личный кабинет налогоплательщика не используется, доступ к нему отсутствует, никакими объективными данными не подтвержден.
При взыскании с административного ответчика государственной пошлины, суд учитывает положения ч. 1 ст. 114 КАС РФ, п. 1 ст. 333.19 НК РФ. С административного ответчика следует взыскать в бюджет Невьянского городского округа государственную пошлину в размере 188 рублей (исходя из размера взысканной суммы 2 562 рубля 41 копейка, что составило 47% от предъявленной цены иска 5 446 рублей 66 копеек).
Руководствуясь статьями 178-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Пузановой Елены Анатольевны, родившейся 00.00.0000 в ...., зарегистрированной по адресу: ...., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №28 по Свердловской области недоимку за 2017 год в размере 2 562 рубля 41 копейка (транспортный налог 959 рублей, пени по транспортному налогу 15 рублей 75 копеек за период с 00.00.0000 по 00.00.0000; земельный налог 1 562 рубля, пени по земельному налогу 25 рублей 66 копеек за период с 00.00.0000 по 00.00.0000).
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Взыскать с Пузановой Елены Анатольевны, родившейся 00.00.0000 в ...., зарегистрированной по адресу: ...., в бюджет Невьянского городского округа государственную пошлину в размере 188 рублей.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца с даты его изготовления, в Свердловский областной суд через Невьянский городской суд Свердловской области.
Председательствующий –