ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-167/2022 от 28.01.2022 Черноморского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-167/2022

УИД: 91RS0023-01-2022-000021-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(вступительная и резолютивная части решения оглашены 21.01.2022; мотивированное решение изготовлено 28.01.2022)

21 января 2022 года Черноморский районный суд

Республики Крым

в составе: председательствующего судьи – Стебивко Е.И.

при секретаре – Гаркавенко В.В.

с участием прокурора - Жаплова Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, что <адрес> Республики Крым проведена проверка исполнения Администрацией Черноморского сельского поселения <адрес> Республики Крым законодательства в сфере охраны и содержания зеленых насаждений. По результатам проверки установлено, что Администрацией не проводится инвентаризация качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на территории муниципального образования Черноморское сельское поселение, не оформлены соответствующие паспорта объектов зеленых насаждений, в установленном порядке не ведется реестр зеленых насаждений.

Таким образом, в нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, инвентаризация зеленых насаждений, обеспечивающая эффективный контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, а также прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства, в настоящее время не проведена, что свидетельствует о самоустранении должностных лиц Администрации Черноморского сельского поселения от решения вопросов местного значения при реализации возложенных на них полномочий.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебном заседании исковые требования признал, не возражает относительно удовлетворения требований настоящего административного иска.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Сохранение зеленых насаждений является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного ст. 42 Конституции Российской Федерации. Невыполнение названных требований законодательства создает угрозу потери таких насаждений, что не способствует нормализации экологической обстановки и созданию благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

К основным принципам охраны окружающей среды Закон относит, в том числе и ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 3 Закона № 7-ФЗ).

В силу ст. 61 Закона № 7-ФЗ зеленый фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Отношения в сфере охраны зеленых насаждений на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «О растительном мире» (далее - Закон -ЗРК), принятым в целях защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и нормализации экологической обстановки в населенных пунктах Республики Крым.

Положениями ст. 3 Закона -ЗРК определено, что под охраной зеленых насаждений понимается система правовых, организационных и экономических мер, направленных на сохранение зеленых насаждений.

Стоимостная оценка конкретных деревьев (кустарников), травяного и иного напочвенного растительного покрова в денежном эквиваленте устанавливается с целью определения размера компенсации за их удаление (снос, уничтожение), с учетом их ценности, экологической и социальной значимости и фактического жизненного состояния.

Поскольку зеленый фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений, и является необходимым условием для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды, бездействие ответственных лиц органа местного самоуправления в части не проведения инвентаризации зеленого фонда поселения может привести к незаконному, без разрешительных документов, сносу или уничтожению зеленых насаждений удовлетворительного состояния.

Приказом Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», установлено, что инвентаризация зеленых насаждений проводится 1 раз в 10 лет.

Отсутствие учета зеленых насаждений, их систематического обследования приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния, не позволяет надлежащим образом осуществлять содержание и охрану зеленых насаждений, обеспечивать своевременное выявление аварийно-опасных деревьев и сухостойных деревьев, принимать обоснованные решения об их вырубке.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки <адрес> Республики Крым в Администрацию Черноморского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о предоставлении информации относительного проведения инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования Черноморское сельское поселение (л.д.5).

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ исх. Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики Крым, инвентаризация и паспортизация зеленых насаждений не проведена (л.д.6).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П и др.).

Принимая во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации во взаимосвязи с требованиями части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований о признании оспариваемого бездействия незаконным возможно только если установлено, что бездействие нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и с целью восстановления нарушенного права.

В соответствии с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований, в связи с тем, что административным ответчиком допущено бездействие, не исполнена предусмотренная законом обязанность по инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в области благополучия окружающей среды и экологической безопасности.

Руководствуясь ст. 265.1-265.5 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Заместителя прокурора <адрес> Республики Крым, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики Крым, выразившееся в не проведении инвентаризации зеленых насаждений.

Обязать Администрацию Черноморского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течении 6 (шести) месяцев устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения долгосрочной оценки (инвентаризации) зеленых насаждений на территории муниципального образования Черноморское сельское поселение <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Черноморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.И. Стебивко