Дело №а-167/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 января 2017 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд в составе председательствующего судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Матанцевой Н.С., с участием представителя административных истцов Екименковой Е.В., представителя административного ответчика Киреева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Механюка А.В., Ионова М.Ю., Горелышева П.Н., Макеева И.В. к административному ответчику Управлению муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска о признании незаконными действий по проведению внеплановой выездной проверки земельного участка и признании недействительными результатов внеплановой выездной проверки земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Механюк А.В., Ионов М.Ю., Горелышев П.Н., Макеев И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Ульяновска о признании незаконными действий Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, выразившихся в нарушении прав истцов при проведении внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> а также о признании недействительными результатов внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что истцы являются сособственниками земельного участка общей площадью 60 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по вышеуказанному адресу ( доля в праве каждого 1/5). В начале ноября 2016 года Ионовым М.Ю. было получено письмо Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, в конце ноября 2016 года другими сособственниками вместе с исковым заявлением из суда получен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный сотрудниками отдела муниципального контроля УМС администрации г. Ульяновска.
Из содержания письма следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении административных истцов органами муниципального земельного контроля проведена выездная внеплановая проверка земельного участка общей площадью 60 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по вышеуказанному адресу. По результатам проверки сособственникам предписано произвести демонтаж части торгового павильона по указанному адресу.
Административные истцы считают, что указанные действия административного ответчика не соответствуют действующему законодательству и нарушают их права и законные интересы.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи
Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Ульяновской области утвержден Постановлением Правительства Ульяновской области от 24.04.2015 года №175-П.
Согласно п. 1 настоящий Порядок регламентирует порядок организации и осуществления деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальным предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Ульяновской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Ульяновской области предусмотрена административная и иная ответственность.
В силу п. 3 Порядка муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок (плановых и внеплановых, выездных и документарных), предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, законодательства Ульяновской области в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Ульяновской области предусмотрена административная и иная ответственность (далее - проверки).
Пунктом 4 установлен порядок проведения муниципального земельного контроля.
В подп. 4.2 п. 4 установлено, что проверки в отношении граждан осуществляются в форме плановых и внеплановых проверок, проводимых в соответствии с правовым актом руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля. Плановые проверки в отношении граждан проводятся в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области (далее - ежегодный план).
Перечень оснований для проведения внеплановых проверок указан в п.п.4.2.3 порядка и является закрытым.
Согласно подп. 4.3 Порядка №175-П о проведении плановой проверки граждане уведомляются органом муниципального земельного контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления уведомления о проведении плановой проверки (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим установить факт уведомления).
О проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется органом муниципального земельного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Проверки проводятся с участием граждан либо их уполномоченных представителей ( п.4.4 Порядка).
По результатам каждой проведенной проверки должностными лицами органа муниципального земельного контроля составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления, к которому прилагаются фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка, обмера площади земельного участка и иная информация ( п.4.7 Порядка). Выявленные нарушения фиксируются в акте с указанием нарушенных правовых норм.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 24.04.2015 года №175-П Ульяновской Городской Думой принято решение от 08.09.2015 года №105 «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования «город Ульяновск».
Муниципальный земельный контроль на территории Ульяновской области осуществляется:
в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах городских округов, - органами местного самоуправления городских округов Ульяновской области;
Орган местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области, уполномоченный на осуществление муниципального земельного контроля (далее - орган муниципального земельного контроля), определяется уставом муниципального образования (п.2.1, 2.2).
Постановлением администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель и территории муниципального образования «город Ульяновск».
Согласно п. 3 регламента муниципальный земельный контроль осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка проводится на основании распоряжения администрации г. Ульяновска ( п.3.1), внеплановая на основании распоряжения УМС администрации г. Ульяновска ( п.3.2). Установленный пунктами 3.1, 3.4, 3.5 Административного регламента порядок проведения проверок административным ответчиком нарушен. Вышеуказанный земельный участок в план проверок на 2016 год не включен, следовательно, основания для проведения проверки отсутствовали.
Административные истцы не были уведомлены об основаниях и времени проведения внеплановой проверки, копия распоряжения или приказа об ее проведении им не вручалась, как и акт проверки, предписания.
Таким образом, действиями УМС администрации г. Ульяновска нарушены нормы законодательства при проведении внеплановой выездной проверки, а также прав истцов на своевременное получение информации, защиту своих прав и законных интересов, что повлекло незаконное возложение обязанности на административных истцов по демонтажу принадлежащего им объекта.
Административные истцы просят признать незаконными действия Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска, выразившиеся в нарушении их прав при проведении внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, признать недействительными результаты внеплановой выездной проверки земельного участка.
В судебном заседании представитель административных истцов, а также представитель заинтересованного лица по делу Убы Э.Н. по доверенности - Екименкова Е.В. в судебном заседании доводы административного иска поддержала.
Представитель административного ответчика, заинтересованного лица – администрации г. Ульяновска по доверенности - Киреев С.В. в судебном заседании административный иск не признал и пояснил, что Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска считает заявленные требования незаконными.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль в границах муниципального образования «город Ульяновск» осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 24.04.2015 года №175-П и Решением Ульяновской Городской Думы от 08.09.2015 года №105 «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования «город Ульяновск».
В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 08.09.2015 года №105 проверки в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 года №489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 года №1515 «Об утверждении правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль», в виде плановых или внеплановых проверок.
Форма распоряжения о проведении проверки, форма заявления о согласовании с органом прокуратуры проведения внеплановой проверки, форма акта проверки приведены в приложениях 1-3 к данному Порядку.
Проверки в отношении граждан осуществляются в виде плановых и внеплановых проверок, выездных или документарных проверок, проводимых в соответствии с распоряжением руководителя ( заместителя руководителя) Комитета, форма которого приведена в приложении 4 к указанному Порядку.
Однако, в рассматриваемом случае выездная проверка Управлением муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска не проводилась. В данном случае имеет место быть осмотр земельного участка заявителей. УМС администрации г. Ульяновска осмотр земельного участка административных истцов проводился вне рамок осуществления муниципального земельного контроля: решение о проведении выездной внеплановой проверки не принималось; согласование о проведении проверки не проводилось; акт проверки не оформлялся, какие-либо документы у заявителей не запрашивались, распорядительный документ по итогам проверки не принимался; предписание не выдавалось.
Акт осмотра земельного участка по адресу: <адрес> в Ленинском районе документом, изготавливаемом в ходе проведения проверки, не является. Указанный акт не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает какие-либо обязанности, не содержит властных предписаний, не является обязательным для его исполнения и не нарушает права и законные интересы истцов.
Поскольку выездной внеплановой проверки в рамках муниципального земельного контроля Управлением муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска в отношении земельного участка не проводилось, заявленные требования не подлежат удовлетворению
Представитель заинтересованного лица по делу – Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещался.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административный иск удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что истцы Механюк А.В., Ионов М.Ю., Горелышев П.Н., Макеев И.В. и заинтересованное лицо Уба Э.Н. являются сособственниками торгового павильона, 1 – этажного, общей площадью 24,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> ( доля в праве каждого 1/5).
Торговый павильон расположен на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 60 кв.м., который также принадлежит истцам на праве общей долевой собственности.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе консультанта отдела муниципального земельного контроля Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска ФИО10, главного специалиста эксперта отдела муниципального земельного контроля Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска ФИО11 проведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого было установлено, что фактическая площадь павильона составляет более чем площадь, указанная в правоустанавливающих документах на него, а именно 89,6 кв.м. В результате осмотра комиссия установила наличие признаков занятия дополнительного (не разграниченного) земельного участка ориентировочной площадью 29,6 кв.м. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ) сведения об объекте (торговом павильоне) площадью 89,6 кв.м., расположенном по данному адресу, отсутствуют.
По результатам осмотра земельного участка комиссией составлен акт осмотра земельного участка на предмет его фактического использования.
Указанные действия сотрудников УМС администрации г. Ульяновска нормам действующего законодательства не противоречат.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи
Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Ульяновской области утвержден Постановлением Правительства Ульяновской области от 24.04.2015 года №175-П.
Согласно п. 1 настоящий Порядок регламентирует порядок организации и осуществления деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальным предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Ульяновской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Ульяновской области предусмотрена административная и иная ответственность.
В силу п. 3 Порядка муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок (плановых и внеплановых, выездных и документарных), предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, законодательства Ульяновской области в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Ульяновской области предусмотрена административная и иная ответственность (далее - проверки).
Пунктом 4 установлен порядок проведения муниципального земельного контроля. В подп. 4.2 п. 4 установлено, что проверки в отношении граждан осуществляются в форме плановых и внеплановых проверок, проводимых в соответствии с правовым актом руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля. Плановые проверки в отношении граждан проводятся в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области (далее - ежегодный план). Перечень оснований для проведения внеплановых проверок указан в п.п.4.2.3 порядка и является закрытым.
В данном случае, органом местного самоуправления осмотр территории - земельного участка по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности административным истцам, проводился вне рамок осуществления муниципального земельного контроля
В ходе рассмотрения дела установлено, что органом местного самоуправления не принималось решений о проведении выездной внеплановой проверки, не проводилось согласование о проведении выездной внеплановой проверки, по итогам осмотра не составлялись акты проверки по установленной форме, не выдавалось в установленной форме предписаний в адрес сособственников земельного участка.
В связи с чем, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела доводы административных истцов о том, что проведенная в отношении них проверка является внеплановой и осуществлена с нарушением требований законодательства, которые нарушают их права.
Подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Проведенный осмотр земельного участка не соответствует критериям муниципального контроля, установленным Постановлением Правительства Ульяновской области от 24.04.2015 года №175-П, а также Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации г. Ульяновска от 19.06.2013 года №2616.
Составленный специалистами отдела муниципального земельного контроля Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска акт по результатам осмотра, по своей сути, является материальным оформлением результатов осмотра земельного участка и фиксации выявленных нарушений в результате осмотра, поскольку не содержит обязательных предписаний, распоряжений, не исполнение которых влечет юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает каких-либо обязанностей. При этом, специалисты действовали в пределах своих полномочий, предоставленных им действующим законодательством, а именно в рамках Порядка осуществления муниципального земельного контроля.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 1750178 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Механюка А.В., Ионова М.Ю., Горелышева П.Н., Макеева И.В. к административному ответчику Управлению муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска о признании незаконными действий по проведению внеплановой выездной проверки земельного участка и признании недействительными результатов внеплановой выездной проверки земельного участка– отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Е.В. Алексеева