ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1691/18 от 24.09.2018 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2а-1691/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 сентября 2018 года г.Пенза

Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Д.В. Шветко,

при секретаре М.С. Кругловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авакяна Ашота Мишаевича к администрации г.Пензы о признании отказа в проведении аукциона на размещение нестационарного торгового объекта незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Авакян А.М. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что 03 апреля 2018 года им было подано заявление о проведении аукциона на право заключения договора размещения нестационарного торгового объекта на территории города Пензы. Место размещения: <адрес>. Данное место было включено в действующую на момент подачи Схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением Администрациии города Пензы от 18.01.2018 года №74 в Приложении № 1 под номером 44 Площадь НТО - 34 кв.м., высота НТО до 3х метров, вид НТО: торговый киоск; цель использования: продовольственная группа товаров.

На данную заявку ему был дан отказ от 09.04 2018 № 4-А-2252, согласно которому размещение в месте, указанном в его заявке, не соответствует схеме размещения, утвержденной постановлением администрации города Пензы от 18.01.2018 года №74 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы», ввиду того, что срок нахождения вышеуказанного места в схеме размещения истек 09.04.2018 года.

Полагает, что поскольку на момент подачи им заявки заявляемой место было включено в Схему размещения, администрацией г.Пензы должен был быть организован аукцион.

Считает, что данным отказом были нарушены его права.

На основании вышеизложенного, административный истец просит признать отказ администрации г.Пензы от проведения аукциона на размещение нестационарного торгового объекта, выраженный в ответе №4-А-2252 от 09 апреля 2018 года незаконным и отменить его; обязать администрацию г.Пензы организовать проведение аукциона на размещение нестационарного торгового объекта согласно заявке от 03 апреля 2018 года.

В судебном заседании административный истец Авакян А.М. административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, в обоснование ссылался на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Пензы Андосова Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагая их необоснованными по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск, просила в удовлетворении исковых требований отказать, в том числе и в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства

(КАС) РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из части 11 ст.226 КАС РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие)

Судом установлено и следует из материалов дела, что Авакян А.М. 03 апреля 2018 года обратился в администрацию г.Пензы с заявкой о проведении аукциона на право заключения договора размещения нестационарного торгового объекта на территории города Пензы, место размещения: <адрес> площадь нестационарного торгового объекта – 12 кв.м. (34 кв.м.), высота нестационарного торгового объекта – до 3х метров, вид нестационарного торгового объекта – торговый киоск, цель использования – продовольственно-промышленная группа товаров.

Письмом от 09 апреля 2018 года № 4-А-2252 администрация города Пензы отказала Авакяну А.М. в проведении аукциона на основании подпункта 9.1 пункта 9 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 года «Об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области», указав, что размещение в месте, указанном в заявке административного истца, не соответствует схеме размещения, утвержденной постановлением администрации г.Пензы от 18.01.2018 года №74 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы», ввиду того, что срок нахождения вышеуказанного места в схеме размещения истек 09.04.2018 года.

Авакян А.М. считает указанное решение администрации г. Пензы незаконным.

Однако, суд с данным утверждением административного истца согласиться не может по следующим основаниям.

С 01 марта 2015 года спорные правоотношения регулируются нормами главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации «Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута».

Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ).

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от №131-Ф3) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ).

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона № 381-ФЗ.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона № 381-ФЗ определено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 381-ФЗ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 230-ФЗ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ).

На момент возникновения спорных правоотношений на территории города Пензы действовала Схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением администрации г.Пензы от 18 января 2018 года №74.

Руководствуясь пунктом 6 Порядка разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области, утвержденного приказом Минсельхоза Пензенской области от 23.11.2010 № 1174, администрацией города Пензы в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы, утвержденную постановлением администрации города Пензы от 18.01.2018 № 74, включена информация об адресе или адресном обозначении НТО, типе НТО в соответствии с ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, в том числе установлен период размещения спорного места (с 09.04.2015 по 09.04.2018).

В настоящее время на территории города Пензы действует Схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением администрации города Пензы от 15.05.2018 № 835.

Как усматривается из схемы размещения нестационарных торговых объектов типа торговых павильонов, киосков, торговых автоматов на территории г.Пензы, размещенных на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов, являющейся приложением к постановлению администрации г.Пензы от 15.05.2018 года №835, спорное место размещения нестационарного торгового объекта в данной схеме отсутствует.

Согласно пункту 2 Порядка разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области, утвержденного приказом Минсельхоза Пензенской области от 23.11.2010 № 1174 истечение установленного в схеме периода размещения нестационарного торгового объекта среди прочих является самостоятельным основанием для исключения нестационарных торговых объектов из схемы, уполномоченным органом местного самоуправления с учетом требований законодательства Российской Федерации.

Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области утвержден Приказом Минсельхоза Пензенской области от 02.03.2016 № 32.

В соответствии с вышеуказанным Порядком уполномоченный орган местного самоуправления предоставляет (далее - УОМС) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (далее - хозяйствующие субъекты) право на размещение НТО в местах, определенных Схемой, в соответствии с Порядком.

Предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО в местах, определенных Схемой, осуществляется на основании договора на размещение НТО, заключаемого по результатам аукциона, либо в случаях, установленных настоящим Порядком, без проведения аукциона на срок, указанный в заявке хозяйствующего субъекта либо определенный У ОМС, при проведении аукциона по инициативе УОМС, но не более чем на пяти лет.

Решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО в местах, определенных Схемой, (далее - аукцион) принимается УОМС на основании заявок хозяйствующих субъектов о проведении аукциона или по инициативе УОМС.

Договор на размещение НТО заключается между хозяйствующим субъектом и УОМС.

УОМС принимает решение об отказе в проведении аукциона по заявкам хозяйствующих субъектов о проведении аукциона при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размещение НТО, указанного в заявке хозяйствующего субъекта о проведении аукциона, не соответствует положениям пункта 1 данного Порядка; наличие договора на размещение НТО в указанном в заявке хозяйствующего субъекта о проведении аукциона месте, определенном Схемой, с иным хозяйствующим субъектом, заключенного ранее дня подачи хозяйствующим субъектом заявки.

На основании Приказа Минсельхоза Пензенской области от 02.03.2016 № 32 администрацией города Пензы принято постановление от 29.04.2016 № 654 «О порядке проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Пензы», в соответствии с которым утвержден порядок проведения открытого аукциона, заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов по адресам, включенным в постановление администрации города Пензы от 09.04.2015 № 470 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы».

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Пензы, утвержденного постановлением администрации города Пензы от 29.04.2016 № 654, отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого аукциона, предметом которого является право заключения договора на постановлением размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной администрации города Пензы.

Решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта принимается организатором аукциона на основании заявок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о проведении аукциона, в которых указываются место размещения, площадь, высота, вид, цель использования нестационарного торгового объекта и площадь, предназначенных для их размещения земельных участков.

Согласно пункту 2.3. Порядка проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Пензы, утвержденного постановлением администрации города Пензы от 29.04.2016 № 654, организатор аукциона в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявок осуществляет их рассмотрение и принимает одно из следующих решений: о проведении аукциона либо об отказе в проведении аукциона, если место размещения нестационарного торгового объекта, указанное в заявке о проведении аукциона не соответствует Схеме, утвержденной Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы, утвержденной постановлением администрации города Пензы, наличие договора на размещение нестационарного торгового объекта в указанном в заявке хозяйствующего субъекта о проведении аукциона месте, определенном Схемой, с иным хозяйствующим субъектом, заключенного ранее дня подачи хозяйствующим субъектом заявки.

Таким образом, действующие нормативные правовые акты допускают возможность заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов лишь в местах, определенных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.

Кроме того, согласно Порядку проведения открытого аукциона на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории г.Пензы, утвержденному постановлением администрации г.Пензы от 29.04.2016 года №654: организатор аукциона в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявок осуществляет их рассмотрение (п. 2.3 Порядка № 654); не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка решений организатор аукциона направляет по адресу, указанному в заявке, уведомление о принятии одного из указанных решений (п. 2.4 Порядка № 654); разработка и утверждение документации, необходимой для проведения аукциона, осуществляется на основании принятого решения о проведении аукциона в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения о проведении аукциона (п. 2.5 Порядка № 654); публикация извещения о проведении аукциона осуществляется организатором аукциона в течение десяти рабочих дней после утверждения документации об аукционе, но не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения аукциона (п. 2.10); срок подачи заявки и документов, указанных в настоящем пункте, составляет 20 рабочих дней, которые исчисляются с даты официального опубликования извещения о проведении аукциона (п. 3.2 Порядка № 654); после окончания приема заявок Комиссией в течение двух рабочих дней составляется протокол приема заявок с присвоением каждой заявке номера, с указанием даты и времени подачи документов и сведений о внесении задатка (п. 3.6 Порядка № 654); договор на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Пензы готовится организатором аукциона и в течение 10 рабочих дней после подписания протокола аукциона в назначенное время (п. 5.1 Порядка № 654).

Таким образом, при заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта с соблюдением процедуры аукциона данный договор может быть заключен с хозяйствующим субъектом по истечении срока, превышающего два календарных месяца.

Проанализировав вышеизложенное, учитывая истечение периода размещения спорного места в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы на момент возможного окончания правоотношений - заключения по результатам открытого аукциона договора на размещение нестационарного торгового объекта, а также с учетом того, что испрашиваемое место размещения нестационарного торгового объекта противоречит Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы, утвержденной постановлением администрации г.Пензы от 18.01.2018 года №74, в части окончания периода размещения указанного места, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ от 09.04.2018 года №4-А-2252 в проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав административного истца.

Довод стороны административного истца о том, что поскольку на момент подачи им заявки спорное место было включено в Схему размещения, в связи с чем администрацией г.Пензы должен был быть организован аукцион, является ошибочным и не основанным на законе.

Кроме того, суд находит заслуживающим внимания довод стороны административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Ответ администрации г.Пензы от 09.04.2018 года №4-А-2252 был направлен Авакяну А.М. 09.04.2018 года, что подтверждается представленным административным ответчиком журналом учета ответов, отправленных заявителям в 2018 году.

Факт получения оспариваемого отказа в апреле 2018 года административным истцом не оспаривается.

Из материалов дела усматривается, что Авакян А.М. обратился в суд с настоящим административным иском 23.08.2018 года.

Между тем, срок для оспаривания решения органа местного самоуправления согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, Авакян А.М. обратился с административным иском в суд с пропуском установленного законом трехмесячного срока, о восстановлении которого административным истцом не заявлялось, доказательств уважительности причин пропуска не представлялось.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для удовлетворения административного искового заявления Авакяна Ашота Мишаевича к администрации г.Пензы о признании отказа от 09 апреля 2018 года №4-А-2252 в проведении аукциона на размещение нестационарного торгового объекта незаконным, его отмене, а также о возложении обязанности на администрацию г.Пензы организовать проведение аукциона на размещение нестационарного торгового объекта согласно заявке от 03 апреля 2018 года, не имеется, поскольку данное решение было принято в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд -

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Авакяна Ашота Мишаевича к администрации г.Пензы о признании отказа в проведении аукциона на размещение нестационарного торгового объекта незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено «28» сентября 2018 года.

Председательствующий - Д.В. Шветко