ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1679/20 от 20.05.2020 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-1679/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2020 года г.Уфа РБ

Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Муллахметовой Л.А.

при секретаре Шангуровой К.А.,

с участием Чанышева Л.А., ее представителя по устному ходатайству Телин Ф.А., представителя Совета городского округа г. Уфа, Кротов В.И.ФИО2, (доверенность №д-126 от 20 сентября 2017 года, доверенность от 25 марта 2020 года), представителя Администрации ГО г. Уфа Быковой Натальи Владимировны (доверенность 01-05-3552/13 от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чанышева Л.А. к Совету городского округа г. Уфы РБ о признании решений и действий (бездействий) незаконными,

у с т а н о в и л:

Чанышева Л.А. обратилась в суд с административным иском к Совету городского округа г. Уфа РБ о признании решений и действий (бездействий) незаконными.

В обоснование исковых требований указано на то, что Чанышева Л.А. была предварительно зарегистрирована в качестве выступающей на публичных слушаниях по проекту бюджета городского округа г. Уфа РБ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 года, должна была выступать на слушаниях 05 декабря 2019 года в 16:00 часов. Однако 05 декабря 2019 года в период времени с 15:00 до 18:00 должностные лица Кротов В.И. (начальник организационного отдела Совета ГО г. Уфа) и Мосунов И.М. (начальник юридического отдела Совета ГО г. Уфы) не позволили ей пройти в здание Совета ГО г. Уфы РБ по <адрес>, где проходили слушания.

Данные должностные лица, стоя на улице перед рамкой металлоискателя возле входа в здание Совета ГО г. Уфа, где должны были проходить публичные слушания, попросили у нее паспорт, и сверившись со списком, не пропустили ее на выступления, заявив, что ее нет в списках.

При этом до начала публичных слушаний Кротов В.И. и Мосунов И.М. не осуществили мою регистрацию как участника и предварительно зарегистрировавшуюся выступающую на публичных слушаниях, и не пропустили в зал публичных слушаний.

Поскольку Чанышева Л.А. не была допущена к личному присутствию на публичных слушаниях, то она не смогла лично выступить на публичных слушаниях по проекту бюджета на 2020 год и плановый 2021 и 2022 года.

В соответствии с Приложением к решению от ДД.ММ.ГГГГ Совета ГО г. Уфа, Чанышевой Л.А. в Комиссию по электронной почте: gorsovet@ufacity.info.

Организатор слушаний был не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей, поэтому действия должностных лиц административного ответчика, выразившееся в физическом не допуске на публичные слушания Чанышевой Л.А. являются незаконными и нарушающими право на присутствие и выступление на публичных слушаниях.

Информационное сообщение о проведении публичных слушаний по проекту бюджета городского округа г. Уфа РБ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов было принято в качестве приложения к решению Совета Го г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, в котором были опубликованы дата, время и место проведения публичных слушаний – ДД.ММ.ГГГГ в 16:00 часов в здании Городского дворца культуры по адресу: <адрес>.

Однако ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя 13 дней со дня принятия решения о проведении публичных слушаний и публикации Информационного сообщения о них, и официальном сайте Совета в сети Интернет было опубликовано решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в решение Совета городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О публичных слушаниях по проекту бюджета ГО г. Уфа РБ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

В соответствии с данным решением Информационное сообщение о проведении публичных слушаний о бюджете Уфы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов должно было быть опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» не позднее ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приложением к этому решению, т.е. за два дня до проведения публичных слушаний. Кроме того, согласно этому решению, было изменено место проведения публичных слушаний, вместо Городского дворца культуры, местом проведения слушаний определено – большой зал Совета городского округа <адрес>).

В соответствии с п. 6 ст. 16 Устава городского округа г. Уфы РБ, которые применимы в данном случае по аналогии права, жители городского округа должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О публичных слушаниях по проекту бюджета ГО г. Уфа РБ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в котором сообщается о переносе места проведения публичных слушаний за 2 дня является незаконным.

Кроме того, ответчик не принял других мер обеспечивающих участие истца в публичных слушаниях.

С учетом изложенного Чанышева Л.А. просила:

- признать незаконными действия должностных лиц Совета ГО г. Уфы РБ, выразившиеся в ограничении ей доступа в помещение, где проводились публичные слушания по проекту бюджета городского округа г. Уфа РБ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

- признать незаконным решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета ГО г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О публичных слушаниях по проекту бюджета ГО г. Уфы РБ на 2020 год и плановый 2021 и 2022 годов недействительными и отменить результаты публичных слушаний;

- возложить на Совет ГО г. Уфы РБ обязанность провести повторные публичные слушания по проекту бюджета ГО г. Уфа РБ на 2020 год и плановый 2021 и 2022 годов;

- обязать Совет ГО г. Уфы РБ восстановить право Чанышевой Л.А. на участие в качестве выступающей на повторных публичных слушаниях по проекту бюджета городского округа г. Уфа РБ на 2020 год и плановый 2021 и 2022 годов;

В судебном заседании Чанышева Л.А. исковые требования поддержала, указала, что она не была допущена к публичным слушаниям, ни в качестве выступающей, ни в качестве слушателя, несмотря на то, что она своевременно зарегистрировалась в качестве выступающей, и несмотря на то, что в зале были свободные места. Действующим законодательством предусмотрена возможность внесения изменений в бюджет города, так в 2017 году в бюджет были внесены изменения дважды, в 2018 году также дважды. В случае удовлетворения исковых требований, нарушений прав других граждан допущено не будет, т.к. они могут повторно участвовать в слушаниях.

ФИО4Чанышева Л.А. – Телин Ф.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске. Указал, что когда они заблаговременно прибыли на публичные слушания, их не пустили в здание, при этом ни Мосунов И.М., ни Кротов В.И. никого не провожали в большой зал, они стоя у входа, не пропускали в здание, кроме того, они не представились. Административный ответчик неправомерно перенес проведение слушаний из Городского дворца культуры в большой зал Горсовета, т.к. факт поломки пускорегулирующего устройства опровергается тем обстоятельством, что в тот период в Городском дворце культуры проводились концерты и выставки.

Представитель Городского Совета ГО г. Уфы Валиева Ю.М. с исковыми требованиями не согласилась, указала, что права Чанышевой Л.А. не были нарушены, что заявление об участии в публичных слушаниях от Чанышевой Л.А. в Горсовет ГО г. Уфы не поступало. Публичные слушания были проведены в соответствии с требованиями закона.

Представитель Администрации ГО г. Уфы Быкова Н.В. с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении.

Заинтересованные лица Мосунов И.В., Кротов В.И. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Согласно ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено без их участия.

Исследовав в судебном заседании материалы дела, выслушав явившихся лиц, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия ( бездействие ) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия ( бездействие ) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 1, 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивирование, обоснование принятых решений.

Согласно Положению о публичных слушаниях в городском округе г. Уфа РБ, утвержденного решением Совета ГО г. Уфы РБ ДД.ММ.ГГГГ, на публичные слушания для обсуждения с участием жителей городского округа город Уфа Республики Башкортостан выносится проект местного бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан и отчета о его исполнении;

В соответствии с п. 2.7. данного Положения гражданин, желающий выступить на публичных слушаниях, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения публичных слушаний должен предварительно зарегистрироваться, направив письменное обращение в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2.6 настоящего Положения. Письменное обращение должно включать содержание выступления.

Письменное обращение не подлежит рассмотрению в случае выявления факта несоответствия требованиям, установленным настоящим пунктом, и (или) предоставления участником публичных слушаний недостоверных сведений.

Регистрация участников и предварительно зарегистрировавшихся выступающих начинается за один час до открытия публичных слушаний и заканчивается с момента начала публичных слушаний.

В соответствии с п. 2.9. Положения срок проведения публичных слушаний по проекту со дня принятия решения о проведении публичных слушаний до дня проведения публичных слушаний не может быть более 40 дней.

Согласно п. 4.1. Положения перед началом проведения публичных слушаний комиссия организует регистрацию его участников и предварительно зарегистрировавшихся выступающих.

В соответствии с п. 4.7. Положения публичные слушания признаются несостоявшимися:

- если не поступили письменные предложения и письменные обращения для предварительной регистрации на выступление;

- если не поступили письменные предложения, а граждане, подавшие письменные обращения для предварительной регистрации на выступление, не явились.

Согласно п. 4.8. Положения публичные слушания, организованные с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Положением, если это повлекло ограничение или лишение граждан возможности выразить свое мнение, признаются недействительными органом местного самоуправления, назначившим публичные слушания.

Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 4.8. Положения, публичные слушания могут быть признаны недействительными в случае, если слушания были проведены с нарушением порядка его организации и это повлекло ограничение или лишение граждан выразить свое мнение.

Согласно п. 6 ст. 20 Устава ГО г. Уфа, в исключительной компетенции Совета находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

Согласно ст. 40 Устава ГО г. Уфа Совет с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и федерального законодательства самостоятельно:

1) устанавливает порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

2) устанавливает расходные обязательства городского округа в пределах собственных доходов и источников покрытия дефицита местного бюджета;

3) рассматривает, утверждает местный бюджет и отчет об исполнении местного бюджета;

Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 20.11.2019 N 47/4 "О публичных слушаниях по проекту бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (вместе с "Составом Комиссии по проведению публичных слушаний по проекту бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", "Информационным сообщением о проведении публичных слушаний по проекту бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов") были назначены публичные слушания по проекту бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на 16.00 часов 5 декабря 2019 года в Городском дворце культуры (город Уфа, проспект Октября, 137).

Согласно п. 6 указанного решения предварительная регистрация граждан, желающих выступить на публичных слушаниях, осуществляется в соответствии с пунктом 2.7 Положения о публичных слушаниях в городском округе город Уфа Республики Башкортостан и заканчивается за 3 рабочих дня до даты проведения публичных слушаний.

Приложением к решению от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на публичные слушания вынесен проект бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Публичные слушания проводятся в порядке, установленном Положением о публичных слушаниях в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 30/8. Орган, уполномоченный на проведение публичных слушаний - Комиссия по проведению публичных слушаний по проекту бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Комиссия). Дата и время проведения публичных слушаний: ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут. Место проведения публичных слушаний: Городской дворец культуры (<адрес>).

Граждане, желающие выступить на публичных слушаниях по проекту бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, направляют письменное обращение, содержащее выступление в Комиссию по адресу: <адрес> или по электронной почте gorsovet@ufacity.info со дня опубликования настоящего информационного сообщения по ДД.ММ.ГГГГ включительно. В целях идентификации к письменному обращению прилагаются сведения о себе (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес места жительства (регистрации), серия, номер и дата выдачи паспорта гражданина или иного заменяющего его документа, наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина) с приложением копий документов, подтверждающих такие сведения.

Письменные предложения жителей по проекту бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов направляются в Комиссию по адресу: город Уфа, проспект Октября, 120 или по электронной почте gorsovet@ufacity.info со дня опубликования настоящего информационного сообщения по ДД.ММ.ГГГГ включительно. В целях идентификации к письменным предложениям прилагаются сведения о себе (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес места жительства (регистрации), серия, номер и дата выдачи паспорта гражданина или иного заменяющего его документа, наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина) с приложением копий документов, подтверждающих такие сведения.

Таким образом, письменные предложения жителей по проекту бюджета могли быть направлены в Комиссию по адресу: <адрес> или по электронной почте gorsovet@ufacity.info по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Информационные материалы по проекту бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов размещен на официальном сайте ФИО4ФИО4 округа <адрес> Республики Башкортостан (gorsovet-ufa.ru).

Информационное сообщение было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Вечерняя Уфа» (13369), и на официальном сайте ФИО4ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Чанышева Л.А. в 12:56 часов направила с электронного адреса: chanysheva@navalny2018.org на электронный адрес: gorsovet@ufacity.info, письменное обращение, содержащее текст выступления по проекту бюджета г. Уфы РБ на 2020 год, с просьбой о подтверждении получения письменного обращения и регистрации в качестве выступающей.

При этом данных о получении адресатом письменного обращения Чанышевой Л.А. не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ Чанышева Л.А. подала письменное обращение, в комиссию по проведению публичных слушаний по проекту бюджета городского округа г. Уфы РБ на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 года, что подтверждается штемпелем Администрации ГО г. Уфы, на котором указано, что принято для передачи в Совет ГО г. Уфы РБ.

Согласно ответу Администрации ГО г. Уфы РБ от 20 мая 2020 года регламентом Администрации ГО г. Уфы, утвержденным распоряжением Администрации ГО г. Уфы от 21 декабря 2018 года № 158-р, не предусмотрена регистрация документов, поступающих в адрес Совета городского округа г. Уфа РБ или его комиссий, поэтому письменное обращение Чанышевой Л.А. от 02 декабря 2020 года было принято для передачи в Совет городского округа г. Уфы РБ. Поскольку подобные документы не регистрируются в Администрации городского округа г. Уфы РБ и с момента принятия документа прошло более пяти месяцев, не представляется возможным установить, кем именно был принят документ, кем, каким образом и когда передавался в Совет.

Данных о том, что письменное обращение было передано в Горсовет ГО г.Уфы в материалах дела не имеется.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Чанышева Л.А. в предусмотренный срок подавала обращения об участии в публичных слушаниях, однако данных о получении обращений Чанышевой Л.А. административным ответчиком в материалах дела не имеется.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, и.о. директора МБУ «Городской дворец культуры» ГО г.Уфа РБ Прыжанковой В.Г. обратилось к Городскому Совету г. Уфы, с просьбой о переносе публичных слушаний, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что из строя вышло пускорегулирующее устройство на сцене. Распределительная часть требует замены арматуры и силового кабеля распределительного щита (РП 5), в связи с чем, требуется ремонт грузоподъемного механизма (штангетов) сцены. Это не позволяет провести слушания Горсовета ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Советом городского округа г. Уфы принято решение о внесении изменений в решение Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О публичных слушаниях по проекту бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», согласно которому было изменено место проведения публичных слушаний с Городского дворца культуры на большой зал Совета городского округа. Указано, что данное решение подлежит опубликованию не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Информационное сообщение было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Вечерняя Уфа» (13372).

Согласно журналу регистрации заявок на выступление по проекту бюджета городского округа г. Уфа РБ на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов, в качестве выступающих на публичных слушаниях зарегистрировалось 17 человек, среди них фамилия Чанышевой Л.А. не фигурирует.

В списке записавшихся на выступления на публичных слушаниях по проекту бюджета городского округа ГО г. Уфа РБ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, Чанышева Л.А. также не значится.

В судебном заседании установлено, что Чанышева Л.А. не принимала участие в публичных слушаниях, ни в качестве выступающей, ни в качестве слушателя.

В соответствии с должностной инструкцией Кротова В.И. к его должностным обязанностям относится обеспечение организационно-технической подготовки и проведения публичных слушаний и иных мероприятий Совета», к должностным обязанностям Мосунова И.М. относится выполнение отдельных поручений председателя Совета и Секретаря Совета.

При таком положении, поскольку у должностных лиц Совета городского округа г. Уфа Мосунова И.М. и Кротова В.И. не было данных о том, что Чанышева Л.А. была включена в список выступающих на публичных слушаниях, то соответственно у них не имелось оснований для ее допуска в качестве выступающей на публичные слушания, в связи с чем, их действия по не допуску ее в качестве выступающей нельзя признать незаконными.

Кроме того, в соответствии с п. 3.14 СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденному приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ, помещение с массовым пребыванием людей это помещение, в котором предусматривается пребывание 50 или более человек. Присутствие граждан в помещении определяется исходя из санитарных норм и правил, наличия посадочных мест. В случае если количество участников посадочных мест и вместимость помещения, то присутствующие граждане подвергаются опасности путем нарушения требований пожарной и антитеррористической безопасности, норм санитарно-эпидемиологических требований.

Как видно из паспорта безопасности мест массового пребывания Администрации ГО г. Уфы РБ, от 2016 года, здание Администрации ГО г. Уфы, расположенное по адресу: <адрес>, одновременно в здании могут находится 200 человек, средняя посещаемость – 368 человек, максимальная посещаемость 696 человек.

Согласно протоколу публичных слушаний на слушаниях присутствовало 326 человек.

То обстоятельство, что Чанышева Л.А. не была допущена в качестве слушающей, не повлекло нарушение ее прав, т.к. велась прямая трансляция публичных слушаний и работал колл-центр, обратившись в который граждане могли оставить свои предложения и задать интересующие вопросы.

Согласно ст. 44 Уставу ГО г. Уфы проект решения об утверждении местного бюджета вносится Администрацией на рассмотрение Совета не позднее 15 ноября текущего года. Проект решения об утверждении бюджета считается внесенным в срок, если он доставлен в Совет в срок до 18 часов 15 ноября текущего года. Одновременно с проектом решения об утверждении местного бюджета на рассмотрение Совета представляются документы и материалы, предусмотренные статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. После поступления в Совет проекта решения об утверждении местного бюджета, Советом назначаются публичные слушания по проекту местного бюджета. Порядок проведения публичных слушаний по проекту местного бюджета устанавливается нормативно-правовым актом Совета. Проект решения об утверждении местного бюджета направляется в Ревизионную комиссию, которая дает заключение по проекту решения.

Постоянные комиссии Совета и другие субъекты права законодательной инициативы вправе направить в соответствующую комиссию Совета свои поправки к проекту решения. Порядок внесения поправок к проекту решения устанавливается нормативно-правовым актом Совета.

Поправки, предусматривающие увеличение ассигнований по разделам и подразделам функциональной классификации расходов местного бюджета, должны содержать предложения по снижению ассигнований по другим разделам и подразделам функциональной классификации расходов местного бюджета либо указание на дополнительный источник дохода. Поправки, не отвечающие указанным требованиям или представленные с нарушением срока, а также предусматривающие предоставление средств бюджета немуниципальным организациям, соответствующей комиссией Совета к рассмотрению не принимаются.

Порядок проведения экспертизы, получения заключения Администрации устанавливается нормативно-правовым актом Совета.

При рассмотрении проекта решения об утверждении местного бюджета Совет заслушивает доклад Администрации, содоклад соответствующей комиссии Совета, рассматривает заключение Ревизионной комиссии и сводную таблицу поправок к проекту решения.

По результатам рассмотрения Совет принимает решение:

1) об утверждении местного бюджета на очередной финансовый год;

2) отклоняет проект решения об утверждении местного бюджета на очередной финансовый год и направляет его на доработку.

Проект решения об утверждении местного бюджета голосуется в целом с учетом включения в проект решения расходов и доходов, поступающих из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан на возмещение расходов по исполнению переданных городскому округу государственных полномочий.

Согласно ст. 48 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 14.09.2016 N 67/16 (ред. от 24.04.2019) "О Регламенте Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан" решения по вопросам организации деятельности Совета, а также решения по вопросам, не указанным в частях 2, 3, 5 настоящей статьи, принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Совета, если иное не предусмотрено законодательством, Уставом или настоящим Регламентом.

Установлено, что протокол публичных слушаний был надлежащим образом оформлен и подписан организаторами.

18 декабря 2019 года Совет городского округа ГО г. Уфа РБ утвердил решение о бюджете ГО г. Уфа РБ на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Разрешая спор, суд учитывает, что публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемого бюджета. Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Результат публичных слушаний не носит нормативного характера, не содержит юридически властного волеизъявления, не направлен на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, следовательно, сам по себе не нарушает права и свободы граждан.

Права и законные интересы заявителя действиями Совета не нарушены; существенных отступлений (нарушений) от установленных нормативными актами правил по подготовке и проведению публичных слушаний не имеется; проведение публичных слушаний учитывается компетентным органом местного самоуправления - Советом при принятии того или иного решения по вопросу принятия бюджета.

Публичные слушания, являясь непосредственной формой участия населения в местном самоуправлении, носят рекомендательный характер, результаты публичных слушаний не являются обязательными.

Соответственно, сами по себе публичные слушания не нарушают прав заявителя.

При таком положении, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Чанышевой Л.А. и признания решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета ГО г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О публичных слушаниях по проекту бюджета ГО г. Уфы РБ на 2020 год и плановый 2021 и 2022 годов недействительными и отменить результаты публичных слушаний, незаконным, возложении на Совет ГО г. Уфы РБ обязанность провести повторные публичные слушания по проекту бюджета ГО г. Уфа РБ на 2020 год и плановый 2021 и 2022 годов, обязании Совета ГО г. Уфы РБ восстановить право Чанышева Л.А. на участие в качестве выступающей на повторных публичных слушаниях по проекту бюджета городского округа г. Уфа РБ на 2020 год и плановый 2021 и 2022 годов недействительными и отменить результаты публичных слушаний.

При этом суд учитывает, что бюджет ГО г. Уфы на момент рассмотрения дела исполнен за период с января по май 2020 года.

Доводы Чанышевой Л.А. о том, что бюджет может быть изменен в течении года, что подтверждается внесенными изменениями в бюджет в предыдущие года, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований, т.к. признание утвержденного бюджета недействительным не является изменением вносимым в бюджет.

Доводы о том, что извещение об изменении даты и места проведения публичных слушаний было вынесено не заблаговременно, не повлекло нарушение прав истца, т.к. Чанышева Л.А. об изменении места проведения слушаний было известно, на заседании присутствовали все лица, зарегистрировавшиеся как выступающие, граждане не попавшие на публичные слушания могли их наблюдать в режиме он-лайн и задавать свои вопросы по WhatsApp 8 987 487 47 72 и задавать свои вопросы по телефонам горячей линии: 279 04 82, 279 04 92, 279 04 93.

Руководствуясь ст. 40 КАС РФ, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении административных исковых требований Чанышева Л.А. к Совету городского округа г. Уфы РБ о признании решений и действий (бездействий) незаконными.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан, через Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: Л.А. Муллахметова