Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Нижний Новгород
Нижегородский районный суд города Нижний Новгород в составе:
председательствующего судьи Маркиной О.Е.,
при секретаре Шишкиной Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Ляпиной Н. В. к администрации города Нижнего Новгорода, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами, Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем предварительного согласования предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане,
установил:
Ляпина Н.В. обратилась в суд с административными исковыми заявлениями к администрации города Нижнего Новгорода, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами, Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем предварительного согласования предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
В обоснование своих требований административный истец Ляпина Н.В. указала, что решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по делу № постановлено: «Заявленные Ляпиной Н.В. требования удовлетворить. Признать незаконными решения департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков по адресам . Возложить на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления земельных участков по указанным адресам и принятия по этому вопросу законного и обоснованного решения».
В обоснование вышеуказанного решения положено то, что у административного ответчика не имелось правовых оснований в отказе по предварительному согласованию предоставления земельных участков, так как земельные участки в границах памятника природы регионального значения «Зеленый город» не запрещено представлять земельные участки в аренду для использования под существующим жилы домом.
Согласно ч.1 ст.16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты по административным делам, являются обязательными для органов местного самоуправления.
Вместо того, чтобы исполнить решение суда, руководствуясь изложенной в вышеуказанном решении позицией суда, административный ответчик выносит такое же решение, какое и было раньше, отличается только датой.
Верховный Суд РФ в Определении Судебной коллегии по административным делам от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ18-122, Шестой кассационный суд общей юрисдикции в определении от ДД.ММ.ГГГГ№ указали, что если административным ответчиком выносится такое же е решение, которое выносилось ранее, но было признано судом незаконным, то надлежащим способом защиты нарушенного права будет не повторное рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а возложение обязанности на административного ответчика предварительно согласовать предоставление административном истцу земельных участков.
Вступившим в законную силу решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что Ляпина Н.В. является собственником индивидуальных жилых домов по и департаментом градостроительного развития территории Нижегородской области на основании ст. 11.10 ЗК РФ и в соответствии со ст. 2 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» изданы приказы Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресам, где находятся принадлежащие административному истцу на праве собственности жилые дома.
Указанные факты не подлежат доказыванию вновь и не подлежат оспариванию.
Право собственности административного истца зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Ляпина Н.В. на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного Кодекса РФ обратилась к Главе Администрации города Нижнего Новгорода с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков, на которых расположены принадлежащие административному истцу на праве собственности индивидуальные жилые дома, в аренду без проведения торгов.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ№, № и № административный ответчик сообщил Ляпиной Н.В. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
В качестве основания для отказа в предварительном согласовании земельных участков департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода сослался на то, что земельные участки находятся в границах памятника природы регионального значения «Зеленый город», а в соответствии с паспортом памятника природы регионального значения «Зеленый город», утверждённым распоряжением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р на всей территории памятника природы запрещается предоставление земельных участков для жилищного строительства.
Административный истец полагает, что оспариваемые решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков приняты с нарушением абзаца 2 пункта 2 статьи 27, пункта 1 статьи 39.20, подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6, пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Действующим законодательством, а также Паспортом памятника природы регионального значения «Зеленый Город» не запрещено размещение жилых домов, а также предоставления земельных участков в аренду для использования под существующим жилым домом.
Возможность отказа собственнику строения в предоставлении в пользование арендуемого земельного участка, на котором расположено данное строение, законом не предусмотрено.
Административный истец указывает, что со смежным землепользователем такой договор аренды был заключен и именно под жилым домом.
На основании вышеизложенного, административный истец, просит суд:
Признать незаконными решения администрации города Нижнего Новгорода в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду по адресам:
- , оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ№;
- , оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ№;
- , оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ№;
Возложить на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем предварительного согласования предоставления Ляпиной Н.В. земельных участков под принадлежащими ей на праве собственности объектами по адресам: , и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
К участи в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство инвестиций земельных и имущественных отношений Нижегородской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Нижегородского района г. Н. Новгорода, Министерство градостроительной1 деятельности и развития агломерации Нижегородской области, Департамент градостроительного развития и архитектуры Администрации г. Н. Новгорода, МБУ ДО «ДОЛ «Чайка», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, участковое лесничество Зеленый город Нижегородского межрайоного лесничества, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Департамент образования администрации г. Н. Новгорода, МКУ «Нижегородское городское лесничество».
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, о дне. времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд находит административное исковое заявление Ляпиной Н.В. подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Статьей 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3,4 ч.9 и ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшее оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что Лпина Н.В. является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: .
Также, Ляпина Н.В. является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу:
Также, Ляпина Н.В. является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу:
Право собственности Ляпиной Н.В. на указанные индивидуальные жилые дома зарегистрировано в установленном законом порядке, в подтверждение чего в материалах дела имеются Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области на основании статьи 11.10 ЗК РФ и в соответствии со статьей 2 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» издал приказы №С-ЗУ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "», №С-ЗУ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "», а также №С-ЗУ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "».
ДД.ММ.ГГГГЛяпина Н.В. основании подпункта 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ обратилась в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков, на которых расположены принадлежащие ей на праве собственности индивидуальные жилые дома, в аренду без проведения торгов.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ№/о/1-17, №/о/1-17 и №/о/1-17 департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода сообщил Ляпиной Н.В. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
В качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода сослался на то, что испрашиваемые земельные участки находятся в границах памятника природы регионального значения «Зеленый Город», а в соответствии с паспортом памятника природы регионального значения «Зеленый Город», утв. распоряжением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р, на всей территории памятника природы запрещается предоставление земельных участков для жилищного строительства, садоводства и огородничества.
В качестве правового основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода сослался на пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Указанные отказы были оспорены в судебном порядке. Решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по делу № постановлено: «Заявленные Ляпиной Н.В. требования удовлетворить. Признать незаконными решения департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков по адресам Возложить на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления земельных участков по указанным адресам и принятия по этому вопросу законного и обоснованного решения».
Указанное решение суда до настоящего времени исполнено не было.
Впоследствии, Ляпина Н.В. подала в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Н. Новгорода заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на территории городского округа Нижний Новгород, или земельного участка, находящегося в собственности Нижегородской области, на котором расположены здания, сооружения в отношении земельных участков по адресам
Площади земельных участков аналогичны площади земельных участков, по которым были оспорены в судебном заседании отказы в предварительном согласовании в 2017 году, адресам земельных участков и кадастровые номера также аналогичны.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Н. Новгорода приняли решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
По вопросу предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: в качестве оснований для отказа указано следующее. Согласно п.п.1 п.16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документов, форма, схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе. В соответствии с данным приказом при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при отсутствии картографической основы графическая информация дополняется, в том числе, схематичным отображением границ территории общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства). В представленной схеме отсутствует отображение границ территорий общего пользования (автомобильной дороги) посредством которых осуществляется доступ на образуемый земельный участок. В силу Приказа № в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории приводятся изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи, (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения. В подставленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в графической части схемы неправильно приведен кадастровый номер квартала (в схеме – №, правильно – №). Согласно п.п3 п.16 ст.11.10 Земельного Кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам. В силу п.6 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно данным Публичной кадастровой карты доступ к образуемому земельному участку осуществляется через земельный участок с кадастровым номером 52:18:0100018:590, который по информации департамента был сформирован с видом разрешенного использования «под детским оздоровительно-образовательным лагерем». Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 52:18:0100018:590 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, информация об ограничении права (сервитуте), обеспечивающим доступ на образуемый земельный участок, отсутствует. По сведениям автоматизированной системы градостроительной информации администрации г. Н. Новгорода образуемый земельный участок расположен в границах зоны хозяйствующих субъектов памятника природы регионального значения «Зеленый город». Схемой предусматривается образование земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Распоряжением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждены площадь, границы и паспорт памятника природы регионального значения «Зеленый город». В соответствии с паспортом памятника природы регионального значения «Зеленый город» на всей территории памятника запрещается предоставление земельных участков для жилищного строительства. В соответствии с п.п.4 п.16 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. Распоряжением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждена документация по планировке территории курортного поселка Зеленый город Нижегородского района г. Н. Новгорода, согласно которой образуемый земельный участок с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» расположен в функциональной зоне ОСП тур-2, предусматривающей размещение туристско – гостиничных комплексов, домов отдыха, баз отдыха. Размещение индивидуальных жилых домов предусмотрено за границами курортного посёлка. Учитывая изложенное, в соответствии с п.8 ст. 39.15 Кодекса административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
По вопросу предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: в качестве оснований для отказа указано следующее. Согласно п.п.3 п.16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам. В силу п.6 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. По сведениям автоматизированной системы градостроительной информации администрации г. Н. Новгорода образуемый земельный участок расположен в границах зоны хозяйствующих субъектов памятника природы регионального значения «Зеленый город». Схемой предусматривается образование земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Распоряжением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждены площадь, границы и паспорт памятника природы регионального значения «Зеленый город». В соответствии с паспортом памятника природы регионального значения «Зеленый город» на всей территории памятника запрещается предоставление земельных участков для жилищного строительства. В соответствии с п.п.4 п.16 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. Распоряжением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждена документация по планировке территории курортного поселка Зеленый город Нижегородского района г. Н. Новгорода, согласно которой образуемый земельный участок с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» расположен в функциональной зоне ОСП тур-2, предусматривающей размещение туристско – гостиничных комплексов, домов отдыха, баз отдыха. Размещение индивидуальных жилых домов предусмотрено за границами курортного посёлка. Учитывая изложенное, в соответствии с п.8 ст. 39.15 Кодекса административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
По вопросу предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: в качестве оснований для отказа указано следующее. Согласно п.п.3 п.16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам. В силу п.6 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. По сведениям автоматизированной системы градостроительной информации администрации г. Н. Новгорода образуемый земельный участок расположен в границах зоны хозяйствующих субъектов памятника природы регионального значения «Зеленый город». Схемой предусматривается образование земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Распоряжением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждены площадь, границы и паспорт памятника природы регионального значения «Зеленый город». В соответствии с паспортом памятника природы регионального значения «Зеленый город» на всей территории памятника запрещается предоставление земельных участков для жилищного строительства. В соответствии с п.п.4 п.16 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. Распоряжением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждена документация по планировке территории курортного поселка Зеленый город Нижегородского района г. Н. Новгорода, согласно которой образуемый земельный участок с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» расположен в функциональной зоне ОСП тур-2, предусматривающей размещение туристско – гостиничных комплексов, домов отдыха, баз отдыха. Размещение индивидуальных жилых домов предусмотрено за границами курортного посёлка. Учитывая изложенное, в соответствии с п.8 ст. 39.15 Кодекса административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования город Нижний Новгород действует администрация г. Нижнего Новгорода.
Пунктом 9 статьи 41 Устава города Нижнего Новгорода структурные подразделения администрации города Нижнего Новгорода осуществляют свою деятельность на основании положений о соответствующих структурных подразделениях, утверждаемых правовым актом администрации города. Согласно Положению о Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, Комитет заключает от имени администрации города договоры аренды земельных участков, договоры безвозмездного пользования, договоры о размещении объектов, отнесенных к видам объектов, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, договоры возмездной передачи в собственность земельных участков многодетным семьям, договоры купли – продажи земельных участков, соглашения об установлении сервитутов, ведет учет заключенных договоров и соглашений.
Согласно п. 1.10 Положения о Комитете по управлению городски имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода Комитет является юридическим лицом, имеет штамп, круглую гербовую печать со своим наименованием, может от своего имени вступать в правоотношения с другими юридическими и физическими лицами.
Таким образом, полномочиями на принятие указанных решений административный ответчик на дату принятия обладал.
В пунктах 1 - 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Названной нормой также установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 названной статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 3).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе.
Из содержания пункта 6 данного Приказа следует, что в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Согласно п.7 Указанного Приказа № в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале" кадастрового плана территории (далее - раздел КПТ.2.1) при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных средств для отображения графической информации дополнительно в качестве картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 Требований материалов и сведений. При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 указанного Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предоставленные Ляпиной Н.В. схемы расположения земельных участков подготовлены с учетом требований приказа Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 762, в частности в ней отражены: проектная площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат. На данной схеме нанесены объекты капитального строительства, учтенные в государственном кадастре недвижимости, граница кадастрового квартала, красные линии, территориальные зоны, зона хозяйствующих субъектов памятника природы регионального значения «Зеленый город». На схеме также указано, что доступ к земельному участку осуществляется через земельный участок с кадастровым номером 52:18:0100018:590.
Административный ответчик указывает на то, что в представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в графической схеме неправильно определен кадастровый номер кадастрового квартала, причем сам же ответчик указывает на верный номер кадастрового квартала, кроме того из схемы также усматривается номер кадастрового квартала, поэтому принять указанное обстоятельство в качестве основания к отказу в предварительном согласовании земельного участка не представляется возможным, указанное обстоятельство носит формальный характер.
Кроме того, в качестве основания к отказу в предварительном согласовании земельного участка 9ч указано на отсутствие отображения границ территории общего пользования (автомобильной дороги) посредством которой осуществляется доступ на образуемый земельный участок.
Как следует из схемы, представленной на утверждение, а также из пояснений лиц участвующих в деле, следует, что доступ к земельным участкам осуществляется через земельный участок с кадастровым номером 52:18:0100018:590.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 52:18:0100018:590 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБУ ДО «ДОЛ «Чайка». Информация об ограничении права (сервитуте), обеспечивающем доступ на образуемый земельный участок отсутствует.
Доступу к земельными участкам, в отношении которых представлены заявления административного истца, препятствий не осуществляется, к участкам проведена асфальтированная дорога.
Как установлено в судебном заседании, испрашиваемые Ляпиной Н.В. земельные участки действительно, расположены в границах памятника природы регионального значения «Зеленый Город» и функциональной зоне ОСП-тур-2, и в силу положений подпункта 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, являются ограниченными в обороте.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 3 названной статьи).
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы (часть 2 указанной статьи).
Как следует из Паспорта памятника природы регионального значения «Зеленый Город», утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении площади, границ и Паспорта памятника природы регионального значения "Зеленый Город"», земельные участки, занимаемые ДОЛ «Чайка» входят в зону хозяйствующих субъектов на территории памятника природы регионального значения «Зеленый город».
На всей территории памятника природы запрещаются, в том числе:
- приватизация и предоставление земельных участков в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- предоставление земельных участков для жилищного строительства, садоводства и огородничества;
На всей территории памятника природы разрешаются, в том числе:
- реконструкция зданий и сооружений в пределах существующих границ строений в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- ремонт и эксплуатация существующих зданий и сооружений по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в области организации, охраны и использования ООПТ.
На территории зоны хозяйствующих субъектов памятника природы дополнительно разрешается:
- строительство объектов санаторно-курортных, оздоровительных, больничных, реабилитационных, лечебно-профилактических учреждений, пансионатов, домов и баз отдыха, учреждений для отдыха и оздоровления детей в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- строительство объектов, необходимых для функционирования вышеперечисленных учреждений, включая физкультурно-оздоровительные и инженерно-технические объекты, в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- строительство учреждений дошкольного, начального и среднего общего образования, в том числе с постоянным проживанием, учреждений среднего и высшего профессионального образования и объектов, необходимых для их функционирования, включая физкультурно-оздоровительные и инженерно-технические объекты, в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- строительство объектов социальной и общественной инфраструктуры поселка Зеленый Город и необходимые для них инженерно-технические сооружения в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- прокладывание новых линейных сооружений (дорог, трубопроводов, линий электропередачи и т.п.) в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- посадка деревьев, кустарников и многолетних травянистых растений;
- мероприятия по уходу за зелеными насаждениями;
- добыча минеральных подземных вод для нужд санаторно-курортных учреждений при наличии лицензии на право пользования недрами.
Максимальная этажность новых объектов, возводимых на территории зоны хозяйствующих субъектов, составляет 3 этажа, за исключением обособленных участков №, где максимальная этажность составляет 4 этажа.
Таким образом, действующим законодательством, а также Паспортом памятника природы регионального значения «Зеленый Город» не запрещено размещение жилых домов, а также представления земельных участков в аренду для использования под существующим жилым домом.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исключительный характер права на приобретение земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Также не установлено каких – либо ограничений для аренды земельного участка под домом, находящимся в собственности, при размещении данного земельного участка в функциональной зоне ОСП-тур-2, доказательств обратного не представлено.
Судом установлено, что на том же месте, между земельными участками, испрашиваемыми в аренду административным истцом, по решению административного ответчика был образован земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , площадью 1946 кв.м., предоставленный ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Нижнего Новгорода в лице Первого заместителя председателя Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсами Администрации г. Н. Новгорода в аренду Горину М. С., сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, положения Земельного Кодекса РФ, в данном случае, администрацией города Нижнего Новгорода применены формально, без учета права Ляпиной Н.В. приобрести в аренду земельные участки, необходимые ей для эксплуатации расположенных на них уже существующих жилых домов, право собственности на которые никем не оспаривается.
В процессе рассмотрения дела, заинтересованным лицом МБУ ДОЛ «Чайка» было указано, что на территории одного из земельных участков, испрашиваемого административным истцом находится квашпункт, площадью 42,3 кв.м., однако в материалы дела представлен акт №, согласно которому квашпункт передавался с техническими характеристиками: фундамент - кирпичные стулья, стены – кирпичные, фасад – отделка простая, перекрытие – железо-бетонное, полы – досчатые, кровля – рубероидная, количество этажей – один, общая площадь 160,7 кв.м., основная 150 кв.м., назначение хозяйственное и как указано из письма Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Н. Новгорода, передача квашпункта подтверждена указанным актом передачи основных средств № (сдатчик МУП «Детский оздоровительный лагерь Зеленый город», организация МУ «ДООЛ «Чайка»).
Отказывая в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, административный ответчик на данное обстоятельство не ссылался, и данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
То обстоятельство, что вид разрешенного использования земельного участка, предполагающий размещение на участке индивидуального жилого дома, а также индивидуальных гаражей и подсобных сооружений, поименован в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, как «Индивидуальное жилищное строительство» (код 2.1), не является препятствием для предоставления земельного участка с указанным видом разрешенного использования в аренду собственнику расположенного на этом участке существующего жилого дома на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.20 ЗК РФ.
С учетом изложенного, доводы административного искового заявления Ляпиной Н.В. заслуживают внимания, а оспариваемые решения по своему содержанию не соответствуют земельному законодательству и нарушают права административного истца.
Административным истцом также заявлены требования о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем предварительного согласования предоставления земельных участков под принадлежащим на праве собственности объектам и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Административный истец указывает, что поскольку по делу 2а -8973/2017 по административному исковому заявлению Ляпиной Н.В. к администрации г. Н. Новгорода, Департаменту градостроительного развития и архитектуры администрации г. Н. Новгорода о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос, уже принималось решение и была признан незаконность оспариваемых решений административного ответчика по незаконным решениям Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации г. Н. Новгорода об отказе в предварительном согласовании предоставления указанных выше земельных участков и возложена обязанность на административного ответчика устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения вопроса о предварительном согласовании земельных участков по указанным адресам и принятии по этому вопросу законного и обоснованного решения, но административный ответчик проигнорировал решение суда, то надлежащим способом защиты права буде являться возложение обязанности на административного ответчика предварительно согласовать предоставление административному истцу земельных участков и утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Также административный истец указывает, что способ восстановления нарушенного права посредством повторного рассмотрения заявления административного истца не обеспечит защиту прав административного истца.
Судом установлено, что решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-8973/2017 по административному исковому заявлению Ляпиной Н.В. к администрации г. Н. Новгорода, Департаменту градостроительного развития и архитектуры администрации г. Н. Новгорода о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос постановлено: «Заявленные Ляпиной Н.В. требования удовлетворить. Признать незаконными решения департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков по адресам . Возложить на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления земельных участков по указанным адресам и принятия по этому вопросу законного и обоснованного решения».
Судом также установлено, что указанное решение до настоящего времени не исполнено, исполнительный лист находится в материалах указанного административного дела.
Административным истцом снова были поданы заявления о предварительном согласовании земельных участков по указанным выше адресам, но уже в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Н. Новгорода, решения по отказу в предварительном согласовании предоставления земельных участков оспариваются при рассмотрении настоящего административного дела.
Учитывая, изложенные обстоятельства, а также то, что административным истцом в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Н. Новгорода заявление подано первоначально, то в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца, суд применяет возложение на Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Н. Новгорода обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления земельных участков по указанным адресам и принятия по этому вопросу законного и обоснованного решения, поскольку Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода является самостоятельным юридическим лицом.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Срок на обращение с административным исковым золением в суд административным истцом не пропущены.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что на испрашиваемых земельных участках расположены принадлежащие административному истцу на праве собственности жилые дома, земельные участки необходимы для обслуживания данных домов, отказ в предварительном согласовании предоставления данных земельного участка на праве аренды нельзя признать основанным на законе.
Руководствуясь статьями 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Ляпиной Н. В. к администрации города Нижнего Новгорода, Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами, Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем предварительного согласования предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане удовлетворить частично.
Признать незаконными решения Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков по адресам:
- , оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № №
- , оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № №,
- , оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № №,
Возложить на Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления земельных участков по указанным адресам.
Возложить на Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода обязанность сообщить об исполнении решения по административному делу в Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород и Ляпиной Н. В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Е. Маркина