РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Краснодарский край, г. Сочи 13 мая 2021 г.
Адлерский районный суд в составе:
председательствующего судьи: Шепилова С.В.,
при секретаре судебного заседания: Вартикян Э.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в Адлерский районный суд с административным исковым заявлением к администрации г. Сочи о признании бездействия незаконным.
В обоснование своего заявления административный истец указал, <адрес> г. ФИО1 проведена проверка по обращению ФИО4 об отсутствии централизованного холодного водоснабжения в селах Красная Воля и Хлебороб Адлерского внутригородского района г. ФИО1. Установлено, что вопреки требованиям законодательства не обеспечено надлежащее водоснабжение указанных населенных пунктов, существующая система водоснабжения сел Красная Воля и Хлебороб построена в 1987 году Верхнехостинским чайным совхозом для обеспечения водой данных сел. Источником воды является <адрес>. В 1992 году после реорганизации Верхнехостинского чайного совхоза преемником стало АОЗТ «Хоста-чай», которое в 1994 году самоустранилось от эксплуатации данной системы водоснабжения. В соответствии с постановлением администрации города ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении в реестр объектов муниципальной собственности города ФИО1 инженерных сетей водопроводно-канализационного хозяйства», водопроводная сеть села Хлебороб в <адрес> города ФИО1 внесена в реестр объектов муниципальной собственности города ФИО1. Распоряжением департамента имущественных отношений администрации города ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием города ФИО1 «Водоканал» имущество водохозяйственного комплекса города ФИО1 закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП города ФИО1 «Водоканал». Распоряжением администрации города ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О внесении в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт ФИО1 объектов водоснабжения, расположенных в селе Красная Воля, селе <адрес> города ФИО1, и закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием города ФИО1 «Водоканал», в реестр объектов муниципальной собственности внесены следующие объекты: поверхностный водозабор из реки Восточная Хоста водопроводной сети сел Красная Воля, Хлебороб (состоит из: здания насосной с оборудованием, общей площадью 201 кв.м, материал железобетон; скважины; накопительного резервуара чистой воды «РЧВ» объемом 80 куб.м, материал железобетон, обвалованный, расположен по адресу: <адрес>, города ФИО1, левый берег реки Восточная Хоста); накопительный резервуар чистой воды «РЧВ» водопроводной сети села Красная Воля, объемом 250 куб.м, материал железобетон, обвалованный, расположен по адресу: <адрес> города ФИО1; накопительный резервуар чистой воды «РЧВ» водопроводной сети села Хлебороб, объемом 120 куб.м, материал железобетон, обвалованный, расположен по адресу: <адрес> города ФИО1. Установлено, что согласно постановлению администрации г. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации города ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт ФИО1 на 2015-2032 годы» мероприятия по строительству и реконструкции систем водоснабжения села Красная Воля были запланированы на 2018-2023 годы, села Хлебороб - на 2018-2022 годы. Однако, постановлением администрации города ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации города ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт ФИО1 на 2015-2032 годы» исключены мероприятия по проектированию и строительству сетей водоснабжения сел Хлебороб и Красная Воля Адлерского внутригородского района города ФИО1.
Просит суд признать бездействие администрации города ФИО1, выразившееся в неорганизации в границах сел Красная Воля и Хлебороб Адлерского внутригородского района г. ФИО1 питьевого холодного водоснабжения, незаконным. Обязать администрацию города ФИО1 обеспечить проведение и финансирование мероприятий по водоснабжению, в том числе питьевому, сел Красная Воля и Хлебороб Адлерского внутригородского района г. ФИО1 путем их включения в соответствующую муниципальную программу по развитию инфраструктуры муниципального образования город-курорт ФИО1 и завершить их выполнение до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на заявленных административных исковых требованиях, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, просила в иске отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд считает, что административное исковое заявление и.о. прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о признании бездействия незаконным, следует удовлетворить частично, по следующим основаниям.
Как следует из материалов административного дела, прокуратурой Адлерского района г. Сочи проведена проверка по обращению Увицкого В.В. об отсутствии централизованного холодного водоснабжения в селах Красная Воля и Хлебороб Адлерского внутригородского района г. Сочи.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения населения. Аналогичные положения закреплены в ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется на основании договора холодного водоснабжения. Холодное водоснабжение с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
Пунктом 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу частей 1 и 2 ст. 38 Федерального закона № 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
При этом согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается.
Проверкой проведенной прокуратурой Адлерского района г. Сочи установлено, что вопреки названным требованиям законодательства не обеспечено надлежащее водоснабжение указанных населенных пунктов.
Существующая система водоснабжения сел Красная Воля и Хлебороб построена в 1987 году Верхнехостинским чайным совхозом для обеспечения водой данных сел. Источником воды является <адрес>. В 1992 году после реорганизации Верхнехостинского чайного совхоза преемником стало АОЗТ «Хоста-чай», которое в 1994 году самоустранилось от эксплуатации данной системы водоснабжения.
В соответствии с постановлением администрации города Сочи от 26.07.2010 № 1027 «О внесении в реестр объектов муниципальной собственности города Сочи инженерных сетей водопроводно-канализационного хозяйства», водопроводная сеть села Хлебороб в Адлерском районе города Сочи внесена в реестр объектов муниципальной собственности города Сочи.
Распоряжением департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 20.09.2017 № 1033-р «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием города Сочи «Водоканал» имущество водохозяйственного комплекса города Сочи закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП города Сочи «Водоканал».
Распоряжением администрации города Сочи от 17.04.2019 № 116-р «О внесении в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи объектов водоснабжения, расположенных в селе Красная Воля, селе Хлебороб Адлерского района города Сочи, и закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием города Сочи «Водоканал», в реестр объектов муниципальной собственности внесены следующие объекты: поверхностный водозабор из реки Восточная Хоста водопроводной сети сел Красная Воля, Хлебороб (состоит из: здания насосной с оборудованием, общей площадью 201 кв.м, материал железобетон; скважины; накопительного резервуара чистой воды «РЧВ» объемом 80 куб.м, материал железобетон, обвалованный, расположен по адресу: село Красная Воля, города Сочи, левый берег реки Восточная Хоста); накопительный резервуар чистой воды «РЧВ» водопроводной сети села Красная Воля, объемом 250 куб.м, материал железобетон, обвалованный, расположен по адресу: ул. Школьная, село Красная Воля, Адлерский район города Сочи; накопительный резервуар чистой воды «РЧВ» водопроводной сети села Хлебороб, объемом 120 куб.м, материал железобетон, обвалованный, расположен по адресу: ул. Шаумяна, село Хлебороб, Адлерский район города Сочи.
Согласно постановлению администрации г. Сочи от 28.09.2018 № 1523 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 27.02.2017 № 274 «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2015-2032 годы» мероприятия по строительству и реконструкции систем водоснабжения села Красная Воля были запланированы на 2018-2023 годы, села Хлебороб - на 2018-2022 годы.
Однако, постановлением администрации города Сочи от 28.08.2020 №1425 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 27.02.2017 № 274 «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2015-2032 годы» исключены мероприятия по проектированию и строительству сетей водоснабжения сел Хлебороб и Красная Воля Адлерского внутригородского района города Сочи.
Также в рамках реализации мероприятий инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал» по развитию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2018-2022 годы, утвержденной постановлением администрации города Сочи от 29.11.2017 № 2048 (в редакции постановления администрации города Сочи от 12.02.2020 №157), мероприятия для выполнения работ по водоснабжению сел Хлебороб и Красная Воля Адлерского внутригородского района города Сочи не предусмотрены.
В соответствии с муниципальной программой города Сочи «Развитие инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи», утвержденной постановлением администрации г. Сочи от 18.12.2015 № 3544 (в ред. от 24.03.2020) мероприятия по строительству сетей водоснабжения в с.Красная Воля и с.Хлебороб также не предусмотрены.
Водоснабжение сел обеспечивается поставщиком услуг МУП города Сочи «Водоканал» технической водой, которая в силу п. 24 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ не предназначена для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.
Согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников.
Поверхностные воды для нецентрализованного холодного водоснабжения (в части снабжения питьевой водой) могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
В настоящее время жители вышеуказанных сел не обеспечены питьевым водоснабжением.
Неорганизация в границах вышеуказанных сел надлежащего холодного водоснабжения, в том числе и питьевого, нарушает права жителей вышеуказанных сельских поселений, как потребителей коммунальных услуг, на экологическую безопасность, связанную с правом на благоприятную окружающую среду, на получение коммунальных услуг, безопасных для жизни и здоровья.
Судом установлено, что в рамках реализации мероприятий инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал» по развития централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на 2018-2022 годы, утвержденный постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 29 ноября 2017 года №2048 (корректировка в редакции постановления администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 12 февраля 2020 года № 157), мероприятия для выполнения работ по водоснабжению Хлебороб и Красная Воля Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края не предусмотрены.
Согласно постановлению администрации, муниципального образования городской округ горд-курорт Сочи Краснодарского края от 28 августа 2020 года № 1425 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 27 февраля 2017 года № 274 «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город- курорт Сочи на 2015-2032 годы» мероприятия по проектированию и строительству сетей водоснабжения сел Хлебороб и Красная Воля Адлерского внутригородского района города Сочи не предусмотрены.
Однако, администрацией муниципального образования городской округ город- курорт Сочи Краснодарского края совместно с МУП г. Сочи «Водоканал» в 1 квартале 2021 года планируется внесение изменений в схему водоснабжения и водоотведения города Сочи, с включением мероприятий по проектированию и строительству сетей водоснабжения сел Хлебороб и Красная Воля Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город- курорт Сочи Краснодарского края.
В соответствии со статьей 19 закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтам, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
В остальных случаях предоставление участков недр с целью добычи подземных вод осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации. "О недрах" и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (часть 1 статьи 11 закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах").
Из чего следует, что администрация г. Сочи предприняла все зависящие от нее меры для организации водоснабжения и водоотведения <адрес> и <адрес> города ФИО1.
Кроме того, администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края является бюджетным учреждением.
Выделяемые средства направляются на планомерное осуществление первоочередных задач по развитию и укреплению действующей инфраструктуры города, на сокращение объемов незавершенного строительства социально значимых объектов, завершение проектных работ по раннее заключенным договорам.
Также необходимо отметить, что в соответствии с Решение Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 24.12.2020 N 74 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ город- курорт Сочи Краснодарского края" вопрос рассмотрения и утверждения проекта бюджета города Сочи относится к компетенции Городского Собрания Сочи.
Бюджетное законодательство Российской Федерации строится на принципе самостоятельности бюджетов, предусматривающем право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса РФ Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом производится, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, причиной, препятствующей организации водоснабжения и водоотведения <адрес> и <адрес> города Сочи является недостаток денежных средств в местном бюджете.
Из чего следует, что администрация города Сочи предпринимает все меры для организации водоснабжения и водоотведения <адрес> и <адрес> города ФИО1.
С учетом установленных обстоятельств суд не усматривает какого-либо незаконного бездействия администрации города Сочи.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно положениям п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таком положении, исследовав материалы административного дела, суд считает, что административное исковое заявление и.о. прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о признании бездействия незаконным, надлежит удовлетворить частично.
На основании изложенного, руководствуюсь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и.о. прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о признании бездействия незаконным – удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Сочи обеспечить проведение и финансирование мероприятий по водоснабжению, в том числе питьевому, сел Красная Воля и Хлебороб Адлерского внутригородского района г. Сочи путем их включения в соответствующую муниципальную программу по развитию инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи и завершить их выполнение до ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части административных исковых требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Адлерский районный суд города Сочи в течение десяти дней, начиная с 18 мая 2021 года.
Судья: подпись
Копия верна: судья- секретарь-