ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1673/2016 от 15.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2А-1673/2016г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

г. Омск 15 марта 2016г.

Ленинский районный суд г. Омскав составе председательствующего судьи Шаленовой М.А.

при секретаре Хиценко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу ***, обязании утвердить схему расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу ***, выраженного в письме № 22067 ДИО Администрации г. Омска от 24.11.2015 г.; об обязании ДИО Администрации г. Омска утвердить схему расположения земельного участка по адресу *** на кадастровом плане территории.

В обоснование административного иска ФИО1 указала, что она является членом СНТ «***», участок ***, что подтверждается наличием членской книжки.

Заявитель обратилась в марте 2015 года в Департамент имущественных отношений администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка. После чего было вынесено Постановление № 1254 от 21.04.2015 о предоставлении земельного участка.

Во исполнение требований действующего законодательства ею были предприняты меры к формированию границ земельного участка с целью дальнейшей регистрации прав на него в порядке Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

01.03.2015 г. в положения Земельного кодекса РФ были внесены многочисленные изменения, в том числе, в части требований, предъявляемых к образованию земельных участков.

Так, в соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, п.7,8,9 ст.34 ФЗ от 23.06.2014 №171 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», ст. 3 ч.2.7, 2.8 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» №137-Ф3 от 25.10.2001 образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании следующих документов:

- проекта межевания расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

- утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Так как ФИО1 обратилась с заявлением в ДИО Администрации г. Омска уже после 01.03.2015 г., ею была подготовлена схема расположения земельного участка, полностью соответствующая требованиям действующего законодательства. К заявлению, представленному в Департамент имущественных отношений, была приложена схема расположения земельного участка, а также Распоряжение директора Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 21.04.2015 №1254 о предоставлении земельного участка в собственность.

По результатам представленных документов 24.11.2015 исх.№22067 заявителю было отказано в утверждении схемы, причем в качестве основания для отказа начальник управления земельных отношений *** сделал ссылку на разъяснение Комитета Государственной Думы по земельным отношениям, изложенным в Письме от 21.07.2015. То есть в обоснование отказа, орган местного самоуправления допустил ссылку не на нормы действующего законодательства, а на письма Государственной Думы, которые в силу Конституции РФ не являются нормативными актами, и, соответственно, источниками права.

Считает, что тем самым орган местного самоуправления нарушает права заявителя.

Заявитель обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, заявителем был предоставлен межевой план, полностью соответствующий требованиям действующего законодательства.

Орган кадастрового учета отказал в проведении кадастрового учета по причине отсутствия утвержденной схемы расположения земельного участка.

Утверждение схемы расположения земельного участка является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Осуществление данной функции на территории города Омска возложено на Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.

В настоящее время, ФИО1, имея на руках распорядительный акт Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска о предоставлении земельного участка, не имеет возможности надлежащим образом зарегистрировать свои права по причине непостановки земельного участка на кадастровый учет.

ФИО1, будучи надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась.

Представитель административного истца ФИО2, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на удовлетворении административного искового требования настаивал.

Представитель административного ответчика, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. В отзыве, подписанном представителем ДИО Администрации г. Омска ФИО3, административный ответчик просит отказать в удовлетворении административного иска. Так, административный ответчик полагает, что данное заявление административного истца незаконно, необоснованно по следующим основаниям:

Из содержания ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ следует право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

С учетом содержания частей 9 и 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ юридическое значение по данной категории дел имеютследующие обстоятельства: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано,, соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно распоряжению департамента № 1254 от 21.04.2015 истцу был предоставлен в собственность земельный участок по адресу ***.

Позже ФИО1 обратилась в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено по адресу ***.

Письмом № 22067 от 24.11.2015 департаментом было сообщено ФИО1 следующее:

Порядок принятия органами местного самоуправления решений при предоставлении земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан установлен пунктами 2.9 и 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Указанными нормами необходимость утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не установлена.

Кроме того, согласно разъяснениям Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, изложенным в письме от 21.07.2015 № 3.31-21/749/99036, в целях предоставления земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан без проведения торгов в собственность бесплатно утверждение решением уполномоченного органа, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, прилагаемой заинтересованными лицами к заявлению о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, не требуется. В настоящее время с учетом разъяснений Минэкономразвития России от 11.01.2016 г. № 23 и-109, поступившим в департамент 04.02.2016 г., департаментом было принято распоряжение № 360 от 09.03.2016 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» в отношении спорного земельного участка.

Исследовав доводы сторон, материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В судебном заседании установлено, что согласно Распоряжения ДИО Администрации г. Омска № 1254 от 21.04.2015 г. ФИО1 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок по адресу ***, государственная собственность на который не разграничена, из состава земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования под садоводство в садоводческом некоммерческом товариществе «***» в ЛАО г. Омска.

Доказательств по дате обращения в ДИО с просьбой о предоставлении этого земельного участка в собственность административным истцом не представлено.

Из решения ведущего инженера филиала ФГБУ « ФКП Росреестра по Омской области» № 55/15-37847 от 25.08.2015 г. следует, что 17.08.2015 г. заявитель обратилась с просьбой о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, приложив к заявлению межевой план № 1 от 01.06.2015 г. Постановка на кадастровый учет была приостановлена в связи с тем, что для этого необходимо представить утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно ответа начальника управления земельных отношений ДИО Администрации г. Омска 24.11.2015 г. ФИО1 разъяснены нормы пунктов 2.9 и 2.10 ст. 3 Федерального Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которых необходимость утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не установлена. При этом дана ссылка и на разъяснения Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, изложенным в письме от 21.07.2015 г. № 3.31-21/749/99036.

Согласно статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.

Часть 2.7 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ предусматривает, что до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, при условии соответствия такого земельного участка совокупности условий, установленных указанной статьей.

Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ с 01.03.2015 г. схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При таких обстоятельствах ответ начальника управления земельных отношений ДИО Администрации г. Омска 24.11.2015 г., которым ФИО1 разъяснены нормы пунктов 2.9 и 2.10 ст. 3 Федерального Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которых необходимость утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не установлена, ссылка в ответе на разъяснения Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, изложенным в письме от 21.07.2015 г. № 3.31-21/749/99036, не соответствуют закону.

К отзыву административного ответчика приложено распоряжение № 360 от 09.03.2016 г., согласно которого утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером ***, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 634 кв.м, образованного из кадастрового квартала с номером ***, расположенного в границах территориальной зоны садоводства и дачного хозяйства (СХ-1), вид разрешенного использования - земельные участки, прпедназначенные для ведения садоводства, дачного хозяйства, дачного строительства. Местоположение земельного участка установлено: ***.

То есть в распоряжении № 360 от 09.03.2016 г. идет речь о другом, а не о спорном земельном участке.

Учитывая изложенное, суд считает, что ФИО1 фактически отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Следовательно, требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным ответ начальника управления земельных отношений Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 24.11.2015 г., которым ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу ***, на кадастровом плане территории.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска утвердить ФИО1 схему расположения земельного участка по адресу ***, на кадастровом плане территории.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 15.03.2016г.

Решение вступило в законную силу 15.04.2016г.