61RS0048-01-2022-000241-59
Дело № 2а-167\22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022г. п. Орловский
Орловский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего Лазуревской В.Ф.
при секретаре Пикаловой О.И.
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Д. к ГУ МВД России по Ростовской области и Отделу МВД России по Орловскому району о признании незаконным заключения № 287/9 проверки обоснованности документирования паспортом гражданина РФ и возложении обязанности устранить допущенные нарушения
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Ростовской области и Отделу МВД России по Орловскому району о признании незаконным заключения № 287/9 проверки обоснованности документирования паспортом гражданина РФ и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, обосновав его следующим.
В 1995 году Д. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».
15.10.2021 г. сотрудник отделения по вопросам миграции ОМВД России по Орловскому району Ростовской области изъял у него паспорт гражданина Российской Федерации №, выданный ДД.ММ.ГГГГ Отделом УФМС России по Чеченской республике в Октябрьском районе г. Грозного, пояснив, что паспорт признан недействительным, поскольку выдан в нарушение установленного порядка.
По поводу незаконности признания недействительным паспорта гражданина РФ и его изъятия он обращался в различные инстанции.
Согласно ответу начальника ОМВД России по Орловскому району Ростовской области от 14.12.2021 г. он гражданином РФ не является, паспорта гражданина РФ, выданные на имя Д., признаны выданными в нарушение установленного порядка.
Согласно ответу прокурора Орловского района Ростовской области от 21.12.2021 г. при рассмотрении его жалобы было установлено, что в апреле 2021 г. проведена проверка обоснованности документирования его паспортом гражданина РФ. По результатам проверки вынесено заключение № 287/9 от 15.04.2021 г., согласно выводам которого, он не является гражданином РФ, и паспорт гражданина РФ выдан ему в нарушение установленного порядка, ввиду не проживания на постоянной основе по состоянию на 06.02.1992 г. на территории Российской Федерации. Вместе с тем, прокуратурой Орловского района установлено, что с 01.09.1990г. по 30.08.1994 г. он обучался в МБОУ <данные изъяты>. В представленной администрацией <данные изъяты> сельского поселения копии похозяйственной книги №1 <данные изъяты> сельского поселения Совета народных депутатов с 1991г. по 1995 г. имеются сведения о проживании истица и его отца на территории РФ и наличии в собственности личного подсобного хозяйства.
Поскольку выводы, содержащиеся в заключении №287/9 от 15.04.2021 г., не нашли документального подтверждения, материалы проверки по обращению истца были направлены в прокуратуру Ростовской области для рассмотрения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования.
На обращения по поводу изъятия паспорта гражданина Российской Федерации в ГУ МВД России по Ростовской области не было получено какого-либо ответа, копия заключения №287/9 от 15.04.2021 г. также не предоставлена, что явилось препятствием для обжалования действий по изъятию паспорта гражданина РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 г. N828, изъятие паспорта у гражданина запрещается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 июля1997г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
Решение о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка принимается на основании заключения по результатам служебной проверки руководителем территориального органа ФМС России (уполномоченным им заместителем руководителя территориального органа ФМС России) либо лицом, исполняющим его обязанности (пункт 4 названного Положения).
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации и его изъятия в определенных случаях.
Вместе с тем, такая проверка и изъятие паспорта гражданина Российской Федерации не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (Постановления от 20 декабря 1995 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. N 10-П, от 26 декабря 2005 г. N 14-П, от 16 июля 2008 г. N 9-П и др.).
Также в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. №1948 "О гражданстве Российской Федерации", действовавшей до 1 июля 2002г., гражданами РСФСР признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. N 2007 "О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", действовавшим до 1 июля 2002 г. - за исключением статей 18-20, статьи 41, которые подлежат применению до настоящего времени, в целях защиты права человека на гражданство и обеспечения законных интересов бывших граждан РСФСР, возвращающихся на жительство в Россию, было постановлено, что в соответствии с частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" считать гражданами Российской Федерации бывших граждан РСФСР, возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (6 февраля 1992 г.), не имеющих подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате признания и продолжающих проживать на территории России на законных основаниях. Оформление документов о принадлежности к гражданству Российской Федерации производится при их личном волеизъявлении. Органам внутренних дел Российской Федерации было предписано оформлять материалы о приобретении гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации на законных основаниях, независимо от срока их регистрации (прописки) на территории России по месту жительства.
Помимо результатов проведенной прокурорской проверки, незаконность выводов заключения №287/9 от 15.04.2021г., на основании которых был признан недействительным и изъят ранее выданный ему паспорт гражданина РФ, подтверждается следующими доказательствами: справкой директора МБОУ <данные изъяты> СОШ от 15.10.2019 г. №220, сведениями, содержащимися в протоколах заседаний педагогического совета за период с 1990г. по 1994 г., свидетельством о неполном среднем образовании.
Поскольку об основаниях изъятия паспорта гражданина РФ истцу стало известно из ответа начальника ОМВД России по Орловскому району Ростовской области от 14.12.2021г., установленный законом срок для обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил требования и просил признать незаконным заключение №287/9 проверки обоснованности документирования паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утвержденное 15.04.2021 года начальником ГУ МВД России по Ростовской области. Обязать ГУ МВД России по Ростовской области и Отдел МВД России по Орловскому району Ростовской области устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выдачи Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения паспорта гражданина РФ взамен изъятого паспорта гражданина РФ серия №№, выданного 05.06.2008 года.
В обоснование иска Д. представил: паспорт гражданина РФ, заявление на имя начальника Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Орловскому району от 09.11.2021 г., ответ начальника ОМВД России по Орловскому району от 14.12.2021 г., сопроводительные письма в адрес начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области и прокурора Орловского района Ростовской области от 03.12.2021 г., ответ прокурора Орловского района от 21.12.2021 г., заявление в адрес Врио начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области от 26.11.2021 г., справку директора МБОУ <данные изъяты> СОШ от 15.10.2019г., похозяйственную книгу <данные изъяты> с/Совета народных депутатов, протокол заседаний педагогического совета <данные изъяты> СОШ за период с 1990 по 1994 г. г., свидетельство о неполном среднем образовании.
В судебном заседании Д. исковые требования поддержал. Пояснил, что на территорию РФ приехал в 1986 году, ему было 7-8 лет, он стал обучаться в <данные изъяты> средней школе. Жил в интернате. Учился в школе с 1 по 9 класс. Закончил 9 классов. Отец имел гражданство РФ. В 1996 году по достижению совершеннолетия ему выдан первый паспорт. Потом отец увез его на учебу в колледж в Чеченскую республику, прописка была чеченская, там получил второй паспорт. Началась война, отец забрал его из Чечни. Когда закончилась война, чтобы продолжить учебу поехал опять в Чечню. Утратил там паспорт, получил другой паспорт в 2008 году.
В 2021г. приехал в Сбербанк, чтобы открыть карту, сказали, что паспорт недействительный. Обратился в миграционную службу, там у него паспорт изъяли. Объяснили, что бывший начальник, который выдавал данный паспорт, воспользовался неправильной формой паспорта, указаны неверные данные.
Представитель Управления ГУ МВД России по Ростовской области в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления ГУ МВД России по Ростовской области, представил возражения на иск, согласно которым заключением проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> установлено, что Д. гражданином Российской Федерации не является, паспорта, оформленные на его имя, признаны выданными в нарушение установленного порядка.
В ходе проверки установлено следующее.
26.07.1996г. ОВД Орловского района Ростовской области Д. документирован паспортом гражданина СССР образца 1974 года, что подтверждается книгой прихода-расхода бланков паспортов по форме № 2 (с 19.11.1993 по 29.09.2000), основания выдачи паспорта не указаны, заявление о выдаче паспорта по форме №1 в архиве ОВМ Отдела МВД России по Орловскому району отсутствует.
23.04.2003г. ОВД Октябрьского района г. Грозного Д. документирован паспортом гражданина Российской Федерации в связи с «общим обменом» паспорта образца 1974 года, выданного 26.07.1996г.
05.06.2008г. ОУФМС России по Чеченской республике в Октябрьском районе г. Грозного документирован паспортом гражданина Российской Федерации в связи с «утратой».
26.04.2006г. и 22.04.2011г. документировался заграничными паспортами гражданина Российской Федерации.
В учетах МВД России по состоянию на 13.04.2021г. сведения о приобретении (выходе из) гражданства Российской Федерации за пределами Российской Федерации в отношении Д. отсутствуют.
По данным УВМ МВД Чеченской Республики в заявлении о выдаче (замене) паспорта на имя Д., выданного 05.06.2008г. в графе № указано: ч.1 ст. 13 Закона от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации». Д.ДД.ММ.ГГГГ г.р. на ДД.ММ.ГГГГ являлся несовершеннолетним (13 лет), соответственно самостоятельно избирать место жительство не имел возможности, и его гражданство следовало за гражданством его родителей в соответствии со ст. ст. 14-17- 25 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
По ч. 1 ст.13 Закона Российской Федерации от 19.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» его гражданство можно определить, только если оба его родителя являются гражданами Российской Федерации по указанной статье.
Поскольку наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства, то есть на 06.02.1992 года, к несовершеннолетним применяются положения Инструкции о порядке оформления и выдачи гражданам паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 05.05.1993г. № 210. Согласно пункту 9 Перечня оснований и документов, подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации (Приложение 1 к Инструкции, паспорт гражданина СССР обоих родителей со штампом прописки на территории России на 06.02.1992г. является основанием для приобретения гражданства Российской Федерации их ребенка в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 «О гражданстве Российской Федерации».
Отец истца - Д.ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец Грузинской ССР, значился зарегистрированным по месту жительства на территории Российской Федерации с 18.08.1988г. по 02.03.2018г. 04.04.1995г. ОВД Орловского района Ростовской области документирован: вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации на основании ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 г. «О гражданстве Российской Федерации».
Мать истца - Д.ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка Грузинской ССР 03.10.2001г. приобрела российское гражданство в соответствии с ч.2 ст.20 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» на основании заключения ГУВД Ростовской области № 792/17.
Согласно данным МБОУ <данные изъяты> СОШ <данные изъяты> (исх, №50 от 06.04.2021г.) Д. в 1993 году прибыл из Грузинской ССР, поступив на обучение в 8 класс, 30.08.1994г. окончил 9 классов, получил свидетельство о неполном среднем образовании.
По данным Военного комиссариата г. Пролетарска. Пролетарского и Орловского района Ростовской области (исх. № 959 от 18.03.2021г.) Д. состоит на воинском учете с 04.05.2009г. по настоящее время, прибыл из Военного комиссариата Октябрьского района г. Грозный Чеченской Республики.
Согласно пункту 25 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 28.08.1974г. №677, для прописки гражданами предоставлялись учетно-воинские документы. За прописку взималась государственная пошлина (п.28).
Сведения о постановке на воинский учет на территории Российской Федерации отсутствуют по состоянию на 06.02.1992г. С учетом данного обстоятельства, отсутствовали основания для прописки заявителя на указанную дату на территории Российской Федерации.
В рамках проверки Д. отказался давать какие-либо пояснения в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации. Документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 06.02.19192г. Д. в ходе проверки не предоставлены.
На момент документирования паспортом гражданина Российской Федерации 23.04.2003г., Д.ДД.ММ.ГГГГ. гражданином Российской Федерации по рождению не являлся и не приобрел российское гражданство по иным основаниям. Отец административного истца имел российское гражданство по признанию, как постоянно проживающий на территории Российской Федерации, мать приобрела российское гражданство в 2001 году, когда последний являлся совершеннолетним (23 года). С заявлением о приеме в российское гражданство Д. в установленном порядке Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11. 2002г. № 1325, не обращался.
15.04.2021г. заключением ГУ МВД России по Ростовской области паспорта, выданные Д., признаны выданными в нарушение установленного порядка, установлено, что последний гражданином Российской Федерации не является.
15.10.2021г. на основании акта изъятия паспорта гражданина Российской Федерации паспорт серии № изъят у Д., второй экземпляр акта об изъятии паспорта предоставлен Д., последний ознакомлен с заключением проверки ГУ МВД России по Ростовской области от 15.04.2021г., ему разъяснен порядок приобретения гражданства Российской Федерации.
10.11.2021г в УВМ ГУ МВД России по Ростовской области поступил рапорт оперативного дежурного, в котором указано, что 09.11.2021г. по телефону обратился Д. по факту изъятия 15.10.2021г. паспорта сотрудниками ОВМ ОМВД России по Орловскому району, заявитель считает данное изъятие неправомерным, по данному факту просит провести проверку.
15.11.2021г. Д. дан ответ по результатам проведенной проверки.
23.11.2021г. Д. обратился в прокуратуру Орловского района на действия сотрудников полиции и другим вопросам. 21.12.2021г. Д. дан ответ прокуратурой Орловского района.
01.03.2022г. в УВМ ГУ МВД России по Ростовской области от Уполномоченного по правам человека в Ростовской области поступила информация о не поступлении ответов о результате рассмотрения жалоб Д.
02.03.2022г. Д. дан ответ по вопросу урегулирования правового статуса на территории Российской Федерации.
Кроме того, административный ответчик полагает, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд за защитой своего права.
Представитель ГУ МВД России по Ростовской области полагал необходимым в иске Д. отказать.
Представитель ОМВД России по Орловскому району Ростовской области в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст.218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законны интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации).
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (часть 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом "а" статьи 5 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего федерального закона. В силу части 7 статьи 4 данного федерального закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Таким образом, фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года, не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание их гражданами Российской Федерации. Обстоятельством, исключающим такое признание, являлось наличие гражданства другого государства.
Как видно из материалов дела, Д. родился ДД.ММ.ГГГГ в с<данные изъяты>. Отец истца - Д., уроженец Грузинской ССР, был зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации с 18.08.1988г. 04.04.1995г. ОВД Орловского района Ростовской области он был документирован вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации на основании ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 г. «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии со справкой главы <данные изъяты> сельского поселения, протоколов заседаний педагогического совета МБОУ <данные изъяты> СОШ Орловского района за период с 1990 по 1994 г. г., справки директора МБОУ <данные изъяты> СОШ от 15.10.2019 г. Д. обучался в МБОУ <данные изъяты> СОШ с 01.09.1990года. 30.08.1994г. окончил 9 классов, получил свидетельство о неполном среднем образовании.
26.07.1996г. ОВД Орловского района Ростовской области Д. документирован паспортом гражданина СССР образца 1974 года, что подтверждается книгой прихода-расхода бланков паспортов по форме № 2 (с 19.11.1993 по 29.09.2000). 23.04.2003г. ОВД Октябрьского района г. Грозного Д. документирован паспортом гражданина Российской Федерации в связи с «общим обменом» паспорта образца 1974 года, выданного 26.07.1996г. ОУФМС России по Чеченской республике в Октябрьском районе г. Грозного истец 05.06.2008г. документирован паспортом гражданина Российской Федерации в связи с «утратой». Также 26.04.2006г. и 22.04.2011г. истец документировался заграничными паспортами гражданина Российской Федерации. С 04.05.2009г. Д. состоит на воинском учете по настоящее время.
15.04.2021г. заключением ГУ МВД России по Ростовской области паспорт гражданина РФ серии №, выданный истцу ОВД Октябрьского района г. Грозного 23.04.2003г. и паспорт серии №, выданный Д. ОУ ФМС России по Чеченской республике в Октябрьском районе г. Грозного 05.06.2008г. признаны выданными в нарушение установленного порядка. 15.10.2021г. на основании акта изъятия паспорта гражданина Российской Федерации паспорт серии №, выданный ОУ ФМС России по Чеченской республике в Октябрьском районе г. Грозного 05.06.2008г. у Д. изъят.
В опровержение иска представитель ответчика ссылался на то, что доказательств того, что Д. по состоянию на 6 февраля 1992 года проживал и имел регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, не представлено, он документирован паспортом гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка в связи с отсутствием подтверждения наличия гражданства Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", основания выдачи паспорта не указаны, заявление о выдаче паспорта по форме №1 в архиве ОВМ Отдела МВД России по Орловскому району отсутствует.
Также отсутствуют сведения о постановке истца на воинский учет на территории Российской Федерации по состоянию на 06.02.1992г.
Вместе с тем, факт проживания Д. на территории Российской Федерации с 01.09.1990 года по настоящее время подтверждается справкой главы <данные изъяты> сельского поселения, протоколами заседания педагогического совета МБОУ <данные изъяты> СОШ <данные изъяты> за период с 1990 по 1994 г. г., справкой директора МБОУ <данные изъяты> СОШ от 15.10.2019 г. о том, что Д. обучался в МБОУ <данные изъяты> СОШ с 01.09.1990года. Также факт проживания Д. на территории Российской Федерации на 06.02.1992 года подтверждается показаниями свидетелей Свидетель №1, Ч.. и И. Нахождение Д. на территории Российской Федерации более 30 лет подтверждает его постоянное проживание на территории Российской Федерации и не может расцениваться как проживание, носящее временный характер.
Кроме того, паспорт гражданина РФ, выданный Д. в 1996г. не признан недействительным. Довод о том, что в архиве ОВМ Отдела МВД России по Орловскому району отсутствует его заявление о выдаче паспорта по форме №1 и не указаны основания выдачи паспорта, не может свидетельствовать о том, что Д. не является гражданином Российской Федерации, а паспорт является выданным в нарушение установленного порядка, поскольку истец не являлся сотрудником Отдела МВД России по Орловскому району, ответственным за выдачу паспорта.
Д. также были выданы заграничные паспорта гражданина РФ, из которых только один признан недействительным. Согласно п. 83.1. Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 15.10.2012 N 320 (ред. от 12.09.2015) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» должна была осуществляться проверка Д. на наличие действующего паспорта, на действительность заявленных сведений о серии и номере его внутреннего паспорта.
Запись в похозяйственней книге <данные изъяты> сельского поселения о регистрации Д. с 1993г. не может быть достоверным подтверждением прибытия истца на территорию РФ в 1993году, поскольку Администрация <данные изъяты> сельского поселения не являлась и не является регистрирующим органом, кроме того, данная запись противоречит протоколам заседаний педагогического совета школы за период с 1990г. по 1994 г. и справке, выданной главой Администрации <данные изъяты> сельского поселения.
Отсутствие сведений о постановке истца на воинский учет на территории Российской Федерации по состоянию на 06.02.1992г. также не является подтверждением отсутствия у Д. гражданства РФ, поскольку на указанную дату ему было 13 лет.
Довод о том, что Д. пропустил срок для обращения в суд за защитой своего права, не может быть положен в основу отказа Д. в иске, поскольку копию заключения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области от 15 апреля 2021 года Д. получил только 14.12.2021г. Из акта изъятия паспорта следует, что паспорт у Д. был изъят только 15.10.2021 года, в акте отсутствуют сведения о вручении ему копии заключения от 15 апреля 2021 года и порядка его обжалования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Д. обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ ответчики не представили убедительных доказательств законности заключения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области от 15 апреля 2021 года.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л
Признать заключение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области № 287\9 от 15 апреля 2021 года проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, Д.ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, незаконными.
Возложить на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области обязанность выдать Д.ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <данные изъяты>, паспорт гражданина Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Орловский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Федеральный судья
В окончательной форме решение изготовлено 18 апреля 2022г