ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-16720/2016 от 13.12.2016 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-16720/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда 13 декабря 2016 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Цветковой Л.Ю.,

при секретаре Сыроежиной К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Вологды о признании незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства предписания Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области № 17 от 22 июля 2016 года,

установил:

Администрация города Вологды обратилась в суд с административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что в результате проверки, проведенной Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области 22.07.2016 на объекте культурного наследия «Дом жилой (дер.), XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>, выявлен ряд нарушений Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Административный истец полагает, что проведенная проверка проведена в отношении ненадлежащего органа – Администрации города Вологды, поскольку спорный объект культурного наследия принадлежит муниципальному образованию «Город Вологда». Кроме того, Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области не является стороной охранного обязательства, заключенного 11.12.2009 между истцом и Департаментом культуры и туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области (ранее – Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области), при том, что срок охранного обязательства истек и не продлевался, а сторона охранного обязательства не была заменена. Также, полномочия по обеспечению сохранности казенного имущества муниципального образования осуществляются Департаментом городского хозяйства Администрации города Вологды (ранее – Департамент градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды), а полномочия в сфере сохранности и использования объектов культурного наследия, за исключением реставрационной деятельности, текущего ремонта и эксплуатации, возложены на Управление культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды. Вместе с тем, административный истец выражает несогласие со сроками устранения нарушений, изложенных в предписании, поскольку процедура требует согласования с уполномоченными органами. План проверки, согласованный с прокуратурой города Вологды, отсутствует.

Просит признать незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства предписание № 17 от 22.07.2016.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме. Факт наличия плана проверки в отношении Администрации города Вологды не оспаривала. Полагала, что предписание должно было быть вынесено в отношении Управления культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды и Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды.

Представитель административного ответчика по доверенности, заинтересованное лицо ФИО4 (ранее – ФИО5) в судебном заседании заявленные требования не признала. Указала, что охранное обязательство действует до настоящего времени, поскольку план проведения реставрационных работ не исполнен.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно преамбуле, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон об объектах культурного наследия) гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 47.3 Закона об объектах культурного наследия при содержании и использовании объекта культурного наследия, включённого в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (подпункт 1);

незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения (подпункт 7);

не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включённого в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (подпункт 8).

В соответствии с п. 11 ст.47.6 указанного Закона в случае, если объект культурного наследия, включённый в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

Согласно п. 13 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Из материалов дела следует, что в период с 27.06.2016 по 22.07.2016 на основании приказа Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 21.06.2016 № 51 в отношении Администрации города Вологды проведена проверка соблюдения (несоблюдения) требований к содержанию, использованию, сохранению и обеспечению доступа к объектам культурного наследия, градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия, установления факта осуществления (неосуществления) органом местного самоуправления мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.

О начале проведения плановой проверки Администрация города Вологды была уведомлена письмом от 21.06.2016, после чего в адрес административного ответчика было направлено письмо от 24.06.2016 о том, что в проверке от Администрации города Вологды примет участие ФИО1 и ФИО2

Ведущим специалистом Комитета по охране объектов культурного наследия области ФИО4 (ФИО5) на основании приказа Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области № 51 от 21.06.2016 при проведении проверки, выявлен ряд нарушений Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: не установлена информационная надпись на объекте культурного наследия «Дом жилой (дер.), XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>, не проведены работы по сохранению объекта, не обеспечивается сохранение элементов декора и конструкций объекта и сруба, территория расположения объекта находится в неблагоустроенном состоянии. По результатам проверки вынесено предписание №17, которым на Администрацию города Вологды возложена обязанность устранить допущенные нарушения: осуществить уборку территории, обеспечить сохранность элементов и конструкций и сруба – в срок до 19.08.2016, обеспечить охрану объекта – в срок до 02.09.2016, провести ремонтно-реставрационные работы – в срок до 01.07.2019.

Акт проверки, предписание направлены в адрес Администрации города Вологды 26.07.2016, получены административным истцом в тот же день, что подтверждается материалами дела.

Собственником объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой (дер.), XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>, является муниципальное образование «Город Вологда».

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Следовательно, Объект культурного наследия, находясь в казне, не может быть закреплен за каким- либо предприятием или муниципальным учреждением.

В соответствии со статьей 65 Устава города Вологды, утвержденного Решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 № 301 (с последующими изменениями) от имени муниципального образования «Город Вологда» права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Вологодская городская Дума, Глава города Вологды и Администрация города Вологды. Указанный перечень является исчерпывающим.

При таких обстоятельствах, указанные административным истцом Управление культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды, а также Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды, не могут выступать от имени муниципального образования как собственник.

Данный факт подтверждается, в том числе принятым Администрацией города Вологды постановлением от 17.12.2014 № 10012 «О наделении правом подписания охранных обязательств объектов культурного наследия федерального и регионального значения, находящихся в собственности муниципального образования «Город Вологда», дополнительных соглашений, протоколов разногласий», действовавшим на момент вынесения предписания. Указанным постановлением правом подписи от имени муниципального образования «Город Вологда» в лице Администрации города Вологды охранных обязательств и дополнительных соглашений, протоколов разногласий к ним, наделен заместитель Главы Города Вологды - начальник Департамента гуманитарной политики Администрации города Вологды. При этом подписание вышеназванных документов допускается после согласования с Департаментом градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, Департаментом финансов Администрации города Вологды, Правовым управлением Администрации города Вологды.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Никаких договоров, подтверждающих передачу бремя содержания Объекта культурного наследия иным организациям или учреждениям, администрацией города Вологды представлено не было.

Согласно части 1 статьи 44 Устава города Вологды Администрация города Вологды осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе: управляет и распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с порядком, принятым Вологодской городской Думой; ведет учет объектов муниципальной собственности в реестре объектов муниципальной собственности; создает предприятия, учреждения и иные организации, решает вопросы их реорганизации и ликвидации; осуществляя функции и полномочия учредителя, определяет цели, условия и порядок деятельности учреждаемых предприятий, учреждений и иных организаций, устанавливает тарифы на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными предприятиями и учреждениями (если иное не предусмотрено федеральными законами), утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, установленных действующим законодательством, настоящим Уставом и решениями Вологодской городской Думы, заслушивает отчеты об их деятельности; организует благоустройство территории муниципального образования «Город Вологда» (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования; осуществляет муниципальный лесной контроль.

Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды является отраслевым органом Администрации, уполномоченным в сфере городского хозяйства, принимает участие в управлении муниципальным имуществом, составляющим казну муниципального образования «Город Вологда», в части компетенции Департамента (пункты 1.1 2.18 Положения о Департаменте градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 №512).

Управление культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды является отраслевым органом Администрации, осуществляющим полномочия Администрации по решению вопросов местного значения в сфере культуры и историко-культурного наследия и реализации отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда», и отдельных непереданных государственных полномочий; в том числе по сохранению и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования «Город Вологда» (пункты 1.1, 2.4 Положения об Управлении культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 27.11.2009 №183).

Таким образом, доводы истца сводятся к необоснованному переложению ответственности с Администрации города Вологды на ее структурные подразделения, правовое положение Администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления не тождественно правовому положению ее структурных подразделений, наделенных правами юридического лица.

При этом, Администрация города Вологды, имеет реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Также, Вологодского городского суда от 27.09.2016 года, вступившим в законную силу 03.11.2016 года, Администрация города Вологды привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Доводы истца о том, что сроки, в которые необходимо исполнить предписание, определены без учета специальной процедуры согласования с уполномоченными органами, суд отклоняет, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для признания предписания незаконным, доказательств привлечения Администрации города Вологды к ответственности по мотиву неисполнения предписания в установленные сроки, не представлено.

Вместе с тем, письмом Департамента гуманитарной политики Администрации города Вологды от 25.08.2016 на имя председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области подтверждается, что территория спорного объекта очищена от бытового и строительного мусора, планируется проведение мероприятий по ограничений доступа третьих лиц на территорию объекта. Указанное свидетельствует о том, что административный истец приступил к выполнению спорного предписания.

Таким образом, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) требованиям закона и нарушение этими действиями (бездействием) прав и свобод заявителей в данном случае отсутствует, оснований для признания незаконным не имеется.

При таких обстоятельствах требования Администрации города Вологды удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Администрации города Вологды о признании незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства предписания Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области № 17 от 22 июля 2016 года отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Цветкова

Мотивированное решение изготовлено 16.12.2016.