ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1686/2022 от 13.07.2022 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

...

УИД 89RS0005-01-2022-002776-47

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2022 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи Нигматуллиной Д.М.

при помощнике судьи Лаптевой В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1686/2022 иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Виттенбергу Д.А. о взыскании налога на доходы физических лиц, авансового платежа, штрафа и пени

установил:

Административный истец МИФНС № 5 по ЯНАО обратился в суд с иском о взыскании с административного ответчика Виттенберга Д.А. штрафа по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 571 рубль 50 копеек, налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 25 118 рублей, пени за его несвоевременную уплату в размере 414 рублей 45 копеек, авансового платежа по НДФЛ за 2020 год по сроку уплаты 25 июля 2020 года в размере 2 169 рублей, авансового платежа по НДФЛ за 2020 год по сроку уплаты 25 октября 2020 года в размере 203 рубля. В обоснование требований указано, что Виттенберг Д.А., являясь адвокатом, обязан к предоставлению налоговых деклараций и своевременной уплате указанного налога, в том числе путем внесения авансовых платежей, но данную обязанность за 2019 и 2020 годы должным образом не исполнил, в связи с чем образовалась недоимка, начислена пеня, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности. Судебный приказ о взыскании этих сумм отменен по заявлению административного ответчика.

Участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель административного истца на иске настаивала, административный ответчик с иском не согласился, указав, что налог и штраф уплатил, а требований об уплате авансовых платежей не получал.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.207 и 212 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу п.1 ст.209 НК РФ признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации. Выгода в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей признается доходом налогоплательщика.

Материалами дела с достоверностью подтверждается, что административный ответчик Виттенберг Д.А. является адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, и налоговым резидентом Российской Федерации, в связи с чем обязан к уплате НДФЛ.

В силу правила, установленного подп.2 п.1 ст.227 НК РФ, самостоятельные исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей, помимо прочих, производят адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, в зависимости от сумм доходов, полученных от такой деятельности.

Согласно п.6 ст.227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

15 апреля 2021 года Виттенберг Д.А. представил в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2020 год, согласно которой его доход составил ..., налоговая база для исчисления налога с учетом всех налоговых вычетов (... а налог на доходы физических лиц за 2020 год – 99 173 рубля (включая авансовый платеж за 1 квартал по сроку уплаты 25 апреля 2020 года – ..., за второй квартал по сроку уплаты 25 июля 2020 года – ..., за третий квартал по сроку уплаты 25 октября 2020 года – ..., налог по итогам 2020 года по сроку уплаты 15 июля 2021 года – ...).

30 июня 2021 года налогоплательщик представил в налоговый орган по месту учета уточненную декларацию № 1, согласно которой его доход составил ..., налоговая база для исчисления налога с учетом всех налоговых вычетов ...) составила ..., а налог на доходы физических лиц за 2020 год – ... (включая авансовый платеж за 1 квартал по сроку уплаты 25 апреля 2020 года – ..., за второй квартал по сроку уплаты 25 июля 2020 года – ..., за третий квартал по сроку уплаты 25 октября 2020 года – ..., налог по итогам 2020 года по сроку уплаты 15 июля 2021 года – ...).

В силу ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со дня, следующего за установленной законодательством о налогах и сборах датой уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Поскольку, как указано административным истцом, налог на доходы физических лиц за 2020 год в размере ... своевременно уплачен не был, налоговый орган начислил административному ответчику пеню, размер которой на 1 октября 2021 года составил ....

2 октября 2021 года налоговый орган направил в адрес (разместил в личном кабинете) налогоплательщика требование № 31862 по состоянию на 1 октября 2021 года об уплате НДФЛ за 2020 год в размере ..., а также авансовых платежей по срокам уплаты 27 июля и 26 октября 2020 года в размере ... рублей соответственно, а также пени по НДФЛ за 2020 год в размере ... в срок до 2 ноября 2021 года.

Не исполнив данное требование, 15 декабря 2021 года налогоплательщик представил в налоговый орган по месту учета уточненную декларацию № 2 за 2020 год, согласно которой его доход составил ..., налоговая база для исчисления налога с учетом всех налоговых вычетов (...) составила ... копеек, а налог на доходы физических лиц за 2020 год – ... (включая авансовый платеж за 1 квартал по сроку уплаты 25 апреля 2020 года – ..., за второй квартал по сроку уплаты 25 июля 2020 года – ..., за третий квартал по сроку уплаты 25 октября 2020 года – ..., налог по итогам 2020 года по сроку уплаты 15 июля 2021 года – ...).

24 декабря 2021 года Виттенберг Д.А. представил в налоговый орган по месту учета очередную уточненную декларацию № 3 за 2020 год, согласно которой его доход составил ..., налоговая база для исчисления налога с учетом всех налоговых вычетов ...) составила ..., а налог на доходы физических лиц за 2020 год – ... (включая авансовый платеж за 1 квартал по сроку уплаты 25 апреля 2020 года – ..., за второй квартал по сроку уплаты 25 июля 2020 года – ..., за третий квартал по сроку уплаты 25 октября 2020 года – ..., налог по итогам 2020 года по сроку уплаты 15 июля 2021 года – ...).

Авансовые платежи по НДФЛ по срокам уплаты 25 июля 2020 и 25 октября 2020 года, НДФЛ за 2020 год по сроку уплаты 15 июля 2021 года, а также начисленная на НДФЛ пеня, не смотря на наличие требования от 1 октября 2021 года, уплачены административным ответчиком так и не были.

13 мая 2020 года Виттенберг Д.А. представил в налоговый орган аналогичную декларацию за 2019 год, заявив о доходе в .... Согласно декларации налоговая база для исчисления налога с учетом всех налоговых вычетов (...) составила ... а налог на доходы физических лиц за 2019 год – ....

Вынесенным по результатам камеральной налоговой проверки, в ходе которой было выявлено занижение налоговой базы ввиду необоснованного применения налогового вычета, решением № 2711 от 21 октября 2020 года административный ответчик привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 571 рубль 50 копеек, ему доначислены НДФЛ в размере 5 716 рублей и пеня в размере 79 рублей 88 копеек, всего 790 рублей 69 копеек. Копия решения направлена налогоплательщику заказной почтой 24 октября 2020 года. Решение им не обжаловалось и вступило в законную силу.

В связи с тем, что решение налогового органа также не было исполнено, 9 декабря 2020 года налоговый орган направил налогоплательщику (разместил в личном кабинете последнего) требование по состоянию на 7 декабря 2020 года об уплате недоимки по НДФЛ в размере ..., пени в размере ... и штрафа в размере ... в срок до 19 января 2021 года.

Это требование налогового органа административным ответчиком в установленный срок исполнено также не было.

Согласно п.1 ст.48 НК РФ (в редакции, действующей с 23 декабря 2020 года) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи.

Пунктом 2 ст.48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз.1). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (абз.2). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз.3).

Таким образом, последний день срока обращения налогового органа в суд по двум упомянутым выше требованиям приходится на 2 мая 2022 года.

Согласно ч.5 ст.138, ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Заявление о вынесении судебного приказа по упомянутым требованиям было подано мировому судье 22 ноября 2021 года, то есть с соблюдением установленного законом срока обращения. Судебный приказ, вынесенный 23 ноября 2021 года, отменен определением от 24 декабря 2021 года. Следовательно, срок подачи административного иска заканчивается 24 июня 2022 года. Настоящее исковое заявление подано в суд 9 июня 2022 года, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока, поэтому срок обращения в суд с настоящим административным иском налоговым органом не пропущен.

Оснований сомневаться в обоснованности требований налогового органа у суда не имеется.

В период нахождения дела в производстве суда административный ответчик уплатил НДФЛ за 2020 год в размере 25 118 рублей и штраф в размере 571 рубль 50 копеек, что подтверждается представленными им в суд чеками по операции от 17 июня 2022 года.

Все указанные в чеках-ордерах реквизиты позволяют убедиться в том, что уплачены именно штраф по НДФЛ и НДФЛ за 2020 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в чеке-ордере на сумму 25 118 рублей указано, что вносится именно налоговый платеж, а также содержатся указанные в требовании УИН 18, соответствующий НДФЛ за 2020 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, и КБК 18.

В чеке-ордере на сумму 571 рубль 50 копеек в качестве назначения платежа указана оплата штрафа по результатам камеральной проверки по сроку уплаты 19 января 2021 года (как то было предписано требованием ), КБК также соответствует указанному в требовании. УИН в чеке-ордере не указан и в самом требовании также не упомянут.

Согласно п.1 ст.319.1 ГК РФ в случае, если исполненного должником недостаточно для погашения всех однородных обязательств должника перед кредитором, исполненное засчитывается в счет обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения.

Указанное правило является общим, иного налоговым законодательством не предусмотрено.

Следовательно, осуществляя платежи 17 июня 2022 года, Виттенберг Д.А. исполнил именно обязанность по уплате штрафа, указанного в требовании по состоянию на 7 декабря 2020 года, и НДФЛ за 2020 год по сроку уплаты 15 июля 2021 года, указанного в требовании № 31862 по состоянию на 1 октября 2021 года, что исключает саму по себе возможность наличия у него задолженности по указанным суммам.

Между тем, налоговый орган засчитал ... в погашение штрафа по НДФЛ за 2019 год, а ... – в погашение авансового платежа по НДФЛ за 2020 год по сроку уплаты 25 июля 2020 года (...), авансового платежа по НДФЛ за 2020 год по сроку уплаты 25 октября 2020 года (...), оставшуюся сумму – в погашение части НДФЛ за 2020 год по сроку уплаты 15 июля 2021 года.

С действиями административного истца по такому зачету согласиться нельзя, уплаченными следует считать штраф и НДФЛ за 2020 год по сроку уплаты 15 июля 2021 года в полном объеме.

Неуплаченными по состоянию на день рассмотрения дела остаются авансовые платежи (... и пеня по НДФЛ за 2020 год (...).

Доводы административного ответчика о том, что требований налогового органа об уплате данных авансовых платежей он не получал, суд находит необоснованными, поскольку требование об уплате авансовых платежей по НДФЛ за 2020 год по второму и третьему срокам уплаты ему было направлено.

Снижение размера требуемых сумм произошло благодаря действиям самого налогоплательщика, который после получения требования подал еще две уточненные декларации с указанием в последней из них авансовых платежей в размере ... соответственно. Направление в таком случае нового требования положениями НК РФ не предусмотрено – полученное ранее требование Виттенбергу Д.А. следовало исполнить с учетом внесенных им уточнений, чего им сделано не было.

Отказа от иска не последовало, а поданное административным истцом уточнение иска ввиду неправильного зачета уплаченных налогоплательщиком сумм во внимание принято быть не может.

В установленных обстоятельствах взысканию с административного ответчика подлежат два авансовых платежа и пеня (всего – ...), а во взыскании НДФЛ за 2020 год и штрафа должно быть отказано.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, государственная пошлина в размере (2 786,45 : 100 х 4 =) 400 рубля подлежит взысканию с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворить частично.

Взыскать с Виттенберга Д.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца (), зарегистрированного и проживающего в (Ямало-Ненецкий автономный округ), 2 786 (две тысячи семьсот восемьдесят шесть) рублей 45 копеек, в том числе:

- авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 2 169 (две тысячи сто шестьдесят девять) рублей ();

- авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 203 (двести три) рубля ();

- пеню за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 414 (четыреста четырнадцать) рублей 45 копеек ().

Отказать межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу в удовлетворении предъявленных к Виттенбергу Д.А. требований о взыскании 25 689 (двадцати пяти тысяч шестисот восьмидесяти девяти) рублей 50 копеек, в том числе:

- штрафа по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 571 (пятьсот семьдесят один) рубль 50 копеек;

- налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 25 118 (двадцать пять тысяч сто восемнадцать) рублей.

Взыскать с Виттенберга Д.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца (), зарегистрированного и проживающего в ), государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Ноябрьск в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина

Решение в окончательной форме принято 14 июля 2022 года.

...