ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1675/2021 от 20.09.2021 Дзержинского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-1675/2021

Поступило в суд 12.02.2021 года

УИД № 54RS0001-01-2021-001015-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2021 года г. Новосибирск

Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Катющик И.Ю.,

при секретаре Матвеевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Банк Акцепт» к начальнику отделения старшему судебному приставу ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска Управления ФССП России по Новосибирской области Пешковой Наталье Сергеевне, Управлению ФССП по Новосибирской области о признании незаконными действий (бездействия),

У С Т А Н О В И Л:

АО «Банк Акцепт» обратилось в суд с административным исковым заявлением к начальнику отделения ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска, Управлению ФССП по Новосибирской области о признании незаконными действий (бездействия), в обоснование своих требований указав, что в ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска на принудительном исполнении в пользу АО «Банк Акцепт» находились исполнительные производства ... от ДД.ММ.ГГГГ (судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ...) в отношении ФИО1, ... от ДД.ММ.ГГГГ (исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ...) в отношении ФИО2, ... от ДД.ММ.ГГГГ (судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ...) в отношении ФИО3 и ... от ДД.ММ.ГГГГ (исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ...) в отношении ФИО4

Согласно информации, размещенной на интернет-сайте ФССП России, с 27 по 30 мая 2019 года взыскателю стало известно о том, что вышеуказанные исполнительные производства были окончены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Все исполнительные производства окончены на основании с п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Административный истец указывает, что постановления об окончании исполнительных производств и исполнительные документы взыскателю возвращены не были, в связи с чем АО «Банк Акцепт» в мае 2019 года направил в адрес ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска соответствующие обращения с просьбой вернуть в адрес взыскателя вышеуказанные документы. В установленный законом срок ответы на указанные обращения и запрашиваемые документы в адрес АО «Банк Акцепт» не поступили.

01 августа 2019 года представитель АО «Банк Акцепт» направил соответствующие жалобы в УФССП России по Новосибирской области с просьбой принять меры реагирования и проверить законность действий должностных лиц ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска при рассмотрении обращений, направленных в адрес ОСП в мае 2019 года. В связи с не поступлением ответов на обращения 21 ноября 2019 года, 13 декабря 2019 года, 27 июля 2020 года АО «Банк Акцепт» были направлены повторные обращения в адрес УФССП России по Новосибирской области. 29 января 2020 года и 21 сентября 2020 года в адрес взыскателя поступали ответы на обращения, в которых сообщалось, что запрашиваемые исполнительные документы были ранее направлены в адрес взыскателя, однако какие-либо подтверждений этому представлено не было.

23 сентября 2020 года представителем АО «Банк Акцепт» была направлена соответствующая жалоба в Центральный аппарат УФССП России, которая перенаправлена на рассмотрение в УФССП России по Новосибирской области. Ответ на данную жалобу до настоящего времени не поступил.

До настоящего времени постановления об окончании исполнительных производств и оригиналы исполнительных документов в адрес взыскателя не поступили. Не смотря на то, что представитель АО «Банк Акцепт» с 27 мая 2019 года неоднократно сообщал о том, что исполнительные документы в адрес взыскателя не возвращены, должностными лицами ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирску не принято каких-либо мер по поиску и восстановлению утраченных документов.

Административный истец считает, что данные незаконные действия (бездействие) административного ответчика являются длящимися, выражаются в длительном, непрекращающемся непринятии необходимых мер по возвращению исполнительных документов в адрес взыскателя, либо, в случае их утраты, непринятии соответствующих мер по восстановлению утраченных исполнительных документов. Бездействие имело место быть и на момент предъявления административного искового заявления.

Действиями должностных лиц ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска нарушено право АО «Банк Акцепт» на повторное предъявление исполнительных листов с целью исполнения решения суда.

На основании изложенного АО «Банк Акцепт» просило суд признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, выразившиеся в нарушении Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и не принятии мер по направлению в адрес АО «Банк Акцепт» копий постановлений об окончании исполнительных производств ... от ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ и ... от ДД.ММ.ГГГГ, а также исполнительных документов в отношении ФИО1 (судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ...), ФИО2 (исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ...), ФИО3 (судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ...) и ФИО4 (исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ...); признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, выразившиеся в нарушении Приказа ФССП России от 28 сентября 2015 года № 455 «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств» и непринятии мер по восстановлению утраченных исполнительных документов в отношении ФИО1 (судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ...), ФИО2. (исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ...), ФИО3 (судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ...) и ФИО4 (исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ...), согласно требованиям вышеуказанного приказа; обязать административного ответчика направить в адрес АО «Банк Акцепт» копии постановлений об окончании вышеуказанных исполнительных производств и исполнительные документы, а в случае их утраты принять меры, направленные на восстановление утраченных исполнительных документов согласно требованиям Приказа ФССП России от 28 сентября 2015 года № 455 «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств».

Административный истец АО «Банк Акцепт» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика начальника отделения ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области Голубенко А.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила оставить административное исковое заявление без удовлетворения, указав, что административным истцом пропущен срок для подачи административного искового заявления о признании незаконным действия (бездействий), поскольку АО «Банк Акцепт» стало известно об окончании исполнительных производств в период с 27 по 30 мая 2019 года.

Представитель административного ответчика УФССП России по Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.

Заинтересованные лица ФИО1ФИО2., ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материальны дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 и статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в том числе главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (часть 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Согласно части 5 указанной статьи пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 02 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно статье 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 части 1, частями 2-5 статьи 46 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.

В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем (ч. 2 ст. 46).

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (ч. 3 ст. 46).

Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона (ч. 4 ст. 46).

В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника (ч. 5 ст. 46).

Судом установлено, что на принудительном исполнении в ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области находились исполнительные производства: ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, оконченное ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2, оконченное ДД.ММ.ГГГГ, ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 оконченное ДД.ММ.ГГГГ, и ... от ДД.ММ.ГГГГ отношении ФИО4 оконченное ДД.ММ.ГГГГ. Взыскателем по данным исполнительным производствам является АО «Банк Акцепт».

27 мая 2019 года представителем взыскателем АО «Банк Акцепт» в адрес старшего судебного пристава ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска были направлены обращения с просьбой вернуть исполнительные листы по указанным выше исполнительным производствам, либо выдать справку об утрате таких исполнительных документов (л.д. 9-12).

В связи с не поступлением ответа на указанные обращения, 01 августа 2019 года представителем АО «Банк Акцепт» было направлено обращение руководителю УФССП России по Новосибирской области – главному судебному приставу Новосибирской области Э.В. Бобкову с требованием обязать должностных лиц ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска вернуть исполнительные документы (л.д. 13-16).

21 ноября 2019 года АО «Банк Акцепт» направлено повторное обращение руководителю УФССП России по Новосибирской области – главному судебному приставу Новосибирской области Э.В. Бобкову, в связи с не поступлением ответа на ранее направленное обращение (л.д. 17).

Согласно ответу УФССП России по Новосибирской области от 29 января 2020 года на обращение АО «Банк Акцепт» запрашиваемые им исполнительные документы направлены в адрес взыскателя. Предоставить подтверждение отправки исполнительных документов не представляется возможным, поскольку номенклатурное дело «Реестр отправки заказной корреспонденции» согласно Инструкции по делопроизводству в ФССП, утвержденной приказом ФССП от ДД.ММ.ГГГГ... подлежит хранению в течение 2 лет с момента завершения. С данным ответом взыскателю направлены копии постановлений об окончании исполнительных производств (л.д. 18).

27 июля 2020 года представителем взыскателя через интернет сайт ФССП России были направлены повторные обращения в адрес УФССП России по Новосибирской области и ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска с просьбой возврата исполнительных документов либо выдачи справок об их утрате. 01 сентября 2020 года на указанные обращения были даны ответы, из которых следует, что копии постановление об окончании исполнительных производств ... и ... и подлинники исполнительных документов направлены в адрес взыскателя. Предоставить реестр отправки не представляется возможным, поскольку в соответствии с Приказом УФССП России от ДД.ММ.ГГГГ... «Об утверждении инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» срок хранения реестров отправки исходящих документов составляет 2 года (л.д. 19-20).

23 сентября 2020 года АО «Банк Акцепт» направило обращение в адрес директора ФССП главному судебному приставу Российской Федерации Д.В. Аристова с просьбой проверить законность действий должностных лиц ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области, проверить исполнение должностными лицами законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве и ведомственных нормативно-правовых актов ФССП России, а также, в случае утраты запрашиваемых исполнительных документов, в соответствии с Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ... «Об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов», обязать ответственных должностных лиц ОСП обратиться с соответствующими заявлениями в суд на получение дубликатов утраченных исполнительных документов (л.д. 21-23).

Указанное обращение ФССП России было перенаправлено УФССП России по Новосибирской области 01 октября 2020 года для рассмотрения и принятия мер по доводам, изложенным в обращении (л.д. 24).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что взыскателю АО «Банк Акцепт» о прекращении исполнительных производств ... от ДД.ММ.ГГГГ (прекращено ДД.ММ.ГГГГ), ... от ДД.ММ.ГГГГ (прекращено ДД.ММ.ГГГГ), ... от ДД.ММ.ГГГГ (прекращено ДД.ММ.ГГГГ), ... от ДД.ММ.ГГГГ (прекращено ДД.ММ.ГГГГ) стало известно не позднее 27 мая 2019 года, когда он в первый раз обратился в ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска с ходатайством о направлении исполнительных документов, о чем указано в поданном административном исковом заявлении.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, ответ на жалобу, направленную 23 сентября 2020 года представителем АО «Банк Акцепт» в Центральный аппарат УФССП России, которая была перенаправлена на рассмотрение в УФССП России по Новосибирской области, до настоящего времени не поступил. Принимая во внимание длящийся характер оспариваемого бездействия, даты и количество обращений в службу судебных приставов с соответствующими заявлениями, суд приходит к выводу о соблюдении положений части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которой установлен срок для обращения в суд с требованиями о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.

В тоже время административный ответчик доказательств направления постановлений об окончании исполнительных производств и исполнительных документов в отношении должников ФИО1ФИО2ФИО3, ФИО4 после вынесения постановлений об окончании исполнительных производств не представил, сославшись на истечение сроков хранения документов согласно Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП РФ от ДД.ММ.ГГГГ N .... Однако, данная инструкция сроки хранения реестров корреспонденции не устанавливает, предусматривает в приложении 31 составление номенклатуры дел структурного подразделения ФССП с указанием сроков хранения дел.

В настоящее время судебные приставы-исполнители, осуществлявшие ведение исполнительных производств, уволены из ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска УФССП по Новосибирской области.

Запрашиваемые судом копии материалов исполнительного производств ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1; ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2.; ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4 по запросу суда предоставлены не были с указанием на их уничтожение без предоставления соответствующих актов, что не может свидетельствовать об обоснованности приведенных доводов административного ответчика, более того, согласно подпункту «г» ст.103 Перечня документов образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, утвержденного приказом ФССП России ... от ДД.ММ.ГГГГ срок хранения книг, карточек (базы данных), реестров, журналов регистрации и контроля поступающих и отправляемых документов, в т.ч. по электронной почте, отправления почты фельдъегерской связью составляет 5 лет.

Установив приведенные выше обстоятельства и руководствуясь указанными нормами закона, суд приходит к выводу о недоказанности принятия административным ответчиком незамедлительных и достаточных мер, направленных на восстановление нарушенных прав взыскателя.

Указанным бездействием должностных лиц службы судебных-приставов нарушено право АО «Банк Акцепт», как взыскателя, на своевременное получение копии постановления об окончании исполнительного производства и возврат исполнительного документа в установленный законом срок, для последующего повторного предъявления данного исполнительного документа с целью своевременного исполнения судебных актов о взыскании задолженности.

Полномочия старшего судебного пристава перечислены в статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации». Так согласно части 2 указанной статьи старший судебный пристав, в том числе организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.

Рассматривая требования истца о признании незаконными действия (бездействие) административного ответчика, выразившегося в нарушении приказа ФССП России от 28 сентября 2015 года № 455 «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находящихся в составе исполнительных производств» и непринятии мер по восстановлении утраченных исполнительных документов в отношении должников и обязании, в случае их утраты, принять меры, направленные на восстановление утраченных документов согласно требованиям Приказа ФССП России от 28 сентября 2015 года № 455 «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находящихся в составе исполнительных производств», суд исходит из следующего.

Согласно ч.2 статьи 12 Закона № 229-ФЗ в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.

Согласно части 1 статьи 430 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа суд, принявший решение, вынесший судебный приказ, может выдать по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя дубликаты исполнительных документов.

Согласно Положению об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, утв. Приказом ФССП России от 28.09.2015 N 455 (далее - Положение) утрата материалов исполнительных производств выявляется, в том числе при рассмотрении обращений сторон исполнительного производства (их представителей), сообщений средств массовой информации (п. 1.2).

В соответствии с пунктом 1.3 Положения при выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств незамедлительно принимаются меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФССП России.

В силу пункта 2.2 Положения при выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России организует восстановление материалов исполнительных производств, в том числе, по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа.

Исходя из пункта 2.3 Положения судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России в обязательном порядке незамедлительно обращается в соответствующий суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа в порядке статьи 430 ГПК РФ, статьи 323 АПК РФ, статьи 354 КАС РФ.

В настоящее время, как указано выше, судебные приставы-исполнители, осуществлявшие ведение исполнительного производства, уволены с государственной гражданской службы.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что о неполучении исполнительных документов административному ответчику должно было стать известно еще в мае 2019 года, то есть на момент обращения АО «Банк Акцепт» с заявлением о направлении оригиналов исполнительных документов взыскателю.

Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и проанализировав доводы административного иска применительно к требованиям законодательства об исполнительном производстве и судебных приставах, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействий судебных приставов – исполнителей и обязании направить в адрес взыскателя копии постановлений об окончании исполнительных производств ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2; ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3.; ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4

В силу пунктов 1.3, 2.1 Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находящихся в составе исполнительных производств, утвержденного приказом Федеральной службы судебных приставов от 28 сентября 2015 года N 455, при выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации обязан незамедлительно и по своей инициативе принять меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Федеральной службы судебных приставов.

Руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации (далее - руководитель территориального органа): возлагает обязанность по восстановлению материалов исполнительных производств: утраченных при регистрации и исполнении - на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России, допустившего их утрату; утраченных при пересылке - на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России - отправителя; утраченных организациями, обязанными производить удержания из заработка должника, - на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России, в производстве которого находились данные материалы исполнительных производств; утраченных при ненадлежащей организации оперативного хранения завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств - на структурное подразделение территориального органа ФССП России, на исполнении у которого находились данные исполнительные производства; осуществляет контроль за восстановлением материалов исполнительных производств; организует учет заявлений о выдаче дубликатов (копий) исполнительных документов, контроль за получением дубликатов (копий) исполнительных документов.

Начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России организует восстановление материалов исполнительных производств, в том числе: дает поручение судебному приставу-исполнителю об обращении в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата (копии) исполнительного документа; по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа (пункт 2.2).

Судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России в обязательном порядке незамедлительно обращается в соответствующий суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа в порядке ст. 430 ГПК РФ, ст. 323 АПК РФ, ст. 354 КАС РФ.

Принимая во внимание, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что исполнительные документы - судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ..., исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ..., судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ..., исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ... - не были утрачены, а направлены в адрес взыскателя, со стороны административных ответчиков не представлено, должностными лицами отделения в связи с утратой исполнительного документа должны были быть предприняты все необходимые меры для восстановления утраченного исполнительного документа, чего сделано не было.

Поскольку осуществление действий в рамках исполнительного производства возлагается на судебного пристава-исполнителя, у которого в производстве находится указанное исполнительное производство, сам факт невыполнения судебным приставом-исполнителем каких-либо действий в ходе исполнительного производства не может свидетельствовать о бездействии руководителя УФССП России по Новосибирской области. В материалах административного дела отсутствуют надлежащие доказательства нарушения прав и законных интересов административного истца, которые обусловлены незаконным бездействием названного административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление АО «Банк Акцепт» к начальнику отделения службы судебных приставов по Дзержинскому району г. Новосибирска Пешковой Наталье Сергеевне о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебных приставов - исполнителей ОСП по Дзержинскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области, выразившееся в не направлении АО «Банк Акцепт» копий постановлений об окончании исполнительных производств ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1; ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2; ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4 а также оригиналов исполнительных документов.

Обязать начальника отделения службы судебных приставов по Дзержинскому району г. Новосибирска Пешкову Наталью Сергеевну принять меры по направлению в адрес АО «Банк Акцепт» копии постановлений об окончании исполнительных производств ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1; ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4., а также принять меры к устранению нарушения прав АО «Банк Акцепт» путем получения дубликатов исполнительных листов в отношении должников ФИО1 (исполнительное производство ...); ФИО2 (исполнительное производство ...); ФИО3 (исполнительное производство ...); ФИО4 (исполнительное производство ...) и направлению их взыскателю.

В удовлетворении исковых требований АО «Банк Акцепт» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.

Решение изготовлено в окончательной форме 04 октября 2021 года.

Судья: подпись

Копия верна:

Подлинник решения находится в материалах административного дела № 2а-1695/2021 Дзержинского районного суда г. Новосибирска.

Судья И.Ю. Катющик