ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1690/20 от 22.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2а-1690/2020

УИД 13 RS0023-01-2020-004000-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2020 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего - судьи Парамонова С.П.,

при секретаре судебного заседания – Рогудяевой О.Е.,

с участием в деле:

административного истца – Администрации городского округа Саранск,

его представителя Ионова С. А., действующего по доверенности, имеющего высшее юридическое образование,

административного ответчика - судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия Умяровой Л. Р.,

второго административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия,

заинтересованного лица Прокуратуры Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия при участии старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Саранска Гавина Д. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Ленинского районного суда г. Саранска административное дело по административному иску Администрации городского округа Саранск, к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании незаконным постановления судебного пристава исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия об отказе в удовлетворении ходатайства должника – организации о продлении срока по требованию судебного пристава – исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании незаконным постановления судебного пристава исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия об отказе в удовлетворении ходатайства должника – организации о продлении срока по требованию судебного пристава – исполнителя.

Требования мотивировал тем, что 17.08.2020 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия ФИО1 вынесено постановление №13028/20/26790 об отказе в удовлетворении ходатайства должника-организации о продлении срока по требованию судебного пристава-исполнителя. В постановлении судебный пристав-исполнитель ссылается на письмо Администрации городского округа Саранск от 17.08.2020 №548-ДПВ, как на основание, для отказа в удовлетворении ходатайства. Административный истец не согласен с вышеуказанным постановлением об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока по требованию судебного пристава-исполнителя, считает его незаконным, поскольку оно противоречит пункту 1 статьи 150 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ. В целях соблюдения действующих ограничений, установленных Указом Главы РМ от 17.03.2020 №78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и требований приказа ФССП России от 19.03.2020 №202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)» Администрации городского округа Саранск было направлено письмо от 11.08.2020 №552-ДПВ о продлении срока исполнения требования судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РМ от 23.07.2020 №13028/20/22786 до отмены мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и мероприятий Федеральной службы судебных приставов по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Считают, что исполнение требований судебного пристава-исполнителя от 23.07.2020 №13028-20/22786 является неисполнимыми, поскольку доступ в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия невозможен.

Представитель административного истца Администрации городского округа Саранск Ионов С.А. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия Умярова Л.Р. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям изложенным в возражениях.

Заинтересованное лицо прокуратуры Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия Гавин Д.М. возразил относительно удовлетворения исковых требований.

Представитель второго административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 года, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункт 2 статьи 4 Федерального закона).

В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Ленинского районного суда г. Саранска от 16.11.2011, вступившим в законную силу 31.01.2012 постановлено обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить соответствие состояния автомобильной дороги по п. Пушкино городского округа Саранск Республики Мордовия протяженностью 2243 м. – 6 м. установленным правилам, стандартам, техническим нормам по ширине проезжей части для организации регулярных автобусных перевозок в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу. Обязать Администрацию городского округа Саранск в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу установить пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок по п. Пушкино городского округа Саранск Республики Мордовия, автобусную остановку и разворотную площадку для общественного транспорта.

На основании исполнительного листа ВС №018418875, выданного 09.02.2012 Ленинским районным судом г. Саранска, 27.02.2012 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия было возбуждено исполнительное производство №15419/12/17/13.

Постановлением об исправлении описок, ошибок в постановлении судебного пристава-исполнителя от 11.03.2012 в постановление о возбуждении исполнительного производства внесено исправление в части установления должнику срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а именно до 31.07.2012.

В течение установленного для добровольного исполнения срока требования исполнительного документа должником – Администрацией городского округа Саранск не исполнены.

Ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия 23.07.2020 в адрес Администрацией городского округа Саранск вынесено требование об исполнении требований исполнительного листа №2-1913/2011 от 09.02.2012 в срок до 18.08.2020. Одновременно в требовании разъяснено, что документы, свидетельствующие об исполнении указанных требований необходимо представить в МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия 18.08.2020 до 12.00 часов.

Заявителем в материалы дела представлено заявление от 11.08.2020 о продлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа до отмены мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и мероприятий Федеральной службы судебных приставов по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), (л.д. 6).

Постановлением от 17.08.2020 судебный пристав-исполнитель ФИО1 в продлении срока добровольного исполнения отказала, поскольку ФССП России от 19.03.2020 №202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)» является внутренним документом ФССП России и не может влиять на исполнение (либо неисполнение) должником требования судебного пристава-исполнителя, кроме того, ссылка на Указ Главы РМ от 17.03.2020 №78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» является необоснованной, поскольку не приведены конкретные обстоятельства, затрудняющие исполнение требования судебного пристава-исполнителя (л.д.4).

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона срок, установленный судебным приставом-исполнителем, может быть им продлен по заявлению лица, участвующего в исполнительном производстве.

В части 12 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве» установлен общий срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. При этом в частях 11, 14 статьи 30 закона "Об исполнительном производстве" речь идет об установлении судебным приставом-исполнителем соответствующих сроков. Следовательно, несмотря на наличие в Законе конкретных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, функции установления такого срока исполняет судебный пристав-исполнитель. Соответственно, в его компетенцию входит и решение вопроса о продлении соответствующих сроков в порядке статьи 20 Закона "Об исполнительном производстве". Ни данная норма, ни положения статьи 30 Закона "Об исполнительном производстве" не содержат запрета на продление срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Не содержит такого запрета и пункт 2.3 Методических рекомендация Федеральной службы судебных приставов по порядку взыскания исполнительского сбора, содержащий общие правило определения сроков для добровольного исполнения требований исполнительных документов, но не определяющего порядок и основания продления сроков, установленных судебным приставом-исполнителем.

Продление сроков производится судебным приставом-исполнителем, который их установил. С заявлением о продлении сроков могут обратиться лица, участвующие в исполнительном производстве. Заявление должно быть подано до истечения срока. Действующее законодательство не предусматривает последствий обращения лица с заявлением о продлении по истечении срока.

Заявление о продлении срока рассматривается судебным приставом-исполнителем. Оно подлежит удовлетворению, если лицо, ходатайствующее о продлении срока, представит доказательства, что действия не могут быть выполнены в установленный срок по уважительным причинам. По итогам рассмотрения заявления судебный пристав-исполнитель выносит постановление либо об удовлетворении заявления и о продлении срока, либо об отказе в продлении срока.

В случае отказа должнику в признании представленных им доказательств уважительными судебный пристав-исполнитель выносит мотивированное постановление с указанием причин отказа.

Из материалов исполнительного производства судом установлено, что каких-либо сведений о принятых мерах, которые возможно бы было расценить как достаточные, по исполнению судебного решения либо сведений об отсутствии объективной возможности его исполнения, Администрация городского округа Саранск в адрес судебного пристава-исполнителя не было представлено.

Согласно пояснениям административного ответчика на сегодняшний день решение суда не исполнено.

Согласно части 1 статьи 16 КАС Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отношении вступивших в законную силу решений по гражданским делам.

Исходя из указанных норм, возбуждение исполнительного производства не снимает с должника обязанность по добросовестному исполнению вступившего в законную силу судебного постановления и не может служить основанием для уклонения от его исполнения.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При указанных обстоятельствах оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя не имеется, что в силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

РЕШИЛ:

административный иск Администрации городского округа Саранск, к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании незаконным постановления судебного пристава исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия об отказе в удовлетворении ходатайства должника – организации о продлении срока по требованию судебного пристава – исполнителя от 17.08.2020 года по исполнительному производству ИП №1093/14/13028-ИП оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем принесения жалобы в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 24 сентября 2020 года.

Председательствующий С.П. Парамонов

Дело № 2а-1690/2020

УИД 13 RS0023-01-2020-004000-05