ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1686/2021 от 28.10.2021 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1686/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тверь 28 октября 2021 года

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Шентяевой Л.А.,

при помощнике Рощупкиной Е.В.,

с участием представителя административного истца Волкова П.И.,

представителя административного ответчика ТИК Пролетарского района г. Твери Зарывных Ю.О., представителя административного ответчика – председателя УИК избирательного участка № 1001 Корзиной В.А.,

представителя заинтересованного лица – Избирательной комиссии Тверской области Григорьевой И.В.

прокурора Машуто Д.А.

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 982, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 981, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 989, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 973, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1001, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1011, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 997, Территориальной избирательной комиссии Пролетарского района г.Твери об отмене решения о подведении итогов голосования, обязать провести повторной подсчет голосов избирателей,

установил:

Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области обратилось с административным иском об отмене решения о подведении итогов голосования, обязать провести повторной подсчет голосов избирателей.

В обоснование исковых требований указало на то, что постановлением Избирательной комиссии Тверской области от 06.08.2021 № 21/286-7 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением – Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области.

19.09.2021 на территории Тверской области состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва.

Постановлением от 21.09.2021 № 40/4547-7 Избирательная комиссия Тверской области постановила подписать протокол избирательной комиссии Тверской области о результатах выборов по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва 19.09.2021.

Административный истец полагает, что итоги голосования по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва по избирательным участкам №№ 973, 981, 982, 989, 997, 1001 и 1011 подлежат отмене, с возложением на административных ответчиков обязанности провести повторный подсчет голосов, по итогам которого утвердить результаты выборов.

Административный истец в числе нарушений, повлиявших на итоги голосования, и как, следствие, на возможность достоверно определить результаты волеизъявления избирателей указывает следующие обстоятельства.

На избирательных участках в ходе голосования в период с 17 по 19 сентября 2021 года представителями избирательных объединений, кандидатами и наблюдателями были выявлены факты выдачи бюллетеней для голосования избирателям, не обладавшим активным избирательным правом, то есть лицам не имеющим постоянной регистрации на территории Тверской области, и факты голосования таких избирателей, в том числе с использованием электронного сервиса «Мобильный избиратель», что противоречит п. 4 ст. 5 Избирательного кодекса Тверской области.

Согласно протоколам об итогах голосования по избирательным участкам №№ 973, 981, 982, 989, 997, 1001 и 1011, были признаны 202 штук бюллетеней недействительными, между тем причины их признания таковыми неизвестны, что противоречит п. 17 ст. 64 Избирательного кодекса Тверской области, обязывающей на оборотной стороне сомнительного бюллетеня указывать причины признания их действительными или недействительными за подписью двух и более членов участковой избирательной комиссии.

В нарушение п. 14 ст. 64 Избирательного кодекса Тверской области, членами участковых избирательных комиссий по избирательным участкам №№ 973, 981, 982, 989, 997, 1001 и 1011 действия по сортировке и подсчете бюллетеней не производились, не оглашались содержащиеся в бюллетенях отметки, бюллетени не предоставлялись для визуального контроля всем лицам, присутствующим при подсчете голосов.

По избирательному участку № 1001 в акте от 17.09.2021, составленном при перемещении бюллетеней в сейф-пакет, не отражено количество избирателей, получивших избирательные бюллетени 17.09.2021, а также время запечатывания конверта, что противоречит пунктам 3.5, 3.11, 4.6 Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 01.07.2021 № 13-103/8. В этой связи, участковая избирательная комиссия избирательного участка № 1001 19.09.2021 в 20 часов 00 минут при вскрытии сейф-пакета от 17.09.2021 в связи с невозможностью достоверно определить количество выданных в этот день бюллетеней на основании п. 4.6 названного Постановления, избирательная комиссия обязана была принять решение о признании таких бюллетеней недействительными.

Изложенное, по мнению административного истца, повлияло на правильность и достоверность подсчета бюллетеней, на определение итогов голосования, и как следствие, на определение результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области по единому избирательному округу, в том числе, на порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, нарушило пассивное избирательное право кандидатов избирательного объединения Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области.

В порядке подготовке к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Законодательное Собрание Тверской области.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве административного соответчика привлечено ТИК Пролетарского района г. Твери, с исключением из числа заинтересованных лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Волков П.И. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительного Волков П.И. пояснил, что административный истец узнал первоначально об отмене итогов голосования на избирательном участке № 999 по факту допуска к участию в выборах военнослужащих, которые не зарегистрированы на территории Тверской области, а поскольку на территории Пролетарского района г.Твери находится много воинских частей подобные нарушения могли иметь место и на избирательных участках, итоги голосования которых обжалуются в настоящем деле. О конкретных фактах он сообщить не может, но полагает, что нарушения могли быть, для чего ему необходимо исследовать списки избирателей, если таковые нарушения не будут обнаружены, тогда истец откажется от иска. От партии «Родина» только на избирательном участке № 982 был наблюдатель ФИО13, она 18 сентября позвонила и сообщила о большом количестве прибывших военнослужащих на избирательный участок. Однако жалобу она не стала подавать, дабы избежать последствий в образовательном учреждении, поскольку является студенткой. Нарушения, связанные с подсчетом голосов касаются в той части, что не были соблюдены правила признания сомнительных бюллетеней, недействительными. Административному истцу было устно сообщено от других «политических сил» о нарушениях в части признания бюллетеней недействительными и при этом, голоса в этих бюллетенях были за партию «Родина», однако ими жалобы оформлены не были по неизвестной причине. На избирательном участке № 1001 были допущены существенные нарушения при оформлении акта 17.09.2021 – не было указано количество избирателей, законом не предусмотрено права на исправление данной ошибки, следовательно, все бюллетени за 17.09.2021 должны были быть признаны недействительными, а поскольку в настоящее время все бюллетени смешаны, имеются основания для отмены итогов голосования на избирательном участке № 1001. Не отрицал, что инструкция по видеонаблюдению была получена истцом, однако по техническим причинам они так не смогли подключиться. Полагал, что административным истцом не пропущен срок обращения в суд по итогам голосования, оформленных протоколами от 19.09.2021, и при исчислении срока следует руководствоваться ст. 92 КАС РФ, и ч. 4 ст. 11.1 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Пролетарского района г.Твери Зарывных Ю.О. возражала против удовлетворения исковых требования по доводам, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что все жители Тверской области, имеющие регистрацию по месту жительства на территории Тверской области, за исключением граждан, признанных недееспособными, и граждан, находящихся в местах лишения свободы, обладают активных избирательным правом на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва по областному избирательному округу. На территории Тверской области на выборах 19.09.2021 составлялось два списка избирателей – по выборам депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, по выборам Губернатора Тверской области и депутатом Законодательного Собрания Тверской области. Порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах в органы государственной власти субъекта РФ регулируется Постановлением ЦИК России от 25.05.2021 № 7/52-8. Избиратели, которые находились в дни голосования вне места своего жительства, но на территории избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом, могли быть включены в список избирателей по месту нахождения при условии подачи двух заявлений. Лица, зарегистрированные вне Тверской области (региона) технически не могли быть включены в число избирателей. Административный истец, как избирательное объединение, выдвинувшего областной список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва вправе было назначить членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, однако предоставленной законом возможностью не воспользовалось. При этом на одном из семи избирательных участков, решения которых обжалуются, при проведении голосования и подсчета голосов присутствующая от истца член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса каких-либо обращений, жалоб на нарушения избирательного права не подавала, равно как и от других уполномоченных представителей избирательных объединений, членов УИК с правом совещательного голоса, назначенных другими избирательными объединениями, наблюдателей Общественной палаты Тверской области. Особых мнений к протоколам об итогах голосования на избирательных участках, не содержится. Статья 64 Избирательного кодекса Тверской области определяет понятие недействительного бюллетеня, а процедура голосования предусмотрена только для бюллетеней являющихся сомнительными. На избирательных участках №№ 973, 981, 997 использовалось техническое средство подсчета голосов – комплекс обработки избирательных бюллетеней 2017 (КОИБ -2017). На указанных участках подсчет голосов производился автоматически без участия членов участковой избирательной комиссии. Основанием для ручного подсчета голосов могло быть только поступление обоснованной жалобы от присутствующих лиц, однако таковые не поступали. На избирательном участке № 1001 была допущена техническая ошибка при составлении акта о проведении голосования с использованием стационарного ящика для голосования и сейф-пакета № 80090996 от 17.09.2021 в части не указания количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, однако данная ошибка была исправлена, о чем составлены соответствующие документы, при этом проведенной проверкой, было установлено, что число избирательных бюллетеней, извлеченных из сейф-пакета не превышало число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования 17.09.2021. Действия УИК № 1001 не противоречило Положению об особенностях голосования, установлении итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК России от 01.07.2021 № 13/103-8. Каких-либо фактов о нарушении порядка голосования и установлении итогов голосования, административным истцом не приведено, в основу искового заявления положены лишь предположения и домыслы. Отмена итогов голосования только по формальным основаниям не допустимо.

Дополнительно представитель ТИК Пролетарского района г.Твери Зарывных Ю.О. пояснила, что список избирателей формируется посредством ГАС «Выборы», данные о зарегистрированных гражданах на территории Тверской области предоставляются органами исполнительной власти. Военнослужащие, равно как и другие граждане, включались в списки избирателей, при наличии регистрации по месту жительства. Председатели участковых избирательных комиссий обучаются порядку проведения выборов, подсчета голосов, проводятся семинары, на которых преподаются основы избирательного права, правила поведения, им вручаются методические материалы. Во время выборов на избирательных участках ведется видеозапись, до всех кандидатов были доведены ссылки для регистрации на портале и просмотра процедуры голосования и подсчета голосов. Так, члены Коммунистической партии и «Новые люди» в течении трех дней просматривали все избирательные участки в режиме онлайн. Административный истец также не был лишен такого права. В течении 17 и 18 сентября, информация о проголосовавших с избирательных участков доводилась в 15 и 20 часов в ТИК, ею как председателем, передавалась в ГАС «Выборы», затем в ЦИК, в том числе, и по избирательному участку № 1001. Причиной признания недействительными бюллетеней являлось указание большего количество знаков, чем положено. Полагала, что срок обращения в суд об оспаривании итогов выборов по избирательным участкам, оформленных протоколами от 19.09.2021 пропущен.

Представитель административного ответчика – председатель избирательного участка № 1001 Корзина В.А. возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что 07.09.2021 участковая избирательная комиссия получила от ТИК два списка избирателей, в частности, один по выборам Губернатора и депутатов Законодательного Собрания Тверской области. Две книги списков избирателей со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в списки избирателей по месту нахождения, получены 16.09.2021. Избирательные бюллетени выдавались членами УИК № 1001 исключительно избирателям, обладающим активным избирательным правом, включенным в список избирателей. Подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования проводился в соответствии с действующим законодательством Федерального закона об основных гарантиях избирательных права, Избирательного кодекса Тверской области. При подсчете голосов были соблюдены требования и принципы гласности и открытости процесса. Недействительные бюллетени отделялись открыто и гласно с участием всех членов УИК и иных лиц. Бюллетеней, которые бы вызвали сомнения в определении волеизъявления избирателей, выявлено не было, соответственно, оснований для применения процедуры голосования не имелось. Не указание количества избирательных бюллетеней в акте от 17.09.2021 не повлекло за собой юридических значимых последствий, поскольку техническая ошибка была своевременно, открыто и гласно устранена. С целью проведения проверки список избирателей на время проверки извлекался из места хранения, по результатам проверки был составлен акт, в котором указано на то, что число избирательных бюллетеней, извлеченных из сейф-пакета не превышает число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования 17.09.2021. УИК № 1001 действовала в соответствии с постановлением ЦИК России от 01.07.2021 № 13/103-8. Оснований для признания данных избирательных бюллетеней недействительными не имелось. Жалоб о нарушениях закона при проведении голосования, подсчета голосов избирателей и установлении итогов голосования от Регионального отделения партии «Родина» в Тверской области, равно как от иных политических партий, кандидатов, членов УИК, наблюдателей не поступало.

Дополнительно Корзина В.А. суду пояснила, что в течение длительного времени является председателем участковой избирательной комиссии. К голосованию были допущены только избиратели, обладающие активным избирательным правом и включенным в список избирателей. По итогам, все бюллетени были рассортированы и оглашены под контролем членов комиссии. Были выявлены недействительные бюллетени – на которых отсутствовали отметки, либо отметок было больше, но бюллетеней, которые бы вызывали сомнения, не имелось. ТИК Пролетарского района было выдано два сейф-пакета на 17 и 18 сентября 2021. Из стационарного ящика 17.09.2021 бюллетени были помещены в сейф-пакет, под контролем наблюдателей от партий «Единая Россия», «Новые люди», от кандидатов Воробьевой и Секержицкого. Однако при оформлении акта она ошибочно не указала количество избирателей – каковыми были 125 избирателей, поэтому 18.09.2021 в 07 часов 30 минут, когда собрались все члены избирательной комиссии, по книгам избирателей все заново пересчитали, все сошлось. Указанное количество проголосовавших избирателей за 17.09.2021 было внесено в акт. Исправление ошибки задокументировано 19.09.2021. Сейф-пакет, индикаторная лента повреждений, следов вскрытия не имели. Каких-либо претензий, жалоб от членов УИК, наблюдателей не поступало. Зафиксировано только одно обращение от Горбачева, которому не было видно как люди ведут себя в кабинках. Относительно пропуска срока, оставила разрешение вопроса не усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Тверской области Григорьева И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений, из которых следует, что в список избирателей на выборах Губернатора и депутатов Законодательного Собрания Тверской области включались только избиратели, обладающие активным избирательным правом. В дни голосования 17-19 сентября 2021 года на выборах на территории Пролетарского района г.Твери наблюдение за процедурой голосования и подсчетом голосов избирателей осуществляли члены участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, направленные кандидатами, политическими партиями и субъектами общественного контроля по каждой участковой избирательной комиссии. Административный истец не воспользовался правом назначить членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, за исключением одного из семи избирательных участков, итоги голосования которых обжалуются. Вместе с тем, от указанного члена участковой избирательной комиссии жалоб и обращений в дни голосования не поступало. Доводы о нарушениях порядка подсчета голосов, признания бюллетеней недействительными являются голословными. Оснований полагать, что избирательный процесс не был открытым и гласным, что в отношении истца совершались действия, нарушающие его права, не имеется. Ни участковые, ни ТИК, ни Избирательная комиссия Тверской области не располагают фактическими данными о нарушениях избирательного законодательства. Избирательным законодательством не предусмотрена специальная процедура признания бюллетеней недействительными, которая требовала обсуждения причин признания бюллетеня таковым, принятие коллегиального решения по данному вопросу. Процедура голосования членов комиссии предусмотрена только в случае возникновения сомнения в волеизъявлении избирателя. На избирательных участках №№ 973, 981, 997 использовалось техническое средство подсчета голосов – комплекс обработки избирательных бюллетеней 2017 (КОИБ -2017), которое обеспечивает считывание информации с бюллетеня, его классификацию на действительные, недействительные и неустановленной формы. Оснований для ручного подсчета голосов на указанных участках, как это предусмотрено п. 7.1 Инструкции о порядке использования КОИБ, утвержденной постановлением ЦИК РФ от 08.02.2018 № 139/11478-7, не имелось. Действия УИК № 1001 по исправлению технической ошибки, допущенной при составлении акта 17.09.2021, не противоречило Положению об особенностях голосования, установлении итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК России от 01.07.2021 № 13/103-8. Каких-либо фактов о нарушении порядка голосования и установлении итогов голосования, административным истцом не приведено, в основу искового заявления положены лишь предположения и домыслы. Отмена итогов голосования только по формальным основаниям не допустима.

Дополнительно представитель заинтересованного лица Григорьева И.В. суду пояснила, что те выборы, которые проходили 19.09.2021, были очень сложными, так как было достаточно большое количество избирательных компаний: в Государственную Думу РФ, в депутаты, в Законодательное Собрание Тверской области, на Губернатора. Избирательная комиссия Тверской области со всей ответственностью подошла к обучению участковых избирательных комиссий: проведено большое количество семинаров, видеосеминаров, в рамках которых УИК обучались правилам подсчета голосов по голосованию, проводимых в течение трех дней, которое было установлено постановлением ЦИК РФ, были подготовлены методические рекомендации, и направлены во все избирательные комиссии, и по ним ТИК Пролетарского района г. Твери проводила обучение УИК. Вся процедура подсчета голосов была прозрачна, так как на сегодняшний день есть технологии видеонаблюдения, которые предполагают возможность в режиме онлайн на сайте для всех избирательных объединений в течение трех дней голосования смотреть за процедурой проведения голосования, данным вопросом занимался заместитель председателя Избирательной комиссии Тверской области Туманов. Поэтому члены партии «Родина» могли воспользоваться видеонаблюдением и, не присутствуя на участках, просто смотреть, что происходит. Процедура признания бюллетеней действительными или недействительными прописана в законе, по данному вопросу сомнений нет. КОИБ – это техническое устройство, которое само дает оценку бюллетеням. Действительные они или нет, и протокол выходил сразу из КОИБа, поэтому тут вопросов нет о том, что члены избирательной комиссии могли что-то сделать с данными бюллетенями. На избирательных участках, чьи решения оспаривают, были представители от различных избирательных объединений, особенно это касается партии «Новые люди». Но даже от этих представителей никаких жалоб и обращений в комиссию не поступало, поэтому все доводы административного истца являются просто предположениями, это позиция административного истца, что надо пересчитать. Административным истцом не было представлено ни одного доказательства, которое позволило бы сомневаться в достоверности волеизъявления граждан и тех итогов, которые подвели УИК. Все военнослужащие, которые находятся на территории Тверской области, могли воспользоваться «Мобильный избиратель», чтобы переписаться на другие избирательные участки в четко установленные сроки. А так люди могли проголосовать на определенной территории, где они обладают активным избирательным правом. К голосованию была допущена вся территория Тверской области. Все наблюдатели, члены партий были извещены о ссылке, по которой они могли бы через видеонаблюдение смотреть, как проходят выборы. Не все избирательные участки были оборудованы КОИБом, из-за недостаточного финансирования. То, что сделала УИК избирательного участка №1001, является правильным, другого порядка в сложившейся ситуации просто не могло быть, поскольку в постановлении, которым ЦИК РФ утвердила Положение, прописано, в каких случаях бюллетень можно признать недействительным, и УИК данную процедуру выполнила полностью. При этом, если бы УИК избирательного участка №1001 признала бюллетени за 17.09.2021 недействительными, то она бы нарушила действующее законодательство. Никакие обращения, которые повлияли бы на итоги голосов по выборам до подписания протокола в Избирательную комиссию Тверской области не поступали. У всех членов избирательных комиссий была возможность подать особое мнение, если они полагали, что было что-то нарушено при подсчете голосов. Но ни один протокол с особым мнением от комиссий не был представлен. Поддержала письменное ходатайство о пропуске административным истцом срока обращения в суд в отношении заявленных требований в части УИК №№973, 981, 997, 1011.

Административные ответчики – участковые избирательные комиссии №№ 973, 981, 982, 989, 997, 1011, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили. От названных административных ответчиков до судебного заседания поступили письменные возражения с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии представителей.

В письменных возражениях, аналогичных по содержанию, административные ответчики указали на отсутствие оснований для удовлетворения иска ввиду отсутствия нарушений избирательного законодательства. К выборам были допущены только избиратели, обладающие активным избирательным правом, включенным в список избирателей. При подсчете голосов избирателей – на избирательных участках №№ 982, 989, 1011 при подсчете голосов избирателей и составлении протокола № 2 об итогах голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва по областному избирательному округу были соблюдены все установленные законом требования, предъявляемые в том числе, к открытости и гласности процесса подсчета голосов. Недействительные бюллетени отделялись при сортировке, бюллетеней, которые бы вызвали сомнения в определении волеизъявления избирателя, и соответственно, основания для принятия решения вопроса о действительности бюллетеней путем голосования отсутствовали. На избирательных участках №№ 973, 981, 997 использовалось техническое средство подсчета голосов – комплекс обработки избирательных бюллетеней 2017 (КОИБ -2017), которое обеспечивало считывание информации с бюллетеня, его классификацию без участия членов избирательной комиссии. Соответственно, формирование и распечатка протокола об итогах голосования также осуществлялось посредством использования КОИБ-2017.

Заинтересованное лицо – Законодательное Собрание Тверской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрения дела в его отсутствие.

Заместитель прокурора Пролетарского района г.Твери Машуто Д.А. в судебном заседании дал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку не представлено доказательств наличия нарушений. Полагал, что срок для обращения в суд с настоящим иском административным истцом не пропущен.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, надлежаще извещенных лиц.

Выслушав участников судебного процесса и заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 2 статьи 3), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Порядок организации и проведения выборов Губернатора Тверской области, депутатов Законодательного Собрания Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований на территории Тверской области определяется также Избирательным кодексом Тверской области, Уставом Тверской области.

В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона № 67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Судом установлено, что постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 18.06.2021 № 1321-П-6 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва на 19.09.2021 (т. 1, л.д. 117).

В соответствии со ст. 80 Устава Тверской области государственными органами Тверской области, обеспечивающими реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов на территории области являются Избирательная комиссия Тверской области, территориальные избирательные комиссии Тверской области.

Судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии Тверской области от 29.04.2021 № 219/2968-6 сформирована территориальная избирательная комиссия Пролетарского района г.Твери со сроком полномочий 2021-2026 г.г., председателем комиссии назначена Зарывных Ю.О. (т. 1, л.д. 115-116).

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Пролетарского района г.Твери от 06.06.2018 № 76/868-4 сформированы участковые избирательные комиссии избирательных участков №№ 972-1011 Пролетарского района г.Твери со сроком полномочий 2018-2021 г.г., в частности, №№ 973, 981, 982, 989 в количестве 12 членов с правом решающего голоса, №№ 997, 1001 в количестве 11 членов с правом решающего голоса, № 1011 в количестве 6 членов с правом решающего голоса (т. 1, л.д. 198, 199-205).

Постановлениями Территориальной избирательной комиссии Пролетарского района г.Твери от 06.06.2018 №№ 76/870-4, 76/878-4, 76/886-4, 76/894-4, 76/898-4, 76/908-4, от 17.05.2021 № 107/1216-4, назначены председатели участковых избирательных комиссий №№ 973, 981, 989, 997, 1001, 1011 и 982, соответственно (т. 2, л.д. 117-123).

Итоги голосования по областному избирательному округу на избирательном участке № 973 оформлены протоколом № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу, протокол № 2 подписан в 23 часа 57 минут 19.09.2021 (т.1, л.д. 206-207).

Итоги голосования по областному избирательному округу на избирательном участке № 981 оформлены протоколом № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу, протокол № 2 подписан в 22 часа 30 минут 19.09.2021 (т.1, л.д. 208-209).

Итоги голосования по областному избирательному округу на избирательном участке № 982 оформлены протоколом № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу, протокол № 2 подписан в 08 часов 28 минут 20.09.2021 (т.1, л.д. 210).

Итоги голосования по областному избирательному округу на избирательном участке № 989 оформлены протоколом № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу, протокол № 2 подписан в 02 часа 15 минут 20.09.2021 (т.1, л.д. 211).

Итоги голосования по областному избирательному округу на избирательном участке № 997 оформлены протоколом № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу, протокол № 2 подписан в 21 час 43 минут 19.09.2021 (т.1, л.д. 212-213).

Итоги голосования по областному избирательному округу на избирательном участке № 1001 оформлены протоколом № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу, протокол № 2 подписан в 02 часа 10 минут 20.09.2021 (т.1, л.д. 214).

Итоги голосования по областному избирательному округу на избирательном участке № 1011 оформлены протоколом № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по областному избирательному округу, протокол № 2 подписан в 23 часа 57 минут 19.09.2021 (т.1, л.д. 215).

Согласно ч. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Согласно ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин пропуска (ч. 7 ст. 240 КАС РФ).

Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 78 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события (ч. 1 ст. 11.1 названного Федерального закона).

С учетом того, что административное исковое заявление поступило в суд 29.09.2021, истцом пропущен срок на обращение в суд в части требований об отмене решения об итогах голосования по избирательным участкам №№ 973, 981, 997, 1011, по которым протоколы об итогах голосования по областному избирательному округу подписаны 19.09.2021.

При этом правового значения дата сдачи иска в отделение почтовой связи в силу ч. 4 ст. 93 КАС РФ не имеет.

Доводы представителя административного истца о том, что срок на обращение в суд с данным заявлением следует исчислять по правилам, установленным п. 4 ст. 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ и ч. 3 ст. 92 КАС РФ, то есть со дня следующего после даты или наступления события, которым определено его начало, основаны на ошибочном толковании нормы закона.

Часть 4 ст. 11.1 названного Федерального закона определяет порядок исчисления сроков в отношении «какого-либо действия, которое может (должно) быть осуществлено не позднее чем через определенное количество дней после даты наступления какого-либо события».

Часть 2 ст. 240 КАС РФ и часть 3 ст. 78 названного Федерального закона установлен срок для обжалования решения избирательной комиссии «в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения».

Таким образом, при исчислении десятидневного срока на обращение в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования в силу ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ, первым днем десятидневного срока для подачи в суд заявления будет 19.09.2021 – день принятия решения избирательной комиссией, последним днем для подачи заявления – 28.10.2021.

Пропущенный срок восстановлению не подлежит.

В силу п. 1 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу (пункт 1.1.).

Согласно п. 1.2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Согласно п. 39 разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в постановления от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона № 67, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Судом установлено и следует из протокола № 2 об итогах голосования на избирательном участке № 982 число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования составило 1626, участковой избирательной комиссией было получено 1600 бюллетеней, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно составило 0, число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 721 бюллетеней, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 9 бюллетеней, число погашенных бюллетеней – 870 бюллетеней, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 9 бюллетеней, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования - 721 бюллетеней, число недействительных бюллетеней – 24 бюллетеней, число действительных бюллетеней - 706 бюллетеней, число утраченных бюллетеней – 0 бюллетеней, число бюллетеней, не учтенных при получении - 0 бюллетеней.

Число голосов избирателей за Политическую партию «РОДИНА» составило 44, за Политическую партию КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ - 25, за Политическую партию ЛДПР – Либерально-демократическая партия России – 98, за Политическую партию «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»- 140, за Партию ПЕНСИОНЕРОВ – 48, за Партию СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ - 75, за Политическую партию «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» -32, за Всероссийскую политическую партию «ЕДИНАЯ РОССИЯ» -244.

Жалоб (заявлений) в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей не поступало.

Судом установлено и следует из протокола № 2 об итогах голосования на избирательном участке № 989 число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования составило 2224, участковой избирательной комиссией было получено 2000 бюллетеней, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно составило 0, число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 987 бюллетеней, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 8 бюллетеней, число погашенных бюллетеней – 1005 бюллетеней, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 8 бюллетеней, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования - 984 бюллетеней, число недействительных бюллетеней – 41 бюллетеней, число действительных бюллетеней - 951 бюллетеней, число утраченных бюллетеней – 0 бюллетеней, число бюллетеней, не учтенных при получении - 0 бюллетеней.

Число голосов избирателей за Политическую партию «РОДИНА» составило 52, за Политическую партию КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ - 45, за Политическую партию ЛДПР – Либерально-демократическая партия России – 97, за Политическую партию «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»- 248, за Партию ПЕНСИОНЕРОВ – 54, за Партию СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ - 140, за Политическую партию «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» -24, за Всероссийскую политическую партию «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 291.

Жалоб (заявлений) в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей не поступало.

Судом установлено и следует из протокола № 2 об итогах голосования на избирательном участке № 1001 число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования составило 1182, участковой избирательной комиссией было получено 1000 бюллетеней, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно составило 0, число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 373 бюллетеней, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 23 бюллетеней, число погашенных бюллетеней – 604 бюллетеней, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 23 бюллетеней, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования - 373 бюллетеней, число недействительных бюллетеней – 20 бюллетеней, число действительных бюллетеней - 376 бюллетеней, число утраченных бюллетеней – 0 бюллетеней, число бюллетеней, не учтенных при получении - 0 бюллетеней.

Число голосов избирателей за Политическую партию «РОДИНА» составило 13, за Политическую партию КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ - 17, за Политическую партию ЛДПР – Либерально-демократическая партия России – 49, за Политическую партию «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»- 99, за Партию ПЕНСИОНЕРОВ – 24, за Партию СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ - 56, за Политическую партию «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» -7, за Всероссийскую политическую партию «ЕДИНАЯ РОССИЯ»-111.

Жалоб (заявлений) в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей на нарушение избирательного процесса не поступало.

Постановлением Избирательной комиссии Тверской области от 21.09.2021 № 40/547-7 подписан протокол о результатах выборов по областному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва. Выборы признаны состоявшимися и действительными.

Обжалуя итоги голосования по избирательным участкам, административный истец ссылается на выдачу бюллетеней гражданам, не имеющим постоянной регистрации на территории Тверской области, и как следствие, не обладающим активным избирательным правом, нарушение порядка голосования в части признания бюллетеней недействительными и наличии оснований для признания избирательных бюллетеней, помещенных в сейф-пакет № 80090996 17.09.2021 на избирательному участке № 1001, а поскольку последние невозможно выделить от общего количества бюллетеней на данном избирательном участке, имеются основания для признания всех бюллетеней недействительными.

В силу пунктов 18 и 26 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 4 названного Федерального закона активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Приведенной норме соответствует положение ч. 4 ст. 5 Избирательного кодекса Тверской области, согласно которому активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах Губернатора Тверской области, депутатов Законодательного Собрания Тверской области, в органы местного самоуправления.

Активным избирательным правом на выборах Губернатора Тверской области, депутатов Законодательного Собрания Тверской области обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона, пунктом 14 статьи 61 настоящего Кодекса для голосования в пределах избирательного округа, где он зарегистрирован по месту пребывания (ч. 4.1 ст. 5 Избирательного кодекса Тверской области).

В целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдумах, постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 06.11.1997 № 134/973-II было утверждено Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации.

В силу п. 1.2 Положения, Государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации организуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления.

Функционирование Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации обеспечивает единый порядок учета избирателей, участников референдума с использованием комплексов средств автоматизации (КСА) Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы") (п. 1.3 Положения).

Учет избирателей, участников референдума, проживающих на территории муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Учет избирателей, участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинских частей как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, осуществляется командиром воинской части (п. 2.1, 2.2 Положения).

Гражданин включается в число избирателей, участников референдума на соответствующей территории, в связи с достижением возраста 18 лет; регистрацией гражданина, достигшего возраста 18 лет, по месту жительства (в отношении вынужденных переселенцев - по месту пребывания) на этой территории; зачислением в списки личного состава воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву, на основании приказа командира воинской части (зачислением в военное учебное заведение граждан на основании приказа начальника военного учебного заведения); постоянным проживанием на территории иностранного государства или нахождением в длительной заграничной командировке, установленным по данным консульского учета; вступлением в силу решения суда о признании дееспособным гражданина, ранее признанного судом недееспособным; окончанием срока военной службы по призыву, если место жительства гражданина находится на соответствующей территории; окончанием срока отбывания гражданином наказания в виде лишения свободы, в случае если его место жительства находится на соответствующей территории (п. 2.4 Положения).

Органы регистрационного учета, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации, не реже чем один раз в месяц представляют главе местной администрации по установленной форме, а также в виде электронного файла следующие сведения: о фактах выдачи и замены паспорта; фактах сдачи паспорта лицами, у которых прекратилось гражданство Российской Федерации; фактах регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства (в отношении вынужденных переселенцев - по месту пребывания) граждан, имеющих паспорт; об установленных фактах выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации; если место жительства гражданина находится на территории иного муниципального образования, иного субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, в которую поступили указанные выше сведения в соответствии с пунктом 2.14 настоящего Положения, передает их по месту жительства гражданина с использованием ГАС "Выборы" в соответствии с Регламентом использования подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума ГАС "Выборы".

Соответствующие сведения поступают от органов, осуществляющих воинский учет, о гражданах, призванных на военную службу, поступивших в военные учебные заведения, от органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы о совершеннолетних гражданах, поступивших отбывать наказание в виде лишения свободы по приговору суда, и о гражданах, достигших 18-летнего возраста, и от суда о принятых решениях о признании граждан недееспособным либо о признании дееспособным гражданина, ранее признанного судом недееспособным (п.п. 2.9-2.11 Положения).

В соответствии с п. 2.14 Положения указанные выше сведения обобщаются главой местной администрации и не реже чем один раз в месяц, а за 10 и менее дней до дня голосования - ежедневно, передаются в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для формирования и ведения Регистра избирателей, участников референдума в порядке, который утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

Сведения о гражданах вводятся в базу данных в порядке, предусмотренном регламентом.

Сведения о гражданине включаются в базу данных на КСА ТИК ГАС "Выборы" (п. 3.5 Положения). Данным Положением также предусмотрены порядок и сроки внесения изменений в сведения, их сверка.

В соответствии с п.п. 4.1, 4.2 и 4.3 Положения регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. По результатам учета избирателей, участников референдума системный администратор КСА ТИК ГАС "Выборы" на основании данных Регистра формирует сведения о количестве избирателей, участников референдума, информация о которых содержится в территориальном фрагменте Регистра по состоянию на 1 января и 1 июля. По результатам учета избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, находящейся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, командир воинской части не позднее 10 января и 10 июля каждого года заполняет и подписывает сведения о зарегистрированных избирателях, участниках референдума по состоянию на 1 января и 1 июля, а также устанавливает их численность.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации и председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 20 января и 20 июля каждого года на основании представленных главами местных администраций сведений устанавливают численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля, подписывают и направляют сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в ЦИК России.

Сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, размещаются на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет в течение трех дней после их направления в ЦИК России (п. 4.6 Положения).

В силу ч. 14 ст. 61 Избирательного кодекса Тверской области при проведении выборов Губернатора Тверской области, депутатов Законодательного Собрания Тверской области избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня (первого дня) голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке. Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения. В случае включения избирателя в список избирателей по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту своего нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, в том числе об избирательном участке, на котором избиратель, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе с использованием ГАС "Выборы". Информация о числе избирателей, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с порядком.

Административное судопроизводство согласно статьи 6 и статьи 14 КАС РФ осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны, в том числе подтверждать факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Изложенное правовое положение свидетельствует о том, что предметом судебного рассмотрения вышеуказанных дел является проверка законности решений, действий (бездействия) избирательных комиссий и принятие по результатам такой оценки соответствующего решения. При этом, если суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) избирательной комиссии незаконным по представленным органом, организацией и (или) должностным лицом доказательствам, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права.

Однако закон возлагает императивную обязанность на административного истца подтверждать факты, на которые он ссылается, в том числе в целях опровержения доказательств, представленных органом, организацией и (или) должностным лицом.

Такой подход позволяет обеспечить соблюдение баланса публичного и частного интересов истца.

Между тем, административным истцом не представлены доказательства в обоснование утверждения о включении в список избирателей на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области, и, как следствие, выдаче бюллетеней лицам, не обладающим активным избирательным правом.

Каких-либо конкретных фактов о таких нарушениях в административном исковом заявлении не приведено, а в судебном заседании представитель истца свою позицию обосновывал лишь фактом признания итогов голосования на избирательном участке № 999 недействительными, доводами о расположении на территории Пролетарского района г.Твери воинских частей, и телефонным сообщением от ФИО13, являющейся членом УИК № 982 от Регионального отделения Всероссийской политической партии «РОДИНА» с правом совещательного голоса, поступившим 18.09.2021 о «большом количестве прибывших военнослужащих». Вместе с тем, исходя из представленных административным ответчиком реестров учета жалоб (заявлений) на нарушение Избирательного кодекса Тверской области по избирательным участкам №№ 982, 989 и 1001, таковых жалоб от ФИО13, равно как и от других членов УИК, наблюдателей не поступало (т.1, л.д. 216-224). Особого мнения членов участковых комиссий с правом решающего голоса к протоколам не приложено. Ссылка представителя истца об отказе ФИО13 написать жалобу из-за возможных неблагоприятных последствиях лично для нее, бездоказательна.

Согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона № 67-ФЗ подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.

Приведенной норме соответствуют положения ст. 64 Избирательного кодекса Тверской области.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем по выборам Губернатора Тверской области, затем - по выборам депутатов Законодательного Собрания Тверской области, затем - по выборам главы муниципального образования, депутатов представительного органа муниципального образования (по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, затем по муниципальному избирательному округу) (ч. 2 ст. 62 Избирательного кодекса Тверской области).

При сортировке бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной избирательной комиссией. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются (ч. 11 ст. 64 Избирательного кодекса Тверской области).

Согласно ч. 14 ст. 64 Избирательного кодекса Тверской области, члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по позициям "За" и "Против", содержащимся в избирательном бюллетене, одновременно отделяют избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

Согласно ч. 17 ст. 64 Избирательного кодекса Тверской области недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям "За" и "Против", или в которых число отметок в указанных квадратах превышает количество голосов, которым наделяется избиратель в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью избирательной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке избирательных бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи и пунктом 13 статьи 61.1 настоящего Кодекса) заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

Как установлено судом выше и следует из содержания протоколов об итогах голосования по областному избирательному округу на избирательном участке № 982 были признаны недействительными 24 избирательных бюллетеня, на избирательном участке № 989 – 41 бюллетень, на избирательном участке № 1001 – 20 бюллетеней.

Как следует из письменных объяснений председателей избирательных комиссий на избирательных участках №№ 982, 989 и 1001, а также пояснений данных председателем избирательной комиссии избирательного участка № 1001 Корзиной В.А. в судебном заседании, пояснений административного ответчика ТИК Пролетарского района г.Твери основаниями для признания бюллетеней недействительными являлись отсутствие отметок в квадратах, и в которых число отметок в указанных квадратах превышало количество голосов, которым наделялся избиратель, бюллетени, которые бы вызвали сомнения в установлении воли избирателей, не имелось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для применения процедуры голосования решения вопроса о признании действительными или напротив недействительными бюллетеней не имелось, ввиду отсутствия сомнительных бюллетеней.

Каких-либо жалоб или заявлений на нарушения при подсчете итогов голосования на указанных избирательных участках, наличие сомнительных бюллетеней на выборах в Законодательное Собрание Тверской области, которые могли являться доказательствами в подтверждение констатации истцом электоральных нарушений, от наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного и решающего голоса, назначенными иными политическими партиями, кандидатами и органами общественного контроля, не поступало.

Особого мнения членов к протоколам об итогах голосования по указанным выше избирательным участкам не приложено, контрольные соотношения показателей заполненных строк протоколов проверены, арифметических ошибок и погрешностей не выявлено.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.01.2002 № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Исходя из принципа недопустимости отмены результатов выборов только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что одни только доводы административного истца без предоставления достаточных и достоверных доказательств, не могут служить основанием для отмены итогов голосования по областному избирательному округу на избирательных участках №№ 982, 989 и 1001.

Также нельзя признать обоснованными доводы о наличии существенных нарушений порочащих итоги голосования на избирательном участке № 1001.

Постановлением ЦИК РФ от 01.07.2021 № 13/103-8 утверждено Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд.

Согласно п. 3.2 Положения 17, 18 и 19 сентября 2021 года до начала голосования пустые переносные ящики для голосования, пустой стационарный ящик (пустые стационарные ящики) для голосования предъявляются лицам, присутствующим в помещении участковой избирательной комиссии (помещении для голосования), после чего они опечатываются (пломбируются).

Согласно п.п. 3.3 и 3.11 Положения 17 и 18 сентября 2021 года избирательные бюллетени из переносного ящика для голосования, использовавшегося при проведении голосования в какой-либо из форм голосования, перемещаются в сейф-пакет незамедлительно по возвращении в помещение для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование с данным ящиком, а из стационарного ящика для голосования избирательные бюллетени перемещаются в сейф-пакет незамедлительно по окончании голосования в помещении для голосования.

Сейф-пакет представляет собой средство (непрозрачный пакет из полиэтилена), предназначенное (предназначенный) для обеспечения сохранности и неизменности содержащихся в нем избирательных бюллетеней, имеющее (имеющий) индивидуальный серийный номер и индикаторную ленту, сигнализирующую о попытке его вскрытия. Индикаторная лента на сейф-пакете, которая является его неотъемлемой частью, должна обеспечивать индикацию фактов несанкционированного доступа путем проявления визуальных признаков нарушения целостности при попытке вскрытия сейф-пакета или снятия (демонтажа) ленты, не позволяющих использовать ленту повторно (п. 3.4 Положения).

В соответствии с п. 3.5. Положения перемещение избирательных бюллетеней в сейф-пакет осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без подсчета избирательных бюллетеней с сохранением тайны голосования.

После перемещения избирательных бюллетеней сейф-пакет незамедлительно запечатывается с использованием индикаторной ленты.

На сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, ставятся подписи не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию).

В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (рекомендуемая форма приведена в приложении № 1 – для перемещения бюллетеней из переносных ящиков, форма в приложении № 2 – из стационарного ящика), который хранится вместе с сейф-пакетом.

С указанным актом вправе ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.

Указанные лица вправе по желанию получить заверенную копию такого акта. При этом заверение выдаваемых копий осуществляется председателем, или заместителем председателя, или секретарем участковой избирательной комиссии. Лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой избирательной комиссии.

После этого сейф-пакет, составленный в отношении него акт, а также заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать на дому помещаются в отдельный сейф (металлический шкаф, металлический ящик) участковой избирательной комиссии, предназначенный для хранения сейф-пакетов. Хранение в таком сейфе иной документации не допускается. Сейф-пакет не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей (п. 3.8 Положения).

Гарантиями сохранности находящихся в сейф-пакете избирательных бюллетеней являются: наличие на сейф-пакете (на индикаторной ленте) индивидуального серийного номера; наличие на сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, подписей не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (в случае их присутствия и проставления ими подписей); целостность индикаторной ленты; отсутствие на сейф-пакете повреждений, свидетельствующих о нарушении его целостности; наличие составленного в отношении сейф-пакета акта (п. 3.9 Положения).

В целях контроля за целостностью (отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому) и идентичностью сейф-пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф-пакетов наблюдатели, иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования (перечислены в пункте 2.5 Положения), вправе осмотреть сейф-пакеты, запечатанные в предыдущие дни голосования, и составленные в отношении них акты (п. 3.10 Положения).

Согласно п. 4.3 вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка его неповрежденности (отсутствия следов несанкционированного доступа к его содержимому), указанная в пункте 3.10 Положения, а также установление факта идентичности номера на сейф-пакете номеру, указанному в соответствующем акте.

В случае наличия повреждений (следов несанкционированного доступа к содержимому) или иных нарушений целостности (идентичности) сейф-пакета или индикаторной ленты, а также расхождения номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте, указанные факты подлежат незамедлительному рассмотрению участковой избирательной комиссией с составлением соответствующего акта и информированием территориальной избирательной комиссии.

Основанием для принятия решения о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем сейф-пакете, недействительными является: отсутствие или нарушение целостности индикаторной ленты; факт вскрытия сейф-пакета до начала проверки, указанной в абзаце первом настоящего пункта Положения; расхождение номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте.

Указанное решение может быть принято участковой избирательной комиссией также при наличии на таком сейф-пакете различных следов, позволяющих сделать вывод о несанкционированном доступе к его содержимому, или иных нарушений его целостности (идентичности) при условии, что такие нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Число извлеченных из сейф-пакета избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в акт, составленный в отношении этого сейф-пакета в соответствии с пунктом 3.5 Положения (п. 4.4 Положения).

Судом установлено, что на избирательном участке № 1001 17.09.2021 по окончании голосования при перемещении бюллетеней из стационарного ящика в сейф-пакет № 80090996 при оформлении акта, в последнем не было указано количество избирателей, получивших избирательные бюллетени. 18.09.2021 в присутствии всех членов избирательной комиссии после сверки со списком избирателей, в акт было внесено числовое значение «125», соответствующее числу избирателей, получивших избирательные бюллетени 17.09.2021 (т.1, л.д. 225).

Оснований для признания всех бюллетеней, находящихся в сейф-пакете № 80090996 за 17.09.2021, по доводам административного истца не имелось, поскольку не было установлено отсутствие или нарушение целостности индикаторной ленты; факта вскрытия сейф-пакета и расхождение номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте, как это предусмотрено п. 4.3 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд.

Документальное оформление проверки только 19.09.2021, о чем суду представлены решение УИК № 1001, акт о результатах проверки от 19.09.2021 (т.1, л.д. 226-227), не свидетельствует о недостоверности либо основаниях поставить под сомнение достоверность выводов, указанных в предоставленных сведениях проверки.

Представленная в судебном заседании представителем истца Волковым П.И. фотокопия акта не отвечает требованиям п. 3.5 Положения об особенностях голосования, предъявляемым к копии акта, то есть ст. ст. 60, 61 КАС РФ, не является допустимым доказательством по делу. Собственно жалоба от кандидата в депутаты ФИО9, адресованная в прокуратуру Тверской области, с констатацией факта ненадлежащего оформления акта УИК № 1001, не свидетельствует о нарушении избирательного законодательства на указанном избирательном участке.

Жалоба ФИО10, зафиксированная в реестре жалоб на избирательном УИК № 1001 17.09.2021 о нахождении кабин для голосования не в поле зрения наблюдателей, не свидетельствует о факте воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчету голосов избирателей, как нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, связанные с исправлением ошибки, допущенной при оформлении акта от 17.09.2021, и ее последующее исправление, очевидно не нарушает какие-либо права административного истца, подлежащие защите и требующие их восстановления.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела изложенные в административном иске обстоятельства, связанные с нарушением пассивного избирательного права административного истца -Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области, которые привели бы к искажению воли избирателей, а равно создали условия невозможности установления действительной воли избирателей со стороны административных ответчиков не нашли своего подтверждения. При этом, в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов голосования судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть безусловно обоснованным и следовать из обстоятельств дела. Доказательства обратного административным истцом не представлены, несмотря на обязанность, предусмотренную ч. 2 ст. 62 КАС РФ, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования административного истца Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Тверской области к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 982, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 981, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 989, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 973, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1001, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1011, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 997, Территориальной избирательной комиссии Пролетарского района г.Твери об отмене решения о подведении итогов голосования, обязать провести повторной подсчет голосов избирателей – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья подпись Л.А.Шентяева

Решение в окончательной форме принято 08 ноября 2021 года.

Дело № 2а-1686/2021