Дело № 2а-1671/2022
УИД: 42RS0009-01-2022-001401-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.,
при секретаре Репиной М.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Кемерово,
16 марта 2022 года
административное дело по коллективному административному исковому заявлению Мухина А.Е. к администрации г. Кемерово о признании незаконным действий (бездействий) администрации г. Кемерово, признании протокола публичных слушаний от **.**.****. ### недействительным, заключения комиссии по организации и проведению публичных слушаний от **.**.****. ### недействующим,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Мухин А.Е. обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением к администрации г. Кемерово о признании незаконным действий (бездействий) администрации г. Кемерово, признании протокола публичных слушаний от **.**.****. ### недействительным, заключения комиссии по организации и проведению публичных слушаний от **.**.****. ### недействующим.
Другими истцами по коллективному исковому заявлению также являются: Дементьева Е.В., Сибилева И.В., Галина Т.Д., Ахметова И.А., Тимошкина С.А., Алексеева Н.А., Алексеев Н.В., Штарк Т.Г., Хорошева Т.В., Осипенко О.С., Сухарева С.Н., Мамич Ю.В., Горячев В.М., Тропин Н.А., Ступакова Е.Ю., Проценко С.А., Лобанова О.Н., Абросимов Р.Г., Каримян Т.Д., Демидова О.М.
Административные истцы просят суд признать незаконными действия (бездействия) администрации г. Кемерово в не оповещении жителей о проведении публичных слушаний; признать протокол публичных слушаний от **.**.****### недействительным; признать заключение комиссии по организации и проведению публичных слушаний от **.**.****### недействительным.
Заявленные исковые требования мотивировали тем, что **.**.**** в администрации г. Кемерово состоялись публичные слушания по проекту планировки территории в границах: ... – ... – ....
Согласно заключению от **.**.****###, указано, в графе - Сведения о количестве участников публичных слушаний - Без участников.
В графе - Содержание внесенных предложений и замечаний участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний - Предложения или замечания участников публичных слушаний, в том числе постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводились публичные слушания, в комиссию не поступали.
В графе - Аргументированные рекомендации комиссии о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам публичных слушаний - В связи с отсутствием замечаний, касающихся проекта, комиссия пришла к выводу о возможности утверждения проекта планировки территории планировки территории в границах: ...
Административные истцы жители указанных выше улиц, не были оповещены о данных публичных слушаниях, не принимали участия в них, тем самым не могли вносить свои предложения и замечания в письменной или устной форме, что нарушает права истцов на доступ к информации ( часть 2 статьи 24 и часть 4 статьи 29 Конституции РФ) и на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (статья 42 Конституции РФ).
В протоколе публичных слушаний от **.**.****###, указано, что решение от **.**.****### о проведении публичных слушаний опубликовано в городском выпуске газеты «Кемерово» **.**.****.
Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в городском выпуске газеты «Кемерово» **.**.****. Помимо газеты «Кемерово» и официального сайта администрации г. Кемерово, нигде более не было опубликовано информации о начале проведения публичных слушаний, тем самым нарушена ч. 8 ст. 5.1 ГРК РФ.
В судебном заседании административные истцы Мухин А.Е., Хорошева Т.В., Ахметова И.А., Тропин Н.А., представитель административного истца Осипенко О.С. – Осипенко Н.А., действующая на основании доверенности от **.**.****, поддержали заявленные исковые требования в полном объеме. В ходе рассмотрения дела административным истцом Хорошевой Т.В., а также представителем административного истца Осипенко О.С. – Осипенко Н.А. предоставлены пояснения в письменном виде на возражения административного ответчика.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела административным истцом Хорошевой Т.В. были дополнены исковые требования следующим.
Административный истец Хорошева Т.В., обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с административным иском к Администрации города Кемерово о признании незаконными действия (бездействия) администрации г. Кемерово в не оповещении жителей о проведении публичных слушаний, признании протокола публичных слушаний от **.**.****### недействительным, признании заключение комиссии по организации и проведению публичных слушаний от **.**.****### недействующим.
Административные истцы свои требования мотивировали тем, что со стороны «Административного ответчика» грубо нарушена, установленная действующим законодательством РФ, процедура проведения публичных слушаний по проекту планировки территории в границах: ..., в том числе:
- часть 2 статьи 24, часть 4 статьи 29, статья 42 Конституции РФ,-подпункт «а» пункта 2 части 1 статьи 13 ФЗ от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
- ст. 5.1, 28, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ,
- статья 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
- статья 21 Устава г. Кемерово, публичные слушания, общественные обсуждения (в ред. решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 29.06.2018 N145),
- определении от 15 июля 2010 года N 931-0-0 Конституционного Суда Российской Федерации.
Административные истцы считают, что Административным ответчиком грубо нарушена процедура проведения публичных слушаний, в том числе:
- жители (собственники, арендаторы, наниматели, правообладатели) проживающие по адресам: ... не были оповещены о данных публичных слушаний:
- информация о проведении публичных слушаний не была размещена на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (п.8 ст. 5.1. Градостроительного кодекса),
- документация (проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему) не была размещена на официальном сайте «Административного ответчика» и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта была невозможной без специального доступа (пп.4,6 ст. 5.1. Градостроительного кодекса),
- в связи с отсутствием информации о проекте, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему, «Административные истцы» не смоги представить свои предложения и замечания, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Это подтверждается следующими доказательствами.
В заключении от **.**.****### по факту проведения публичных слушаний указано:- в графе - сведения о количестве участников публичных слушаний - без участников, что показывает на нарушение процедуры проведения публичных слушаний;
- в графе - содержание внесенных предложений и замечаний участников публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний - предложения или замечания участников публичных слушаний, в том числе постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводились публичные слушания, в комиссию не поступали,
- в графе - аргументированные рекомендации комиссии о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам публичных слушаний - в связи с отсутствием замечаний, касающихся проекта, комиссия пришла к выводу о возможности утверяедения проекта планировки территории планировки территории в границах: ..., что показывает на нарушение процедуры проведения публичных слушаний.
Со стороны Административного ответчика не представлены доказательства, свидетельствующие об обратном; наоборот, официальные документы о проведении публичных слушаний Администрацией города Кемерово по проекту планировки территории в границах: ..., показывают, что никто из граждан, проживающих в домах по указанным улицам, участия не принимали, никто никаких предложений не предоставил, официальных документов о надлежащем извещении населения, которых напрямую затрагивают эти слушания, в материалах дела отсутствуют.
Административные истцыСибилева И.В., Галина Т.Д., Тимошкина С.А., Алексеева Н.А., Алексеев Н.В., Штарк Т.Г., Осипенко О.С., Сухарева С.Н., Мамич Ю.В., Горячев В.М., Ступакова Е.Ю., Проценко С.А., Лобанова О.Н., Абросимов Р.Г., Каримян Т.Д., Демидова О.М., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители административного ответчика администрации г. Кемерово Ткачев М.Д., действующий на основании доверенности от **.**.****, Есипова Е.В., действующая на основании доверенности от **.**.**** в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, в ходе судебного разбирательства предоставили возражения в письменном виде, а также дополнения к ним.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим:
В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 42 КАС РФ:
1.Граждане, являющиеся участниками административных или иных публичных правоотношений, иные лица в случаях, указанных в федеральном законе, вправе обратиться с коллективным административным исковым заявлением в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц. Основанием для такого обращения является наличие следующих условий:
1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса;
2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);
4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.
2.Административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов группы лиц рассматриваются судом в случае, если ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее двадцати лиц. Присоединение к требованию осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.
3. В коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц. При этом такие лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как установлено ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что **.**.**** в администрации г. Кемерово состоялись публичные слушания по проекту планировки территории в границах: ... – ... – ....
Так, постановление администрации города Кемерово от **.**.****### «О подготовке документации по планировке территории в границах: ... в соответствии с ч.2 ст.46 Градостроительного кодекса РФ размещено на сайтах «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово», www.kemerovo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» **.**.**** и опубликовано в газете «Кемерово» ### от **.**.****.
В пункте 2.2 данного постановления указано, что предложения физических и юридических лиц о порядке, сроках подготовки и содержании проекта планировки и проекта межевания территории, предусматривающих размещение линейных объектов, принимаются в срок до **.**.**** включительно. Из пояснений представителей административных ответчиков следовало, что предложения по обозначенным вопросам от физических и юридических лиц не поступали.
Постановлением администрации города Кемерово от **.**.****### принято решение о проведении публичных слушаний по проекту планировки территории в границах: ... (постановление размещено **.**.**** на сайте www.pravo-kemerovo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовано в газете «Кемерово» от **.**.****###).
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Порядок проведения публичных слушаний регламентирован ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ, Порядком организации и проведения публичных слушаний по проектам документов в сфере градостроительной деятельности в городе Кемерово, утвержденным решением Кемеровского городского Совета от **.**.****###.
Согласно ч.5 ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ процедура публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Согласно пункту 1 части 8 указанной статьи, не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.
Согласно ч.8 ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ, п. 2.1 Порядка оповещение о начале публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов; распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в ч.3 ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
При этом, градостроительным кодексом РФ и иным действующим законодательством понятие «место массового скопления граждан» не раскрывается.
Вместе с тем, пп.8 п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171- ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениипотребления (распития) алкогольной продукции» установлен запрет на продажу алкогольной продукции в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий.
В целях реализации вышеуказанных положений Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ ранее (в период с 19.01.2013 по 01.01.2021) действовали Правила определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425 (далее - Правила). В пункте 2 Правил содержалось описание понятия «место массового скопления граждан», предусматривающее что такое место является территорией, расположенной за пределами зданий (строений, сооружений), определенной как место проведения публичного мероприятия, организуемого в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», с заявленной численностью участников не менее 100 человек. Пунктом 4 Правил предусматривалось, что решение об определении мест массового скопления граждан принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2012 № 582 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» (в редакции постановления от 02.08.2018 № 322) на территории города Кемерово определены следующие специально отведенные для проведения публичных мероприятий места:
- территория, расположенная в 24 метрах южнее здания ###д по ..., в 18 метрах севернее подъездных железнодорожных путей, в 150 метрах восточнее здания ### по ..., в 72 метрах юго- западнее здания ###а по ... (для проведения мероприятий с численностью до 1100 чел.);
- территория, расположенная в 112 метрах юго-восточнее здания ### по ..., в 190 метрах северо-восточнее здания ### по ..., с южной стороны - по границе земельного участка с кадастровым номером ###, с восточной стороны - по границе земельного участка с кадастровым номером ### (для проведения мероприятий с численностью до 3750 чел.).
Постановлением администрации города Кемерово от **.**.****### «О перечне мест массового пребывания людей» на территории города Кемерово определены 8 мест массового пребывания людей:
- площадь Советов в границах: ..., ... и ...;
- парк Победы им. Г.К. Жукова в границах: ..., ... и ...;
- ООО «Парк культуры» (городской сад) в границах: ... и ... набережная;
- ПКиО «Антошка» в границах: ..., ... и ...;
- Комсомольский парк им. В.Волошиной в границах: ..., ... и ...;
- Центральная часть (пешеходная зона) ..., от ... до ...;
- парк Ангелов в границах: ... по ..., территории МБОУ СОШ ### (строение ### по ...), строения ### к 3 по ...;
- Московская площадь.
Из пояснений административного ответчика следует, что с учетом того обстоятельства, что в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации понятие «место массового скопления граждан», используемое в ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ, не раскрывается, администрацией города Кемерово по аналогии с использованием в правоприменительной практике норм Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» при рассмотрении вопросов, связанных с местами размещения оповещений о начале публичных слушаний учитывается наличие мест, определенных Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2012 № 582, постановлением администрации города Кемерово от 29.05.2018 № 1108, на территории, в отношении которой проводятся публичные слушания.
Таким образом, на территории, в отношении которой проводились публичные слушания, места массового скопления граждан, а также места массового пребывания людей отсутствуют.
Кроме того, статьей 45 Устава города Кемерово предусмотрено, что официальными источниками опубликования постановлений администрации города являются: газета «Кемерово»; сайт «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово» (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - www.pravo-kemerovo.ru).
Как усматривается из представленных материалов дела, административным ответчиком надлежащим образом опубликована информация о возможности ознакомления и участия в публичных слушаниях.Дата проведения собрания участников публичных слушаний указана в опубликованном оповещении. В протоколе от **.**.**** данная информация отображена в соответствии с требованиями ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, оповещение о начале публичных слушаний по вышеуказанному проекту опубликовано в газете «Кемерово» от **.**.****###, на сайте www.pravo-kemerovo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» **.**.****, размещено на стенде, оборудованном около здания управления архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово (...), а также на информационных стендах внутри зданий территориальных управлений Центрального и ...ов администрации города (... соответственно), а также на информационном стенде в помещении МБУ «Центр поддержки предпринимательства» (...).
Доводы административных истцов о том, что газета «Кемерово» ### вышла тиражом в 200 экземпляров и является платным периодическим изданием не свидетельствует о нарушении прав административных истцов.
Сомнения административных истцов о размещении оповещения о публичных слушаний на вышеуказанных стендах также ничем не подтверждаются и опровергаются представленными представителями ответчика доказательствами, а именно направлением писем и получением ответов с приложенными фотографиями.
Согласноч. 6 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ,оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать:
1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;
2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;
3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;
4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Также согласно ч. 7 вышеуказанной статьи,оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.
Аналогичные положения содержатся в п. 2.3 Порядка организации и проведения публичных слушаний по проектам документов в сфере градостроительной деятельности в городе Кемерово, утвержденным решением Кемеровского городского Совета от 26.03.2021 № 411.
Судом отмечается, что ст.15 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-03 «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» установлена ответственность за размещение афиш, плакатов, объявлений, листовок, нанесение надписей и графических изображений, не содержащих рекламную информацию вне мест, специально отведенных органами местного самоуправления.
Согласно п.4.5.3. Правил благоустройства территории города Кемерово, утвержденных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.10.2017 № 91, не допускается: размещение афиш, плакатов, объявлений, листовок и иных информационных материалов в неустановленных местах; нанесение надписей и графических изображений вне установленных мест. Перечень мест для размещения вышеуказанных информационных материалов утверждается муниципальным правовым актом администрации города.
В соответствии с п.1 постановления администрации г. Кемерово от 24.05.2011 № 60 «О местах для размещения информационных материалов» местами, специально отведенными для размещения афиш, плакатов, объявлений, листовок и иных информационных материалов, являются устройства (сооружение, стенд, стойка и т.п.) с обозначениями «Информация», «Объявления».
Таким образом, по мнению суда, вышеизложенные требования к содержанию оповещения, соблюдены в полном объеме, что подтверждается и самим текстом оповещения. Также, информация о проведении публичных слушаний не могла быть размещена в любом месте, посещаемом гражданами, ввиду вышеизложенных положений муниципально-правовых актов. В связи с чем, для размещения информации, административным ответчиком были использованы объекты, находящиеся в муниципальной собственности, поскольку размещение информации на объектах иной формы собственности допускается только по согласованию с владельцами таких объектов. Информация о проведении публичных слушаний была размещена на информационных стендах в местах, постоянно посещаемых значительным количеством людей.
Все предписания о заблаговременном оповещении жителей о времени и месте проведения публичных слушаний, ознакомлении с проектом, возможности представления жителями своих замечаний и предложений, установленные ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» административным ответчиком исполнены в полном объеме.
Доводы истцов о том, что административным ответчиком выражено нарушение при оповещении о начале публичных слушаний по проекту, не состоятельны, поскольку оповещение о начале публичных слушаний размещено всеми предусмотренными действующим законодательством способами, обеспечивающими надлежащий доступ граждан к информации.
Доводы истцов о том, что в постановлении администрации города Кемерово от **.**.****### отсутствует дата планируемых публичных слушаний, не основан на нормах действующего законодательства.
Как уже было исследовано выше,согласно пункту 1 части 8 указанной статьи, не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.Оповещение опубликовано **.**.****, то есть с соблюдением данного требования.
Согласно ч. 4.4 ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что проект и информационные материалы к нему подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Согласно п.2.1 Порядка соответствующим официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является сайт www.kemerovo.ru.
Проект и информационные материалы к нему (обоснование к проекту и пояснительная записка) размещены на официальном сайте администрации города Кемерово www.kemerovo.ru и сайте «Электронный бюллетень органовместного самоуправления города Кемерово» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» **.**.****.
Как следует из текста обоснования цель разработки проекта - размещение линейных объектов.
В пояснительной записке разъяснены порядок проведения публичных слушаний по вынесенному на них проекту, а также право участников публичных слушаний на представление возражений и замечаний, касающихся проекта.
Довод административных истцовоб отсутствии в размещенной информации (обосновании проекта и пояснительной записке к нему) указаний о целях проекта, не состоятелен, поскольку требования к содержанию информационных материалов к проекту законодательством не предусмотрены.
Согласно ч. 4.2 ст.4 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» определено, что Президент РФ утверждает Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Согласно п.42.1 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203, к секретной информации отнесены сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
П.60 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203, к секретной информации отнесены сведения, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности.
Также в соответствии со ст.9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» данным Указом Президента РФ определены органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.03.2016 № 1С/пр утвержден развернутый перечень сведений, подлежащий засекречиванию. Согласно п.п.8, 11 данного перечня к секретным отнесены сведения, раскрывающие дислокацию сетей водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек.
Согласно п.12 приложения № 2 к письму Роскартографии от 25.03.1996 № 3-02-670 к секретным отнесены топографические карты и планы городов и других поселений масштабов 1 : 50000 и крупнее в системах координат 1942 года и 1963 года в графическом, цифровом (электронном) и других видах.
В целях соблюдения п.п.42.1, 60 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203, в общем доступе была размещена только схема расположения элементов планировочной структуры, которая является составляющей частью проекта планировки территории.
Схема расположения элементов планировочной структуры выполнена на плане с адресной привязкой к местности и позволяет наглядно определить территорию, предназначенную для размещения линейных объектов.
Таким образом, как уже было изложено ранее, публичные слушания состоялись **.**.**** в 15-30 в зале заседаний управления архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово (..., ...).
Согласно ч. 18 ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ:
Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются:
1) дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний;
2) информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний;
3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования;
4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания;
5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.
Также согласно ч.ч. 21, 22 той же статьи:
На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны:
1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;
2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях;
3) реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;
4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний;
5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.
Таким образом, все предложения и замечания участников публичных слушаний отражаются в протоколе публичных слушаний и заключении. Замечания и предложения по проекту, вынесенному на публичные слушания, не поступали, что отражено в протоколе публичных слушаний от **.**.****### и заключении комиссии по организации и проведению публичных слушаний от **.**.****###.
Для участия в публичных слушаниях **.**.**** участники не явились, что зафиксировано в протоколе от **.**.****###. Данная информация также отражена в графе заключения от **.**.****### «Сведения о количестве участников публичных слушаний». Нормами ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что внесение предложений и замечаний, касающихся проекта, является правом участников публичных слушаний. Указанными протоколом и заключением подтверждается, что состоявшиеся **.**.**** публичные слушания по рассматриваемому проекту прошли без участников.
Протокол публичных слушаний от **.**.****### размещен на сайте «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово» **.**.****.
Заключение о результатах публичных слушаний от **.**.****###**.**.**** размещено на сайтах www.kemerovo.ru. «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», опубликовано в газете «Кемерово» от **.**.****###.
Кроме того, в опубликованном (размещенном) оповещении была указана информация о том, что замечания и предложения, касающиеся проекта, принимаются:
1) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания участников публичных слушаний;
2) в письменной форме по адресу (..., ...);
3) посредством записи в журнале учета посетителей экспозиции проекта;
4) в письменной форме почтовым отправлением по адресу (..., ...), а также на адрес электронной почты ...
Однако, вышеуказанные возможности не были использованы гражданами для доведения замечаний, предложений по проекту до организатора публичных слушаний.
Кроме того, согласно ч.18 ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ организатор публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол публичных слушаний, в котором указываются: дата оформления протокола; информация об организаторе публичных слушаний; информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале публичных слушаний, дата и источник его опубликования; информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся публичные слушания; все предложения и замечания участников публичных слушаний.
Вышеуказанные сведения указаны в протоколе публичных слушаний от **.**.****###. Ошибочное указание в протоколе даты опубликования постановления администрации города Кемерово от **.**.****### о проведении публичных слушаний - **.**.**** вместо **.**.**** не повлекло и не могло повлечь каких-либо правовых последствий для истцов.
Вместе с тем, согласно ч.19 ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ к протоколу публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).
В связи с отсутствием участников публичных слушаний в протоколе указано, что такое приложение отсутствует.
Указанные в административном исковом заявлении нормы ч.ч.7 - 10, 12 ст.46 Градостроительного кодекса РФ утратили силу в связи с принятием Федеральных законов от 29.12.2017 № 455-ФЗ, от 02.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ст.28 Градостроительного кодекса РФ определены особенности организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов. Соответственно вышеуказанные нормы не подлежат применению при рассмотрении настоящего дела.
Учитывая изложенное, оспариваемые протокол и заключение, оформлены в соответствии с требованиями законодательства и отражают фактические обстоятельства, имевшие место в ходе публичных слушаний.Оповещение о начале публичных слушаний осуществлено надлежащим образом. Оповещение опубликовано в газете «Кемерово» от **.**.****###, на сайте www.pravo-kemerovo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» **.**.****, размещено на стенде, оборудованном около здания управления архитектуры и градостроительства администрации города, а также на информационных стендах территориальных управлений Центрального и Заводского районов администрации города, МБУ «Центр поддержки предпринимательства».
Само по себе несогласие истцов с результатами публичных слушаний не свидетельствует о нарушении порядка их проведения, который материалами дела не подтверждён.
Таким образом, оценивая представленные доказательства каждое в отдельности и в совокупности, учитывая, что действия административного ответчика соответствуют нормам действующего законодательства, каких-либо нарушений судом не установлено, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статями 175-180, 227, 360 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований истцов по коллективному исковому заявлению Мухина А.Е. к администрации г. Кемерово о признании незаконным действий (бездействий) администрации г. Кемерово, признании протокола публичных слушаний от **.**.****. ### недействительным, заключения комиссии по организации и проведению публичных слушаний от **.**.****. ### недействующим, отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
В мотивированной форме решение изготовлено 18.03.2022 г.
Судья Лебедева Е.А.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-1671/2022 Центрального районного суда г.Кемерово