К делу № 2а-62/2020
(23RS0012-01-2019-002206-78)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Горячий Ключ 15 января 2020 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края
в составе:
председательствующего Попова В.А.,
при секретаре Максимовой О.В.,
с участием административного истца ФИО2,
представителей административных ответчиков
администрации МО г.Горячий Ключ ФИО3,
департамента образования администрации МО г.Горячий Ключ ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Администрации города Горячий Ключ, Департаменту образования администрации города г.Горячий Ключ о признании бездействия незаконным и обязании предоставить путевку на поступление в дошкольное образовательное учреждение (детский сад),
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд к Администрации города Горячий Ключ, Департаменту образования администрации г.Горячий Ключ о признании бездействия незаконным и обязании предоставить путевку на поступление в дошкольное образовательное учреждение (детский сад), и просила признать незаконным бездействия администрации г.Горячий Ключ, выразившиеся в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; обязать департамент образования администрации МО г.Горячий Ключ предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. путевку на полный день на поступление в дошкольное образовательное учреждение по месту проживания ФИО2.
В обоснование административного искового заявления указала, что она является матерью ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ДД.ММ.ГГГГ, она встала на очередь на поступление в детский сад. Вместе с тем, до настоящего времени, несмотря на неоднократные обращения, ответчики отказывают ей в выдаче путевки на поступление в детский сад в группу полного дня. Считает отказ в предоставлении места в детском саду, незаконным.
ДД.ММ.ГГГГ Горячеключевским городским судом вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании административный истец требования административного иска поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она присутствовала на комиссии по комплектованию, где ей были предложены следующие варианты посещения детского сада в ст.Черноморская (25 км. от города); либо устроиться работать медицинской сестрой в детский сад, тогда для её ребенка выделят место в саду.
Представитель административного ответчика администрации МО г.Горячий Ключ по доверенности ФИО3, представитель административного ответчика департамента образования администрации МО г.Горячий Ключ по доверенности ФИО4 просили в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме. Дополнительно пояснили, что административному истцу было предложено место в дошкольном учреждении в ст.Саратовской, последняя отказалась, и в ст.Черноморской в случае её трудоустройства в детский сад в качестве медсестры, ФИО2 отказалась.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).
Федеральный закон № 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного Закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ на поступление в детский сад, регистрационный №«...», что подтверждается уведомлением управления образования администрации МО г.Горячий Ключ (л.д.5).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на имя начальника управления образования администрации МО г.Горячий Ключ было подано заявление о предоставлении её ребенку ФИО13ДД.ММ.ГГГГ г.р. места в группе кратковременного пребывания в ДОУ №«...»,№«...»,№«...».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано направление для зачисления ребенка в детский сад МБДОУ д/с №«...» МО г.Горячий Ключ в группу кратковременного пребывания, ФИО2 отказалась от предоставленного места.
ДД.ММ.ГГГГ№«...», заместителем главы МО г.Горячий Ключ Краснодарского края ФИО9 на обращение ФИО2 по вопросу предоставления места в дошкольном образовательном учреждении МО г.Горячий Ключ, дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был дан ответ, из которого следует, что предоставление мест в дошкольные образовательные организации рассматриваются на заседаниях специально созданной комиссией по комплектованию в соответствии с постановлением администрации МО г.Горячий Ключ Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№«...» «Об утверждении порядка комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования город Горячий Ключ, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования». Позиция ребенка в очередности зависит от возрастной группы, наличия льготы, территориальной расположенности предпочитаемых садов, особых возможностей здоровья (специализации группы), ограничений перечня садов для поиска места. Позиция в очереди рассчитывается автоматически, ежесуточно. ФИО1 зарегистрирована в единой электронной очереди детей дошкольного возраста, нуждающихся в дошкольном образовании, с ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди по городу (возрастная категория 2-3 года) на 191 месте, в МБДОУ №«...»- на 84 месте, в МБДОУ д/с №«...» – на 64 месте, в МБДОУ д/с №«...» - на 13 месте. Комиссией по комплектованию дошкольных образовательных учреждений МО г.Горячий Ключ будет рассмотрен вопрос о предоставлении места в группу полного пребывания ФИО1 в ноябре 2019 года, в соответствии с очередностью (л.д.8-9).
ДД.ММ.ГГГГ№«...», заместителем главы МО г.Горячий Ключ Краснодарского края ФИО9 на обращение ФИО2, поступившее в прокуратуру Краснодарского края по информационным системам общего пользования по вопросу предоставления места в дошкольном образовательном учреждении МО г.Горячий Ключ, дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был дан ответ, в котором сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ на комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений вновь был рассмотрен вопрос о предоставлении места в ДОУ ФИО14 комиссия приняла решение предоставить место в группе кратковременного пребывания в МБДОУ д/с №«...», так как этот детский сад был в числе указанных предпочитаемых ДОУ в системе «Е-Услуги. Образование». Группа кратковременного пребывания - вариативная форма организации дошкольного образования в режиме неполного дня, которая создается для детей раннего и дошкольного возраста, с целью обеспечения всестороннего развития и социальной адаптации. ФИО15 зарегистрирована в единой электронной очереди детей дошкольного возраста, нуждающихся в дошкольном образовании, с ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди по городу на 180 месте, в МАДОУ №«...»- на 69 месте, в МБДОУ д/с №«...» – на 74 месте, в МБДОУ д/с №«...»- на 57 месте. Комиссией по комплектованию дошкольных образовательных учреждений МО г.Горячий Ключ будет рассмотрен вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении МО г.Горячий Ключ ФИО16 при наличии свободного места, в соответствии с очередностью (л.д.11-13).
Согласно ответа зам. главы МО г.Горячий Ключ Краснодарского края №«...» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений МО г.Горячий Ключ был рассмотрен вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении МО г.Горячий Ключ ФИО1. Комиссией было предложено предоставить место на полный рабочий день в МБДОУ д/с №«...» (ст.Черноморская), так как мама ребенка работает в должности старшей медицинской сестры в ст.Черноморской, от заявителя получен отказ в устной форме в присутствии членов комиссии по комплектованию ДОУ. В МБДОУ д/с №«...» имеется вакантная должность медицинской сестры, заведующим МБДОУ д/с №«...» ФИО2 было предложено место медицинской сестры, в этом случае будет предоставлено место, как ребенку сотрудника, но ФИО2 отказалась в присутствии членов комиссии по комплектованию ДОУ.
В судебном заседании установлено, что административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка, неоднократные обращения к административному ответчику с заявлением о предоставлении ребенку ФИО19ДД.ММ.ГГГГ г.р. места в дошкольном учреждении по месту проживания на территории г.Горячий Ключ), административный ответчик был обязан обеспечить ребёнка ФИО20 местом в муниципальном детском дошкольном учреждении для получения бесплатного образования по месту жительства матери с ребенком.
Непредоставление ребёнку административного истца такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 мая 2006 г. № 5-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Между тем административный ответчик в нарушение требования части 10 статьи 226 КАС РФ не представил доказательств принятия таких мер.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).
Доводы административных ответчиков о том, что ФИО2 были предложены места в дошкольном учреждении в ст.Саратовской, и в ст.Черноморской, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку административный истец проживает совместно с ребенком в г.Горячий Ключ, в силу чего предложение места в дошкольном образовательном учреждении, находящиеся в других населенных пунктах примерно в 25 км. от места жительства ФИО2, а также о зачислении её ребенка в группу кратковременного пребывания, является препятствием для административного истца работать на полный рабочий день.
На основании изложенного, административное исковое заявление ФИО2 подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к Администрации города Горячий Ключ, Департаменту образования администрации города г.Горячий Ключ о признании бездействия незаконным и обязании предоставить путевку на поступление в дошкольное образовательное учреждение (детский сад), - удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации МО г.Горячий Ключ, выразившиеся в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования ФИО1.
Обязать департамент образования администрации МО г.Горячий Ключ предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. путевку на полный день на поступление в дошкольное образовательное учреждение по месту проживания ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий