ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-167/2022 от 23.03.2022 Чунского районного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0027-01-2022-000106-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта2022 г. р.п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Седых М.А.,

при секретаре судебного заседания Лейшовник Н.А.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Чунского района Иркутской области – Башенхаевой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-167/2022 по административному исковому заявлению прокурора Чунского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Дума Веселовского муниципального образования», МКУ «Администрация Веселовского муниципального образования» об обязании внести изменения и дополнения в Устав Веселовского муниципального образования,

установил:

Прокурор Чунского района Иркутской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района по результатам мониторинга Уставов муниципальных образований Чунского района установлено, что в настоящее время на территории Веселовского поселения действует Устав Веселовского муниципального образования, в редакции решения Думы Веселовского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированный в Управлении Министерства юстиции России по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ Данный нормативно-правовой акт разработан в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и определяет правовой статус муниципального образования, перечень вопросов местного значения, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц. Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Веселовского муниципального образовании принесен протест о необходимости внесения изменений, дополнений в Устав муниципального образования. Однако, на текущий период меры по приведению Устава Веселовского муниципального образования в соответствие с действующим законодательством не приняты, не смотря на неоднократные внесения изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Неприведение Устава Веселовского муниципального образования в соответствие с действующим законодательством превышает шестимесячный срок в нарушение ч. 9 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ. Непринятие Думой Веселовского муниципального образования мер по приведению данного Устава муниципального образования в соответствие с действующим законодательством указывает на бездействие, а также свидетельствует о создании препятствий к осуществлению гражданами права на местное самоуправление, правовой основой которого является принятие органами местного самоуправления актов, соответствующих действующему законодательству.

На основании изложенного, с учетом уточнений, административный истец просил суд:

обязать администрацию Веселовского муниципального образования внести в Думу Веселовского муниципального образования предложения о внесении изменений и дополнений в Устав Веселовского муниципального образования по приведению его в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей редакции;

обязать Думу Веселовского муниципального образования Чунского района внести изменения в статью 6 Устава Веселовского муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

обязать Думу Веселовского муниципального образования Чунского района внести изменения в статью 29 Устава Веселовского муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 16 декабря 2019 г. № 432-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции», Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей», Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В судебном заседании помощник прокурора Чунского района Иркутской области Башенхаева С.П. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Глава Веселовского муниципального образования в заявлении указал, что просит рассмотреть дело в свое отсутствие; требования признает в полном объеме и просит удовлетворить.

В соответствии с требованиями ст. ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу положений ч. 1, ч. 2 ст. 39, ч. 4 ст.218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Чунского района по результатам мониторинга Уставов муниципальных образований Чунского района установлено, что в настоящее время на территории Веселовского поселения действует Устав Веселовского муниципального образования, в редакции решения Думы Веселовского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированный в Управлении Министерства юстиции России по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ

Данный нормативно-правовой акт разработан в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) и определяет правовой статус муниципального образования, перечень вопросов местного значения, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 131-Ф3 Устав Веселовского муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории поселения.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Чунского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Веселовского муниципального образовании принесен протест о необходимости внесения изменений, дополнений в Устав муниципального образования.

Вместе с тем, на момент рассмотрения дела меры по приведению Устава Веселовского муниципального образования в соответствие с действующим законодательством не приняты, не смотря на неоднократные внесения изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ.

Так, Федеральным законом от 16 декабря 2019 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» внесены следующие изменения в ч. 7 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ:

«Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

2) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:

а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;

в) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления;

г) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале);

д) иные случаи, предусмотренные федеральными законами;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации».

В связи с чем, указанные выше изменения необходимо внести в статью 29 Устава Веселовского сельского поселения.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» кассовое обслуживание исполнения местного бюджета заменено на казначейское обслуживание.

Казначейское обслуживание исполнения местного бюджета осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные изменения вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ

Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ о том, что депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.

Соответственно, указанные выше изменения необходимо внести в статью 29 Устава Веселовского сельского поселения.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ о том, что к вопросам местного значения отнесены принятие решений и проведение на территории поселения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости

Соответственно, указанные выше изменения необходимо внести в статью 6 Устава Веселовского сельского поселения.

В связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», требуется также внесение изменений в ст. 6 Устава Веселовского муниципального образования.

В соответствии с ч. 9 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ приведение Устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Однако, неприведение Устава Веселовского муниципального образования в соответствие с действующим законодательством превышает шестимесячный срок в нарушение ч. 9 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие Устава и внесение в него изменений и дополнений. Аналогичные требования вытекают из ст. 41 Устава Веселовского муниципального образования.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, в том числе, уставы муниципальных образований.

Согласно ст. 7, ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 6, 8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции, после чего подлежит опубликованию.

Согласно ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие Устава и внесение в него изменений и дополнений. Аналогичные требования вытекают из ст. 41 Устава Веселовского муниципального образования.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии факта неправомерного бездействия Думой Веселовского муниципального образования мер по приведению данного Устава муниципального образования в соответствие с действующим законодательством, что также свидетельствует о создании препятствий к осуществлению гражданами права на местное самоуправление, правовой основой которого является принятие органами местного самоуправления актов, соответствующих действующему законодательству, и необходимости удовлетворения требований прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Чунского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Веселовского муниципального образования внести в Думу Веселовского муниципального образования предложения о внесении изменений и дополнений в Устав Веселовского муниципального образования по приведению его в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей редакции.

Обязать Думу Веселовского муниципального образования Чунского района внести изменения в статью 6 Устава Веселовского муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

Обязать Думу Веселовского муниципального образования Чунского района внести изменения в статью 29 Устава Веселовского муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 16 декабря 2019 г. № 432-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции», Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей», Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд Иркутской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Седых

В окончательной форме решение изготовлено 30 марта 2022 г.

Председательствующий М.А. Седых