ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-167/2021 от 27.04.2021 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-167/2021

10 RS 0006-01-2021-000398-66

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия 27 апреля 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стецуковой Елены Владимировны, поданному по доверенности Турбинской Мариной Леонидовной, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления участка в аренду,

У С Т А Н О В И Л:

Турбинская М.Л., действующая в интересах Стецуковой Е.В. по доверенности, обратилась с вышеуказанным административным исковым заявлением.

Заявленные требования мотивированны тем, что Стецуковам Е.В. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее -Министерство) с заявлением о согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале 10:10:0022204, площадью 1520 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, в районе <адрес>, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования и цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в согласовании предоставления в аренду земельного участка, с которым административный истец не согласен, полагая, что утверждение Министерства о частичном расположении испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда, в зоне защитного леса и зоне запретных нерестовых полом по берегам рек и озер необоснованно, противоречит данным государственного лесного реестра. Испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на данные земли не разграничена, в связи с чем утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории входит в полномочия Министерства.

Административный истец Стецукова Е.В., её представитель по доверенности Турбинская М.Л., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представители заинтересованных лиц – администрации Мийнальского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района, Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства лесного хозяйства, ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным изложенным в оспариваемом решении.

В письменном отзыве на исковое заявление заинтересованное лицо – Северо-западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству указано, что на территории, входящей в зону ответственности Управления приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельской областей» рыбоохранные зоны установлены только для морей (Балтийскойц море, включая Финский залив, Белое море). Рыбохозяйственные заповедные зоны на территории <адрес> Республики Карелия не установлены.

Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в отзыве на исковое заявление сообщил, что в отношении спорного земельного участка была проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства, в том числе было направлено обращение в филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Кареллеспроект» о картографическом наложении материалов лесоустройства земель лесного фонда на границы спорного земельного участка. Согласно письму филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Кареллеспроект» от ДД.ММ.ГГГГ №М-88/2021/3837, пересечение земель лесного фонда с границами спорного земельного участка отсутствует.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

ДД.ММ.ГГГГ Стецукова Е.В. обратилась в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, кадастровый квартал 10:10:0022204, площадью 1520 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участка (вх. от ДД.ММ.ГГГГ).

В своем решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ (исх. .4-21), Министерство отказало Стецуковой Е.В. в удовлетворении поданного заявления по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок частично располагается на землях лесного фонда, а также в зоне запретных нерестовых полом по берегам рек и озер.

Стецукова Е.В., не согласившись с принятым решением Министерства, обратилась в суд с настоящим административным иском.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.

Согласно п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

В силу ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, также в случае подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.

Отказывая Стецуковой Е.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, административный ответчик сослался информацию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия о том, что испрашиваемый земельный участок частично расположен на землях лесного фонда в границах лесного квартала 64 Лахденпохского лесничества, а также на Карту зон с особыми условиями использования территории, входящей в состав схемы территориального планирования Лахденпохского муниципального района, Карту Функциональных зон Мийнальского сельского поселения, согласно которым данный земельный участок расположен в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

Суд полагает, что указанное административным ответчиком основание о расположении испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда не нашло своего подтверждения.

Полномочия в области лесных отношений, в том числе полномочия по ведению государственного лесного реестра (ГРЛ) в отношении лесов, расположенных в границах территории Республики Карелия, в соответствии со ст.83 ЛК РФ переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия на запрос суда сообщило, что по данным ГРЛ оспариваемый земельный участок частично расположен на землях лесного фонда в выделе 6 лесного квартала 64 Лахденпохского лесничества.

Вместе с тем, из ответа ГКУ Республики Карелия «Лахденпохское центральное лесничество» следует, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения в квартале 55 Лахденпохского участкового лесничества. Пересечения (наложения) спорного земельного участка с государственным лесным фондом отсутствуют.

По сообщению Федерального агентства лесного хозяйства, пересечений земель лесного фонда с границами спорного земельного участка не выявлено.

Из ответа Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству следует, что согласно п. 12 ч. 1 ст. 115 Лесного кодекса РФ нерестоохранные полосы лесов – леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. В настоящее время рыбоохранные зоны установлены только для морей. Рыбохозяйственные заповедные зоны на территории <адрес> Республики Карелия не установлены.

Администрация Лахденпохского муниципального района сообщила, что согласно Карте функциональных зон Генерального плана Минальского сельского поселения, испрашиваемый участок расположен в функциональной зоне Зона градостроительного использования. Правилами землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения градостроительные регламенты для функциональных зон не установлены. Земельный участок в кадастровом квартале 10:10:0022204 не расположен на землях лесного фонда. Информация о зоне запретных нерестоохранных полос лесов отсутствует, на территории Республики Карелия границы данных зон не установлены в соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, с учетом позиции заинтересованных лиц и исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на землях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем оспариваемым решением права административного истца нарушены, что дает основания для удовлетворения исковых требований.

Нарушенное право истца, должно быть восстановлено путем возложения на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление Стецуковой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ вх. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.

К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись административным ответчиком. Суд в рамках административного судопроизводства не вправе предрешать рассмотрение вопроса по существу, входящего в полномочие другого органа.

Суд полагает, что при отсутствии иных оснований для отказа Стецуковой Е.В. в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. Министерство должно принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме .4-21 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе Стецуковой Елене Владимировне в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1520 кв.м., в кадастровом квартале 10:10:0022204, расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, в районе <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Стецуковой Елены Владимировны от ДД.ММ.ГГГГ вх. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, и при отсутствии иных оснований для отказа Стецуковой Е.В. в удовлетворении заявления, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1520 кв.м., в кадастровом квартале 10:10:0022204, расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, в районе <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Стецуковой Елены Владимировны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.В. Назарова

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2021 года.