ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1682/2022 от 08.09.2022 Елецкого городского суда (Липецкая область)

Дело № 2а-1682/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2022 года город Елец Липецкая область

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Геновой О.В.,

при секретаре Семериковой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-1682/2022 по административному иску прокурора города Ельца Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Ельца Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности. Доводы иска обосновал тем, что прокуратурой г. Ельца проведена проверка исполнения законодательства об объектах культурного наследия на территории городского округа г. Елец. Проверкой установлено, что на территории городского округа город Елец по адресу: Липецкая область г.Елец ул. Пушкина, д.6,6а расположен объект культурного наследия регионального значения: Архитектурный ансамбль бывшей Табачной фабрики Романова, поставленный на государственную охрану Приказом управления культуры и искусства Липецкой области от 06.07.2016 №321 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждении границ и режима использования его территории и включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Однако Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области до настоящего времени не исполнены обязанности, предусмотренные законом, поскольку в отношении данного объекта культурного наследия регионального значения не приняты меры по разработке проекта зоны охраны, не разработаны и не определены предмет охраны, границы территории. Просил суд признать незаконным бездействие Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области по не разработке, не согласованию и не утверждению проекта зон охраны, не установлению предмета охраны в отношении культурного наследия регионального значения – Архитектурный ансамбль бывшей Табачной фабрики Романова, расположенный по адресу: Липецкая область г.Елец ул.Пушкина, д.6, 6 А. Обязать Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по разработке, согласованию и утверждению проекта зон охраны, установлению предмета охраны в отношении данного объекта культурного наследия.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора города Ельца Калмановская Е.А. поддержала заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении по изложенным в административном иске основаниям и просила удовлетворить заявленные требования, не возражала установить срок 24 месяца для исполнения.

Представитель административного ответчика Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области указал, что разработка проектов охраны объектов культурного наследия, границ территории объекта культурного наследия, проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется путем заключения контрактов, занимает длительное время. В связи с этим просил установить срок по утверждению предмета и зоны охраны объекта культурного наследия – Архитектурный ансамбль бывшей Табачной фабрики Романова, расположенный по адресу: Липецкая область г.Елец ул.Пушкина, д.6, 6 А. в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россетти Центр» Чуносова Е.И. в судебном заседании в решении вопроса полагалась на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо ООО «ПСБ Лизинг» в судебное заседание не явился своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, заинтересованных лиц своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 20.1 указанного закона, при регистрации в реестре объектов культурного наследия указывается вид объекта культурного наследия, и учитываются предмет охраны объекта культурного наследия, определенный в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, и границы территории объекта культурного наследия.

В силу статьи 3.1 ФЗ № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ). Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статье 34 ФЗ № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В силу статьи 9.2 ФЗ № 73-Ф3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Согласно статье 33 ФЗ № 73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ч.1).

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя кроме прочего разработку, согласование и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия, установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта – (ч.2).

Установлено, что прокуратурой г. Ельца был проведен анализ на предмет соблюдения на территории городского округа г. Елец законодательства об объектах культурного наследия.

В ходе проведенного анализа было установлено, что на территории городского округа город Елец расположен объект культурного наследия регионального значения – Архитектурный ансамбль бывшей Табачной фабрики Романова (учетный номер 48-163812), следовательно, данный объект поставлен на государственную охрану. Однако в отношении данного объекта культурного наследия не разработан, не согласован и не утвержден проект зон охраны; не установлен предмет охраны.

В соответствии с п. 4 ст. 9.2ФЗ № 73-Ф3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, относится, в том числе государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

На территории городского округа город Елец располагается объект культурного наследия регионального значения – (ансамбль): Архитектурный ансамбль бывшей Табачной фабрики Романова, поставленный на государственную охрану Приказом управления культуры и искусства Липецкой области от 06.07.2016 №321 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждении границ и режима использования его территории» и включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии со ст. 64 Закона.

В силу п.п. 2.1, 2.3 Положения управление осуществляет в пределах своей компетенции деятельность по сохранению объектов культурного наследия, находящихся на территории Липецкой области, по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

В нарушение вышеприведенных правовых норм Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области в отношении объекта культурного наследия регионального значения – Архитектурный ансамбль бывшей Табачной фабрики Романова, до настоящего времени не приняты меры по разработке, согласованию и утверждению проекта зон охраны, установлению предмета охраны. Доказательств обратного суду представлено не было.

Бездействие Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области нарушает право неопределенного круга граждан Российской Федерации на сохранность указанного объекта культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколения, гарантированное статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд находит административное исковое заявление прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость совершения определенного действия и на срок устранения таких нарушений.

С учетом существа заявленных требований, мнения сторон, суд полагает, что административный ответчик должен выполнить возложенную на него обязанность по разработке, согласованию и утверждению проекта зон охраны, установлению предмета охраны в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области по не разработке, не согласованию и не утверждению проекта зон охраны, не установлению предмета охраны в отношении объекта культурного наследия регионального значения – Архитектурный ансамбль бывшей Табачной фабрики Романова, расположенный по адресу: Липецкая область г.Елец ул. Пушкина, д.6,6а.

Обязать Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области принять меры по разработке, согласованию и утверждению проекта зон охраны; установлению предмета охраны в отношении объекта культурного наследия регионального значения – Архитектурный ансамбль бывшей Табачной фабрики Романова, расположенный по адресу: Липецкая область г.Елец ул. Пушкина, д.6,6а в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: О.В. Генова

Решение в окончательной форме принято 9 сентября 2022 года.