ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1682/2021 от 10.02.2022 Новокузнецкого районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-234/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новокузнецк 10 февраля 2022 г.

Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Шлыкова А.А.,

при секретаре Лучшевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу о признании действий (бездействий) незаконными, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, межмуниципальному отделу по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области и просит:

признать незаконным решение Межмуниципального отдела по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Кемеровская область Новокузнецкий район.

обязать Межмуниципальный отдел по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район с «для иных видов сельскохозяйственного использования» на «недропользование».

Административный иск мотивирован тем, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: Кемеровская область Новокузнецкий район, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного использования.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением № о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом. Вместе с заявлением в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу заявителем была предоставлена декларация о выборе вида разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Целью вышеуказанного заявления было изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для иных видов сельскохозяйственного использования» на «недропользование».

ДД.ММ.ГГГГ Межмуниципальным отделом по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица было отказано в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №281-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости в связи со следующем-не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта, а именно документ, подтверждающий, в соответствии с законодательством, установленное разрешенное использование земельного участка. Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для осуществления кадастрового учёта необходимо представить документы для изменения вида разрешенного использования. В соответствии с частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса основной вид разрешенного использования земельного участка выбирается правообладателями земельных участков самостоятельно без дополнительных решений и согласований. Таким образом, для устранения причины приостановления необходимо предоставить декларацию собственника с указанием выбранного вида разрешенного использования в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки данной территории. Решением от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденные решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в статью 29.3 Градостроительные регламенты производственных зон (П).

Административный истец считает отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу во внесении Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования с с «для иных видов сельскохозяйственного использования» на «недропользование» незаконны, поскольку земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район согласно карте градостроительного зонирования муниципального образования <данные изъяты> находится в пределах производственной зоны 1-2 класса, и согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования <данные изъяты>» данная зона предназначена для размещения производственных объектов 1-2 классов опасности, иных объектов в соответствии с перечнем видов разрешенного использования. В указанном перечне отсутствует вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым , установленный на данный момент -для ведения сельскохозяйственного использования. Исходя из ст. 29.3 Правила землепользования и застройки муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденных решением Совета народных депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за , в границах производственной зоны 1-2 классов опасности (П-1) возможно формирование земельных участков, градостроительные регламенты на которые не распространяются, со следующими видами разрешенного использования –недропользование (6.1).

В связи с этим административный истец и обратился к административному ответчику о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении разрешенного использования земельного участка на «недропользование».

При этом, в силу ст. 37 п. 4 Градостроительного Кодекса РФ и ст. 7 п. 7 абз 2 ЗК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков их правообладателями, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Административный истец считает, что имел право, как собственник земельного участка выбрать любой, разрешенный градостроительным регламентом вид использования, в том числе «недропользование» а административный ответчик был обязан внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости в отношении разрешенного использования земельного участка.

Административный истец ФИО1 в суд не явился о месте и времени судебного заседания был извещён надлежащим образом, попросил рассмотреть административное дело в его отсутствии.

Представитель административного истца ФИО8, действующая на основании доверенности и предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, на удовлетворении и административного иска настаивала, дала суду объяснения аналогичные доводам, изложенным в административном иске, в дополнение суду объяснила, что поскольку ст. 29.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденных решением Совета народных депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за , в редакции действовавшей на момент подачи в Росреестр заявления, в границах производственной зоны 1-2 классов опасности (П-1) предусматривает возможность формирования земельных участков, градостроительные регламенты на которые не распространяются, с видом разрешенного использования –недропользование (6.1), то её доверитель, как собственник земельного участка имел право при обращении к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в вид разрешенного использования, указать об этом в своей декларации, без дополнительных разрешений и процедур согласования, а административный ответчик был обязан внести соответствующие сведений об изменении собственником вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН.

Представитель административного истца просит учесть, что на основании постановления Коллегии администрации Кемеровской области за от года земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий муниципальный район, в целях недропользования был переведён из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. После чего, решением Совета народных депутатов <данные изъяты>, вносятся изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<данные изъяты>», согласно которым в ст. 29.3 Правил в границах производственной зоны 1-2 классов опасности (П-1) устанавливается как основной вид разрешенного использования- недропользование (6.1). Затем, решением Совета народных депутатов вновь вносятся изменения в ст. 29.3. Правил, а именно из таблицы «Зона, предназначена для разрешения производственных объектов 1-2 классов опасности, иных объектов, в соответствии с нижеприведенными видами использования» исключается из основного вида разрешённого использования –недропользование (6.1.) но в статью 29.3. вносится изменение «В границах производственной зоны 1-2 классов опасности (П-1) возможно формирование земельных участков, градостроительные регламенты на которые не распространяются, со следующими видами разрешенного использование: -недропользование (6.1). В последующем данное изменение из Правил не исключалось и не изменялось законодателем.

Кроме того, представитель административного истца считает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительского Кодекса РФ действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, предоставляемые для добыче полезных ископаемых, а земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий муниципальный район был предоставлен Администрацией Кемеровской области её доверителю именно в целях недропользования.

Представитель административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, ФИО2, действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, административный иск не признала, суду объяснила, что согласно статье 29.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденных решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за , с изменениями внесенными решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<данные изъяты>», такой вид разрешенного использования земельных участков в производственной зоне 1-2 класса опасности П-1 как недропользование (код вида разрешенного использования 6.1.) градостроительным регламентом не предусмотрен.

Следовательно, административный ответчик правомерно отказал административному истцу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Кемеровская область Новокузнецкий муниципальный район на недропользование, поскольку такой вид разрешенного использование градостроительным регламентом сельского поселения не предусмотрен, а административный истец вправе выбрать самостоятельно без согласований и разрешений только тот вид разрешенного использование, который установлен градостроительным регламентом.

Просит учесть суд, что изложенный в статье 29.3. Правил землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение» абзац «В границах производственной зоны 1-2 классов опасности (П-1) возможно формирование земельных участков, градостроительные регламенты на которые не распространяются, со следующими видами разрешенного использование: -недропользование (6.1).» позволяет заинтересованным лицам именно формировать новый земельный участок, в производственной зоне 1-2 класса опасности (П-1), градостроительные регламенты на которые не распространяются, с видам разрешенного использование: -недропользование (6.1), а в данном случае, земельный участок уже сформирован и установлен вид разрешенного использования - «для иных видов сельскохозяйственного использования».

Кроме того, данный абзац статьи 29.3 Правил не позволяет определить вид разрешенного использования недропользования – основной, условно разрешенный либо вспомогательный.

Представитель административного истца просит суд в удовлетворении административного иска административному истцу отказать.

Представитель заинтересованного лица – администрации Сосновского сельского поселения Новокузнецкого муниципального района, Кемеровской области-Кузбасса, ФИО3, действующая на основании доверенности и предъявившая диплом о высшем юридическом образовании, административные исковые требования поддержала, суду объяснила, что В Новокузнецком районном суде находится на рассмотрении находится дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в котором просит признать незаконным отказ Межмуниципального отдела по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу во внесении Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район.

В обоснование требований истца администрация Сосновского сельского поселения поясняет следующее: в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.

В соответствии с вышеизложенным в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденных решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешённого использования земельного участка с кодом 6.1 - недропользование указан не в основных видах разрешенного использования земельных участков, а кка вспомогательный вид..

В границах производственной зоны I-II класса опасности (П-1) возможно формирование земельных участков, градостроительные регламенты на которые не распространяются, со следующими видами разрешенного использования:

1) Недропользование (6.1) - осуществление геологических изысканий; добыча полезных ископаемых открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча полезных ископаемых происходит на межселенной территории.

Слова «возможно формирование земельных участков», подразумевают под собой либо изменение вида разрешенного использования земельного участка, либо образование нового земельного участка, либо оба варианта в совокупности.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, принадлежащих недропользователю, действующими нормативно-правовыми актами в настоящее время не установлены.

Таким образом, ограничений в размерах земельных участков, для проведения работ, связанных с недропользованием, законом не предусмотрено, запреты на выбор собственником земельного участка разрешенного использования «недропользование» отсутствуют.

В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки Сосновского сельского поселения, земельным участкам расположенным в границах производственной зоны I-II класса опасности (П- 1), градостроительные регламенты на которые не распространяются, может быть установлен вспомогательный вид разрешенного использования «недропользование».

Принимая во внимание вышеизложенное администрация Сосновского сельского поселения считает незаконным отказ Межмуниципального отдела по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу во внесении Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район.

Представитель заинтересованного лица-администрации Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области –Кузбасса, ФИО4, действующая на основании доверенности, в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом, попросила рассмотреть административное дело в её отсутствие, принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Суд в соответствии со ст.226 ч. 6 КАС РФ считает необходимым рассмотреть данное административное дело в отсутствии административного истца и представителя заинтересованного лица –администрации Новокузнецкого муниципального района, против чего не возражают участвующие в судебном заседании лица.

Суд, выслушав объяснения сторон, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства по делу, считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.».

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Судом установлено, что административному истцу ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: Кемеровская область Новокузнецкий район, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного использования /л.д.138а -145 Т.2/.

На основании постановления Коллегии администрации Кемеровской области за от ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий муниципальный район, в целях недропользования был переведён из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения /л.д. 138 Т.2/.

Как усматривается из заключения от ДД.ММ.ГГГГ «О видах разрешенного использования земельного участка», утвержденного начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Новокузнецкого муниципального района, земельный участок, расположенный по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий муниципальный район с кадастровым номером , категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование- для ведения сельскохозяйственного использования, испрашиваемый под недропользование в соответствии с Генеральным планом МО «Сосновское сельское поселение, утвержденного решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ размещается вне границ населенного пункта, в функционально зоне «Зона производственных объектов, коммунальных –складских объектов» и недропользование соответствует функциональному назначению данной зоны. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденными решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок размещается в территориальной зоне: «Производственная зона 1-2 класса опасности (П-1)». Недропользование соответствует градостроительным регламентам данной зоны и основному виду разрешенного использования земельного участка территориальной зоны: производственная зона 1-2 класса /л.д. 165-167 Т.2/..

ДД.ММ.ГГГГ административный ФИО1, в лице своего представителя ФИО8, обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением № о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом. Вместе с заявлением в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу заявителем была предоставлена декларация о выборе вида разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Целью вышеуказанного заявления было изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для иных видов сельскохозяйственного использования» на «недропользование» /л.д. 10 Т.1, 146-169 Т.2/.

ДД.ММ.ГГГГ межмуниципальным отделом по Новокузнецкому району и городу Таштаголу управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица было отказано в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №281-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости в связи со следующем-не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта, а именно документ, подтверждающий, в соответствии с законодательством, установленное разрешенное использование земельного участка. Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для осуществления кадастрового учёта необходимо представить документы для изменения вида разрешенного использования. В соответствии с частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса основной вид разрешенного использования земельного участка выбирается правообладателями земельных участков самостоятельно без дополнительных решений и согласований. Таким образом, для устранения причины приостановления необходимо предоставить декларацию собственника с указанием выбранного вида разрешенного использования в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки данной территории. Решением от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденные решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в статью 29.3 Градостроительные регламенты производственных зон (П)./л.д. 9 Т.1/.

Суд считает решение межмуниципального отдела по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе административному истцу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Кемеровская область Новокузнецкий район на «недропользование» незаконным.

Так, пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции действующей на моменты вынесения административным ответчиком решения от ДД.ММ.ГГГГ, земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения: 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов: 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

В соответствии с положениями ч. 1 -4 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий (статья 30 ч. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412, указан вид разрешенного использования - недропользование (6.1.) -осуществление геологических изысканий; добыча полезных ископаемых открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча полезных ископаемых происходит на межселенной территории.

В данном случае, административный ответчик в своем решении за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений указал на необходимость предоставить административному истцу декларацию собственника с указанием выбранного вида разрешенного использования в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки данной территории.

Согласно ст. 29.3. Градостроительные регламенты производственных зон (П) «Правил землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение»», утвержденных решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, действовавших на момент принятия административным ответчиком решения, /л.д. 28-73/, указано, что в границах производственных зон 1-2 класса опасности (П-1), а земельный участок административного истца , расположен в границах зоны П-1, возможно формирование земельных участков, градостроительные регламенты на которые не распространяются, со следующем видом разрешенного использования: недропользование (6.1.) -осуществление геологических изысканий; добыча полезных ископаемых открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча полезных ископаемых происходит на межселенной территории.

Из объяснения представителя заинтересованного лица администрации Сосновского сельского поселения, ФИО5, усматривается, что в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденных решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешённого использования земельного участка с кодом 6.1 - недропользование указан как вспомогательный вид разрешенного использования земельных участков, а следовательно в границах производственной зоны I-II класса опасности (П-1) возможно формирование земельных участков, градостроительные регламенты на которые не распространяются, со следующими видами разрешенного использования - недропользование (6.1).

О том, что возможно использование данного земельного участка под недропользование указывают и вышеперечисленные документы, а именно заключения №465 от 18.11.2019 года «О видах разрешенного использования земельного участка», утвержденного начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Новокузнецкого муниципального района, постановление Коллегии администрации Кемеровской области за №420 от 21.12.2015 года.

Таким образом, суд считает, что административный истец был вправе при подаче заявления административному ответчику о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка на недропользование, только лишь указать в своей декларации о выборе вида разрешенного использования «недропользование», поскольку такой вид разрешенного использование установлен в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденных решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, как вспомогательный вид разрешенного использования для земельных участков, размещенных в производственной зоны I-II класса опасности (П-1).

Возражения представителя административного истца в части того, что решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденные решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за , такой вид разрешенного использования земельных участков в производственной зоне 1-2 класса опасности П-1, как недропользование 6.1., был исключён из градостроительного регламента, суд считает несостоятельными, поскольку решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в ст. 29.3. Правил землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение» в раздел «производственные зоны 1-2 класса опасности (П-1) в п. 7 подраздела «Предельные минимальные и (или) максимальные размеры земельных участков, предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства»-минимальная площадь озеленения территорий благоустройства земельного участка для видов использования /л.д. 12-17 Т.1./.

Положения ст. 29.3. Правил землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение» в раздел «производственные зоны 1-2 класса опасности (П-1) устанавливающие возможность формирования земельных участков, градостроительные регламенты на которые не распространяются, со следующем видом разрешенного использования- недропользование (6.1.), внесенное в Правила на основании решения Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение», утвержденные решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за , решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, либо иными решениями, принятыми Советом народных депутатов Сосновского сельского поселения после ДД.ММ.ГГГГ не изменялись и не исключались /л.д.61-105 Т.2/.

Доводы представителя административного ответчика в части того, что в ст. 29.3. Правил землепользования и застройки муниципального образования «Сосновское сельское поселение» не указано, каким видом разрешенного использования является «недропользование»: основным, условно разрешенным или вспомогательным, а также то, что такой вид разрешенного использования как «недропользование» возможен исключительно при формировании новых земельных участков, в данном случае не имеют правового значения для разрешения данного административного дела, т.к. эти обстоятельства не послужили основанием для вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ, которое административный истец просит признать незаконным.

Кроме того, представитель администрации Сосновского сельского поселения заинтересованного истца в судебном заседании объяснил, что установленный регламентом пункт о возможности разрешенного использования земельного участка под недропользование относится как к вновь образуемым земельным участкам так и к уже сформированным, а сам вид разрешенного использования земельного участка –недропользование, относится к вспомогательному виду разрешенного использования.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 названного Закона и требованиям принятых в соответствии с этим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным Законом или иными федеральными законами.

Таким образом, административный ответчик был не вправе требовать с административного истца какие–либо иные документы, подтверждающие, в соответствии с законодательством, установленное разрешенное использование земельного участка документы для изменения вида разрешенного использования, нежели те, которые административный истец ему представил.

При таких обстоятельствах, суд, принимая решение об удовлетворении полностью заявленных требований о признании оспариваемого решения, незаконным, нарушающим права административного истца, считает необходимым обязать административного ответчика устранить нарушения прав административного истца, а именно, обязать Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район с «для иных видов сельскохозяйственного использования» на «недропользование».

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу о признании действий (бездействий) незаконными, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным решение Межмуниципального отдела по Новокузнецкому району и городу Таштаголу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Кемеровская область Новокузнецкий район.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район с «для иных видов сельскохозяйственного использования» на «недропользование»

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда через Новокузнецкий районный суд в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 15.02.2022 года.

Председательствующий судья Шлыков А.А.