ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-167/2017 от 22.06.2017 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело №2а-167/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 июня 2017 года пгт. Беринговский

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Шавровой Н.Е., с участием:

административного истца – заместителя прокурора Анадырского района Чукотского автономного округа Порфирьева В.Ю.,

при секретаре Тамойкиной Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Анадырского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района, выразившегося в необеспечении первичных мер пожарной безопасности и обязании обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) комплектами средств индивидуальной защиты,

установил:

Заместитель прокурора Анадырского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района с требованиями, указанными во вводной части решения. Свои требования обосновывает тем, что администрация сельского поселения Алькатваам, в нарушение положений законодательства в сфере пожарной безопасности в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности, не обеспечивает граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) с. Алькатваам средствами индивидуальной защиты, что препятствует эффективному участию пожарных в тушении пожаров и проведению спасательных работ, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Просит суд признать бездействие администрации сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности, а именно необеспечении граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) средствами индивидуальной защиты пожарных, незаконным; обязать администрацию сельского поселения Алькатваам обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) сельского поселения Алькатваам 6 комплектами средств индивидуальной защиты, а именно: 6 куртками и 6 брюками со специальными теплоизолирующими подстежками, 6 костюмами водонепроницаемыми, 6 подшлемниками летними, 6 головными уборами зимними, 12 футболками хлопчатобумажными, 6 парами перчаток полушерстяных, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В последующем, заместитель прокурора Анадырского района Чукотского автономного округа уточнил исковые требования, указав, что постановлением главы сельского поселения Алькатваам от 12.11.2009 №17 утверждены Положение о подразделении добровольной пожарной охраны (дружины) сельского поселения, Порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных на территории сельского поселения, а также новый состав муниципального подразделения добровольной пожарной охраны (дружины) в количестве 5 человек, в связи с чем просит судпризнать бездействие администрации сельского поселения Алькатваам, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности, а именно необеспечении граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) средствами индивидуальной защиты пожарных, незаконным; обязать администрацию сельского поселения Алькатваам обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района 5 комплектами средств индивидуальной защиты, а именно: 5 куртками и 5 брюками со съемными теплоизолирующими подстежками, 5 костюмами водонепроницаемыми, 6 подшлемниками летними, 5 головными уборами зимними, 10 футболками хлопчатобумажными, 5 парами перчаток полушерстяных, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный ответчик в зал судебного заседания не явился, просит дело рассмотреть в отсутствие их представителя.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.

Заместитель прокурора в судебном заседании заявил отказ от исковых требований в части обязать администрацию сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) сельского поселения Алькатваам 5 костюмами водонепроницаемыми, указав, что данный отказ заявлен ввиду отсутствия в сельском поселении Алькатваам плавсостава пожарных судов (катеров).

Определением суда от 22.06.2017 в принятии отказа от части исковых требований отказано.

Остальные свои требования заместитель прокурора поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, с учетом уточненных требований.

В отзывах, поступившим в суд 15.06.2017 и 16.06.2017, административный ответчик – Администрация сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального районауказывает, что административные исковые требования признает, просит суд установить срок исполнения решения суда до 15.06.2018.

Прокурор не согласился с указанным сроком для устранения недостатков, пояснив, что представление в адрес административного ответчика внесено 30.05.2016, однако в течении года администрация не предприняла мер по устранению указанных в представлении недостатков, на 2017 год расходов на обеспечение добровольных пожарных необходимыми средствами индивидуальной защиты в бюджете не предусмотрела. Просит суд установить срок для устранения недостатков – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно подпункту 9 пункта 1 и пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003) к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Аналогичные положения закреплены и в пункте 4 части 1 статьи 10 Устава сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон №69-ФЗ от 21.12.1994) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

Федеральный закон №69-ФЗ от 21.12.1994 в статье 4 предусматривает добровольную пожарную охрану в качестве одного из видов пожарной охраны.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона №69-ФЗот 21.12.1994 добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Порядку созданияподразделенийдобровольнойпожарнойохраныи регистрациидобровольныхпожарных, утвержденного начальником Главного управления Государственной противопожарной службы МВД РФ - главным государственным инспектором РФ, введённого в действие приказом Министерства внутренних дел №390 от 02.04.2001 «О введении в действие порядка созданияподразделенийдобровольнойпожарнойохраныи регистрациидобровольныхпожарных»(действовавшего до 15.10.2011) муниципальныеподразделениядобровольнойпожарнойохранысоздаются по решению руководящего органа местного самоуправления, каковым, учитывая положения статьи 19Федерального закона «Опожарнойбезопасности» является орган местного самоуправления поселения.

Постановлением Главы администрации сельского поселения Алькатваам №17 от 12.11.2009 в сельском поселении Алькатваам создано муниципальное подразделение добровольной пожарной охраны (дружины), утвержден Порядок создания добровольной пожарной охраны и Положение о подразделении добровольной пожарной охраны сельского поселения Алькатваам.Согласно приложению №2 к постановлению главы сельского поселения Алькатваам - реестр добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны (дружины) сельского поселения Алькатваам Анадырского района Чукотского автономного округа, в состав указанной добровольной пожарной дружины входит 5 добровольных пожарных.

Всоответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»(далее по тексту - Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 63 данного Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 63 Федерального закона №123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Статьёй 10 Федерального закона №69-ФЗ определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 06.05.2011 №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее по тексту Федеральный закон №100-ФЗ от 06.05.2011) работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктом 3 Порядка обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, утвержденного приказом МЧС России от 04.04.2012 №170 (далее по тексту – Порядок) материально-техническое обеспечение деятельности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации в соответствии со статьёй 11 Федерального закона №100 от 06.05.2011.

Согласно Положению о подразделении добровольной пожарной охраны сельского поселения Алькатваам материально-техническое обеспечение подразделения добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местного бюджета, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.

Анализируя приведенные нормы закона, суд приходит к выводу, что материально-техническое обеспечение мер первичной пожарной безопасности, в частности, обеспечение добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны (дружины) сельского поселения Алькатваамсредствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров,отнесено к полномочиям Администрации сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района в соответствии с действующим федеральным законодательством и Уставом сельского поселения.

В ходе проверки исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности прокуратурой района установлено, что администрация сельского поселения Алькатваам не обеспечивает граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) средствами индивидуальной защиты.

Согласно ответам Администрации сельского поселения Алькатваам от 26.04.2017 и 30.05.2017 для обеспечения безопасности жизнедеятельности поселения в сентябре 2016 года была разработана программа «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории сельского поселения Алькатваам на 2017-2019 года», которая направлена в Управление финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района, однако, денежные средства на финансирование мероприятий в области пожарной безопасности отсутствуют, в связи с чем в настоящее время у добровольной пожарной дружины сельского поселения Алькатваам нет средств индивидуальной защиты.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, принимающим непосредственное участие в тушении пожаров (в том числе в местностях Российской Федерации с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями), средства индивидуальной защиты выдаются по нормам, предусмотренным для аналогичных целей приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 сентября 2010 года №777н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением». Снаряжение пожарных подлежит выдаче работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, исходя из объема, условий и важности выполняемых ими задач, а также в зависимости от штатной численности личного состава добровольной пожарной охраны.

Таким образом, бездействие Администрации сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности, а именно необеспечении граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) средствами индивидуальной защиты пожарных, является незаконным, при этом недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения Администрации от исполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, поскольку отсутствие необходимых средств индивидуальной защиты пожарныхможет повлечь негативные последствия, препятствует добровольным пожарным эффективно участвовать в тушении пожаров, создает угрозу для жизни и здоровья людей в случае пожара.

В силу Раздела I указанныхвыше Типовых норм бесплатной выдаче пожарному подлежат средства индивидуальной защиты:костюм летний из смешанных тканей по норме 1шт.; костюм зимний на утепляющей прокладке по норме 1 на 3 года;боевая одежда пожарного, включающая в себя куртку и брюки со съемными теплоизолирующими подстежками по норме 1 комплект на 2 года;подшлемник летний по норме 1 комплект на 2 года; подшлемник зимний по норме 1 на 2 года; белье термостойкое летнее по норме 1 комплект на 2 года;белье термостойкое зимнеепо норме 1 комплект на 2 года;средство индивидуальной защиты рук пожарного по норме 1 пара на 2 года;защитная обувь пожарного по норме 1 пара на 2 года; сапоги или ботинки с высокими берцами по норме 1 пара на 3 года; головной убор летний по норме 1 на 3 года;головной убор зимний по норме 1 на 3 года; футболка хлопчатобумажная – 2шт.; перчатки полушерстяные по норме 1 пара на 2 года.

Вместе с тем, заместитель прокурора Анадырского района просит суд обязать Администрацию сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) сельского поселения Алькатваам 5 комплектами средств индивидуальной защиты, а именно: 5 куртками и 5 брюками со съемными теплоизолирующими подстежками, 5 подшлемниками летними, 5 головными уборами зимними, 10 футболками хлопчатобумажными, 5 парами перчаток полушерстяных.

В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Указанное в административном исковом заявлении средство индивидуальной защиты пожарного в виде костюма водонепроницаемого, согласно примечанию к Разделу IТиповых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдается плавсоставу пожарных судов (катеров). С учетом того, что в сельском поселении Алькатваам Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа отсутствует плавсостав пожарных судов (катеров), суд приходит к выводу, что указанное требование удовлетворению не подлежит.

Таким образом, требование заместителя прокурора об обязанииадминистрации сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) сельского поселения Алькатваам 5 комплектами средств индивидуальной защиты подлежит частичному удовлетворению.

При определении продолжительности срока, необходимого административному ответчику для устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых подан административный иск, суд, учитывая, что нарушения требований законодательства об обеспечении первичных мер пожарной безопасности были выявлены в мае 2016 года, и в течении года ответчик не предпринял мер по их устранению, а наличие или отсутствие финансовой возможности выделить средства для устранения нарушений, влекущих опасность для жизни и здоровья людей в случае пожара, не имеет правового значения для разрешения данного иска, поскольку разрешениетаких вопросов является обязанностью органа местного самоуправления, не связанной с наличием финансовых возможностей (статья 132 Конституции Российской Федерации, пункт 9 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003), при этом, согласно пункту 1 части 1 статьи 10Устава сельского поселения Алькатваам к вопросам местного значения сельского поселения Алькатваам относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения, суд считает необходимым установить срок устранения нарушений – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу положений части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании подпунктов 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Таким образом, поскольку по заявленному административному иску от уплаты госпошлины в силу закона освобожден и истец и ответчик (как орган местного самоуправления), оснований для взыскания с административного ответчика госпошлины в доход федерального бюджета не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования заместителя прокурора Анадырского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района, выразившегося в необеспечении первичных мер пожарной безопасности и обязании обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) комплектами средств индивидуальной защиты удовлетворить частично.

Признать бездействие Администрации сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности муниципального подразделения добровольной пожарной охраны (дружины) сельского поселения Алькатваам, незаконным.

Обязать Администрацию сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) муниципального подразделения добровольной пожарной охраны (дружины) сельского поселения Алькатваам 5 комплектами средств индивидуальной защиты, а именно: 5 куртками и 5 брюками со съемными теплоизолирующими подстежками, 5 подшлемниками летними, 5 головными уборами зимними, 10 футболками хлопчатобумажными, 5 парами перчаток полушерстяных, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требования заместителя прокурора Анадырского муниципального района об обязании Администрации сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) муниципального подразделения добровольной пожарной охраны (дружины) сельского поселения Алькатваам 5 костюмами водонепроницаемыми, отказать.

Обязать Администрацию сельского поселения Алькатваам Анадырского муниципального района сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и заместителю прокурора Анадырского района Порфирьеву В.Ю. в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено апелляционное представление в суд Чукотского автономного округа через Постоянное судебное присутствие Анадырского районного суда в поселке городского типа Беринговский Чукотского автономного округа в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий Н.Е. Шаврова