24RS0056-01-2020-006471-74
Административное дело № 2а-1678/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 14 июля 2021 г.
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
при секретаре Андреенко Е.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУ МВД России по Красноярскому краю, комиссии ГУ МВД России по Красноярскому краю по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд к ГУ МВД России по Красноярскому краю с административным иском, в котором с учетом уточнений просила признать незаконным решение председателя комиссии ГУ МВД России по Красноярскому краю об отказе в признании ее носителем русского языка, просила обязать административного ответчика признать ее носителем русского языка.
Требования мотивированы тем, что административный истец, являясь по национальности узбечкой, 14.02.2020 сдала экзамен в РГПУ им. А.И.Герцена и подтвердила владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ, получила сертификат; 19.08.2020 на основании ее заявления состоялась комиссия ГУ МВД России по Красноярскому краю по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, созданной приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 16.07.2020 №. Из повестки заседания № следует, что на основании заявления о признании ФИО1 носителем русского языка было проведено собеседование, в ходе которого установлено, что заявитель не владеет русским языком в свободной форме, не умеет создавать в соответствии с коммуникативной установкой связанные, логические устные монологические сообщения, не владеет грамматическими и лексическими навыками, допущено более 20 ошибок; по результату собеседования в признании заявителя носителем русского языка отказано. Административный истец полагает решение незаконным, поскольку она находится на территории РФ 12 лет, трое ее детей рождены на территории РФ, ее семья имеет разрешение на временное проживание на территории РФ, она имеет вид на жительство иностранного гражданина, является инвалидом первой группы, ее отец служил в рядах ВС СССР; выписка из протокола № не имеет соответствующие аргументированные выводы об отказе в признании административного истца носителем русского языка, не указано, в чем именно выражены 20 ошибок; полагает, что принятое решение должно соответствовать требованиям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве РФ» и приказа МВД России от 16.04.2020 № 227 «Об организации работы комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» в соответствии с Единым критериям признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
Определением суда от 27.05.2021 в качестве административного соответчика привлечена комиссии ГУ МВД России по Красноярскому краю по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
В судебное заседание административный истец не явился, его представитель адвокат Каипбекова С.В., участие в судебном заседании которой было обеспечено посредством ВКС-связи, уточненные требования поддержала, суду дополнительно пояснила, что оспариваемое решение административного ответчика не соответствует требованиям, предъявляемым к порядку проведения собеседования, решение не мотивировано и не обосновано, аудио, видеофиксация не производилась, собеседование было по продолжительности примерно пять минут.
Представитель ГУ МВД России по Красноярскому краю ФИО2 (доверенность от 23.12.2020) в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала, в обоснование возражений пояснила, что состав комиссии, порядок проведения собеседования и принятое решение в полном объеме соответствует предъявляемым требованиям, решение является мотивированным, а видео- и фотофиксация заседания комиссии не предусмотрено.
Изучив административное исковое заявление, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Исходя из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ст. 33.1 федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации (ч. 1).
Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (ч. 2).
Единые критерии признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, используемых при проведении комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (в том числе требования к режиму защиты таких материалов, порядку и условиям размещения содержащейся в них информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (ч. 2.1).
По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (ч. 5).
Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию (ч. 6).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка (ч. 9).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 17.08.2020 гражданка Узбекистана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, имеющая вид на жительство иностранного гражданина, а также сертификат о владении русским языком, знаний истории России и основ законодательства РФ от 14.02.2020, - обратилась в ГУ МВД России по Красноярскому краю с заявлением о признании ее носителем русского языка на основании ч. 1 ст. 33.1 ФЗ от 31.05.2020 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ».
По результатам заседания от 19.08.2020 № комиссия ГУ МВД России по Красноярскому краю по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка пришла к выводу, что уровень владения русским языком ФИО1 не соответствует уровню носителя русского языка; путем открытого голосования комиссией единогласно (семь голосов «за») принято решение не признавать гражданку Республике Узбекистан ФИО1 носителем русского языка. При этом в ходе собеседования членами комиссии были заданы дополнительные вопросы по теме «Семья», получены неполные ответы, заявитель не понимает сути вопроса; установлено, что заявитель не владеет русским языком в свободной форме, не умеет создавать устные монологические сообщения, не владеет грамматическими и лексическими навыками, по принципу плотности ошибок при проведении собеседования допущено более 20 ошибок. (п. 1.2, п. 2.2 протокола).
Результаты собеседования доведены до заявителя путем выдачи выписки из протокола заседания комиссии от 19.08.2020.
Оспаривая указанное решение, административный истец ссылается на то, что собеседование проводилось около пять минут без ведения аудио- или видеофиксации, также оспаривает наличие указанного количества ошибок.
Дав оценку указанному решению, порядку организации и проведения собеседования, суд не находит оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Так, организация работы комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка регламентирована приказом МВД России от 16.04.2020 № 227.
Согласно утвержденному данным приказом Порядку формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка комиссии состоят из председателя, его заместителя, членов и секретаря. Число членов комиссий, включая председателя, заместителя председателя и секретаря (с правом голоса), должно быть нечетным, не менее семи человек (п. 5); состав территориальной комиссии МВД России формируется из сотрудников, гражданских служащих, работников соответствующего территориального органа МВД России и представителей образовательных организаций в соответствии с Требованиями к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение N 2 к приказу) (п. 10); персональные составы комиссий утверждаются приказами МВД России и территориального органа МВД России соответственно (п. 11); заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей от общего числа членов комиссии (п. 13); решения принимаются комиссией открытым голосованием простым большинством голосов. Каждый член комиссии при голосовании имеет один голос (п. 17); решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии. При несогласии с принятым решением член комиссии имеет право в письменной форме изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу (п. 18).
Исходя из утвержденных указанным выше приказом Требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка в состав Комиссии МВД России (территориальной комиссии МВД России) включаются специалисты, которые должны:
1. Иметь высшее образование не ниже специалитета или магистратуры, подтвержденное дипломом государственного образца для сотрудников, гражданских служащих ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, работников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, к компетенции которых отнесены вопросы гражданства Российской Федерации.
2. Относиться к числу профессорско-преподавательского состава для представителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки "Филология" и (или) "Лингвистика" или дополнительные образовательные программы, касающиеся изучения русского языка как иностранного.
В соответствии с Правилами проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, утвержденными указанным выше приказом, продолжительность собеседования не может составлять более 30 минут на одного иностранного гражданина. Процедура собеседования оформляется протоколом. При собеседовании в протоколе фиксируются все вопросы членов комиссии (п. 5); во время собеседования используются контрольные измерительные материалы в соответствии с Порядком разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (п. 9).
Дав оценку представленным административным ответчиком документам, суд находит, что состав комиссии соответствует приказу ГУ МВД России по Красноярскому краю от 11.07.2020 №, которым утвержден состав комиссии ГУ МВД России по Красноярскому краю по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, соответствует требованиям, предъявляемым к членам комиссии относительно наличия специального образования, а также Единым критериям признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
Нарушений порядка проведения заседания, ее продолжительности, оформления принятого решения судом не установлено, а административным истцом до суда не доведено.
Доводы административного истца о необоснованности выводов о наличии ошибок являются несостоятельными, поскольку оценка уровня знаний русского языка является исключительной компетенцией комиссии, формируемой органом исполнительной власти, и предметом судебного разбирательства не может являться.
Также несостоятельны и доводы об отсутствии фото- и видеофиксации, поскольку положения и Закона об гражданстве либо приказа МВД России № 227 ведение фото- и видеофиксации заседания комиссии не предусмотрено.
Ссылка на длительность период проживания на территории РФ, рождение детей и прохождение отцом службы в рядах армии СССР правового значения при принятии оспариваемого решения не имеет, нарушение личных, семейных прав административного истца не влечет.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями нормативных положений и прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем оснований для удовлетворения требований о признании решения об отказе в признании ФИО1 носителем русского языка незаконным и возложении обязанности признать ее носителем русского языка – не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ГУ МВД России по Красноярскому краю, комиссии ГУ МВД России по Красноярскому краю по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании решения об отказе в признании носителем русского языка и возложении обязанности признать носителем русского языка - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд города Красноярска.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева