УИД:23RS0042-01-2022-001368-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2022 года г. Новороссийск
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.
при секретаре Данилович Е.В. с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1687/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к ГКУ Краснодарского края - управление социальной защиты населения в г. Новороссийске об оспаривании неправомерного решения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором проси признать незаконным решение ГКУ Краснодарского края - управление социальной защиты населения в г. Новороссийске об отказе в постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи.
В обоснование требований в заявлении указано, что 10 сентября 2021 года административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением №266111/2102 о выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи. В выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи, ей было отказано по причине отсутствия регистрации по постоянному месту жительства на территории Краснодарского края. С данным решением истец не согласна, так как она и члены ее семьи с 26 апреля 2021 года постоянно проживают в <адрес>.
В судебном заседании ФИО1 иск поддержала, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.
Представитель административного ответчика ФИО2 иск не признал, указав в своих возражениях на то, что ФИО1 имеет регистрацию по постоянному месту жительства на территории другого субъекта РФ и поэтому не может быть получателем социальной помощи в Краснодарском крае. Кроме этого истцом без уважительных причин пропущен трехмесячный срок для подачи административного искового заявления.
Исследовав письменные доказательства, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По правилам ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В частности, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 года N431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен правительствам субъектов Российской Федерации поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей дополнительных меры социальной поддержки за счет собственных средств.
Законом Краснодарского края от 22.02.2005 N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" определены меры социальной поддержки семей с детьми (единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты; оказание натуральной помощи; предоставление льгот; организация социального обслуживания), а также категории получателей мер социальной поддержки, в том числе многодетные семьи; указанным законом предусмотрено, что его действие распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Краснодарском крае (статья 1), а финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством Краснодарского края (ст.5).
Из представленных суду документов видно, что ФИО1 имеет пятерых несовершеннолетних детей.
ФИО1 зарегистрирована по постоянному месту жительства по адресу: <адрес> МКР 2-й микрорайон <адрес>.
С 26 апреля 2021 года она и ее дети проживают в <адрес>.
Семья не является получателем соответствующих социальных гарантий и льгот в каком-либо субъекте Российской Федерации.
3 сентября 2021 года ФИО1 обратилась в ГКУ Краснодарского края - управление социальной защиты населения в г. Новороссийске с заявлением о выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи.
10 сентября 2021 года ГКУ Краснодарского края - управление социальной защиты населения в г. Новороссийске принято решение №266111/2102 в назначении ежегодной денежной выплаты многодетным семьям по причине отсутствия регистрации по постоянному месту жительства на территории Краснодарского края.
Не согласившись с данным решением ФИО1 направила жалобу в министерство труда и социального развития Краснодарского края.
Письмом от 3 февраля 2022 года за подписью начальника отдела министерства труда и социального развития Краснодарского края ФИО1 была уведомлена об отказе в удовлетворения ее жалобы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец вместе со своими детьми, проживает на территории Краснодарского края, сохранение ею регистрацию по постоянному месту жительства в Саратовской области, не может служить основанием для отказа в назначении ежегодной денежной выплаты многодетным семьям.
При этом суд исходит из того, что в ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Из анализа положений статей 2 и 3 указанного Закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 N619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Однако, по правилам ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение направлено ГКУ Краснодарского края - управление социальной защиты населения в г. Новороссийске в МФЦ 23 сентября 2021 года.
Как пояснила в судебном заседании ФИО1 копия оспариваемого решения и документы направленные ею в ГКУ Краснодарского края - управление социальной защиты населения в г. Новороссийске вместе с заявлением, получены ею 30 октября 2021 года. Административное исковое заявление подано в суд 1 марта 2022 года.
Таким образом, истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд. Уважительные причины пропуска процессуального срока отсутствуют.
Имея в вид, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, руководствуясь статьями 177-180, 219 и 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1 к ГКУ Краснодарского края - управление социальной защиты населения в г. Новороссийске о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья А.Н. Литвинов