К делу 2а-1677/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
города Сочи 20 апреля 2017 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
Председательствующего Шевелева Н.С.,
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования город-курорт Сочи, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Сочи о признании решения незаконным, обязании оказать муниципальную услугу по предварительному согласованию предоставления земельного участка, обязании принять постановление (распоряжение) о предварительном согласовании предоставления земельного участка
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением в суд к Администрации муниципального образования город-курорт Сочи, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Сочи с требованиями, уточненными в предварительном судебном заседании, которыми просит:
- признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное директором Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи ФИО2 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «предварительное согласование предоставления земельного участка» площадью 215 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес> незаконным;
- обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Сочи (Администрацию города Сочи) и Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи предоставить ФИО1 муниципальную услугу - «предварительное согласование предоставления земельного участка» площадью 215 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>;
- обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Сочи (Администрацию города Сочи) и Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи подготовить и выдать ФИО1 постановление (распоряжение) о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 215 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов на основании представленной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выполненной Обществом с ограниченной ответственностью «Земельный геодезический центр» согласно следующего каталога координат характерных точек границ образуемого земельного участка (система координат – МСК 23):
№ | Координаты | |
Х | У | |
В обоснование требований административный истец указывает, что является собственником нежилого здания площадью 73,7 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) №.
Право собственности административного истца зарегистрировано Управлением Росреестра по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АМ номер бланка №.
В целях образования и постановки на уточненный кадастровый учет земельного участка, занимаемого нежилым зданием площадью 73,7 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, кадастровый (или условный) № административный истец обеспечил изготовление схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выполненной Обществом с ограниченной ответственностью «Земельный геодезический центр» и получения в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, занятого указанным объектом капитального строительства и ДД.ММ.ГГГГ направил через МАУ г. Сочи «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявление о предоставлении муниципальной услуги 6.08: «предварительное согласование предоставления земельного участка» в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи площадью 215 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно решения (ответа) Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ за № мне отказано в предоставлении муниципальной услуги 6.08: «предварительное согласование предоставления земельного участка» площадью 215 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес> на основании подпункта 2 пункта 32 административного регламента.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ за подписью директора Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи ФИО2 также была рассмотрена жалоба, поданная административным истцом в порядке соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, содержание которого полностью дублирует содержание обжалуемого настоящим административным иском решения № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное директором Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи ФИО2 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «предварительное согласование предоставления земельного участка» площадью 215 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>.
Посчитав принятое решение незаконным, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением.
В судебном заседании представителем административного истца по доверенности ФИО3 заявлено ходатайство об уточнении первоначальных требований. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, как соответствующее требованиям статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В судебном заседании представитель истца настаивает на удовлетворении требований в уточненной редакции.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд, заслушав доводы представителя административного истца, пояснения административного ответчика, исследовав материалы административного дела, считает заявленные требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии частью 2 статьи 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: … 2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 стать 62 КАС РФ).
Судебное производство по административным делам о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями регулируются главой 22 КАС РФ.
Так, часть 1 статьи 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу предоставленной частью 8 статьи 226 КАС РФ, суд, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как установлено частью 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, по правилам вышеуказанных норм, административный истец должен доказать нарушение права, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд, в то время как на административного ответчика возложена обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих:
- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
- соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Административный истец, определяя предмет заявленных требований, мотивировал нарушение своих прав следующими обстоятельствами, которые суд находит обоснованными.
Так, основанием обращения административного истца в органы местного самоуправления по вопросу предоставления муниципальной услуги 6.08: «предварительное согласование предоставления земельного участка» Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи и издания ненормативного акта об утверждении схемы расположения земельного участка и (или) участков на кадастровом плане территории площадью 215 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, <адрес> проспект, <адрес>, кадастровый (или условный) № послужило возникновение у административного истца права собственности на указанный объект недвижимого имущества, которое зарегистрировано Управлением Росреестра по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №.
Согласно ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа: … земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу нормы ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, судом установлено, что в силу положений земельного законодательства Российской Федерации, в частности статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, административный истец обладает исключительным правом на приобретение земельного участка, занятого нежилым зданием площадью 73,7 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) №, в собственность за плату без проведения торгов в форме аукциона, соответственно административный истец является надлежащим получателем муниципальной услуги по предварительному предоставлению земельного участка в виде издания органами местного самоуправления распорядительного акта об утверждении схемы расположения испрашиваемого им земельного участка на кадастровом плане территории.
Для реализации данного права, истцу необходимо индивидуализировать земельный участок, обеспечив его постановку на государственный кадастровый учет в уточненных границах и площади.
Из материалов административного дела следует, что административный истец обеспечил подготовку схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выполненной Обществом с ограниченной ответственностью «Земельный геодезический центр» и обратился с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления за ее утверждением, которые отказались принимать соответствующее решение (распорядительный акт) об ее утверждении.
Анализ рассматриваемых правоотношений приводит суд к выводу о том, что между сторонами сложился спор об образовании земельного участка.
Действующее земельное законодательство Российской Федерации устанавливает порядок образования земельных участков из состава государственной или муниципальной (публичной) собственности.
Образование земельного участка из состава земель государственной или муниципальной собственности осуществляется в два этапа: составление схемы расположения земельного участка (или) земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории, который предстоит образовать и непосредственно образование земельного участка в виде проведения кадастровых работ, составления межевого плана земельного участка и внесения сведений в единый государственный реестр недвижимости обо всех уникальных характеристиках земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Главой I.1 Земельного кодекса РФ регламентированы правовые основания и способы образования земельных участков на территории Российской Федерации.
Так, согласно пункта 1 статьи 11.2. Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По правилам статьи 11.3 Земельного кодекса РФЫ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ).
В силу вышеперечисленных положений Земельного кодекса РФ, истец, обладая на праве собственности объектом недвижимого имущества, наделен исключительным правом на оформление земельного участка под зданием, а также необходимого для эксплуатации указанного объекта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 11.2. Земельного кодекса РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Однако суд не вправе вынести судебное решение об утверждении схемы размещения земельного участка и (или) земельных участков на кадастровом плане территории, поскольку при наличии соответствующих административных регламентов, утвержденных нормативно-правовыми актами органами местного самоуправления города Сочи, полномочиями по утверждению схемы наделены только органы местного самоуправления.
Суд не вправе подменять полномочия данных органов власти при рассмотрении судебных споров, связанных с образованием объектов недвижимости, а обязан применять только установленные законом способы защиты либо восстановления нарушенного права лица, обращающегося за судебной защитой.
В этой связи суд полагает избранный истцом способ защиты, реализуемый в порядке административного судопроизводства и направленный на обязание органов местного самоуправления принять соответствующее решение об утверждении схемы расположения земельного участка посредством предоставления установленной муниципальной услуги и рассматривает заявленные требования по существу.
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункта 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).
Как установлено пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (п. 15 ст. 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ 16 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к которым относится:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Постановлением Администрации города Сочи от 07.05.2015 года № 1499 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» утвержден соответствующий административный регламент (далее регламент).
Пунктом 2 постановления определены департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи, администрации внутригородских районов города Сочи (Лазаревского, Центрального, Адлерского, Хостинского) уполномоченными органами по предоставлению муниципальной услуги, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Как установлено пунктом 2 регламента, получателями муниципальной услуги являются физические и юридические лица (индивидуальные предприниматели), обладающие правом на получение земельного участка без торгов, в случае если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (в настоящее время ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Рассмотрение индивидуального обращения заявителя осуществляется департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, администрациями соответствующих внутригородских районов города Сочи (пункт 5 регламента).
Муниципальная услуга при участии МАУ МФЦ предоставляется Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи (далее - уполномоченный орган или Департамент), при техническом сопровождении МБУ города Сочи "ЦГТ" или администрациями внутригородских районов города Сочи (далее - уполномоченный орган или Администрация района) (пункт 12 регламента).
Согласно пункта 13 регламента муниципальная услуга по предварительному согласованию предоставления земельного участка осуществляется в следующих случаях: … Предварительное согласование предоставления земельного участка, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 настоящей таблицы (п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ (пункт 7 таблицы).
Согласно пункта 14 регламента, уполномоченным органом по оказанию муниципальных услуг, указанных в пунктах 1, 5, 7 - 16, 18 - 21, 26 - 52 таблицы (пункт 13 Административного регламента), является департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.
Из подпункта 2 пункта 32 административного регламента следует, что Департамент и Администрации района принимает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги при наличии хотя бы одного из следующих оснований: земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, а именно:
а) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
По мнению Департамента, судебное решение Хостинского районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу №, которым за административным истцом было признано право собственности на указанное нежилое здание, является неправосудным судебным актом, так как заявителю не выдавалось разрешение на строительство нежилого здания, а Администрация города Сочи не была привлечена к участию в дело № и намерена обжаловать указанный судебный акт в апелляционном порядке.
Данная позиция Департамента была повторно отображена представителем административных ответчиков при судебном разбирательстве настоящего дела.
Суд считает указанную позицию административных ответчиков незаконной.
Так, статья 8 Гражданского кодекса РФ, определяет основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: … 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Право собственности административного истца в отношении нежилого здания площадью 73,7 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) № возникло на основании судебного решения Хостинского районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу №.
К моменту рассмотрения настоящего административного дела по существу решение Хостинского районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу № является вступившим в законную силу, судебных актов об его отмене или изменении вышестоящими судебными инстанциями не выносилось.
Доказательств обратного административными ответчиками суду не представлено.
Кроме того, решение Хостинского районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу № является исполненным.На основании указанного судебного акта право собственности административного истца было зарегистрировано Управлением Росреестра по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АМ номер бланка 861430, копия которого представлена в материалы дела. Согласно статьи 8.1. Гражданского кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1. ГК РФ). При рассмотрении настоящего спора по существу судом установлено, что зарегистрированное право собственности административного истца в отношении нежилого здания площадью 73,7 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) № является действующим, государственная регистрация права, равно как само зарегистрированное право собственности административного истца не оспаривалось в судебном порядке, судебных актов об оспаривании права истца не выносилось. Суд не может не учитывать данные обстоятельства при оценке обоснованности заявленных административным истцом требований. Позиция административных ответчиков о неправосудности решения Хостинского районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу №, критически оценивается судом, как органом судебной власти. Норма статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ содержит в себе принцип обязательности судебных постановлений, которые принимаются судами общей юрисдикции в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции. Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 ГПК РФ). Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (часть 3 статьи 13 ГПК РФ). При этом, согласно части 4 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы. Соответственно, решение Хостинского районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу №, на основании которого возникло право собственности административного истца в отношении нежилого здания площадью 73,7 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) № является обязательным судебным актом, в том числе и для административных ответчиков, легитимизировавшее административного истца в качестве законного субъекта права (правообладателя) указанного объекта недвижимого имущества, дающее последнему право на реализацию правомочий собственника объекта недвижимости, в том числе и по внеочередному оформлению земельного участка, занимаемого зданием в предусмотренную земельным законодательством форму права. Административные ответчики не вправе давать какой-либо правовой оценке решению Хостинского районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. В силу статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Подобные действия административных ответчиков по непринятию обязательного порядка действия и требований решения Хостинского районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ по делу № суд расценивает как злоупотребление правом, направленное на дестабилизацию задач гражданского судопроизводства, осуществляемого судами от имени государства и подрыв авторитета судебной власти в целом, влекущее соответствующие правовые последствия для органов власти местного самоуправления, обладающих публичными полномочиями. Доводы административных ответчиков о наличии признаков самовольной постройки у нежилого здания площадью 73,7 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) № судом отклоняются, как не основанные на фактических обстоятельствах дела и опровергаемые иными доказательствами по делу. При этом, судом отмечается, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. Обстоятельства самовольности возведения нежилого здания площадью 73,7 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) № исследовались Хостинским районным судом города Сочи при вынесении ДД.ММ.ГГГГ судебного решения по делу №, судом им дана соответствующая правовая оценка при рассмотрении по существу требования о признании права собственности истца. Споры о самовольности объектов капитального строительства не подлежат рассмотрению в порядке осуществления судами административного судопроизводства. По указанным основаниям, административный истец не может быть признан ненадлежащим получателем испрашиваемой им муниципальной услуги. Кроме того, приведенные административными ответчиками основания в отказе предоставления административному истцу муниципальной услуги, также отображенные в обжалуемом решении департамента, не основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации. Так, нормой пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ 16 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к которым относится: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Аналогичные основания к отказу в утверждении схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории отображены и в подпункте 2 пункта 32 административного регламента, из которого следует, что Департамент и Администрации района принимают решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги при наличии хотя бы одного из следующих оснований: земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, а именно: а) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно норме пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, критерием, определяющим надлежащий правовой статус претендента на получение земельного участка в собственность за плату, является наличие у него права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на испрашиваемом земельном участке.
В свою очередь, надлежащим доказательством наличия такого права являются сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ныне ЕГРН) о государственной регистрации права собственности у заявителя, которые представлены административным истцом в материалы дела.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 г. N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", утвержден соответствующий перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Пункт 6 перечня, применим к реализации положений норм подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ в их взаимосвязи и содержит следующие условия:
- вид права, в который предоставляется в этом случае земельный участок, определяемый указанным пунктом перечня – в собственность за плату;
- правовой статус заявителя – собственник здания, сооружения либо помещения в здании, сооружении;
- объект права - земельный участок, на котором расположено здание, сооружение;
- документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок - документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенном(ых) на испрашиваемом земельном участке)…
Перечисленные в пункте 6 перечня документы, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 г. N 1, а также предусмотренные пунктом 22 административного регламента были представлены административным истцом при одновременной подачей заявления о предоставлении муниципальной услуги, что отражено в обжалуемом решении об отказе в предоставлении муниципальной услуги в виде отсутствия замечаний к представленном на рассмотрению для принятия соответствующего решения органом местного самоуправления комплекту документации.
В соответствии со ст. 43 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами
Поскольку административный истец является надлежащим получателем муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, вынесение отказа в ее предоставлении со ссылкой на отсутствие у заявителя соответствующего права по надуманным основаниям, является незаконным.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 КАС РФ).
По правилам статьи 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, выслушав представителем сторон, суд приходит к выводу, что административными ответчиками не доказана обоснованность и законность принятого решения об отказе в предоставлении административному истцу испрашиваемой муниципальной услуги.
Суд, определяя административную процессуальную правоспособность сторон настоящего административного дела, полагает состав сторон соответствующим положениям статьи 5 КАС РФ.
Состав административных ответчиков по настоящему делу – Администрации муниципального образования город-курорт Сочи и Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Сочи сформирован административным истом верно.
В соответствии с частью 4 статьи 38 КАС РФ, под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях (часть 5 статьи 38 КАС РФ).
Согласно пункта 2 постановления Администрации города Сочи от 07.05.2015 года № 1499 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи, администрации внутригородских районов города Сочи (Лазаревского, Центрального, Адлерского, Хостинского) определены уполномоченными органами по предоставлению муниципальной услуги, указанной в пункте 1 постановления.
Муниципальная услуга при участии МАУ МФЦ предоставляется Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи (далее - уполномоченный орган или Департамент), при техническом сопровождении МБУ города Сочи "ЦГТ" или администрациями внутригородских районов города Сочи (далее - уполномоченный орган или Администрация района) (пункт 12 регламента).
В соответствии с пунктом 13 административного регламента муниципальная услуга по предварительному согласованию предоставления земельного участка осуществляется в следующих случаях: … предварительное согласование предоставления земельного участка, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 настоящей таблицы (п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ (пункт 7 таблицы).
Согласно пункта 14 регламента, уполномоченным органом по оказанию муниципальных услуг, указанных в пунктах 1, 5, 7 - 16, 18 - 21, 26 - 52 таблицы (пункт 13 настоящего Административного регламента), является Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.
Поскольку административный истец обращался за предоставлением ему муниципальной услуги - предварительное согласование предоставления земельного участка, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, и, в свою очередь, надлежащим исполнителем данной услуги является Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, а также принимая во внимание, что заявленными требованиями административный истец просит о предоставлении данной муниципальной услуги на основании судебного акта, надлежащим административным ответчиком по заявленному требованию должен выступать Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.
В силу положений пункта 17 Административного регламента, конечным результатом предоставления муниципальной услуги являются выдача постановления (распоряжения) о предварительном согласовании предоставления земельного участка или мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги
Согласно пункта 92 Административного регламента, на основании поступивших ответов на запросы, заявления и приложенных к нему документов, Департамент или Администрация района принимает одно из следующих решений: …1) при отсутствии оснований, указанных в пункте 31, 32 Административного регламента, готовит проект постановления (распоряжения) о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Если уполномоченным органом по предоставлению муниципальной услуги является Департамент, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается в форме постановления администрации города Сочи (пункт 93 административного регламента).
Проект постановления подписывается Главой города Сочи, а в случае его временного отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей - заместителем Главы города Сочи, на которого возложено исполнение обязанностей Главы города Сочи (пункт 117 административного регламента).
Конечным результатом данной административной процедуры, которой заканчивается выполнение муниципальной услуги, является передача (направление) в МАУ МФЦ одного из следующих решений: письмо Департамента или Администрации района о возврате заявления, мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги, уведомление о приостановлении предоставления муниципальной услуги либо направление заявителю постановления (распоряжения) о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 124 административного регламента).
В соответствии с часть 1 статьи 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2 статьи 221 КАС РФ).
Поскольку предоставление испрашиваемой муниципальной услуги осуществляется поэтапно – исполнителем услуги выступает департамент, который подготавливает документацию, необходимую для принятия главой города Сочи соответствующего распорядительного акта и выполнение данных административных процедур является взаимосвязанными действиями, направленными на достижение конечного результата предоставления муниципальной услуги - направление заявителю постановления (распоряжения) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, полномочиями по изданию которого наделена администрация города Сочи в лице Главы города Сочи, надлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям также является Администрация муниципального образования город-курорт Сочи.
В этой связи, состав административных ответчиков, которые должны отвечать по заявленным требованиям, судом определен верно.
В соответствии с частью 1 статьи 227 КАС РФ, решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:
1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;
2) сведения, указанные в пунктах 4 и 5 части 6 статьи 180 настоящего Кодекса;
3) сведения по вопросам, разрешенным судом на основании конкретных обстоятельств административного дела, включая отмену или сохранение мер предварительной защиты по административному иску;
4) указание на необходимость опубликования решения суда в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия (часть 9 статьи 227 КАС РФ).
На основании изложенного, а также руководствуясь статьями 175-182, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования город-курорт Сочи и Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи - удовлетворить.
Признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное директором Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи ФИО2 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «предварительное согласование предоставления земельного участка» площадью 215 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Сочи (Администрацию города Сочи) и Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи в месячный срок со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу предоставить ФИО1 муниципальную услугу - «предварительное согласование предоставления земельного участка» площадью 215 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Сочи (Администрацию города Сочи) и Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи в месячный срок со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу подготовить и выдать ФИО1 постановление (распоряжение) о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 215 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов на основании представленной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выполненной Обществом с ограниченной ответственностью «Земельный геодезический центр» согласно следующего каталога координат характерных точек границ образуемого земельного участка (система координат – МСК 23):
№ | Координаты | |
Х | У | |
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2017 года.
Решение в законную силу не вступило
«Согласовано»