Дело № 2а-1672/2021
32RS0004-01-2021-002875-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2021 года г. Брянск
Володарский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Рубцовой С.И.,
при помощнике ФИО1,
с участием представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС ФИО4 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушения №.... от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Директор филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС ФИО4 обратился в суд к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушения №.... от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что Управлением была проведена выездная проверка ПС 500 кВ Белобережская, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт, выдано предписание об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушений п. 88 Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№....-дсп, в части приведения в соответствие функции телевизионной охранной системы по отображению информации об обнаружении проникновения нарушителей и оставленных предметов, а так же пп. «а», «д» п.83 Требований в части приведения в соответствие функции телевизионной охранной системы, а именно девяти камер по передаче визуальной информации о состоянии периметра, контролируемых зон и помещений на назначенные посты охраны и пункт централизованной охраны, а также функции по осуществлению визуального контроля линейного объекта и прилегающей к нему территории. Просил суд признать указанное предписание незаконным, ввиду того, что на момент вступления в силу Требования объект ТЭК-ПС 500 кВ Белобережская находился в стадии строительства, то есть не существовал, тогда как Требования распространяются на существующие, вновь создаваемые и реконструируемые линейные объекты. Более того, строительство линейного объекта ПС 550 кВ Белобережская с заходами ВЛ 500 кВ Новобрянская Елецкая, ВЛ 22, кВ Белобережская – Цементная, ВЛ 220, Белобежеская – Машзавод, ВЛ 220 кВ Белобережская – Брянская разделено на 3 этапа и до настоящего времени не завершено, то есть линейный объект в целом не существует. В 2018 году завершено строительство первого этапа ПС 500 кВ Белобережская, то есть узлового элемента, строительство линейного объекта по второму и третьему этапам было запланировано на ДД.ММ.ГГГГ года, однако до настоящего времени строительство не завершено по причине срыва сроков производства работ подрядной организацией. Кроме того, согласно п. 28 Требований учет выводов и рекомендаций, изложенных в акте обследования узлового элемента линейного объекта, осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса с учетом наличия источников финансирования в течение пятилетнего срока с даты вступления в силу Требований. В связи с чем, поскольку требования вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ, а ПС 550 кВ Белобережская построена только в ДД.ММ.ГГГГ году, то пятилетний срок для устранения несоответствий должен отсчитываться исключительно с даты ввода ПС в эксплуатацию, с ДД.ММ.ГГГГ, и длиться до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, требований безопасности объекта по его физической защите допущено не было. Более того, состав инженерно-технических средств, указанных в приложении к Требованиям, носит рекомендательный характер, в связи с чем отраженные в предписании требования не могут являться нарушением Требований. Филиалом ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС также предприняты компенсационные мероприятия, а именно организация охраны объектов, расположенных на территории Брянской области, посредством которой осуществляется, в том числе, патрулирование территории объекта.
Административный истец ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, доверил представлять свои интересы ФИО2, которая в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и доводы в их обоснование, указав, что оснований для выдачи предписания у Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Брянской области не имелось, поскольку проверка проводилась в отношении объекта незавершенного строительства – линейного объекта, строительство которого до настоящего времени не окончено, в связи с чем на линейный объект, находящийся в стадии строительства, Требования не распространяются. Вместе с тем, ПС 500 кВ Белобережская была построена только в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем пятилетний срок для устранения несоответствий согласно п. 28 Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№....-дсп, должен длиться до ДД.ММ.ГГГГ года, а также с учетом наличия источников финансирования. Пояснила, что в ближайшее время вопрос об устранении недостатков, указанных в предписании, войдет в программу финансирования, которая утверждается советом директоров. Однако ввиду недостаточности финансирования, а также ввиду недостаточности времени для устранения нарушения, в настоящее время устранить указанные нарушения не представляется возможным.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указав, что выданное предписание является законным и обоснованным. Указал, что срок устранения нарушений, указанных в предписании, может быть продлен не более чем на год, однако оснований для продления данного срока с учетом предоставления директором ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС ФИО4 возражений относительно акта проверки и предписания от ДД.ММ.ГГГГ Управлением установлено не было.
Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из п. 2 Правил осуществления федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2016 N 1067 мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта топливно-энергетического комплекса, проверке объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса (ч.1).
Субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций (ч.2).
В целях реализации положений Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» Постановлением Правительства РФ от 19.09.2015 № 993-дсп утверждены Требования к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса.
Настоящие требования распространяются на существующие, вновь создаваемые (проектируемые) и реконструируемые (модернизируемые) линейные объекты.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Брянской области была проведена плановая выездная проверка в отношении объекта топливно-энергетического комплекса – подстанции 500 кВ Белобережская филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС, расположенной по адресу: <адрес>, с целью проверки выполнения субъектом топливно-энергетического комплекса обязательных требований к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, определенных Федеральным законом от 21.07.2011 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и Требованиями к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.09.2015 № 993-дсп.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлено, что в нарушение п. 67 Требований контрольно-пропускной пункт не обеспечивает защиту работников подразделения охраны (внутренние помещения контрольно-пропускного пункта просматриваются посторонними лицами); в нарушение п. 88 Требований в системе охранной телевизионной не отображается информация об обнаружении проникновения нарушителей и оставленных предметов; в нарушение пп. «а», «д» п. 83 с системы охранной телевизионной не передается визуальная информация о состоянии периметра, контролируемых зон и помещений на назначенные посты охраны и пункт централизованной охраны, а также отсутствует визуальный контроль линейного объекта и прилегающей к нему территории (не работают камеры в количестве девяти штук).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС ФИО4 было направлено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений обязательных требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с указанным предписанием, директор филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС ФИО4 обратился в суд.
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
Как следует из пункта 2 Требований узловым элементом является часть линейного объекта, имеющая территориально-компактный (площадной) характер и замкнутый периметр, внутри которого оборудованы рабочие места, где постоянно или вахтовым способом присутствует обслуживающий персонал.
Как следует из материалов дела, ПС 500 кВ Белобережская филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС, расположенная по адресу: <адрес>, включена в перечень объектов топливно-энергетического комплекса региона, подлежащих категорированию, утвержденного Губернатором Брянской области, председателем антитеррористической комиссии ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ с изменениями Протоколы АТК Брянской области №.... от ДД.ММ.ГГГГ, №.... от ДД.ММ.ГГГГ, №.... от ДД.ММ.ГГГГ, №.... от ДД.ММ.ГГГГ, №.... от ДД.ММ.ГГГГ, №.... от ДД.ММ.ГГГГ, №.... от ДД.ММ.ГГГГ, №.... от ДД.ММ.ГГГГ, №.... от ДД.ММ.ГГГГ, №.... от ДД.ММ.ГГГГ, №.... от ДД.ММ.ГГГГ, №.... от ДД.ММ.ГГГГ, №.... от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный объект имеет паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса узлового элемента линейного протяженностью объекта ПС 500 кВ Белобережская филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС №.... от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с актом обследования объекта топливно-энергетического комплекса по совокупности максимального ущерба, который может быть нанесен в результате террористического акта и по степени потенциальной опасности указанный объект топливно-энергетического комплекса отнесен к объектам средней категории опасности.
Согласно акту №.... приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденному заместителем Председателем Правления – главным инженером ПАО «ФСК ЕЭС» ДД.ММ.ГГГГ, предъявленный к приемке законченный строительством объект по титулу «Строительство ПС 500 кВ Белобережская с заходами ВЛ 500 кВ Новобрянская-Елецкая, строительство ВЛ 220 кВ Белобережская-Цементная, ВЛ 220 кВ Белобережская-Машзавод, ВЛ 220 кВ Белобережская-Брянская» - 1 этап, был введен в действие. Строительство объекта производилось в период с декабря 2016 года по декабрь 2018 года в соответствии с разрешением на строительство, выданным ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку строительство объекта топливно-энергетического комплекса узлового элемента ПС 500 кВ Белобережская филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС производилось в период с декабря 2016 года по декабрь 2018 года в соответствии с разрешением на строительство, выданным ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в силу ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», а также с учетом Требований, вступивших в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС как субъект топливно-энергетического комплекса обязан был предусмотреть осуществление комплекса специальных мер защиты на стадии проектирования объекта топливно-энергетического комплекса узлового элемента.
Кроме того, обременительная обязанность субъектов предусматривать осуществление комплекса специальных мер защиты на стадии проектирования объектов топливно-энергетического комплекса реализует один из основных принципов осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий и принятием мер по противодействию террористическим актам, который обозначен в п. 8 ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ.
Ссылка административного истца на пункт 28 Требований, согласно которому выполнение настоящих требований к системе физической защиты линейных объектов, существующих на дату вступления в силу настоящих требований, а также учет выводов и рекомендаций, изложенных в акте обследования узлового элемента линейного объекта, осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса с учетом наличия источников финансирования для линейных объектов высокой и средней категорий опасности – не позднее 5 лет с даты вступления в силу настоящих требований, суд находит несостоятельной ввиду неверного толкования норм права, поскольку положение указанного пункта распространяется только на линейные объекты, существующие на дату вступления требований в законную силу, тогда как узловой элемент ПС 500 кВ Белобережская был введен в действие только ДД.ММ.ГГГГ.
Довод административного истца о том, что поскольку линейный объект является объектом незавершенного строительства, в настоящее время завершено строительство только первого этапа линейного объекта, в связи с чем на него не распространяются положения Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, суд находит несостоятельным ввиду следующего.
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
Как следует из пункта 2 Требований, узловым элементом является часть линейного объекта, имеющая территориально-компактный (площадной) характер и замкнутый периметр, внутри которого оборудованы рабочие места, где постоянно или вахтовым способом присутствует обслуживающий персонал.
На основании изложенного, поскольку ПС 500 кВ Белобережская является узловым элементом линейного протяженного объекта ПС 500 кВ Белобережская с заходами ВЛ 500 кВ Новобрянская-Елецкая, ВЛ 220 кВ Белобережская-Цементная, ВЛ 220 кВ Белобережская-Машзавод, ВЛ 220 кВ Белобережская-Брянская, на него также распространяются положения Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса как на часть линейного объекта.
Довод административного истца о том, что состав инженерно-технических средств, указанных в приложении к Требованиям к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, носит рекомендательный характер, суд находит несостоятельным, поскольку, несмотря на рекомендательный характер Приложения к требованиям, требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса в силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Довод административного истца о недостаточности финансирования для устранения указанных в предписании нарушений суд также находит несостоятельным, поскольку, как указывалось ранее, ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС как субъект топливно-энергетического комплекса обязан был предусмотреть осуществление комплекса специальных мер защиты на стадии проектирования объекта топливно-энергетического комплекса.
Таким образом, суд приходит к выводу о законности и обоснованности предписания об устранении выявленных нарушения №.... от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Брянской области директору филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС ФИО4
Более того, согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны, в том числе, выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.218 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Новгородское ПМЭС ФИО4 к Управению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Брянской области о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушения №.... от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Володарский районный суд г. Брянска.
Председательствующий судья С.И. Рубцова