ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-167/2021 от 20.08.2021 Озерского районного суда (Калининградская область)

Дело №2а-167/2021

Категория 3.024

УИД: 39RS0013-01-2021-000405-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2021 года г.Озерск

Озерский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Коршаковой Ю.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алтыновой Л.К., с участием административного истца Тютюкова Кирилла Алексеевича, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тютюкова Кирилла Алексеевича к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области об отмене предписания,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Тютюков К.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (далее по тексту – Управление Россельхознадзора) о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (Россельхознадзора) от ДД.ДД.ДД об устранении нарушений земельного законодательства в срок до ДД.ДД.ДД, просит предписание инспектора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (Россельхознадзора) Федоровой О.Ч. отменить за отсутствием в его действиях нарушений, как безосновательное и незаконное, противоречащее ст.ст.77,78,79 Земельного кодекса РФ и действующему законодательству Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по результатам проведенной ДД.ДД.ДД Управлением Россельхознадзора по Калининградской области внеплановой выездной проверки исполнения ранее выданного предписания Управления от ДД.ДД.ДД использования принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером , площадью 26,0 га, расположенного вблизи ....... о ненадлежащем использовании земельного участка, ему выдано оспариваемое предписание. Указанным предписанием на него возложена обязанность в срок до ДД.ДД.ДД выполнить обязательные фитосанитарные (борьба с сорной растительностью) и агротехнические (приемы обработки почв) мероприятия на названном земельном участке. Полагает такое предписание вынесенным с нарушением норм действующего земельного законодательства. В оспариваемом предписании не указаны конкретные нарушения и способы их устранения. При проверке сотрудниками Управления не были исследованы всесторонне и по существу все обстоятельства дела, поскольку все установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, сохранению и воспроизводству плодородия почв на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке сельскохозяйственного назначения выполняются им в полном объеме, порядок пользования земельным участком им не нарушен. Земельный участок используется им в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, многоцелевым способом хозяйствования: для садоводства, пчеловодства, хранения и переработки сельхозпродукции, ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. На данном земельном участке используются методы органического земледелия, исключающие применение пестицидов, гербицидов и иных средств химизации, с использованием органических удобрений и растений – восстановителей почв (донник, клевер, одуванчик, люцерна и пр.). Для защиты от ветровой и водной эрозии на земельном участке высажены различные плодовые, ягодные и лесные растения. Плодовые деревья и кустарники, в том числе яблони, боярышник, груши, черешни, вишни, грецкие орехи, сливы, алыча, липа, кедр, клен, дуб, ива, сосна, лиственница, березы, ольха посажены им на участке в мелиоративных, хозяйственных и экологических целях. Производимая им на земельном участке сельскохозяйственная продукция соответствует Перечням сельскохозяйственной продукции. Устройство на земельном участке прудов и других водоемов направлено на создание благоприятного локального микроклимата, орошения сельскохозяйственных растений, а также в противопожарных целях. Произрастающий на земельном участке боярышник используется как ценный медонос, а также для сбора ягод, разнотравье и прочие плодовые деревья используются как медоносная база для пасеки, находящейся в 0,6 км от данного участка. Травы он высевает вручную разбрасыванием. Кроме того, большая часть участка занята неудобьями, не подлежащими обработке, на которых в дальнейшем планируется частичная посадка сада, сибирских и дальневосточных кедров, лип и прочих деревьев, а также планируется обустройство прудов. Полагает, что регулярная вспашка почвы любым способом, а также окос травянистой растительности наносят вред почвам и способствуют ухудшению и уничтожению плодородного слоя почвы. Не доказано, что боярышник является сорной древесно-кустарной растительность, не указано, какие конкретно другие сорные растения и в каком количестве сотрудники обнаружили на участке, пункты и статьи законов, на основании которых сделан вывод о том, что эти растения являются сорными, что зарастание древесно-кустарниковой растительностью составляет более 30%. Нормативные акты, запрещающие ему использовать плодовые деревья, случайно выросшие на участке, отсутствуют. Деревья ему не мешают, укрепляют почву естественным опадом, предотвращают ветровую и водную эрозию. Естественная травянистая растительность не влечет ухудшения качественного состояния земель. Если сотрудники Управления Россельхознадзора принудят его покосить оставшееся разнотравье, он будет лишен кормов для пчел. Скошенное сено его хозяйству не нужно, для производства сена необходимо иметь оборудование, что для его личного подсобного хозяйства невозможно ввиду отсутствия финансовых средств. Его участок имеет низкую категорию риска и не подлежит проверке, доказательства принадлежности его участка к средней категории отсутствуют. На участке расположен объект недвижимости - каркасный дом из легкого самана 7х6 м, являющийся постройкой временного и вспомогательного назначения, который он определяет как пасечный дом, соответственно, участок не мог являться объектом проверки. Оспариваемое предписание налагает на него невыполнимые обязанности, что нарушает его законные права и интересы. В оспариваемом предписании не указано местоположение, количество и наименование действительно сорных растений, не указаны правовые акты, в соответствии с которыми растения являются сорными, что делает невозможным исполнение предписания. Полагал, что вывод об ухудшении качественного состояния почвы на земельном участке, в связи с наличием на нем травы, безоснователен с учетом отсутствия соответствующей экспертизы. Административным ответчиком не представлено доказательств невыполнения им установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв на принадлежащем ему земельном участке, в связи с чем полагает оспариваемое предписание безосновательным и незаконным и подлежащим отмене.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам административного искового заявления. Тютюков К.А. пояснил, что в предписании не обозначены какие-либо конкретные нарушения, которые вменяются ему в вину оспариваемым предписанием, не указаны наименования законов и нормативных правовых актов, в соответствии с которыми растения являются сорными. Фитосанитарные, агротехнические мероприятия не являются обязательными, а являются правом собственника земельного участка. Предписание должно содержать законные требования и возлагать на лицо реально исполнимые обязанности. Зарастание сорной растительностью не доказано, подсчет сорняков и экспертное заключение при проверке сделаны не были, не опровергнуты его доводы о том, что разнотравье используется им как медоносная база для его пасеки, находящейся в 0,6 км от участка. Он не использует участок под пастбище или сплошной сенокос, ведет многоцелевое сельское хозяйство, внедряет органическое земледелие. Участок предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и имеет категорию «для производства сельхозпродукции», вид разрешенного использования в свидетельстве о государственной регистрации права отсутствует, и он самостоятельно определяет какими видами сельскохозяйственной деятельности ему заниматься на принадлежащем ему участке Выданное предписание от ДД.ДД.ДД нарушает его права и законные интересы как собственника, поскольку возлагает на него обязанность по устранению нарушений, наличие которых Управлением не доказано. Отсутствие сведений о количестве, наименовании и месторасположении сорных растений делает невозможным исполнение оспариваемого предписания.

Представитель административного ответчика Управления Россельхознадзора по Калининградской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в суд представлены письменные возражения на административный иск, в которых представитель Управления просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку предписание законно и обоснованно.

Выслушав пояснения административного истца, изучив материалы административного дела, материалы дела об административном правонарушении в отношении Тютюкова К.А., представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ и гл.22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) граждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц, соблюдения сроков обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст.226 КАС РФ), а обязанность доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Проверяя соблюдение административным истцом сроков обращения с административным иском, суд исходит из требований ч.1 ст.219 КАС РФ, учитывает, что административным истцом оспаривается предписание от ДД.ДД.ДД, принимает во внимание, что с административным иском Тютюков К.А. обратился ДД.ДД.ДД, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что срок обращения с иском в суд административным истцом не пропущен.

Согласно ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится в случае выявления контролирующим органом по результатам проведения соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения. Одним из критериев законности предписания является конкретность, то есть фиксация в нем нарушений тех требований, соблюдение которых обязательно для лица в силу закона. Из указанного следует, что предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и по своему содержанию позволяет юридическому лицу однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения и совершить действия по его устранению. В противном случае, предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.

Деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности является государственным земельным надзором (п.1 ст.71 ЗК РФ).

Согласно п.2 названной статьи государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

Пунктами 2, 4 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 04.10.2012 №527 установлено, что территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору является Управление Россельхознадзора, которое осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Таким территориальным органом на территории Калининградской области является Управление Россельхознадзора по Калининградской области.

В силу подп.1, 5 п.5 ст.71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять: плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

В соответствии с п.5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в пределах своей компетенции.

Последовательность и сроки административных процедур (действий) Россельхознадзора при исполнении государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения установлены Административным регламентом, утвержденным приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 №591 (далее по тексту - Административный регламент), действовавшим на момент проведения проверки.

Статьей 7 ЗК РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к категории земель и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ч.1 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

В силу ч.2 ст.13 ЗК РФ оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно п.1 ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу п.2 ст.77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, в том числе прудами, образованными водопроводными сооружениями на водотоках и используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

На основании п.1 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыболовства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Исходя из положений ст.12 ЗК РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно подп.3 п.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В ст.79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников сельскохозяйственных земель.

Решением Управления Россельхознадзора по Калининградской области от ДД.ДД.ДД об отнесении земельных участков к определенной категории риска земельный участок с кадастровым номером в ....... отнесен к средней категории риска.

Приказом Управления Россельхознадзора по Калининградской области от ДД.ДД.ДД определено проведение в период с ДД.ДД.ДД по ДД.ДД.ДД внеплановой выездной проверки исполнения Тютюковым К.А. ранее выданного предписания отДД.ДД.ДД, связанного с использованием земельного участка с кадастровым номером , расположенного вблизи ......., в рамках федерального государственного надзора в сфере обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) – .

Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации, согласно положений ст.71 ЗК РФ, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из материалов дела, Тютюкову К.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 26,0 га, расположенный вблизи ......., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для производства сельхозпродукции. Право собственности Тютюкова К.А. на 1/2 долю в общей долевой собственности на указанный земельный участок и право собственности М.Н.П. на 1/2 долю в общей долевой собственности на указанный земельный участок зарегистрировано ДД.ДД.ДД.

Сособственник М.Н.П. умерла ДД.ДД.ДД. Согласно сообщению нотариуса Озерского нотариального округа наследственное дело к имуществу М.Н.П. заведено ДД.ДД.ДД по заявлению наследника первой очереди, сына наследодателя, Тютюкова К.А. Наследнику Тютюкову К.А.ДД.ДД.ДД выданы свидетельства о праве на наследство.

Административному истцу ДД.ДД.ДД Управлением Россельхознадзора направлено извещение о проведении внеплановой проверки в период с ДД.ДД.ДД по ДД.ДД.ДД, которое вручено Тютюкову К.А.ДД.ДД.ДД.

Копию приказа о проведении внеплановой проверки Тютюков К.А. получил лично ДД.ДД.ДД.

Таким образом, административный истец был уведомлен о внеплановой проверке надлежащим образом в установленные сроки.

Согласно акту от ДД.ДД.ДД проверки, при проведении которой Тютюков К.А. присутствовал, поскольку в адрес Управления ДД.ДД.ДД поступило уведомление от Тютюкова К.А. в соответствии п.7 постановления Правительства РФ от 21.09.2020 №1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» об использовании лесов, расположенных на участке с кадастровым номером , в силу чего наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, исполнение в части проведения мелиоративных (в части проведения культуртехнических работ - расчистка от древесно-кустарниковой растительности) мероприятий на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером по ранее выданному Тютюкову К.А. предписанию не подлежат проверке.

Также в акте отражено, что в нарушение ст.13 (п.3 ч.2), 42 ЗК РФ, ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 №101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» Тютюков К.А. не проводит обязательные фитосанитарные (выявление и устранение засоренности почв сорными растениями) и агротехнические (приемы обработки почвы) мероприятия, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью 26,0 га, расположенном вблизи ........

Визуальным осмотром (ДД.ДД.ДД проводился с использованием навигатора GARMIN GPS MAP 66st, фотоаппарата Canon Ixus 185, картографического материала) установлено: в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером частично проведены мероприятия по расчистке земельного участка от древесно-кустарниковой растительности (боярышник), остатки которой сложены в границах земельного участка. Земельный участок частично используется под пастбище (имеются следы выпаса крупнорогатого и мелкорогатого скота), часть земельного участка, не занятая лесом (не более 60%), зарастает сорной травянистой (разнотравье с преобладанием пырея ползучего и осоки, в том числе присутствует прошлогодний сухостой) растительностью. Следов снятия и перемещения верхнего слоя почвы не установлено.

Выявленные нарушения послужили основанием к вынесению оспариваемого Тютюковым К.А. предписания.

Вместе с тем, 30.09.2020 вступило в законную силу постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации».

В соответствии с п.1 названного Постановления признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются, в том числе наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений).

При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка, в том числе: б) работы по закладке, выращиванию, уходу за многолетними плодовыми и ягодными культурами, виноградом и иными многолетними культурами и уборке их урожая - на земельном участке, предназначенном для садоводства или выращивания многолетних насаждений; г) работы по разведению, содержанию и использованию пчел, размещению ульев, зимовника; пасечной постройки для обработки продукции пчеловодства, хранения сотовых рамок, пчеловодного инвентаря, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иных полезных насекомых, а также работы по возделыванию медоносных (энтомофильных) культур, кустарников и деревьев, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, - на земельном участке, предназначенном для пчеловодства; д) работы по выращиванию подроста деревьев и кустарников, саженцев, сеянцев, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян, обработке почвы - на земельном участке, предназначенном для питомников; е) работы, предусмотренные подпунктами «а» - «д» настоящего пункта, - на земельном участке, предназначенном для сельскохозяйственного производства или для научного обеспечения сельского хозяйства.

При таком положении, поскольку на земельном участке Тютюкова К.А. с кадастровым номером , площадью 26,0 га, расположенном вблизи ......., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для производства сельхозпродукции, собственником участка проводятся работы по закладке, выращиванию, уходу за многолетними плодовыми и ягодными культурами, виноградом и иными многолетними культурами, работы, связанные с пчеловодством, в том числе по возделыванию медоносных (энтомофильных) культур, кустарников и деревьев, а также работы по выращиванию подроста деревьев, и пр. для получения рассады и семян, то фитосанитарные (выявление и устранение засоренности почв сорными растениями), агротехнические (приемы обработки почв) мероприятия на земельном участке Тютюкова К.А. по ранее выданному предписанию от ДД.ДД.ДД также не подлежали проверке.

В связи с чем оспариваемое предписание Управления Россельхознадзора от ДД.ДД.ДД не соответствует действующему законодательству, вынесено не законно, и нарушает права и законные интересы Тютюкова К.А.

Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод заявителя в данном случае имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Тютюкова Кирилла Алексеевича удовлетворить.

Отменить предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области от ДД.ДД.ДД об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, вынесенное в отношении Тютюкова Кирилла Алексеевича.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 03 сентября 2021 года.

Судья: