ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-16718/2016 от 08.02.2017 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-2243/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]

Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе
председательствующего судьи: Симагина А.С.,

при ведении протокола секретарем: Васянькиной Ю.С.,

с участием: представителей административного истца Зыковой Е.В. и Чашечниковой Н.В., административного ответчика Плёнкиной Т.М., представителя административного ответчика Хлыниной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу о признании незаконным и отмене предписания,

УСТАНОВИЛ:

административный истец департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу о признании незаконным и отмене предписания. В обоснование заявленных требований департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл указал, что на основании приказа департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от [ 00.00.0000 ] [ № ] в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] проведена плановая выездная проверка в отношении департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл. По результатам проверки [ 00.00.0000 ] в отношении департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл вынесено предписание [ № ] об устранении нарушений законодательства в сфере переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Данным предписанием на департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл возложена обязанность в срок до [ 00.00.0000 ] в рамках исполнения переданных полномочий по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Марий Эл, направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения по проведению мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и установлению соответствующих целевых показателей на 2017 год. Указанное предписание, по мнению заявителя, является незаконным. Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим, в том числе полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти Республики Марий Эл в области водных отношений. Реализация отдельных государственных полномочий в области водных отношений осуществляется в рамках выделенных субвенций. Следовательно, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий отдельные государственные полномочия в сфере водных отношений, вынужден определять приоритетность мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет субвенции, исходя из первоочередной необходимости, актуальности и экономической целесообразности. По результатам мониторинга на территории Республики Марий Эл установлено, что в республике имеется три участка, где необходимо осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий: [ адрес ] и [ адрес ]. Негативное воздействие вод в [ адрес ] происходит от р. Илеть, которая протекает по территории двух субъектов Российской Федерации, в [ адрес ] от р. Волги, которая также протекает по территории нескольких регионов, поэтому мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Негативное воздействие вод в [ адрес ] происходит от р. М. Кокшага, которая полностью расположена на территории Республики Марий Эл. В части водного объекта р. М. Кокшага в [ 00.00.0000 ] департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл выступил заказчиком выполнения проектных работ «Строительство защитных сооружений [ адрес ] на участке от [ адрес ] до [ адрес ]». Однако в связи с тем, что защитные сооружения являются объектом капитального строительства, привлечение федеральных денежных средств предусмотрено только на условиях софинансирования путем выделения субсидии из федерального бюджета. Таким образом, защита имеющихся в Республике Марий Эл территории, подверженных негативному воздействию вод, относится к ведению федеральных органов государственной власти и не может быть выполнена департаментом в рамках переданных полномочий. На этом основании департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл просил суд: признать незаконным и отменить предписание департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от [ 00.00.0000 ] [ № ] об устранении нарушений законодательства в сфере переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Административные ответчики департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу и государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу Плёнкина Т.М. возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая, что оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных полномочий и прав и законных интересов департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл не нарушает.

В судебном заседании представители административного истца Зыкова Е.В. и Чашечникова Н.В. поддержали заявленные требования.

В судебном заседании представитель административного ответчика Хлынина Ю.А. и административный ответчик Плёнкина Т.М. возражали против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 и 9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, в соответствии с Положением о департаменте экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от [ 00.00.0000 ] [ № ], департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл является юридическим лицом и органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим реализацию полномочий в области природопользования, недропользования и охраны окружающей среды, а также полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Республики Марий Эл. Департамент также осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти Республики Марий Эл в области водных отношений и в области экологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании приказа департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от [ 00.00.0000 ] [ № ] проведена плановая выездная проверка в отношении департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл.

По результатам проведенной проверки составлен акт от [ 00.00.0000 ] [ № ], в котором констатировано, что в [ 00.00.0000 ] -[ 00.00.0000 ] денежные средства в виде субвенций на работы по дноуглублению и спрямлению русел в целях осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, не были запланированы, что свидетельствует о неисполнении переданных государственных полномочий и является нарушением п.3 ч.1 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу Плёнкиной Т.М. в отношении департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл вынесено предписание от [ 00.00.0000 ] [ № ], с учетом определения об исправлении технической ошибки от [ 00.00.0000 ] , об устранении нарушений законодательства в сфере реализации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений путем направления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложений по проведению мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Марий Эл, и установлению соответствующих целевых прогнозных показателей на 2017 год, с чем выражено несогласие в предъявленном административном исковом заявлении.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия, в том числе по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 Водного кодекса Российской Федерации к негативному воздействию вод относятся: затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Как следует из пп.5 п.14 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от [ 00.00.0000 ] [ № ], департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл осуществляет отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, в том числе осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Республики Марий Эл.

В развитие положений водного законодательства Российской Федерации приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ] утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (далее – Методические указания).

Утвержденные Методические указания предназначены для использования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданного Российской Федерацией отдельного полномочия в области водных отношений и направлены на выработку и реализацию мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В соответствии с п.4 Методических указаний передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, представляемого бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций. Размер субвенции зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также коэффициента водохозяйственной обстановки на территории субъекта Российской Федерации, при расчете которого учитываются: объем забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов на территории субъекта Российской Федерации; количество жителей, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, подверженной негативному воздействию вод; протяженность береговой линии водных объектов в границах поселений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ]. Федеральное агентство водных ресурсов (далее – Росводресурсы) проводит сверку с органом государственной власти субъектов Российской Федерации исходных данных для проведения расчетов распределения субвенций в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ], целевые прогнозные показатели, характеризующие осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, определяются расчетным методом в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ]. Плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, согласовываются Росводресурсами и утверждаются, при необходимости, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Пунктами 2 и 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ], также предусмотрено, что субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – переданные полномочия), в том числе на осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно п.5 Методических указаний для реализации переданных полномочий в части осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, необходимо:

а) выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, водные объекты и/или их участки, наиболее опасные с точки зрения негативного воздействия вод, которые находятся в федеральной собственности и полностью расположены на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень водных объектов);

б) определить площади территорий, подверженных затоплению для паводков 5%, 10%, 25% обеспеченности, с определением количества населения, проживающего на этих территориях, объектов экономики и культуры с определением материального ущерба в случае их затопления и подтопления;

в) принять решение по дальнейшей эксплуатации, защите или выносу объектов, попадающих в зону возможного затопления, подтопления паводковыми водами, а также берегообрушения, совместно с органами местного самоуправления и руководителями организаций;

г) провести анализ причин и сроков возможного возникновения негативного воздействия вод на населенные пункты, объекты хозяйственной и иной деятельности, включая возникновение затопления, подтопления, образование ледовых заторов и зажоров на водных объектах;

д) разработать перечень мероприятий, направленных на предотвращение и снижение негативного воздействия вод, а также ликвидацию его последствий в отношении водных объектов, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования;

е) согласовать значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение в Росводресурсы для получения бюджетного финансирования в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ];

ж) обеспечить выполнение планируемых в рамках утвержденных мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей;

з) подготовить отчетность о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей.

В силу п.6 Методических указаний до утверждения в установленном порядке Схем комплексного использования водных объектов, мероприятия, направленные на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, рассматриваются Росводресурсами на основании предложений субъектов Российской Федерации, согласованных территориальными органами Росводресурсов с учетом рекомендаций бассейновых советов соответствующих бассейновых округов.

При подготовке предложений по мероприятиям, направленным на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий в отношении водных объектов органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, используют:

а) данные государственного водного реестра для установления водных объектов, полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, общегеографические карты Российской Федерации, изданные Федеральной службой по геодезии и картографии России, данные Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

б) статистические данные о частоте и периодичности повторения негативного воздействия;

в) ретроспективные гидрометеорологические данные, включая: температурный и ветровой режим, количество и характер распределения осадков; интенсивность развития половодья, последовательности вскрытия участков реки, распределение толщины льда, интенсивность ослабления прочности льда;

г) имеющиеся на территории данные о возможных местах образования заторов (зажоров) и динамике их формирования на водных объектах и/или их участках;

д) фактический ущерб от негативного воздействия вод;

е) данные расчетов возможного ущерба населению и объектам хозяйственной и иной деятельности от негативного воздействия вод на этих водных объектах и/или их участках.

При этом, как предусмотрено п.15 Методических указаний, состав мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию негативного воздействия вод, формируется в соответствии с Примерным перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ], и исходя из конкретных условий.

Указанным перечнем установлено, что меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляются посредством увеличения пропускной способности русел рек, их расчистки, дноуглубления и спрямления, расчистки водоемов и водотоков, включая проектные работы; предпаводкового и послепаводкового обследования паводкоопасных территорий и водных объектов, приобретения гидрометерологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения); проведения ледокольных, ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблению прочности льда; мероприятий по противопаводковой защите, включающих уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы.

Судом установлено, что на территории Республики Марий Эл имеются водные объекты, находящиеся в федеральной собственности и полностью расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации, в частности – река Малая Кокшага.

Однако каких-либо мер в рамках переданных п.3 ч.1 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации полномочий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении данного водного объекта со стороны департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл не предпринималось, что не отрицалось стороной административного истца при рассмотрении административного дела по существу и подтверждается актом плановой выездной проверки от [ 00.00.0000 ] [ № ]

Доказательств обратному суду представлено не было.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое предписание не носило произвольного характера, было основано на допущенном административным истцом бездействии по исполнению отдельных государственных полномочий и направлено на побуждение к неукоснительному выполнению департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл требований водного законодательства Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Республики Марий Эл в соответствии с положениями п.3 ч.1 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации; Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ]; Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ]; Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ]; и пп.5 п.14 Положения о департаменте экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от [ 00.00.0000 ] [ № ].

В силу п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Должностным регламентом главный специалист-эксперт отдела надзора за исполнением переданных полномочий департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу – государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу, которую замещает Плёнкина Т.М., наделен правом выносить обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах оспариваемое предписание как направленное на выполнение императивных требований водного законодательства Российской Федерации и устранение допущенного со стороны административного истца противоправного бездействия, совершены в пределах предоставленных полномочий и не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, что исключает возможность удовлетворения его административного искового заявления, поданного в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При принятии указанного решения судом учитывается и факт пропуска административным истцом срока на обращение в суд.

В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из приведенных положений закона следует, что течение трехмесячного срока на оспаривание в суде решений, действий (бездействия) должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и свобод, а не с момента возникновения тех или иных прав или их нарушения. В случае соблюдения заявителем срока, исчисленного с указанного дня, его права и свободы подлежат восстановлению в полном объеме независимо от длительности периода нарушения прав и времени, прошедшего с момента такого нарушения.

Судом установлено, что о факте вынесения предписания департаменту стало известно [ 00.00.0000 ] – в день его получения.

Согласно ч.3 ст.92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

В силу ч.1 и 2 ст.93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года установленного процессуального срока. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.

С учетом приведенных положений закона, департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл должен был реализовать свое право на оспаривание предписание в установленном законом порядке не позднее [ 00.00.0000 ] .

Административное исковое заявление поступило в суд общей юрисдикции [ 00.00.0000 ] .

При таких обстоятельствах срок, установленный ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при подаче административного искового заявления департаментом пропущен.

В соответствии с ч.5 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Между тем, в поданном административном исковом заявлении не содержится указаний на наличие уважительных причин обращения в суд за пределами установленного законом срока. Данных, которые бы объективно препятствовали заявителю своевременно обратиться в суд первой инстанции с заявлением об оспаривании предписания, не представлено и при рассмотрении административного дела по существу.

Доводы заявителя со ссылкой на факт обращения в Арбитражный суд Нижегородской области, определением которого возбужденное по заявлению департамента производство по делу было прекращено, не могут послужить основанием для восстановления пропущенного процессуального срока, поскольку обстоятельства, связанные с обращением юридического лица с нарушением правил подведомственности спора не относятся к уважительным причинам в том смысле, которому данному понятию придается положениями ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поэтому доводы о необходимости восстановления пропущенного процессуального срока не свидетельствуют о наличии именно объективных обстоятельств, подтверждающих невозможность направления административного искового заявления с соблюдением правил подведомственности, родовой и территориальной подсудности, ранее даты его подачи в срок, установленный ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, соответствующее ходатайство департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл о восстановлении пропущенного процессуального срока удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Поэтому и по приведенным выше мотивам в удовлетворении административного искового заявления как поданного с пропуском срока обращения в суд департаменту экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл должно быть отказано в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления департаменту экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.С. Симагин