ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1675/19 от 10.04.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-1675/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2019 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Негановой С.А. с участием административного истца Колчанова А.Д., представителя административного ответчика Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Перминова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колчанова А.Д. к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

Колчанов А.Д. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, в обоснование заявленных требований указал, что решением комиссии Департамента по труду и социальной поддержке населения Костромской области от <дата> (протокол заседания ) он снят с учета граждан, выехавших из районов Крайнего севера, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Повторное заседание комиссии состоялось <дата>. Не согласившись с указанным решением, истец обратился в прокуратуру Костромской области. Истец не согласен с решениями комиссии департамента от <дата>, от <дата>, так как комиссия отменяет решение Мантуровского районного суда Костромской области от <дата>, которым учтено наличие у истца жилой площади, за прошедшие 15 лет изменений не произошло. Решение суда принято по апелляции в Костромской областной суд. Просит восстановить его в списках граждан, выехавших из районов Крайнего севера, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В судебном заседании административный истец Колчанов А.Д. исковые требования поддержал, просил признать незаконным решение департамента о снятии его с учета граждан, выехавших из районов Крайнего севера, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Пояснил, что в 1993 году приобрел под строительство земельный участок в <адрес>, на котором располагался старый дом, непригодный для проживания. Данный дом был снесен, на его месте построен новый дом для проживания истца и членов его семьи. Строительство осуществлялось на собственные средства без привлечения ипотечных кредитов. В 1998 году истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Север». В 2003 году был исключен из списков жилищной комиссией г. Мантурово в связи со строительством дома, но в последующем восстановлен судом в очереди на получение жилищной субсидии. В 2018 году получил информацию об исключении Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области из списков граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. Не согласившись с указанными действиями, истец обратился в прокуратуру Костромской области, получил ответ об отсутствии оснований для предоставления жилищной субсидии ввиду отсутствия нуждаемости в жилом помещении. Полагал, что обстоятельства нуждаемости в жилом помещении не имеют правового значения для предоставления жилищной субсидии. Основания для включения в списки граждан, имеющих право на получение субсидии, установлены решением Мантуровского районного суда Костромской области, которое подлежит исполнению, и до настоящего времени не изменились, наличие жилого помещения не влияет на признание факта нуждаемости, поскольку жилой дом построен ввиду отсутствия иного места для проживания.

Представитель административного ответчика Перминов Е.А. исковые требования не признал. Пояснил, что Департаментом и органами местного самоуправления ведутся разные учеты граждан. Муниципальным образованием ведется учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области осуществляется регистрация и учет граждан, выехавших из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее <дата>, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с приказом Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата>. Для предоставления жилищных субсидий обязательным условием является наличие нуждаемости гражданина в жилом помещении. В собственности жены истца с 2013 года зарегистрировано жилое помещение общей площадью, превышающей учетную норму 12 кв.м. на каждого члена семьи из 3 человек, установленную для определения нуждаемости в жилом помещении на территории г. Мантурово. Одним из оснований снятия с учета граждан рассматриваемой категории, имеющих право на получение жилищной субсидии, является приобретение, строительство жилья на территории Костромской области, а также других субъектов РФ, кроме случая приобретения жилья за счет ипотечных кредитов. Граждане, состоящие на учете, должны ежегодно предоставлять сведения о нуждаемости в жилом помещении в Департамент, на момент предоставления субсидии данное обстоятельство подлежит дополнительной проверке.

Администрация городского округа г. Мантурово Костромской области, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание своего представителя не направила.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с положениями ст. 3 указанного Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 (далее – Положение).

В соответствии с п. 2 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (п. 3 Положения).

Регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан (п. 8 Положения).

Согласно пп. «д» п. 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на территории Костромской области утвержден Приказом Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 14.03.2018 № 160 (далее – Порядок).

В соответствии с п. 17 Порядка Департамент ежегодно, до 1 декабря, проводит перерегистрацию граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Для прохождения перерегистрации гражданин обязан представить (направить) в департамент документы, подтверждающие его право на получение социальной выплаты для приобретения жилья (их копии или сведения, содержащиеся в них), обязанность по представлению которых возложена на гражданина, в случае если в составе сведений о гражданине произошли изменения. Департамент на основании представленных гражданином документов проводит проверку обоснованности отнесения гражданина к гражданам, имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, с учетом новых документов.

Граждане снимаются с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в случае приобретения (строительства) жилья на территории Костромской области, а также в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств жилищной субсидии для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам) (пп. 5 п. 18 Порядка).

Снятие с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, осуществляется комиссией, по решению которой граждане были поставлены на указанный учет. Решение о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, может быть обжаловано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.п. 20, 21 Порядка).

Судом установлено, что Колчанов А.Д. состоит в браке с В.А. с 30.008.1975, что подтверждается свидетельством о регистрации брака I-ГО от <дата>. Колчанов А.И. и В.А. от брака имеют дочь Н.А.<дата> г.р., что подтверждается свидетельством о рождении от <дата>.

В.А. на основании договора купли-продажи от <дата> приобретено бесхозное домовладение по адресу: <адрес>, что подтверждается постановлением Администрации г. Мантурово от <дата> о регистрации договора купли-продажи от <дата>.

Постановлением главы самоуправления г. Мантурово от <дата> «Об отводе земельных участков под общественное и индивидуальное строительство» Колчанову А.Д. разрешено строительство нового дома на месте старого по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что Колчанов А.Д. на основании заявления от <дата> и акта обследования жилого помещения по адресу: <адрес> принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением в список «Север» в связи с выездом из районов Крайнего Севера, наличием стажа работы в районах Крайнего Севера и отсутствием жилья.

Постановлением Администрации г. Мантурово от <дата> пункт 17 постановления главы Администрации г. Мантурово от <дата> отменен, строительство нового дома на месте старого по адресу: <адрес>, разрешено В.А.

В.А.<дата> заключен типовой договор с отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Мантурово о возведении индивидуального жилого дома на правах личной собственности на отведенном земельном участке по адресу: <адрес>.

В соответствии с актом приемки в эксплуатацию индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, строительство дома закончено в 1999 году. Согласно техническому паспорту на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, площадь дома составляет 77,5 кв.м. Записи в техническом паспорте дома произведены <дата>.

Из представленных в материалы дела копий паспортов Колчанова А.Д., В.А. следует, что они имеют регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес><дата>, их дочь Н.А. зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу с <дата>.

На основании постановления Администрации г. Мантурово от <дата> в собственность В.А. передан земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, предоставленный ранее в постоянное (бессрочное) пользование.

Постановлением главы самоуправления г. Мантурово от <дата> об утверждении списков на предоставление жилой площади, Колчанов А.Д. исключен из списка граждан, выехавших из районов Крайнего Севера не ранее <дата>, в связи с наличием жилья, построенного собственными средствами.

Как следует из материалов надзорного производства прокуратуры Костромской области по жалобе Колчанова А.Д., после устного обращения Колчанова А.Д. в жилищную комиссию с просьбой повторно рассмотреть вопрос о его нахождении в списках граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и нуждающихся в субсидии на получение жилья, жилищной комиссией при Администрации г. Мантурово проведено обследования жилищных условий Колчанова А.Д. по адресу: <адрес>. Установлено, что он проживает с женой и дочерью в двухэтажном частично благоустроенном доме общей площадью 77,5 кв.м, в том числе жилой площадью 38,5 кв.м. На основании акта обследования жилищных условий от <дата> на заседании жилищной комиссии <дата> принято решение исключить Колчанова А.Д. из списков «Север» ввиду обеспеченности жильем, отвечающим санитарно-гигиеническим нормам и средней норме площади на одного человека.

Колчанов А.Д. обратился в Мантуровский районный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения жилищной комиссии г. Мантурово, обязании включить Колчанова А.Д. в списки «Север».

Решением Мантуровского районного суда Костромской области от <дата> в удовлетворении жалобы Колчанова А.Д. на решение жилищной комиссии при администрации <адрес> отказано.

Не согласившись с указанным решением, Колчанов А.Д. обратился в Костромской областной суд с кассационной жалобой, в которой просил решение Мантуровского районного суда Костромской области отменить, требования удовлетворить. В жалобе указал, что право на получение субсидии приобретено им в соответствии с ранее действовавшим законодательством в связи с наличием стажа работы более 15 лет в районах Крайнего Севера и сохраняется независимо от обстоятельства строительства жилого дома.

Кассационным определением Костромского областного суда от <дата> решение Мантуровского районного суда Костромской области от <дата> отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. Судом кассационной инстанции указано, что отказывая в удовлетворении жалобы Колчанову А.Д., суд сослался на отсутствие у Колчанова А.Д. одного из необходимых условий на право получения жилищной субсидии – нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку в период состояния в очереди на получение субсидии Колчанов А.Д. за свой счет и своими силами построил дом. Данный вывод суда основан на неправильном толковании и применении норм материального права. Со ссылкой на положения ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к нем местностей» судом кассационной инстанции указано, что следовало обсудить вопрос, обоснованно ли Колчанов А.Д. в 1998 году поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, учитывая тот факт, что в 1993 году В.А. купила домовладение, находящееся в муниципальной собственности и расположенное по адресу: <адрес>. Документы, подтверждающие данный факт, в материалах дела отсутствуют. Судом кассационной инстанции также указано, что Колчанов А.Д. обжалует решение жилищной комиссии от <дата>, в суд обратился в конце сентября 2002 года, то есть с пропуском трехмесячного срока. В нарушение требований ч. 2 ст. 256 ГПК РФ суд не поставил на обсуждение данные обстоятельства. В судебном заседании принимала участие специалист по субсидиям администрации города, член жилищной комиссии Н.А. Суд в нарушение ст. 53 ГПК РФ не проверил, имелись ли полномочия у Н.А. быть представителем в суде от имени жилищной комиссии. Указано, что при новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, иметь ввиду, что постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрены основания снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.

В ходе нового рассмотрения жалобы Колчанова А.Д. на решение жилищной комиссии при администрации г. Мантурово Мантуровским районным судом Костромской области исполняющий обязанности председателя жилищной комиссии Н.А. с жалобой Колчанова А.Д. согласился, пояснив, что комиссия готова на основании решения суда восстановить заявителя в списках. Решением Мантуровского районного суда Костромской области от <дата> жалоба Колчанова А.Д. удовлетворена, жилищную комиссию при Администрации г. Мантурово Костромской области обязали восстановить Колчанова А.Д. в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и претендующих на получение жилищной субсидии (списке Севера). В связи с признанием ответчиком требований истца, судом в порядке ст. 173, 198 ГПК РФ вынесено решение без исследования доказательств по делу. Указанное решение сторонами не обжаловано, вступило в законную силу <дата>.

Колчанов А.Д. постановлен в очередь на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления городского округа г. Мантурово в составе семьи из трех человек: Колчанов А.Д., В.А., Н.А., что подтверждается справкой Администрации городского округа г. Мантурово Костромской области от <дата>.

Управлением Росреестра по Костромской области <дата> зарегистрировано права собственности В.А. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от <дата>.

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН от <дата>, В.А. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: земельный участок общей площадью 1141,11 кв.м., назначение: для ведения личного подсобного хозяйства, жилое здание, площадью 77,5 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. По данным филиала ФГБУ ФКП «Росреестра» от <дата>, сведения о регистрации прав на объекты недвижимости на территории Костромской области за Колчановым А.Д., Н.А. отсутствуют.

В соответствии с протоколом заседания комиссии Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от <дата>, утвержденным приказом директора Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> принято решение о снятии с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее <дата>, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, Колчанова А.Д. (состав семьи 3 человека), основание: обеспеченность жильем, является членом семьи собственника жилого помещения общей площадью 77,5 кв.м.

Не согласившись с указанным решением Колчанов А.Д. обратился в прокуратуру Костромской области с заявлением о проведении проверки по факту исключения его из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат.

В результате проведенной прокуратурой Костромской области проверки установлено, что решение о снятии Колчанова А.Д. с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, принято Департаментов по труду и социальной защите населения Костромской области в отсутствие решения Администрации городского округа г. Мантурово о снятии Колчанова А.Д. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и оценки нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Прокуратурой Костромской области <дата> внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения жилищных прав отдельных категорий граждан, Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области предложено принять меры к устранению нарушений закона.

Постановлением Администрации городского округа г. Мантурово от <дата> на основании протокола заседания жилищной комиссии Администрации городского округа г. Мантурово от <дата>-У Колчанов А.Д. исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ввиду утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с протоколом заседания комиссии Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от <дата>, утвержденного приказом директора Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата>, во исполнение представления прокуратуры Костромской области внесены изменения в протокол заседания комиссии Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от <дата>, в абзаце 1 пп. 1 основание снятия Колчанова А.Д. с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее <дата>, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, изложены в следующей редакции «Приобретение (строительство) жилья на территории Костромской области, а также других субъектах РФ (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использовании средств жилищной субсидии для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам)».

Разрешая требования истца о признании незаконным решения Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области о снятии с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и обязании восстановить истца в учетных списках, суд не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии с решением Думы городского округа г. Мантурово от <дата> «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения», установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории г. Мантурово в отдельном жилом помещении в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Колчанов А.Д. является супругом В.А., имеющей в собственности жилое помещение, отвечающее установленным законом требованиям для жилых помещений, соответствующее учетным нормам площади жилого помещения на каждого члена семьи, не признанное аварийным. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось. Жилой дом построен за счет собственных средств, введен в эксплуатацию и право собственности В.А. на него зарегистрировано после постановки Колчанова А.Д. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Администрацией г. Мантурово.

Положениями ст. 34 СК РФ и ст. 256 ГК РФ предусмотрено, что совместная собственность супругов возникает в силу прямого указания закона.

Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное (п. 1 ст. 33 СК РФ).

Согласно п. 2 ст. 34 СК РФ к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Из материалов дела следует и не оспаривалось истцом, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, построен В.А. и Колчановым А.Д. в период брака, является совместно нажитым имуществом.

Таким образом, Колчанов А.Д. после постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением в списки «Север» приобрел (построил) жилое помещение в <адрес>, который не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, что является основанием для снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в соответствии с пп. «д» п. 21 Положения и пп. 5 п. 18 Порядка.

При изложенных обстоятельствах решение Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области о снятии истца с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее <дата>, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, принято в рамках предоставленной органу государственной власти субъекта РФ компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав истца.

Суд учитывает, что Кочанов А.Д. поставлен на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, ранее вступления в действие Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Основания и порядок предоставления жилищных субсидий до вступления в силу указанного Федерального закона (на момент постановки истца на учет) были регламентированы Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 937 (с 01.08.1998). В соответствии с п. п. 1, 3 данного Положения предусматривалось предоставление безвозмездной субсидия на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях. За счет средств федерального бюджета субсидия предоставлялась лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации, а также лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31.07.1998, приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.

Как следует из приведенных норм, законодательством, действовавшим на момент постановки истца на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, нуждаемость гражданина в жилом помещении выступала одним из обязательных условий предоставления субсидии.

Норма ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ предусматривает сохранение права на получение субсидии за гражданами, которые приобрели его в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в том числе при иных основаниях по сравнению с настоящим Федеральным законом, и состояли на момент приобретения данного права по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данная норма не предполагает безусловное сохранение за такими гражданами права на получение жилищной субсидии и не исключает их снятие с учета при утрате нуждаемости в жилом помещении, в частности, при возникновении основания, предусмотренного «д» п. 21 действующего Положения.

Оценивая доводы истца, что основанием нахождения на учете нуждающихся в получении социальной выплаты для приобретения жилья является решение Мантуровского районного суда Костромской области от <дата>, суд учитывает следующее.

Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области в соответствии с приведенными нормами Положения и Порядка ведет самостоятельный учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решение Мантуровского районного суда Костромской области от <дата> по жалобе Колчанова А.Д. на решение жилищной комиссии Администрации г. Мантурово не имеет преюдициального значения для Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, поскольку указанный орган не являлся лицом, участвовавшим в указанном деле.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Колчанова А.Д. к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.

Судья О.Д. Тележкина