РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2019 года Кировский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Андриановой О.Н.,
при секретаре Бузыкиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1676/19 по административному иску ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжений Департамента градостроительства г.о. Самара,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2, Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании недействительными результатов межевания земельного участка, признании сделки недействительной, погашении записи в ЕГРН, о признании незаконным распоряжений Департамента градостроительства г.о. Самара, указав, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ФИО1, удостоверенный ФИО7 нотариусом <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства г.о. Самара принято распоряжение № № о предварительном согласовании предоставления ФИО3 в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 367 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н. ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства г.о. Самара принял Распоряжение № № о предоставлении ФИО4 в собственность бесплатно земельного участка площадью 367 кв.м., расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером № В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № принадлежит ФИО10 на основании договора купли-продажи, заключенного с ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№. При утверждении по заявлению ФИО4 схемы расположения земельного участка площадью 367 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Департамент оставил без внимания существующий проезд с 7 линии (он полностью вошел в границы вновь образованного земельного участка). В результате полностью отсутствует проезд к земельному участку с кадастровым номером № (собственник ФИО1). Просит суд признать недействительными результаты межевания относительно земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: расположенного по адресу: <адрес> кв.м. Признать недействительным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предварительном согласовании предоставления ФИО3 в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Признать недействительным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении ФИО4 в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.», расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером №. Признать недействительным договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 367 кв.м от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу <адрес> от года, заключенный между ФИО4 и ФИО10 Исключить из Государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес><адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное заявление ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными распоряжений выделено в отдельное производство.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен судом надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Представитель административного истца путем телефонограммы, просила рассмотреть дело в отсутствие стороны административного истца, требования поддерживают в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 административные исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Дополнительно пояснил, что истцом пропущен срок для обращения в суд с указанным иском, ходатайств о восстановлении пропущенного срока с указанием причин его пропуска от истца не поступало, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Представители заинтересованных лиц ООО "Волжские Земли", Администрация г.о. Самара, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина не явки суду не известна. В ходе судебного разбирательства представитель ФИО2 по доверенности ФИО8 возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснял, что административным истцом пропущен трехмесячный срок на обжалование распоряжения государственного органа, органа местного самоуправления. Настоящее административное исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ, по обжалуемым распоряжениям от 2017 года, т.е. трехмесячный срок истек, уважительных причин пропуска срока не представлено, ходатайства о восстановлении срока не заявлено.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ФИО1, удостоверенный ФИО7 нотариусом <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 данной статьи, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 2).
В соответствии с п. п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, ФИО4 обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>.
Департамент, рассмотрев указанное заявление, ДД.ММ.ГГГГ принял распоряжение № № «О предварительном согласовании предоставления ФИО4 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения садоводства».
Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный адресу: <адрес>, был поставлен на кадастровый учет.
С ДД.ММ.ГГГГ действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (статьи 1, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с пунктами 3,20 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
При этом при постановке на кадастровый учет земельного участка ФИО4 противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами выявлено не было.
На основании заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № № в соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ГД «О земле», Уставом городского округа Самара Самарской области, постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденным постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№, Департаментом было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении ФИО9 в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 367 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения садоводства».
В рамках Административного регламента получателем муниципальной услуги при предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно, могут быть инвалиды Великой Отечественной войны и ветераны Великой Отечественной войны для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.
Согласно пункту 2.8 Административного регламента для получения муниципальной услуги в части предоставления земельного участка заявитель самостоятельно представляет в уполномоченный орган или в МФЦ следующие документы: заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению, № к Административному регламенту; документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, указанные в графе «Документы, подтверждающие право получателя муниципальной услуги на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок» Таблицы 2 пункта 2.7 Административного регламента; документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Согласно пункту 2.9. Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№, документами и информацией, необходимыми в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении иных органов и организаций и запрашиваются уполномоченным органом в органах (организациях), в распоряжении которых они находятся, являются: Выписка из ЕГРН о зарегистрированных правах на здание, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке (в случае если на земельном участке располагаются объекты недвижимости); Выписка из ЕГРН о зарегистрированных правах на земельный участок; сведения о правах на земельный участок (земельные участки), расположенный (расположенные) по адресу, указанному в заявлении, зарегистрированных (оформленных) в период с 1992 по 1998 год; сведения о нахождении земельного участка в федеральной собственности или на ином праве федерального государственного предприятия или федерального государственного учреждения; сведения о нахождении на земельном участке объектов недвижимости, относящихся к объектам гражданской обороны (при наличии на земельном участке объектов недвижимости); сведения об установлении санитарно-защитных зон и их границах; сведения об особо охраняемых природных территориях федерального значения; сведения о согласии на размещение объекта в береговой полосе; сведения об объектах культурного наследия, памятниках истории и культуры, границах зон их охраны; сведения о нахождении испрашиваемого участка в пределах водоохранной зоны, прибрежной защитной и береговой полосы водного объекта; согласование использования земельных участков в пределах береговой полосы в пределах внутренних водных путей с администрациями бассейнов внутренних водных путей; сведения об отнесении испрашиваемого земельного участка к лесным участкам в составе земель лесного фонда или земель иных категорий (при наличии в документах сведений о том, что испрашиваемый земельный участок может являться лесным участком); утвержденный проект планировки территории (если утверждался); утвержденный проект межевания территории (если утверждался); утвержденная документация по планировке территории (если утверждалась); сведения из реестра имущества Самарской области о нахождении земельного участка и (или) объекта, расположенного на таком земельном участке, в собственности Самарской области.
Как следует из отзыва административного ответчика, Департамент градостроительства г.о. Самара в рамках межведомственного взаимодействия запросил указанные документы, из которых усматривается, что земельный участок, который сформирован по заявлению ФИО4 не обременен правами третьих лиц на момент формирования, что подтверждается следующими документами: сведениями из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№; сведениями из Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№; сведениями из АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ№; сведениями из Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Департаментом не было установлено законных оснований для отказа в предварительном согласовании и предоставлении земельного участка ФИО4
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № № приняты уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Аналогичная норма существовала и на момент возникновения спорных правоотношений.
В силу части 8 статьи 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов настоящего административного дела, в том числе из пояснений представителя административного истца, следует, что о наличии распоряжений о предоставлении земельных участков ФИО4 административному истцу стало известно в октябре 2017 году в связи с отказом кадастровой палаты во внесении сведений о границах земельного участка истца, в связи с пересечением с земельным участком ФИО4 Однако, ходатайство истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с указанием причин пропуска срока отсутствует.
Таким образом, с учетом того, что с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратился только ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что административным истцом был пропущен предусмотренный КАС РФ срок на обращение в суд, ходатайств о его восстановлении от административного истца не поступало, что также является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжений Департамента градостроительства г.о. Самара отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий О.Н. Андрианова