Дело № 2А-1680/19
Решение
Именем Российской Федерации
«26» марта 2019г. г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе председательствующего - федерального судьи Рожновой О.Е., при секретаре Бозаджи Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 к Совету депутатов сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области о признании несостоявшимися публичных слушаний,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к Совету депутатов сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области о признании несостоявшимися публичных слушаний, проведенных 13 ноября 2018г. на территории сельского поселения Ершовское по вопросу объединения территорий городских поселений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной городок, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района Московской области и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование.
Требования истцы мотивируют тем, что при проведении публичных слушаний был нарушен порядок проведения публичных слушаний, повлекший нарушение конституционного предписания об учете мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. Граждане сельского поселения Ершовское, в т.ч. принимавшие участие в публичных слушаниях, не могли обладать информацией о том, каковы правовые последствия объединения территорий.
Заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта обеспечено не было. Надлежащих способов разъяснения жителям сельского поселения Ершовское сути и правовых последствий преобразования использовано не было. Перед публичными слушаниями не было проведено ни одной встречи депутатов с жителями по данному вопросу.
При проведении публичных слушаний не было предусмотрено мер, обеспечивающих участие в публичных слушаниях жителей.
Не обеспечен надлежащий учет поданных письменных возражений граждан. Содержание возражений оглашено не было, они не вошли в протокол и/или заключение по результатам слушаний. В итоговом документе указано исключительно на факт поступления 7 предложений и замечаний граждан, без раскрытия их содержания. Не обеспечен надлежащий учет достоверного выражения мнения жителей. Результаты голосования не соответствуют действительности. Согласно протоколу на публичных слушаниях присутствовало 181 человек, проживающих в сельском поселении, соответственно 45 голосов не были учтены. На публичных слушаниях присутствовали лица, не являющиеся жителями муниципального образования. Право голосовать им было предоставлено.
Публичные слушания были назначены в рабочий день в рабочее время, что не позволило большинству жителей сельского поселения участвовать в публичных слушаниях, лишило их возможности выразить мнение по рассматриваемому вопросу.
В протоколе публичных слушаний и заключения по результатам публичных слушаний отсутствует мотивированное обоснование решения, принятого на публичных слушаниях.
Административные истцы являются жителями сельского поселения Ершовское. Допущенные нарушения закона нарушают право истцов на участие в местном самоуправлении путем выражения мнения при изменении границ территорий осуществления местного самоуправления, в связи с чем истцы обратились в суд с указанными выше требованиями.
Истцы, их представители в судебное заседание не явились, извещались судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Дело рассмотрено без их участия.
Представители Совета депутатов с.п.Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области, Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, которые полагали необоснованными.
Суд, выслушав явившихся, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ публичные слушания, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года N 387-О).
Таким образом, заявленный спор в соответствии со ст. 1 КАС РФ подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном административным судопроизводством.
Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 3 статьи 13 Закона).
Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в сельском поселении Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области утверждено решением Совета депутатов с.п. Ершовское № 3/51 от 11.04.2014г.
Положение утверждено в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 19.02.2014г. № 34/36 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Одинцовском муниципальном районе Московской области и признании утратившим силу решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 15.09.2009г. № 10/37», Уставом сельского поселения Ершовское.
Согласно главе 5 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в сельском поселении Ершовское решение о проведении публичных слушаний, назначенных по инициативе населения или Совета депутатов, принимается Советом депутатов сельского поселения Успенское, инициированные Главой сельского поселения, назначаются Администрацией сельского поселения.
В силу п. 5.3 Положения информация о проведении публичных слушаний и проекты нормативных правовых актов, выносимые на публичные слушания, подлежат опубликованию не позднее чем за 30 дней до даты проведения публичных слушаний.
В силу п. 5.5 Положения в решении о назначении публичных слушаний указываются: тема публичных слушаний (вопросы, наименование проекта муниципального правового акта, выносимые на публичные слушания); инициатор проведения публичных слушаний; дата и время проведения; сроки и место представления предложений и замечаний по вопросам, обсуждаемым на публичных слушаниях, заявок на участие в публичных слушаниях.
Согласно п. 5.6 Положения решение о назначении публичных слушаний вступает в силу со дня принятия.
Согласно п. 5.7 Положения решение о назначении публичных слушаний, проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, подлежат опубликованию и обнародованию в средствах массовой информации, определенных нормативными актами органов местного самоуправления сельского поселения Ершовское, а также размещению на официальном сайте органов местного самоуправления сельского поселения в сети Интернет.
Согласно главы 6 Положения организацию всех публичных слушаний осуществляет Администрация сельского поселения Ершовское.
Решением Совета депутатов сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района от 05.10.2018 №1/67 постановлено выступить с инициативой об объединении территорий городских поселений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной Городок, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование, назначить и провести на территории сельского поселения публичные слушания по указанному вопросу публичные слушания, с датой и временем проведения 13.11.2018г. в 17 – 00, место проведения – <...> (здание МБУ с.п.Ершовское «Культурно-спортивный досуговый центр»); в решении указан инициатор проведения публичных слушаний – Совет депутатов сельского поселения. Установлен срок подачи предложений и замечаний от заинтересованных лиц по вопросу, вынесенному на публичные слушания – до 12.11.2018г., место принятия предложений замечаний, заявок на участие. Решение постановлено опубликовать в СМИ Одинцовского района (официальных) и разместить на официальном сайте с.п.Ершовское в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Как следует из протокола от 06.10.2018г. № 67 Совета депутатов сельского поселения Ершовское принятию Советом депутатов решения об инициативе об объединении территорий предшествовало его обсуждение, в т.ч. с присутствовавшими на Совете собственниками объектов недвижимости на территории сельского поселения, вопросов, касающихся последствий объединения и др.
Указанное решение Совета депутатов сельского поселения Ершовское соответствует требованиям Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в сельском поселении.
Согласно исследованному судом изданию – Еженедельной газете «Одинцовская неделя» № 40 от 12.10.2018г. в разделе официальная информация решение Совета депутатов сельского поселения от 05.10.2018г. № 1/67 опубликовано.
Таким образом, жители сельского поселения были заблаговременно оповещены о публичных слушаниях: в установленном порядке не позднее, чем за 30 дней.
Доводы истцов об отсутствии доступной информации о проведении публичных слушаний, о способе преобразования муниципальных образований и его правовых последствиях не нашли подтверждения в судебном заседании.
Публичные слушания по выше вопросу объединения территорий городских и сельских поселений проведены 13 ноября 2018 года, в 17 часов, в указанном в решении месте МБУ с.п.Ершовское «Культурно-спортивный досуговый центр». В протоколе № 2 от 13.11.2018г. публичных слушаний отражено количество зарегистрированных на публичных слушаниях (зарегистрировалось и присутствовало 242 гражданина, 181 из которых жители сельского поселения). В протоколе отражены количество поступивших заявлений, жалоб, поступившие заявки на выступление. В ходе слушаний председательствующий (глава сельского поселения – Председатель Совета депутатов сельского поселения) ответил на поступившие из зала вопросы, касающиеся сохранения статуса сельских населенных пунктов; невозможности многоэтажной застройки; налогообложения; сохранения дополнительных выплат лицам, работающим и имеющим место жительства в сельских населенных пунктах; тарифов на энергоносители; доступности власти; отсутствия необходимости замены личных документов и правоустанавливающих документов на объекты недвижимости.
Проведено голосование за предложение по вопросу объединения территорий (за – 111, против 21, воздержалось 4 (в голосовании могли принять участие только зарегистрированные на территории сельского поселения жители).
В результате обсуждения вопроса объединения приняты решения считать публичные слушания состоявшимися; одобрить объединение территорий, направить итоговый документ в Совет депутатов сельского поселения, рекомендовать Совету депутатов согласиться на объединение территорий, опубликовать итоговый документ.
Итоговый документ – протокол опубликован в средствах массовой информации, а именно на официальном сайте администрации сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области, в газете «Одинцовская неделя» № 46 (788) от 23.11.2018 года (ранее публиковалось в № 45 от 16.11.2018г.)
Таким образом, органами местного самоуправления сельского поселения Ершовское был выполнен весь комплекс мероприятий, направленных на соблюдение требований Закона № 131-Ф3, Устава, а также Положения по вопросу организации и проведения публичных слушаний.
14.11.2018г. состоялось решение Совета депутатов сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области «Об объединении территорий городских поселений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной городок, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района Московской области и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование». Указанное решение также было опубликовано, в еженедельной газете «Одинцовская неделя» № 45 от 16.11.2018г.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд оснований для признания несостоявшимися публичных слушаний, проведенных 13.11.2018г. на территории сельского поселения Ершовское по вопросу объединения территории не находит. Оснований считать, что при проведении публичных слушаний допущены, нарушения, повлекшие нарушение прав истцов, суду не представлено. Процедура назначения, проведения, заблаговременного информирования жителей сельского поселения соблюдена. Желающие принять участие имели возможность принять участие в публичных слушаниях, иным способом выразить мнение по обсуждаемому вопросу. Ссылки на недостатки при подсчете голосов участвующих по обсуждаемому вопросу не принимаются судом во внимание, поскольку согласно Положению решения принимаются простым большинством голосов от числа зарегистрированных участников.
Кроме этого, суд считает необходимым отметить, что собственно акт, принятый по результатам слушаний, признания которых несостоявшимися требуют истцы, является лишь необходимыми элементом для последующего принятия решения об объединении территорий на уровне субъекта Российской Федерации, и непосредственно не затрагивает прав административных истцов, поскольку указанным актом одобрена инициатива органов местного самоуправления по вопросу объединения, по существу вопрос не разрешался. Решение, принятое на публичных слушаниях большинством голосов, не имеет властно-обязательного характера и не порождает непосредственно правовых последствий.
Выраженное в решении, принятом Советом депутатов сельского поселения Ершовское с учетом результатам публичных слушаний, мнение не является обязательным для уполномоченного органа субъекта РФ, который вправе и не поддержать (отклонить) инициативу органов местного самоуправления о преобразовании муниципальных образований. Правовые последствия для организации местного самоуправления на территории Одинцовского муниципального района Московской области породили не оспариваемые в рамках настоящего административного дела акты.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что публичные слушания в сельском поселении Ершовское по вопросу объединения территорий в единое муниципальное образование были проведены в полном соответствии с действующим законодательством. Доводы, на которые ссылаются истцы в обоснование требований, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа.
Таким образом, законодателем установлена процедура преобразования муниципального образования, предусматривающая выражение согласия населения поселений опосредованно, а именно - представительным органом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 к Совету депутатов сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области о признании несостоявшимися публичных слушаний, проведенных 13 ноября 2018г. на территории сельского поселения Ершовское по вопросу объединения территорий городских поселений Большие Вяземы, Голицыно, Заречье, Кубинка, Лесной городок, Новоивановское, Одинцово, сельских поселений Барвихинское, Горское, Ершовское, Жаворонковское, Захаровское, Назарьевское, Никольское, Успенское, Часцовское Одинцовского муниципального района Московской области и территории городского округа Звенигород в единое муниципальное образование оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья