ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1685/2016 от 28.04.2016 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2А-1685/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,

С участием:

Представителя административного истца СНТ «Шарапова Охота» - председателя правления Илюшина Л.А.,

Административного ответчика - инспектора ОНД по Серпуховскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Алешина И.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску СНТ «Шарапова Охота» об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица Главного управления МЧС России по Московской области

УСТАНОВИЛ:

Административный истец СНТ «Шарапова Охота» обратился в суд с административным иском о признании незаконными пункты 1,4 и 5 Предписания от 24 февраля 2016 года №38/1/10 инспектора ОНД по Серпуховскому району Главного управления МЧС России по Московской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что инспектором одела надзорной деятельности по Серпуховскому району была проведена проверка СНТ «Шарапова Охота», в результате которой было выписано предписание №38/1/10. Согласно п.1 указанного предписания на территории СНТ не установлены указатели, указывающие направление движения к пожарному водоему, являющемуся источником противопожарного водоснабжения, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. Согласно п.4 предписания на территории СНТ у водоема, используемого для целей пожаротушения, отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Согласно п.5 предписания на территории СНТ у водоема, используемого для целей пожаротушения, не предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.

Административный истец считает данное предписание, противоречащим действующему законодательству. В соответствии с ч.1 ст. 60 Закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения СНТ «Шарапова Охота» обеспечены первичными средствами пожаротушения. СНТ «Шарапова Охота» выполнены требования ст.105 и ст.106 Закона №123-ФЗ к огнетушителям и пожарным кранам. Емкость огнетушителей соответствует площади объектов охраны СНТ. Дополнительно в пожароопасный сезон в соответствии с лицензией и приложением к ней СНТ «Шарапова Охота» добывает подземные воды, которые накапливаются на водонапорной башне, установленной на земельном участке СНТ для размещения артезианской скважины. На летнем водопроводе СНТ имеются пожарные краны с соединительными головками (полумуфтами), позволяющими подсоединять к ним пожарные рукава, используемые в подразделениях пожарной охраны и обеспечивающие подачу воды с интенсивностью, обеспечивающей тушение пожара. СНТ «Шарапова Охота» выполнены требования первичных мер пожарной безопасности в соответствии со ст. 63 Закона №123-ФЗ: обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара (п.6), обеспечение связи и оповещения населения о пожаре (п.7). Постоянно находящийся на территории СНТ охранник ЧОП «Зубр» обеспечен ручным ревуном и списком телефонов всех членов семей собственников земельных участков, расположенных на территории СНТ «Шарапова Охота» и «Восток». Ранее присутствовавшая в законе ч.18 ст. 68 Закона №123-ФЗ, обязывающая СНТ содержать и оборудовать противопожарные водоемы, утратила силу. Таким образом, поскольку в действующей редакции ст. 68 Закона №123-ФЗ нет требований к СНТ по наличию источников наружного противопожарного водоснабжения, то отсутствуют и вытекающие из нее требования по их обустройству и содержанию в виде подъезда с площадками и наличия указателей, в соответствии с СП 8.13130.2009. Пруд не входит в территорию СНТ «Шарапова Охота», а только граничит с территорией СНТ. Перед въездом в СНТ «Шарапова Охота» имеется водоем, уже оборудованный сельским поселением Васильевское площадкой и указателями. Инспектор не учел, что граничащий с СНТ пруд каким-либо документом не отнесен к источнику противопожарного водоснабжения и включен в какой-либо реестр таких источников. Данный пруд является объектом, из которого всего лишь допускается забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров. Кроме того, инспектор не учел, что на водопроводе СНТ имеются пожарные краны с соединительными головками (полумуфтами), позволяющими подсоединять к ним пожарные рукава, используемые в подразделениях пожарной охраны, то есть надлежащее оборудование территории СНТ наружной водопроводной сетью с пожарными кранами. Таким образом, требования, указанные в п.1,4 и 5 предписания от 24 февраля 2016 года №38/1/10, являются незаконными.

Представитель административного истца СНТ «Шарапова Охота» - председатель правления Илюшин Л.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что все, что отмечено в оспариваемых пунктах предписания, должно выполнять муниципальное образование, которому на это выделяются денежные средства. В СНТ могут строиться дома не выше двух этажей, поэтому требование о наличии пожарного водоема на СНТ не распространяется. Имеющийся пруд расположен за границами территории СНТ. Проверка проводилась в феврале месяце, когда инспектор даже не мог проверить наличие или отсутствие подъезда к пруду.

Административный ответчик - инспектор ОНД по Серпуховскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Алешин И.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, указав, что предписание было вынесено законно. Ранее действующим законодательством на СНТ возлагалась обязанность по обустройству противопожарного водоема. Так как СНТ образовано ранее, то должно проводить мероприятия по обустройству противопожарного водоема. В результате проверки было установлено, что на территории СНТ «Шарапова Охота» пруд не оборудован площадкой и соответствующими указателями. Водонапорная башня не предназначена для пожаротушения, ее назначение полив огородов. Наличие перед въездом в СНТ «Шарапова Охота» поселкового пруда в данном случае значения не имеет. Входит ли пруд, к которому необходимо оборудовать подъезд и установить указатели, в границу СНТ «Шарапова Охота» по документам ему не известно, так как был проведен визуальный осмотр.

Представитель административного ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил, представил письменные возражения, в которых указал, что на основании ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Представитель административного истца не учел тот факт, что СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденный приказом МЧС РФ от 25.03.2009г. №178 с последними изменениями на основании приказа МЧС РФ от 09.12.2010 №640 разрабатывался и утверждался на момент действия ч.18 ст. 68 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются ФЗ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Невыполнение выявленных нарушений требований пожарной безопасности влечёт угрозу имуществу, жизни и здоровью граждан, находящихся на территории СНТ.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствие со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, СНТ «Шарапова Охота» в установленном законом порядке зарегистрировано 12.05.1989 года (л.д. 11-14).

Постановлением Главы Серпуховского муниципального района Московской области №53 от 17.01.2007 в собственность СНТ «Шарапова Охота» передан земельный участок <номер> общей площадью <...>, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, п. Шарапова Охота, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.09.2007 года (л.д. 46).

В соответствии с лицензией, зарегистрированной 20.04.2011 года в Департаменте по недропользованию по Центральному федеральному округу, и условиями пользования недрами, являющимися приложением к лицензии, срок действия которой до 01.05.2021 года, СНТ «Шарапова Охота» имеет право добывать подземные воды из алексинско-тарусского водоносного горизонта для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческого некоммерческого товарищества (л.д. 47-50).

Распоряжением (приказом) от 16.02.2016 года №38 назначено проведение внеплановой проверки СНТ «Шарапова Охота» по соблюдению требований пожарной безопасности и пресечению их нарушений. Лицами уполномоченными на проведение проверки назначены государственный инспектор Серпуховского района по пожарному надзору Алёшин И.С., государственный инспектор Серпуховского района по пожарному надзору Ф. Проверка проводилась с целью проверки информации, изложенной в заявлении С., поступившей в отдел надзорной деятельности по Серпуховскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Московской области 01.02.2016 года. Предметом проверки являлось проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде (л.д.24).

Проведение проверки согласовано с Серпуховской городской прокуратурой (л.д.25).

24.02.2016 года сотрудниками отдела надзорной деятельности по Серпуховскому району ГУ МЧС России по Московской области была проведена проверка в отношении СНТ «Шарапова Охота», в результате которой составлен акт проверки №38. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения: 1) на территории СНТ не установлены указатели, указывающие направление движения к пожарному водоему, являющемуся источником противопожарного водоснабжения, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения; 2) не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности; 3) председатель СНТ не прошел обучение мерам пожарной безопасности; 4) на территории СНТ у водоема, используемого для целей пожаротушения, отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; 5) на территории СНТ у водоема, используемого для целей пожаротушения, не предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026. Председатель СНТ «Шарапова Охота» Илюшин Л.А. копию акта с приложением получил 24.02.2016 года (л.д.33-36).

Государственным инспектором Серпуховского района по пожарному надзору Алёшиным И.С. вынесено предписание №38/1/10 от 24.02.2016 года, в соответствии с которым председателю СНТ «Шарапова Охота» Илюшину Л.А. в срок до 12.09.2016 года необходимо устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки: 1) на территории СНТ не установлены указатели, указывающие направление движения к пожарному водоему, являющемуся источником противопожарного водоснабжения, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения; 2) не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности; 3) председатель СНТ не прошел обучение мерам пожарной безопасности; 4) на территории СНТ у водоема, используемого для целей пожаротушения, отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; 5) на территории СНТ у водоема, используемого для целей пожаротушения, не предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026. Председатель СНТ «Шарапова Охота» Илюшин Л.А. копию предписания №38/1/10 получил 24.02.2016 года (л.д.8-9).

01.03.2016 года в адрес председателя СНТ «Шарапова Охота» Илюшина Л.А. направлено предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д.37-39).

Приказом начальника ГУ МЧС России по Московской области №138-нс от 01.12.2014 года Алешин И.С. назначен на должность инспектора отдела надзорной деятельности по Серпуховскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы (л.д. 42).

Согласно должностной инструкции инспектора отдела надзорной деятельности по Серпуховскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Московской области инспектор осуществляет государственный пожарный надзор на территории Серпуховского муниципального района, г.о. Серпухов, г.о. Протвино, г.о. Пущино; производство по делам об административных правонарушениях; прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях и иных происшествиях в соответствии с инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ФПС МЧС России, введенной в действие Приказом МЧС РФ №270 от 02.05.2006 года; ведет учет объектов надзора; информирует органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов надзора на обслуживание территории; проводит работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; оказывает предприятиям, организациям и учреждениям помощь в обучении рабочих и служащих правилам пожарной безопасности (л.д. 43-44).

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", регламентирующей права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п.1 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 года настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Противопожарное оснащение садоводческих товариществ осуществляется на основании Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 года.

В силу п.15 вышеназванных Правил собственниками индивидуальных жилых домов обеспечивается наличие на участках емкости (бочки) с водой или огнетушителя. Согласно п.17 Правил на период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также при введении особого противопожарного режима на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, на предприятиях осуществляются следующие мероприятия: введение запрета на разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, на топку печей, кухонных очагов и котельных установок.

Статья 68 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" устанавливает требования к противопожарному водоснабжению. При этом пункт 18 статьи 68 Закона N 123-ФЗ, ранее устанавливавший конкретные требования к противопожарному водоснабжению садоводческих некоммерческих объединений граждан, согласно которому для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должны были предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей), на момент вынесения обжалуемого предписания №38/1/10 от 24.02.2016г. утратил силу.

Иные нормы, содержащие предъявляемые требования к водоснабжению садоводческих некоммерческих объединений граждан, в Законе N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" отсутствуют.

Статьей 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч.1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч.3).

Согласно ст.68 данного закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В соответствии с п.15 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 10.11.2015) "О противопожарном режиме" собственниками индивидуальных жилых домов, в том числе жилых помещений в домах блокированной застройки, расположенных на территориях сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, к началу пожароопасного периода обеспечивается наличие на земельных участках, где расположены указанные жилые дома, емкости (бочки) с водой или огнетушителя.

Пунктом 16 указанного постановления предусмотрено, что на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно п.17 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 10.11.2015) "О противопожарном режиме" на период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также при введении особого противопожарного режима на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, на предприятиях осуществляются следующие мероприятия:

а) введение запрета на разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, на топку печей, кухонных очагов и котельных установок;

б) организация патрулирования добровольными пожарными и (или) гражданами Российской Федерации;

в) подготовка для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники;

г) проведение соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре.

Пунктами 18,19 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 10.11.2015) "О противопожарном режиме" установлено, что запрещается на территориях, прилегающих к объектам, в том числе к жилым домам, а также к объектам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, оставлять емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, горючими газами. Запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.

Судом установлено, что в результате проверки СПН «Шарапова Охота» государственным инспектором Серпуховского района по пожарному надзору Алёшиным И.С. вынесено предписание №38/1/10 от 24.02.2016 года, в соответствии с которым председателю СНТ «Шарапова Охота» необходимо устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки: 1) на территории СНТ не установлены указатели, указывающие направление движения к пожарному водоему, являющемуся источником противопожарного водоснабжения, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения; 2) не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности; 3) председатель СНТ не прошел обучение мерам пожарной безопасности; 4) на территории СНТ у водоема, используемого для целей пожаротушения, отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; 5) на территории СНТ у водоема, используемого для целей пожаротушения, не предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.

Статья 68 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" устанавливает требования к противопожарному водоснабжению. При этом пункт 18 статьи 68 Закона N 123-ФЗ, ранее устанавливавший конкретные требования к противопожарному водоснабжению садоводческих некоммерческих объединений граждан, согласно которому для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должны были предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей), на момент вынесения СНТ «Шарапова Охота» предписания № 38/1/10 24.02.2016 года утратил силу.

При этом в соответствии с п.1.1 раздела 1 Свода правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП8.13130.2009 утверждены приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 178 установлено: 1.1. Настоящий Свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 69 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.

Административным истцом представлены в материалы дела документы, подтверждающие наличие источника наружного противопожарного водоснабжения в виде наружных водопроводных сетей.

Согласно п.9 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с п.4 ст.6 ФЗ N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 данного федерального закона.

Согласно ст.63 данного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Следовательно, оспариваемое предписание в части пунктов: 1) на территории СНТ не установлены указатели, указывающие направление движения к пожарному водоему, являющемуся источником противопожарного водоснабжения, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; 4) – на территории СНТ у водоема, используемого для целей пожаротушения, отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; 5) – на территории СНТ у водоема, используемого для целей пожаротушения, не предусмотрены указатели по ГОСТ Р12.4.026, является не законным и не подлежит обязательному исполнению, поскольку действующее законодательство не обязывает садоводческое некоммерческое товарищество иметь источники наружного водоснабжения в виде противопожарного водоема.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным и недействительным предписание от 24 февраля 2016 года № 38/1/10 инспектора ОНД по Серпуховскому району Главного управления МЧС России по Московской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и про предотвращению угрозы возникновения пожара СНТ «Шарапова Охота» в части: пункта 1 – на территории СНТ не установлены указатели, указывающие направление движения к пожарному водоему, являющемуся источником противопожарного водоснабжения, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; пункта 4 – на территории СНТ у водоема, используемого для целей пожаротушения, отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; пункта 5 – на территории СНТ у водоема, используемого для целей пожаротушения, не предусмотрены указатели по ГОСТ Р12.4.026.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 4 мая 2016 года.