ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1680/20 от 24.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2а-1680/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Макаренко Н.О.,

при секретаре Дударьковой П.В., Горбуновой Т.Н.,

помощник судьи Еремеева Н.С.,

с участием представителя административного истца, представителя заинтересованного лица и заинтересованного лица Дмитриенко С.В., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Макарьева М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Дмитриенко В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, государственным регистраторам Поповой М.А., Чесноковой Е.С. о признании незаконными уведомлений о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество и их отмене,

установил:

Дмитриенко В.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – Управление Росреестра по Томской области), в котором в окончательном варианте заявленных требований просит признать незаконным и отменить уведомление административного ответчика от 12.08.2020 № КУВД-001/2020-10230787/1 о приостановлении государственной регистрации перехода его (административного истца) права собственности и государственной регистрации права собственности Дмитриенко Н.В. на объект недвижимости, а именно: земельный участок общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>; признать незаконным и отменить уведомление административного ответчика от 20.08.2020 № КУВД-001/2020-11075946/1 о приостановлении государственной регистрации перехода его (административного истца) права собственности и государственной регистрации права собственности Дмитриенко С.В. на объект недвижимости, а именно: земельный участок общей площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в феврале 2020 года им было проведено уточнение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, общей площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, собственником которого он является с 1996 года. 09.06.2020 указанный земельный участок разделен на два участка с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, общей площадью 900 кв.м. и 600 кв.м., расположенных по адресу: <адрес обезличен>, в целях их последующей продажи и дарения его (административного истца) супруге и дочери по причине тяжелого состояния его здоровья <данные изъяты> 31.07.2020 им (административным истцом) подано заявление о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора дарения земельного участка Дмитриенко Н.В. от 30.07.2020.

12.08.2020 административным ответчиком вынесено уведомление № КУВД-001/2020-10230187/1 о приостановлении государственной регистрации прав на указанный земельный участок на основании определения Советского районного суда г. Томска <номер обезличен> от 23.06.2020, письма № 10-0510/20 от 06.07.2020, определения Советского районного суда г. Томска от 30.06.2020 о запрете Управлению Росреестра по Томской области осуществлять любые регистрационные действия в отношении объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен>.

08.08.2020 им (административным истцом) в Управление Росреестра по Томской области подано заявление о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного 08.08.2020 между ним (продавец) и Дмитриенко С.В. (покупатель). 20.08.2020 административным ответчиком вынесено уведомление №КУВД-001/2020-11075946/1 о приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> с указанием следующих оснований: 13.07.2020 в ЕГРН внесена запись о запрете Управлению Росреестра по Томской области совершать любые регистрационные действия в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен>. Административный истец считает указанные уведомления незаконными, нарушающими его права и законные интересы по распоряжению своим имуществом. На его жалобу 17.09.2020 от административного ответчика получен ответ № 13-0686 с указанием об оставлении в силе оспариваемых уведомлений со ссылкой на положения п. 6 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в соответствии с которыми обременения (ограничения) прав сохраняются в отношении образуемых земельных участков, измененных земельных участков в прежних границах. Между тем, на момент вынесения определения суда от 23.06.2020 о запрете совершения регистрационных действий земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> не существовало как объекта недвижимости в связи с его разделом 09.06.2020. Полагает незаконным распространение на вновь образованные земельные участки ограничений, наложенных на несуществующий объект недвижимости, учитывая, что в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> каких-либо судебных актов до настоящего момента не выносилось, предметом судебного разбирательства по делу <номер обезличен>, находящегося на рассмотрении Советского районного суда г. Томска, указанные земельные участки не являются. Приостановление государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав производится по решению государственного регистратора в случае поступления в орган регистрации прав судебного акта о наложении ареста на недвижимое имущество или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом (п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), при этом запрета на основании письма судьи данная норма не предусматривает.

Определением Ленинского районного суда г. Томска от 12.11.2020 (протокольным) к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены государственные регистраторы Управления Росреестра по Томской области - Попова М.А. и Чеснокова Е.С., вынесшие оспариваемые уведомления.

Определением Ленинского районного суда г. Томска от 26.11.2020 (протокольным) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Козлов Е.М..

Определением Ленинского районного суда г. Томска от 17.12.2020 (протокольным) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Дмитриенко С.В. и Дмитриенко Н.В..

Административный истец Дмитриенко В.В., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, о чем представил письменное ходатайство. В письменных возражениях на отзыв административного ответчика административный истец дополнительно указал, что законодательно не закреплена обязанность Росреестра по проверке самих судебных актов как таковых, их содержания, правомочность вынесения, отправке запросов о применении действия судебных актов, в то время как в нарушение норм закона государственным регистратором направлен запрос в суд с целью разъяснения применения действия судебного акта (определения от 23.06.2020 в редакции определения об исправлении описки от 30.06.2020). Кроме того, в нарушение п. 227 Регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития № 278 от 07.06.2017, административным ответчиком не был принят во внимание факт отсутствия судебных актов о запрете регистрации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. Обязанность Росреестра заключается в проверке наличия документа, свидетельствующего о наложении ареста, при этом сама запись в ЕГРН не является документом, как и письмо судьи от 10.07.2020 не является судебным актом. Кроме того, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав от 12.08.2020 не указано, какой конкретно случай из перечисленных в ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» должен наступить, учитывая, что судебного акта о снятии наложенного запрета на регистрационные действия в отношении земельного участка <номер обезличен> он (административный истец) представить не может, поскольку запрет наложен на основании письма судьи и правовой экспертизы документов. В уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав от 20.08.2020 срок приостановления регистрации указан до поступления акта уполномоченного органа о снятии запрета. Поскольку запрет наложен в отношении несуществующего земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, то и судебный акт об отмене данного запрета будет вынесен в отношении данного земельного участка. Таким образом, предъявить в Росреестр акты о снятии запрета на совершение регистрационных действий с земельными участками с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> не представляется возможным, поскольку действующих судебных актов о запрете регистрационных действий в отношении данных земельных участков не имеется. Кроме того, административным ответчиком в уведомлении от 12.08.2020 не указан срок приостановления государственной регистрации, а в уведомлении от 20.08.2020 указано невыполнимое условие. Также в оспариваемых уведомлениях не указаны реквизиты записи от 13.07.2020, учитывая, что ни суд, ни Управление Росреестра не уведомляло его (административного истца) о внесении в ЕГРН каких-либо записей в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, что является нарушением его прав как собственника. В письменных дополнениях к административному иску административный истец указал, что в оспариваемых уведомлениях имеются нарушения требований приказа Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173, а именно: не указаны реквизиты судебного акта в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> (письмо судьи судебным актом не является). Принимая во внимание отсутствие реестровой ошибки, послужившей основанием для обращения собственника смежного участка Козлова Е.М. с иском к нему (Дмитриенко В.В.) о признании результатов межевания земельного участка недействительными, то ситуация по запрету регистрации права в отношении земельных участков является грубым нарушением его (административного истца) прав как их собственника. Полагает, что фактическим основанием для приостановления государственной регистрации права, отраженное в уведомлениях от 12.08.2020 и от 20.08.2020 послужила правовая экспертиза и письмо судьи, а не судебный акт. Таким образом, административный ответчик самовольно в отсутствие судебных актов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> приостановил государственную регистрацию прав, выдав соответствующие уведомления от 12.08.2020 и от 20.08.2020. Кроме того, в материалах дела не содержится доказательств внесения Управлением Росреестра по Томской области сведений в ЕГРН о запрете регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на основании определения суда от 29.06.2020 (в редакции определения от 30.06.2020 об исправлении описки), в связи с чем к указанным правоотношениям не может быть применен п. 6 ст. 11.8 ЗК РФ о сохранении указанного запрета в отношении образованных земельных участков в прежних границах. Земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> на момент вынесения определения суда не существовал как объект недвижимости в связи с его разделом 09.06.2020, в связи с чем не мог являться предметом обеспечения иска. Кроме того, полагает, что административным ответчиком нарушен срок подготовки уведомлений о приостановлении государственной регистрации права от 12.08.2020 и от 20.08.2020: в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется в течение 9 рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре заявления и документов. Заявление подано в МФЦ 30.07.2020, а уведомление от 12.08.2020 выдано 14.08.2020 (срок выдачи нарушен на 6 дней). Второе заявление подано в МФЦ 08.08.2020, а уведомление от 20.08.2020 выдано только 24.08.2020 (срок выдачи нарушен на 7 дней).

Заинтересованное лицо Дмитриенко Н.В., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд также не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель административного истца, заинтересованного лица Дмитриенко Н.В. и заинтересованное лицо Дмитриенко С.В., действующая на основании доверенности от 16.10.2020 сроком на 10 лет, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, а также в письменных дополнениях административного истца. В своих письменных дополнениях к административному иску указала аналогичные доводы относительно того, что судебных актов о запрете на регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> не выносилось, требований в отношении указанных участков Козловым Е.М. по делу <номер обезличен> не заявлялось, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> не имеет границ с земельным участком Козлова Е.М. Оспариваемые уведомления о приостановлении государственной регистрации прав фактически вынесены на основании направленного в Управление Росреестра по Томской области письма судьи от 10.07.2020 и проведенной правовой экспертизы документов. В отсутствие судебных актов о запрете регистрационных действий выполнить указанные в уведомлениях от 12.08.2020 и от 20.08.2020 условия о необходимости погашения в ЕГРН записи о наложении запрета и предоставления акта о снятии запрета административному истцу не представляется возможным. Кроме того, государственные регистраторы Попова М.А. и Чеснокова Е.С. в нарушение положений должностных регламентов, Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (п. 5, ч. 2, ст. 14, п. 37 ч. 1 ст. 26), ч. 3 ст. 56 ЗК РФ, п. 227 Регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 278 от 07.06.2017, имели возможность удостовериться в отсутствии каких-либо судебных актов о запрете регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, исправить данные в ЕГРН относительно неверно внесенной информации о запрете регистрационных действий в отношении указанных земельных участков, однако ими этого сделано не было. Помимо прочего, государственными регистраторами в оспариваемых уведомлениях не указана конкретная часть ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о сроке приостановления государственной регистрации, не указано основание для приостановления – судебный акт, а также не указан порядок обжалования принятого решения. В судебном заседании дополнительно пояснила, что регистрация права собственности административного истца на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> произведена 09.06.2020, в дальнейшем Дмитриенко В.В. планировал передать право собственности на них ей (Дмитриенко С.В.) по договору купли-продажи и заинтересованному лицу Дмитриенко Н.В. по договору дарения. Однако 22.06.2020 Козловым Е.М. подано исковое заявление в суд о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, 23.06.2020 им подано ходатайство об обеспечении иска, которое удовлетворено судом, в результате чего определением суда наложен запрет на совершение регистрационных действий с уже несуществующим земельным участком. Управление Росреестра по Томской области не вправе было распространять определение суда о запрете регистрационных действий в отношении несуществующего земельного участка на вновь образованные земельные участки, государственный регистратор при поступлении данного определения должен был сообщить суду о невозможности его исполнения.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Томской области Макарьев М.Н., действующий на основании доверенности от 12.03.2020 № 48 сроком до 31.12.2020, в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал все изложенное в отзыве на административное исковое заявление и в дополнениях к отзыву, где указал, что 31.07.2020 в Управление Росреестра по Томской области обратились Дмитриенко В.В. с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и Дмитриенко Н.В. с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора дарения земельного участка от 30.07.2020. 08.08.2020 в Управление Росреестра по Томской области представлено заявление о государственной регистрации перехода права собственности Дмитриенко В.В. и заявление о государственной регистрации права собственности Дмитриенко С.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора купли-продажи земельного участка от 08.08.2020. В ходе проведения правовой экспертизы установлено, что 02.07.2020 в адрес Управления Росреестра по Томской области поступило определение Советского районного суда г. Томска от 23.06.2020 о запрете Управлению осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> и определение от 30.06.2020 об исправлении описки. Согласно данным ЕГРН записи о земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> присвоен статус «архивная» в связи с разделом указанного земельного участка на два земельных участка с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> в соответствии со ст. 11.4 ЗК РФ. 06.07.2020 государственным регистратором направлен запрос судье Советского районного суда г. Томска, вынесшему вышеуказанные определения. В своем ответе от 10.07.2020 судья разъяснила, что установленный определением от 23.06.2020 запрет на осуществление любых регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> распространяется и на образованные в результате его раздела земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. В связи с чем государственным регистратором внесены сведения в ЕГРН о запрете осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. Наличие указанных записей о запрете на совершение регистрационных действий препятствует осуществлению государственной регистрации перехода права собственности Дмитриенко В.В. и государственной регистрации права собственности Дмитриенко С.В. на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, государственной регистрации перехода права собственности Дмитриенко В.В. и государственной регистрации права собственности Дмитриенко Н.В. на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, и является основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на основании п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В ответ на запрос государственного регистратора от 12.08.2020 об актуальности запрета, наложенного определением суда от 23.06.2020, поступил ответ от 19.08.2020, согласно которому указанный запрет является действующим, судебный акт об отмене указанного запрета не выносился, а потому у Управления отсутствовали основания не исполнить определение суда от 23.06.2020. Также указал, что приостановление государственной регистрации произведено 12.08.2020 и 20.08.2020, при этом нарушений предусмотренных ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не усматривается, поскольку на основании заключенного между МФЦ и Управлением Росреестра по Томской области соглашения о взаимодействии от 27.03.2020 срок передачи Управлением результатов оказания государственных услуг в МФЦ не должен превышать 1 рабочий день, что не противоречит требованиям п. 18 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Оспариваемые уведомления от 12.08.2020 и от 20.08.2020 переданы в МФЦ 13.08.2020 и 21.08.2020 соответственно. Дополнительно в судебном заседании пояснил, что в оспариваемых уведомлениях разъяснен порядок их обжалования. Относительно срока приостановления государственной регистрации пояснил, что конкретный срок в силу положений ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в уведомлениях не указывается, поскольку он длится до отмены установленных ограничений, и в регистрирующий орган в любой момент может поступить соответствующий акт уполномоченного органа. Кроме того, в оспариваемых уведомлениях имеется ссылка на конкретный судебный акт, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о запрете регистрационных действий, - определение Советского районного суда г. Томска от 23.06.2020. Письмом из суда разъяснено, что указанный судебный акт не отменен и распространяется на вновь образованные земельные участки, в связи с чем на основании имеющихся в ЕГРН сведений о запрете на совершение регистрационных действий с уже вновь образованными земельными участками с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> государственными регистраторами принято решение о приостановлении регистрации прав. Таким образом, на момент принятия оспариваемых решений в ЕГРН уже содержались записи о запрете регистрационных действий в отношении спорных объектов, а государственные регистраторы не имели возможности вносить в указанные записи какие-либо изменения. При рассмотрении пакета документов, поданных на регистрацию права, государственный регистратор не входит в обсуждение вопроса об изменении или снятии уже имеющихся ограничений и обременений.

Административный ответчик – государственный регистратор Управления Росреестра по Томской области Чеснокова Е.С., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. Ранее в судебном заседании административный иск не признала, дополнительно суду пояснила, что запись в ЕГРН о запрете на совершение регистрационных действий вносится другим отделом Росреестра. Государственный регистратор при поступлении документов на регистрацию проверяет наличие либо отсутствие запретов на совершение регистрационных действий. Она (административный ответчик) занималась рассмотрением документов Дмитриенко В.В. и Дмитриенко Н.В. о государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>. В ходе правовой экспертизы документов выяснилось о наличии запрета на совершение регистрационных действий на основании определения судьи, в связи с чем ею (административным ответчиком) 12.08.2020 направлен запрос в суд об актуальности данных сведений. В уведомлении о приостановлении государственной регистрации указано основание для приостановления, предусмотренное ст.26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом установленная форма уведомления не предусматривает ссылку на судебный акт, которым наложен запрет на совершение регистрационных действий. Конкретный срок приостановления в данном случае не предусмотрен, поскольку приостановление регистрации оканчивается снятием запрета на совершение регистрационных действий.

Административный ответчик – государственный регистратор Управления Росреестра по Томской области Попова М.А., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. Ранее в судебном заседании административный иск не признала, дополнительно суду пояснила, что занималась рассмотрением документов, поданных Дмитриенко В.В. и Дмитриенко С.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, в результате чего ею было принято решение о приостановлении государственной регистрации (уведомление от 20.08.2020) в связи с наличием внесенного 13.07.2020 в ЕГРН запрета на совершение регистрационных действий в отношении данного земельного участка. Обязанность указывать в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав регистрационный номер записи о запрете на совершение регистрационных действий не предусмотрена. Запрос об актуальности запрета она (административный ответчик) не делала, поскольку он был уже совершен другим регистратором, а кроме того, данный запрет наложен в рамках одного регистрационного действия. Государственная регистрация прав в данном случае приостанавливается до поступления в регистрирующий орган акта, свидетельствующего о снятии запрета на совершение регистрационных действий, поэтому конкретный срок в уведомлении о приостановлении не указывается. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав формируется программой автоматически, государственным регистратором вносятся только сведения о конкретном деле и порядок обжалования, который в настоящем случае разъяснен административному истцу в уведомлении.

Заинтересованное лицо Козлов Е.М., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу изложенных норм для удовлетворения требований административного иска об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо установить совокупность следующих условий: несоответствие закону оспариваемых решения, действий (бездействия) и нарушение данными решением, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца. Вместе с тем, такой совокупности условий при рассмотрении административного дела судом не установлено.

Так, как установлено судом и следует из материалов дела, Дмитриенко В.В. с 09.06.2020 является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, площадью 900 кв.м. и 600 кв.м. соответственно, образованных согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) в результате раздела земельного участка общей площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на недвижимое имущество от 17.02.2020, 09.06.2020 и не оспариваются сторонами.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальные органы.

Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

30.07.2020 Дмитриенко В.В. обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора дарения земельного участка от 30.07.2020, заключенного Дмитриенко В.В. (даритель) и Дмитриенко Н.В. (одаряемый).

08.08.2020 Дмитриенко В.В. в лице своего представителя Дмитриенко С.В. обратился с заявлением в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок площадью 900 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного 08.08.2020 Дмитриенко В.В. (продавец) и Дмитриенко С.В. (покупатель).

В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как видно из дела, в Управление Росреестра по Томской области 02.07.2020 поступила копия определения Советского районного суда г. Томска от 29.06.2020 (в редакции определения об исправлении описки от 30.06.2020), которым частично удовлетворено ходатайство представителя истца Козлова Е.М. – ФИО1 о принятии мер по обеспечению иска Козлова Е.М. к ООО «Агентство кадастровых услуг», Дмитриенко В.В. о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> недействительными. Данным судебным постановлением Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области запрещено осуществлять любые регистрационные действия в отношении объекта недвижимости: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>.

Государственным регистратором Управления Росреестра по Томской области 06.07.2020 в адрес Советского районного суда г. Томска направлен запрос № 10-0510/20, где сообщено о произошедшем 09.06.2020 разделе земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на два земельных участка с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> и о регистрации права собственности на них Дмитриенко В.В., а также содержится просьба сообщить, распространяется ли запрет, наложенный определением от 29.06.2020, на земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>.

Письмом от 10.07.2020 № 218645/2020 судья Советского районного суда г. Томска сообщил, что запрет Управлению Росреестра по Томской области осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, установленный определением Советского районного суда г. Томска от 29.06.2020, распространяется на земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>.

В рамках рассмотрения заявления Дмитриенко В.В. от 30.07.2020 государственным регистратором Чесноковой Е.С. в адрес Советского районного суда г. Томска 12.08.2020 направлен запрос с просьбой сообщить, снят ли запрет на совершение регистрационных действий в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>.

Как следует из ответа от 19.08.2020 <номер обезличен>, полученного из Советского районного суда г. Томска, запрет Управлению Росреестра по Томской области осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен>, установленный определением судьи от 29.06.2020, который в соответствии с письмом от 06.07.2020 распространяется также на земельные участки площадью 900 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> и площадью 600 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен>, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, является действующим, судебный акт об отмене вышеназванного запрета судом не выносился.

Согласно п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий, в частности, уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В связи с изложенным на основании вышеназванных норм государственными регистраторами Управления Росреестра по Томской области по заявлениям административного истца Дмитриенко В.В. от 30.07.2020 и от 08.08.2020 приняты оспариваемые решения: уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 12.08.2020 № КУВД-001/2020-10230187/1 в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> и уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 20.08.2020 № КУВД-001/2020-11075946/1 в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>.

Обращаясь в суд с административным иском об оспаривании данных уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав, административный истец указывает, что оснований для такого приостановления у административного ответчика Управления Росреестра по Томской области не имелось, поскольку судебный акт, которым наложен запрет на совершение регистрационных действий, вынесен 29.06.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, уже прекратившего свое существование 09.06.2020 в результате его раздела на земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, в то время как в отношении спорных объектов недвижимости каких-либо актов уполномоченными органами не выносилось. Однако суд не может согласиться с данным доводом, при этом исходит из следующего.

На основании ч. 6 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета.

Как следует из установленных по делу обстоятельств, на момент обращения Дмитриенко В.В. в регистрирующий орган 30.07.2020 и 08.08.2020, а равно на момент принятия оспариваемых решений о приостановлении государственной регистрации прав 12.08.2020 и 20.08.2020, у административного ответчика отсутствовали сведения о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 статьи 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ареста в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, так и в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, предоставленные в установленном порядке, а потому, учитывая наличие в ЕГРН зарегистрированных сведений о наложении такого запрета основания для принятия иного решения, кроме как о приостановлении государственной регистрации прав, у Управления Росреестра по Томской области отсутствовали.

При этом, ссылка стороны административного истца на наличие у государственных регистраторов полномочий по внесению в ЕГРН исправлений относительно неверно содержащейся информации о запрете регистрационных действий в отношении спорных земельных участков не принимается судом во внимание как основанная на неверном толковании правовых норм, поскольку Росреестр (равно как и иные федеральные органы исполнительной власти, в том числе Минэкономразвития России) законодательством Российской Федерации не уполномочен принимать решения о законности (незаконности) действий по государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, признавать недействительными проведенный государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (письмо Росреестра от 27.03.2018 № 14-03324/18 «О внесении в ЕГРН записи о запрете осуществления действий в отношении земельных участков»).

Неуказание в оспариваемых уведомлениях о приостановлении государственной регистрации прав конкретного пункта статьи 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не свидетельствует об их незаконности, поскольку в уведомлении от 20.08.2020 положения части 6 указанной нормы дословно приведены в тексте самого уведомления (5 абзац 2 страница уведомления), а в уведомлении от 12.08.2020 указанные положения определяются из его смысла.

Ссылка административного истца на неуказание в уведомлениях конкретных судебных актов, на основании которых запрещены регистрационные действия в отношении спорных земельных участков, также является необоснованной, поскольку, как видно из текста оспариваемых уведомлений, в них содержатся все необходимые реквизиты судебных актов, послуживших основаниями для установления запрета на совершение регистрационных действий.

Довод административного иска о том, что в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации прав не указан конкретный срок, до которого действует приостановление, не может быть принят во внимание ввиду того, что Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которым руководствуется в своей деятельности административный ответчик, прямо указывает на необходимость предоставления судебного акта либо акта уполномоченного органа о снятии ареста, при этом дата предоставления такого акта не может быть конкретно определена регистрирующим органом, поскольку данные обстоятельства объективно не зависят от последнего.

Сроки вынесения уведомлений также не были нарушены административным ответчиком, учитывая, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение девяти рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

Как видно из дела, Дмитриенко В.В. обратился в МФЦ 30.07.2020 и 08.08.2020, а оспариваемые уведомления, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений, датированы 12.08.2020 и 20.08.2020 соответственно. Таким образом, каждое из оспариваемых уведомлений вынесено на девятый рабочий день с момента подачи документов в МФЦ.

Согласно ч.ч. 5, 7 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Порядок и способы направления уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинников представленных заявителем документов, в том числе форма таких уведомлений (в случае их направления в форме документа на бумажном носителе), требования к формату таких уведомлений (в случае их направления в форме электронного документа), устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173 утверждены порядки и способы направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов. В соответствии с подп. 1 п. 3, п. 9 Порядка, если необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и документы были представлены в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, уведомления, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящего Порядка (в частности, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав), а также документы, указанные в подпунктах 2, 3 пункта 1 настоящего Порядка (если выдача (направление) таких документов одновременно с соответствующим уведомлением предусмотрена Законом), выдаются (направляются) заявителю, а также в предусмотренных Законом случаях стороне сделки, которая не представляла заявление о государственной регистрации прав, одним из способов, указанных в заявлении лично при обращении в орган регистрации прав или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в которые было подано заявление. Днем направления предусмотренных настоящим Порядком уведомлений в форме документов на бумажном носителе считается дата, указанная в реквизитах соответствующего документа.

На основании п. 16 приложения № 4 к соглашению № 15/120/1/01 от 27.03.2020 о взаимодействии, заключенного Управлением Росреестра по Томской области и ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», срок передачи Управлением результатов оказания государственных услуг не должен превышать 1 рабочий день. Согласно описям приема-передачи дел правоустанавливающих документов от 13.08.2020 и от 21.08.2020, оспариваемые уведомления от 12.08.2020 и от 20.08.2020 переданы в МФЦ для вручения заявителю Дмитриенко В.В. в указанные в описях даты, в связи с чем нарушения срока их передачи не также установлено.

Предусмотренная Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173 форма уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (приложение № 1 к приказу) соблюдена административным ответчиком, в оспариваемых уведомлениях о приостановлении государственной регистрации прав содержатся все необходимые реквизиты и ссылки.

При таких данных, установив вышеприведенные обстоятельства и проанализировав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от 12.08.2020 и от 20.08.2020 вынесены уполномоченным органом с соблюдением установленного законом порядка принятия такого решения и в соответствии с предусмотренным законом основанием для приостановления государственной регистрации прав, при этом содержание уведомлений соответствует установленной для них форме.

Иные доводы административного иска не принимаются судом во внимание, поскольку по существу не связаны с предметом рассматриваемого дела о признании незаконными уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав и фактически направлены на оспаривание действий государственного органа по внесению сведений в ЕГРН о запрете осуществления регистрационных действий с земельными участками, что предметом рассмотрения настоящего спора не является.

Кроме того, суд считает, что оспариваемые уведомления сами по себе не повлекли для административного истца отрицательных правовых последствий и никоим образом не повлияли на нарушение его прав вопреки доводам административного иска, так как фактические последствия приостановления, предусмотренные статьей 27 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в виде принятия решения об отказе осуществления государственной регистрации прав по истечении срока, предоставленного для устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, по итогам вынесения оспариваемого приостановления не наступили. Административный истец Дмитриенко В.В. не лишен возможности в дальнейшем осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на принадлежащие ему земельные участки на основании поданных им заявлений при условии поступления в регистрирующий орган судебного акта о снятии установленного запрета на осуществление регистрационных действий в отношении спорных земельных участков.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный истец Дмитриенко В.В. не доказал нарушение своих прав, свобод и законных интересов, так как оспариваемыми решениями не созданы препятствия в осуществлении его прав; анализ содержания оспариваемых уведомлений применительно к доводам административного иска свидетельствует о соблюдении административным ответчиком требований статей 26 и 29 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующих порядок приостановления, а потому требования административного иска удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Дмитриенко В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, государственным регистраторам Поповой М.А., Чесноковой Е.С. о признании незаконными уведомления от 12.08.2020 № КУВД-001/2020-10230187/1 о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности Дмитриенко В.В. и государственной регистрации права собственности Дмитриенко Н.В. на объект недвижимости: земельный участок, площадью 600 кв.м., кадастровый номер: <номер обезличен>, уведомления от 20.08.2020 № КУВД-001/2020-11075946/1 о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности Дмитриенко В.В. и государственной регистрации права собственности Дмитриенко С.В. на объект недвижимости: земельный участок, площадью 900 кв.м., кадастровый номер: <номер обезличен> и их отмене оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.О. Макаренко

Мотивированный текст решения суда изготовлен 15.01.2021.

УИД 70RS0002-01-2020-005716-74