ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1678/2018 от 19.03.2018 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 2а-1678/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 марта 2018 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Горпинич Н.Н.,

при секретаре Медведевой П.В.,

с участием представителя административных истцов Иванова М.Ю.,

представителя административного ответчика Илюшенко Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ященко В.Е., Агапченко С.П., Бояриневой А.С. к Управлению архитектуры администрации г. Красноярска о признании отказов незаконными, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Ященко В.Е., Агапченко С.П., Бояринева А.С. обратились в суд с административным иском к Управлению архитектуры администрации г. Красноярска о признании отказов незаконными, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы приобрели нежилое здание, общей площадью 426,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> в общую долевую собственность, по 1/3 доле в праве каждый. 27.07.2017 года собственники нежилого здания обратились в Управление архитектуры администрации г. Красноярска с требованием о внесении изменений в проект планировки и межевания территории жилого района «Пашенный» с целью формирования и дальнейшего выкупа земельного участка, занимаемого нежилым зданием. 07.08.2017 года административным истцам направлен ответ об отказе во внесении изменений в проект планировки и межевания в связи с несоответствием назначения предполагаемого к формированию земельного участка под нежилым зданием регламенту градостроительной зоны (Р3). Также были даны пояснения о возможности дальнейшей эксплуатации нежилого здания без приведения его в соответствие градостроительному регламенту зоны Р3. 19.09.2017 года административные истцы повторно обратились к административному ответчику с аналогичным требованием, при этом, истцами был указан вид использования земельного участка согласно градостроительному регламенту зоны Р3 (коммунальное обслуживание населения). 13.10.2017 года исх. административным истцам повторно отказано во внесении изменений в проект планировки и межевания территории жилого района «Пашенный». При этом административным ответчиком указано: «внесение изменений в проект планировки и межевания территории жилого района «Пашенный» считаем нецелесообразным». По мнению административных истцов административным ответчиком не учтен тот факт, что первоначальные права на нежилое здание возникли у продавца здания задолго до утверждения проекта планировки и межевания территории жилого района «Пашенный». Так, проект планировки и межевания жилого района «Пашенный» утвержден постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 № 426, а нежилое здание введено в эксплуатацию в 1998 году. Администрация г. Красноярска и её структурное подразделение – Управление архитектуры администрации г. Красноярска должны были при утверждении проекта планировки и межевания жилого района «Пашенный» учесть нежилое здание административных истцов и сформировать земельный участок в границах, необходимых для эксплуатации нежилого здания, чего сделано не было. Невозможность формирования земельного участка нарушает права административных истцов на приватизацию земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания, в порядке, предусмотренном ст. 39.20 ЗК РФ. С учетом уточнений административные истцы просят суд признать незаконными отказы Управления архитектуры администрации г. Красноярска, изложенные в письмах от 07.08.2017 года и от 13.10.2017 года ; обязать административного ответчика внести изменения в проект планировки и межевания жилого района «Пашенный», утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 года № 426, в части формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 426,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в срок, не превышающий 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Административные истцы Ященко В.Е., Агапченко С.П., Бояринева А.С., извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, обеспечили явку представителя.

Представитель административных истцов Иванов М.Ю. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления архитектуры администрации г. Красноярска Илюшенко Ю.Н. в судебном заседании исковые требования не признала. Представила суду отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что распоряжением администрации г. Красноярска от 18.07.2017 № 213-р утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию решения о подготовке документации по планировке территории. Заявления, направленные в адрес Управления архитектуры администрации г. Красноярска от административных истцов вх от 27.07.2017 года и вх. от 19.09.2017 года, не отвечают требованиям к форме и содержанию, в связи с чем данные заявления подлежат рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В отношении территории, на которой расположено принадлежащее административным истцам здание, принято решение о ее развитии и утверждены проекты межевания и планировки. Проект планировки и межевания территории утвержден постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 № 426 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории жилого района «Пашенный». Утвержденные проекты планировки и межевания территории должны учитываться в любом случае при принятии решения о формировании земельного участка или осуществлении строительства. Также необходимо принимать во внимание утвержденные документы территориального планирования – генеральный план и градостроительное зонирование – правила землепользования и застройки. Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов» были утверждены правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск. Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107 «О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов» был утвержден генеральный план городского округа город Красноярск. Внесение изменений в Генеральный план, Правила землепользования и застройки, Проект планировки и межевания территории невозможно в связи с несоответствием цели использования испрашиваемого земельного участка перечисленным документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования, документации по планировке территории. Наличие утвержденного проекта межевания территории исключает возможность утвердить представленную схему земельного участка. Совокупность правовых оснований для признания незаконными ответов Управления архитектуры администрации г. Красноярска отсутствует, так как не доказано одновременное нарушение закона и нарушение прав и законных интересов административных истцов.

В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как установлено в судебном заседании, Ященко В.Е., Агапченко С.П., Бояриневой (Агапченко) А.С. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 426,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, по 1/3 доле каждому. Указанное нежилое здание приобретено административными истцами на основании договора купли-продажи недвижимости с отсрочкой платежа от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с <данные изъяты> Право общей долевой собственности административных истцов на данное здание зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту приемки законченного строительством объекта нежилое здание по адресу: <адрес> введено в эксплуатацию в 1998 году.

27.07.2017 года административные истцы обратились в Управление архитектуры администрации г. Красноярска с требованием о внесении изменений в проект планировки и межевания территории жилого района «Пашенный» с целью формирования и дальнейшего выкупа земельного участка, занимаемого нежилым зданием.

07.08.2017 года административным истцам направлен ответ исх. об отказе во внесении изменений в проект планировки и межевания в связи с несоответствием назначения предполагаемого к формированию земельного участка под нежилым зданием регламенту градостроительной зоны (Р3).

19.09.2017 года административные истцы повторно обратились к административному ответчику с аналогичным требованием, при этом, истцами был указан вид использования земельного участка согласно градостроительному регламенту зоны Р3 (коммунальное обслуживание населения).

13.10.2017 года исх. административным истцам повторно отказано во внесении изменений в проект планировки и межевания территории жилого района «Пашенный».

Отказ Управления архитектуры администрации г. Красноярска мотивирован тем, что испрашиваемый объект размещается в зоне Р3, регламентом которой предусмотрено использование территории для размещения объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости. На территории, в границы которой входит испрашиваемый объект, утвержденным проектом планировки и межевания предполагается обустройство буферной зеленой зоны с функцией городской рекреации между объектами жилого назначения и железнодорожным полотном. Согласно решениям проекта испрашиваемый объект подлежит сносу. Кроме того, на территорию города постановлением администрации от 25.12.2015 года № 833 утвержден Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. Территория, в границах которой размещается объект, является территорией общего пользования, прилегающей к улично-дорожной сети, и расположена в границах коридоров красных линий. В связи с изложенным, внесение изменений в проект планировки и межевания территории жилого района «Пашенный» административный ответчик считает нецелесообразным.

Дав оценку оспариваемым решениям, суд с учетом установленных обстоятельств, находит несостоятельными доводы административного ответчика о наличии оснований для отказа во внесении изменений в проект планировки и межевания жилого района «Пашенный», утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 года № 426, в части формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 426,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Согласно п. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

В силу п.п. 1 п. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: 1) границы существующих земельных участков; 2) границы зон с особыми условиями использования территорий; 3) местоположение существующих объектов капитального строительства; 4) границы особо охраняемых природных территорий; 5) границы территорий объектов культурного наследия (п. 7 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).

В силу п. 9 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: 1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (п. 2).

Согласно п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Проект планировки и межевания территории утвержден постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 № 426 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории жилого района «Пашенный».

При утверждении данного проекта не были учтены приведенные выше нормы законодательства, поскольку не был сформирован земельный участок – сложившееся землепользование, занимаемый объектом недвижимости по адресу: <адрес>, в границах, определенных нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности.

Между тем, первоначальные права на нежилое здание возникли у заказчика и продавца здания <данные изъяты> задолго до утверждения проекта планировки и межевания территории жилого района «Пашенный». Так, проект планировки и межевания жилого района «Пашенный» утвержден постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 № 426, а нежилое здание введено в эксплуатацию в 1998 году и на основании акта приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано на праве собственности за <данные изъяты>

Таким образом, градостроительные регламенты не распространяются на эксплуатацию принадлежащего административным истцам здания (п. 4 ст. 85 ЗК РФ).

Администрация г. Красноярска и её структурное подразделение – Управление архитектуры администрации г. Красноярска должны были при утверждении проекта планировки и межевания жилого района «Пашенный» учесть нежилое здание, принадлежащее административным истцам, и сформировать земельный участок в границах, необходимых для эксплуатации нежилого здания, чего сделано не было.

Как следует из материалов дела, 30.01.2018 года административные истцы обратились в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под нежилым зданием, расположенным по адресу: <адрес>

28.08.2018 года административными истцами получен отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы, мотивированный тем, что представленная истцами схема от 18.08.2016 года не соответствует утвержденному администрацией г. Красноярска проекту планировки и межевания территории жилого района «Пашенный», поскольку образование земельного участка в целях размещения объекта недвижимости, расположенного по <адрес>, указанным проектом не предусмотрено. При этом, административным истцам разъяснено, что подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки города, документации по планировке территорий, местных нормативов градостроительного проектирования, в соответствии с положением, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска от 16.08.2012 года № 124-р, обеспечивает Управление архитектуры администрации города Красноярска.

Согласно п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Таким образом, наличие утвержденного проекта планировки и межевания микрорайона «Пашенный», которым не предусмотрено образование земельного участка в целях размещения принадлежащего административным истцам объекта недвижимости, свидетельствует о невозможности формирования земельного участка иным способом, кроме внесения изменений в указанный проект.

Невозможность сформировать земельный участок под объектом недвижимости создает для административных истцов правовую неопределенность относительно возможности использования земельного участка и расположенного на нем здания, что противоречит п. 4 ст. 85 ЗК РФ.

Кроме того, положениями статей 271, 273, 552 ГК РФ, ст. 35 ЗК РФ, закреплен принцип следования прав на земельный участок в размере, необходимом для эксплуатации здания, от продавца к покупателю недвижимости, расположенной на земельном участке.

Отказ административного ответчика в формировании земельного участка путем внесения изменений в проект планировки и межевания нарушает права административных истцов на приватизацию земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания, в порядке, предусмотренном ст. 39.20 ЗК РФ. Использование принадлежащего административным истцам нежилого здания невозможно и в порядке ст. 39.33 ЗК РФ (без предоставления земельного участка).

В силу п. 11.1 Положения об Управлении архитектуры администрации города, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 16.08.2012 года № 124-р, задачами управления являются: обеспечение подготовки документов территориального планирования города, правил землепользования и застройки города, документации по планировке территорий, местных нормативов градостроительного проектирования, а также внесения изменений в такие документы.

Из представленного административным ответчиком отзыва следует, что срок, необходимый для внесения изменений в проект планировки и межевания, составляет 4 месяца и 5 дней.

При таких обстоятельствах оспариваемые отказы Управления архитектуры администрации г. Красноярска суд признает незаконными и в порядке восстановления нарушенных прав административных истцов возлагает на административного ответчика обязанность внести изменения в проект планировки и межевания жилого района «Пашенный», утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 года № 426, в части формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 426,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в срок, не превышающий 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными изложенные в письмах от 07.08.2017 года и от 13.10.2017 года отказы Управления архитектуры администрации г. Красноярска во внесении изменений в проект планировки и межевания жилого района «Пашенный», утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 года № 426, в части формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания, с кадастровым номером , общей площадью 426,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Управление архитектуры администрации г. Красноярска внести изменения в проект планировки и межевания жилого района «Пашенный», утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 года № 426, в части формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 426,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в срок, не превышающий 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.Н. Горпинич

Копия верна.

Судья: Н.Н. Горпинич