ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1675/2016 от 19.04.2016 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело №2а-1675/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2016 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

Председательствующего судьи Хижняк Н.Б.,

При секретаре Залетаевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению Потапова В. И. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области о признании незаконным решения кадастровой палаты, понуждению к совершению действий,

Установил:

Потапов В.И. обратился в суд с административным иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области о признании незаконным решения кадастровой палаты о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка. В обоснование иска указал, что земельный участок с кадастровым номером ###, является ранее учтенным, дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, расположен по адресу: <...>, <...>), в границах ОАО <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство, площадь ### кв.м., находится в долевой собственности, доля административного истца составляет ### Га. ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости (земельного участка), расположенного по адресу: <...>, <...>) в границах <...>, межевой план ### от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение ### о приостановлении осуществления кадастрового учета. Административный истец не согласен с данным решением о приостановлении осуществления кадастрового учета, в обоснование своей позиции ссылается на ч.4 ст. 21 Закона о кадастре, полагая, что административный ответчик не праве требовать предоставления протокола общего собрания, представленных документов достаточно для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости.

Административный истец в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного истца Полосин С.В., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал, просил его удовлетворить. Указал, что орган кадастрового учета имеет право требовать только те документы, которые установлены ч.4 ст.21 Закона о кадастре. Административный ответчик требует документы, которые не предписаны законом. Потапову В.И. предоставлено право на частичный выдел, предельные размеры не нарушены. Невозможно выделить земельный участок во всех контурах, поскольку часть контуров выделена другими лицами, поэтому Потапов В.И выделяется на оставшейся территории и при этом не выходит за границы выдела.

Представитель административного ответчика Папикян М.С., действующая на основании доверенности, административный иск не признала, указала, что в адрес Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ. были представлены заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости (земельного участка), расположенного по адресу: <...>, <...>) в границах <...>, межевой план ### от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Филиал, руководствуясь п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре, на основании представленных документов принял решение ### о приостановлении осуществления кадастрового учета.

В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<...> административному истцу принадлежит доля в праве долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ### в размере ### га, однако, по представленным в межевом плане координатам, площадь земельного участка путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ### составляет ### га.

Согласно ч. 3 ст. 13 Закона № 101-ФЗ (редакция от 18.07.2002) размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.

Однако в представленном межевом деле отсутствует документ, обосновывающий уменьшение размера площади образуемого земельного участка (отчет кадастровой оценки земли).

Кроме того, на основании представленной выписки из протокола ### общего собрания участников общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ., административному истцу выделяется земельный участок в границах контуров №№ ### проекта перераспределения земель <...>ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в соответствии с представленным межевым планом земельный участок формируется не во всех утвержденных контурах. В связи с вышеизложенным, полагала принятое решение законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо кадастровый инженер Липин С.С. в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании заявленные административным истцом требования поддержал.

Заинтересованное лицо ведущий инженер отдела кадастрового учета №2 Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области Трунникова Е.В. в судебное заседание не явилась.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу статьи 226 КАС РФ для признания действий (бездействия) незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.

Частью 10 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" регламентировано, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.

Так, пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости установлено, что сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости", правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Из анализа указанных норм права следует, что при осуществлении кадастрового учета кадастровый орган обязан провести проверку представленных для кадастрового учета документов на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе регулирующему земельные правоотношения.

Согласно п.11 ч.1 ст.22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", необходимыми для кадастрового учета документами являются заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок).

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета подлежит приостановлению, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

На основании ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.

Судом установлено, что в соответствии с выпиской из протокола ### от ДД.ММ.ГГГГ. общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: <...>, с<...> общей площадью ###.м.. кадастровый ###Потапову В.И. выделен земельный участок площадью ### га из контуров №###;### проекта перераспределения земель <...>

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Потапову В.И. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью ### га из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства общей площадью ### кв.м. по адресу: <...>, расположен в границах <...>.

ДД.ММ.ГГГГ. в адрес административного ответчика истцом были представлены заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости (спорного земельного участка) и межевой план ###ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.

Согласно вышеназванному межевому плану площадь выделяемого земельного участка составляет ### га, тогда как в свидетельстве о государственной регистрации права площадь участка –доля истца в праве долевой собственности на земельный участок составляет ###.

Кроме того, согласно представленной выписке из протокола ### общего собрания участников общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ. административному истцу выделялся земельный участок площадью ### га и в контурах №№ ### , однако в соответствии с представленным истцом межевом плане земельный участок формируется не во всех контурах, что не оспаривалось административным истцом в судебном заседании.

Однако, ни из объяснений представителя административного истца, ни из материалов межевого плана и заключения кадастрового инженера каких-либо объективных обоснований уменьшения площади спорного земельного участка не усматривается.

ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком принято решение ### о приостановлении осуществления кадастрового учета спорного земельного участка, в связи с не предоставлением копии протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке с перечнем собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведений о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета, а также документ, обосновывающий уменьшение размера площади образуемого земельного участка (отчет о кадастровой стоимости сельхозугодий).

Порядок выделения земельных участков участниками долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения установлен Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ, действовавшего на момент принятия решения общего собрания собственников долей от31.10.2006г.) размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определялся на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе был выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.

Из буквального толкования ч.ч.2, 3 статьи 13 названного Закона следует, что право участника долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на выделение земельного участка в счет своей земельной доли не носит абсолютного характера, поскольку его реализация обусловлена определенными законодателем требованиями сохранения целевого назначения таких земельных участков и наличием у сособственников общих интересов, выражаемых большинством.

С тем чтобы предотвратить нецелесообразное, с точки зрения этого большинства, выделение конкретных земельных участков, в результате которого может неоправданно снизиться стоимость земельного участка, остающегося в общей собственности, или быть затруднено его использование по целевому назначению, федеральный законодатель предоставил общему собранию сособственников право утверждать границы (местоположение) части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей.

Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" было установлено обязательное требование к проведению общего собрания сособственников по определению границ (местоположения) части находящегося в общей собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, и пункт 24 "Требований к подготовке межевого плана", утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. N 412, изданным в соответствии с нормами ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", о необходимости подготовки межевого плана с учетом такого протокола соответствовал этим положениям закона.

Следовательно, поскольку межевой план в силу ч. 1 ст. 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" входит в состав необходимых для кадастрового учета документов и должен отвечать требованиям ст. 38 этого Закона и изданному во исполнение его положений приказу Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. N 412, административный истец должен был представить в орган кадастрового учета в качестве приложения к межевому плану протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке с перечнем собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведений о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета, а также документ, обосновывающий уменьшение размера площади образуемого земельного участка (отчет о кадастровой стоимости сельхозугодий).

Таким образом, обжалуемое решение административного ответчика соответствует требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку в нем подробно расписаны причины, послужившие основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.

Является несостоятельным довод представителя административного истца о нарушении прав истца, в связи с тем, что юридически он теряет собственность. Данное решение никоим образом не затрагивает его права собственности на долю земельного участка площадью 66,66 га, предоставленный ему на законных основаниях.

Поскольку оспариваемое решение органа кадастрового учета соответствует требованиям закона и не нарушает прав административного истца, то в силу ст. 227 КАС РФ суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения ### от ДД.ММ.ГГГГ., обязании принять решение о постановке на кадастровый учет земельного участка в счет выдела долей, на основании заявления о постановке на кадастровый учет ### от ДД.ММ.ГГГГ. и межевого плана ### от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером Липиным С.С..

Руководствуясь ст.ст175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Потапова В. И. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области о признании незаконным решения ### от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета, обязании принять решение о постановке на кадастровый учет земельного участка в счет выдела долей, на основании заявления о постановке на кадастровый учет ###ДД.ММ.ГГГГ. и межевого плана ### от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером Липиным С.С. - отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира.

Председательствующий судья Н.Б. Хижняк

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2016года

Судья Н.Б. Хижняк