ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1682/2022ПРИ от 27.05.2022 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

76RS0024-01-2022-001137-14

Дело № 2а-1682/2022 Принято в окончательной форме 27.05.2022г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2022 года г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Андриановой И.Л.,

при секретаре Щукиной Д.И.,

с участием:

административного истца Алексеева А.В.,

представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации и заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по доверенностям Беляевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алексеева А.В. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику, просит признать незаконным с момента принятия и отменить решение Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2021 года о включении Алексеева А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязать Министерство юстиции Российской Федерации исключить Алексеева А.В. из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

К участию в деле в качестве заинтересованных привлечены Министерство иностранных дел Российской Федерации, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области.

В обоснование административного иска указано, что решением Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2021 года, принятым по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Алексеев А.В. включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Основным направлением деятельности Алексеева А.В. является реализация кинопроектов и популяризация качественного видеоконтента. В кинотеатре «Родина» Алексеевым А.В. проведено множество эксклюзивных кинопремьер, творческих встреч. Один из главных социально значимых культурно-просветительских проектов - киноклуб «НЕФТЬ» в 2016 году включен в ассоциацию европейских кинотеатров Europa Cinemas. В 2019 году Алексеев А.В. был удостоен премии «Общественное признание» за инициативу в деле сохранения исторического прошлого - видеопроект «Ярость: Дневник ярославского восстания», является лидером общественного мнения и популяризатором кинематографа в Ярославской области. О присвоенном статусе Алексееву А.В. стало известно из публикаций в СМИ и вышеуказанного реестра. В уведомлении Минюста о включении в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, полученном административным истцом 14.01.2022, было указано, что соответствующее решение принято на основании частей 3 и 7 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации». Административный истец с указанным решением Минюста не согласен, считает его незаконным, необоснованным, существенно нарушающим его права и свободы, противоречащим основополагающим нормам международного права и практике применения, которые являются обязательными для российских судов в силу положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Административным истцом документированной информации или заявления в Минюст не предоставлялось. Соответственно, документированная информация могла поступить только от органов государственной власти Российской Федерации. В уведомлении от 30.12.2022 не содержится подтвержденных уполномоченным органом государственной власти сведений, являющихся основанием для включения физического лица в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агентства, а именно сведений, указанных в ч. 3 и ч. 7 Закона о СМИ. Более того, в уведомлении указан лишь факт включения Алексеева А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агентства, но не указано, когда было издано распоряжение о включении в данный реестр информации о лицах, указанных в подп. "а" и "б" п. 2 Порядка, когда было получено согласование Министерства иностранных дел Российской Федерации. Перечисленное не позволяет убедиться в соблюдении Министерством юстиции Российской Федерации положений Приказа Минюста России от 24.09.2020 № 216 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента», а, следовательно, и законности решения о включении административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агентства. Решение Минюста о признании административного истца иностранным СМИ, выполняющих функции иностранного агента, принято с существенным нарушением его прав, гарантированных ст. 29 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 8, 10, 14, 18 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 1 Протокола 1 к Конвенции. Жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу по указанному обстоятельству не подавалась. Истец считает, что присвоение ему статуса «иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента» и возложение на него обязанностей по предоставлению отчетов в Минюст России о своей деятельности, о целях расходования денежных средств и использовании иного имущества, размещению их в сети «Интернет» или представлению российским средствам массовой информации для опубликования, нарушает его право на неприкосновенность частной жизни, гарантированное ст. 8 Европейской Конвенции. Не было никакой объективной необходимости для возложения на административного истца обязанности по предоставлению в Минюст отчетности о расходовании денежных средств, использовании им своего имущества и осуществлении деятельности. До наделения лица статусом «иностранного агента», российское законодательство определяло четкие механизмы, позволяющие государственным органам в определенных случаях осуществлять контроль за его деятельностью, получению и расходованию им денежных средств, однако теперь на основании положений Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которые в соответствии со ст. 6 Закона о СМИ, в том числе регулируют правовой статус лиц, признанных иностранными СМИ, выполняющими функции иностранного агента, административный истец под риском административного и уголовного преследования должен предоставлять дополнительную отчетность и ставить в известность государство обо всех своих финансовых операциях, в том числе, сколько было потрачено денежных средств на личные цели (покупку продуктов, одежду, лекарственных средств и т.д.). Установление обязанности размещать в сети "Интернет" или представлять российским средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Минюст России, также представляет собой серьезное вмешательство в права административного истца, гарантируемое ст. 8 Конвенции. Вмешательство административного ответчика явно не преследует законные цели, которые могут оправдывать посягательство на права, защищенные статьей 8 Конвенции. Несмотря на то, что законодатель предоставил государственным органам широту усмотрения при принятии распоряжения о включении того или иного лица в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, это не освобождает Минюст России от приведения обоснованных и законных оснований для принятия такого решения. Даже при наличии у Минюста России доказательств соответствия деятельности административного истца перечисленным в ст. 6 Закона о СМИ критериям административный ответчик обязан привести конкретные, преследующие законные цели, доводы и основания принятия решения о включении Алексеева А.В. в указанный реестр. Административный истец убежден, что вмешательство в его деятельность не имело законную цель и не было необходимо в демократическом обществе. Наделение его статусом иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, значительно ограничивает свободу его деятельности и наделяет его дополнительными обязанностями. Неисполнение возложенных обязанностей влечет риск привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.34-1 КоАП РФ, к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 330.1 УК РФ. Административный истец является гражданином Российской Федерации и государства Израиль, российским и международным экспертом в области охраны природы и экологической безопасности, находится в сравнимом положении с другими российскими экспертами и общественными деятелями, получающими финансирование из российских источников. Однако вмененная ему обязанность маркировать все, без исключения, размещенные им сообщения и материалы, пометкой "иностранный агент", имеющей явно отрицательную коннотацию и воспринимаемой общественностью как «враг режима», предусматривают иное отношение к нему по сравнению с российскими экспертами и общественными деятелями, находящимися в сравнимом положении, но получающими только российское финансирование, истец вынужден тратить собственные средства на создание и поддержание деятельности созданного им юридического лица, проведению ежегодного аудита и предоставлению отчетности. Такие требования создают серьезные финансовые и организационные обременения. Меры, вынудившие административного истца фактически отказаться от существенной части дохода, которая могла быть потрачена на личные цели или независимое освещение общественно важных вопросов, не могут преследовать законную цель защиты «общественного интереса» в демократическом обществе. Административный истец считает, что присвоение ему статуса «иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента», носит политически мотивированный характер в связи с его активным независимым освещением общественно значимых вопросов (предпринимательства в эпоху пандемии в проекте «Локдаун», истории самых заметных горожан в проекте «Лучшие люди города» и др.) и фактически является элементом широкого подавления деятельности независимых экспертов общественного экологического движения в России. Возложение на административного истца дополнительных обязанностей существенно ограничивает профессиональную деятельность (как эксперта общественного экологического движения) и создает препятствия в ее осуществлении, призвано снизить его активность, создать ему препятствия в реализации своего права на свободу слова, свободу массовой информации, подорвать его репутацию в российском информационном пространстве.

Административный истец в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях ответчика и отзыве третьего лица на требования, просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства иностранных дел Российской Федерации в письменном ходатайстве просила рассмотреть административное дело в отсутствие представителя МИД России, в удовлетворении требований отказать, указав на то, что МИД России подтверждает, что решение Минюста России о включении информации об административном истце в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, было согласовано с МИДом России в установленном порядке в соответствии с ч. 6 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Копия письма МИД России о согласовании от 29.12.2021 № 13195/дип представлены в материалы дела Минюстом России.

Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

По смыслу статьей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.

Как видно из дела, распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР-р «О включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента» в соответствии с частями 3 и 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» Алексеев А.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА МИД России письмом за НОМЕР/дип сообщил в Минюст России о том, что МИД России согласовывает включение Алексеева А.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Уведомлением о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, направленным административному истцу по месту его жительства, Минюст России сообщил Алексееву А.В. о включении в указанный реестр, разъяснив права и обязанности иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, предусмотренные ст. 6 и 25.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», также приказами Минюста России от 24.09.2020 № 214 «Об утверждении порядков применения к лицам, указанным в частях 3 и 7 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», и к российскому юридическому лицу, учрежденному иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, положений ФЗ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и № 215 «Об утверждении Порядка уведомления Министерства юстиции Российской Федерации иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, об учрежденных им российских юридических лицах».

Анализ представленных в дело доказательств позволяет суду прийти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Алексеевым А.В. административных исковых требований.

Доводы административного истца об ином несостоятельны и судом отклоняются. Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц, напротив, заслуживают внимания.

Как указывает административный ответчик и административным истцом не оспорено, в Министерство юстиции Российской Федерации 01.12.2021 поступила информация из Генеральной прокуратуры Российской Федерации в отношении Алексеева А.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., в соответствии с которой Алексеев А.В. при финансовой поддержке из иностранных источников осуществляет деятельность по распространению неограниченному кругу лиц аудиовизуальных сообщений, в том числе в интересах СМИ, выполняющих функции иностранных агентов.

Согласно сведениям Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЦФО на счет Алексеева А.А., в период с 06.08.2020 по 02.09.2021 поступило 820 тыс.рублей от представительства Фонда Фридриха Науманна «За Свободу» (ФРГ) (9909046383) в качестве оплаты услуг записи и монтажа видеопроектов.

23.12.2021 в Минюст России от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) поступила информация в отношении Алексеева А.В.

Так, исходя из справки о распространении Алексеевым А.В. печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, полученных Роскомнадзором из открытых источников следует, что в 2012 Алексеев А.В. стал председателем регионального отделения в Ярославской области Всероссийской политической партии «Народный альянс» (с 08.02.2014 – Партия прогресса, с 19.05.2018 – Россия будущего, партия не зарегистрирована), зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИНН 760701027880). В 2014 Алексеев А.В. выступил в качестве соучредителя ООО «Киноклуб Нефть» (ИНН 7604254032). С 2014 по 2020 ООО «Киноклуб Нефть» позиционировался как площадка для проведения встреч с лидерами общественного мнения. В настоящее время ООО «Киноклуб Нефть» организовывает разовые показы авторского кино в кинотеатрах г. Ярославля. Алексеев А.В. распространяет/распространял сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:

«7x7 – Горизонтальная Россия»;

интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, владелец доменного имени ООО «Рекламно-производственная компания «ХИТ-МЕДИА» (ИНН 760708109997), посещаемость около 24 тыс.человек в месяц, дата последней публикации 04.06.2018;

«ВКонтакте» - более 7 тыс.подписчиков;

«Facebook»РасеЬоок» - около 6,3 тыс.подписчиков;

«Тwitter» - около 2,7 тыс. подписчиков;

«YouTube» - около 1,3 тыс.подписчиков;

«Тelegram» - менее 1 тыс.подписчиков.

Исходя из приложения о выявленных фактах распространения сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, за период с декабря 2020 по декабрь 2021 выявлены факты распространения Алексеевым А.В. сообщений и материалов иностранного средства массовой информации «Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)», «Телеканал Настоящее Время», Тhe Insider SIA, ООО «Телеканал Дождь», SIA «Меdusa Project», выполняющих функции иностранного агента:

- «Немецкая документалистка потратила целую жизнь в попытках доказать, что Лени Рифеншталь знала о преступлениях нацистов и даже участвовала в них» (19.12.2021);

- «Дом культуры «ГЭС-2»: в центре Москвы открылось пространство, созданное архитектором Центра Помпиду в Париже» (04.12.2021);

- «В Беларуси предъявили новое обвинение россиянину Егору Дудникову, ему грозит до 12 лет колонии. Дудников озвучивал ролики для оппозиции» (07.11.2021);

- «Книги Оруэлла стали одними из самых издаваемых в России» (02.11.2021);

- «Жизнь - это творчество в пустоте». Вышел новый альбом ДДТ - очень социальный и пандемический» (28.10.2021);

- «В США создали таблетки от коронавируса. Как они работают, и что о них известно» (05.10.2021);

- «Президент клуба «Локомотив» сделал все, чтобы нам воспрепятствовать»: режиссер Алеников о фильме «Небесная команда» к 10-летию гибели ярославских хоккеистов» (10.09.2021);

- «Фирма по продаже овечьей шерсти подала заявку на товарный знак «Умное голосование». Такой же, как у Навального» (15.07.2021);

- «Дело» Алексея Германа: фильм как акция протеста О профессоре под домашним арестом. Первый открыто политический фильм из России за долгие годы» (09.07.2021);

- «В школах появятся воспитатели для обсуждения политики и митингов» (02.02.2021).

В дело также представлен акт осмотра интернет-ресурсов от 14.10.2021, составленный начальником отделения Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Ярославской области, с фиксацией открытых интернет-страниц, сфотографированных программными средствами операционной системы, со следующими названиями: Андрей Алексеев (Facebook), Проект НЕФТЬ/Ярославль (TimePad.ru), Проект НЕФТЬ/Ярославль, Андрей Алексеев, Проект НЕФТЬ (@кinoneft), фото и видео в Instagram, проект НЕФТЬ (@кinoneft) (Твиттер), Чепыжи-Telegram.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 утвержден Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2020 N 60199).

В пункте 8 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, предусмотрено, что решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Исходя из пункта 2 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, согласно части пятой статьи 6 и части пятой статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" включению в реестр подлежит информация:

а) о юридическом лице, зарегистрированном в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическом лице, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") , если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников;

б) о физическом лице или российском юридическом лице, распространяющем сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующим в создании указанных сообщений и материалов, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.

Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

В пункте 11 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, указано, что распоряжение о включении в реестр информации о лицах указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, издается Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения согласования Министерства иностранных дел Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ) физическое лицо может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет») и получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.

Кроме того, физическое лицо может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно распространяет сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвует в создании указанных сообщений и материалов, и получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации (Закон о СМИ).

В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона о СМИ решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Как указано выше, письмо о согласовании Министерством иностранных дел Российской Федерации включения сведений об Алексееве А.В. в реестр поступило в Минюст России 29.12.2021.

Согласно пунктам 14, 16 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Минюстом России указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации. Сведения о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети "Интернет" не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении в реестр и (или) об исключении из него информации о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.

Уведомление о включении Алексеева А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, Минюстом России направлено административному истцу в предусмотренный для этого срок. Направление Минюстом России такому лицу распоряжения о включении в реестр Порядком формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не предусмотрено.

В соответствии с ч. 4 статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон № 7-ФЗ) для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в т.ч. обязано:

сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на территории Российской Федерации, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента;

представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода);

документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально);

один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган;

в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России.

Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрена совокупность условий для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При этом в силу ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказать законность оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган (организацию, должностное лицо), чьи действия оспариваются. В то время, как обязанность доказать нарушение прав оспариваемыми действиями, в силу положений ст. 226 КА РФ, возложена на лицо, обратившееся в суд с ответствующим требованием.

Предусмотренный ч. 3 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд административным истцом не пропущен, что административным ответчиком не оспаривается.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность условий для удовлетворения административного иска - несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца - не установлена, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены.

Минюст России, принимая оспариваемое решение, действовал в пределах своей компетенции, в установленном законом порядке и срок, а включение административного истца в реестр не нарушает и не ограничивает его права и свободы, предусмотренные действующим российским законодательством, в частности, гарантированные Конституцией Российской Федерации, и нормами международного права.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

На основании изложенного, в удовлетворении административных исковых требований суд отказывает.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Л. Андрианова