Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 декабря 2021 года город Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Стёпиной М.В.,
при секретаре Мельниковой Н.С.,
с участием представителя административного истца прокурора Тверской области - прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции на правах управления ФИО1, действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области ФИО2, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО2, действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Тверской области, действующего в интересах Российской Федерации к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области о признании незаконным мотивированного отзыва начальника отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по Тверской области на капитана внутренней службы ФИО3, начальника 54 пожарно-спасательной части 4 пожарно-спасательного отряда ГУ МЧС России по Тверской области в связи с решением об установлении контроля за расходами сотрудника и его супруги, обязании повторно рассмотреть полученные в ходе процедуры контроля за расходами ФИО3 и его супруги материалы, подготовить мотивированный отзыв, включающий оценку расходов ФИО3 и членов его семьи на проживание в период 2016 г.- 9 месяцев 2019 г., обязании направить материалы полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения в прокуратуру Тверской области в соответствии с требованиями ч.3 ст. 16 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
установил:
Прокурор Тверской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по Тверской области с вышеуказанными административными исковыми требованиями.
В обоснование иска прокурор указал, что в соответствии со ст. 3 ФЗ от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», службой в федеральной противопожарной службе является федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности – региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, подразделениях, организациях и учреждениях федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, а также на должностях, не являющихся должностями в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции обеспечения пожарной безопасности, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (пункты 1,3 Положения и Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года №868).
ФИО3 состоит в должности начальника 54-ой пожарно-спасательной части 4 пожарно-спасательного отряда ГУ МЧС России по Тверской области, является сотрудником федеральной противопожарной службы (ч.1 ст. 10 Закона №141-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) лица, замещающие должности государственной службы, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Замещаемая ФИО3 должность включена в Перечень должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МЧС России от 22.10.2015 №565 (пп. 6 п. 3).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ « О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлен контроль за расходами лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, ФИО3 обязан ежегодно представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершённой им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетним детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Проведенной проверкой области в ГУ МЧС России по Тверской области проверкой установлено, что ФИО3 в 2020 году за отчетный 2019 год представлены сведения о расходах.
Так в сведениях на себя указано о приобретении земельного участка стоимостью 450000,00 рублей и жилого дома стоимостью 2050000,0 руб.. Источником получения средств, за счет которых приобретено имущество, указаны накопления за предыдущие годы, а также кредит в размере 450000,0 руб.
В сведениях на супругу указано о приобретении легкового автомобиля стоимостью 700000,0 руб. за счет накоплений за предыдущие годы, а также дохода в размере 210000,0 руб., полученного от продажи в 2019 г. автомобиля.
Таким образом, в 2019 г. ФИО3 совместно с супругой совершены сделки по приобретению имущества на общую сумму 3 200 000,0 руб. Общий доход ФИО3 и ФИО за 2016-2018 г.г. составил 2 511 905,82 руб. С учетом суммы кредита (450 000,0 руб.); направленного на приобретение земельного участка, а также размера дохода, полученного в 2019 г. от продажи автомобиля (210 000,0 руб.), сотрудником не подтвержден источник денежных средств, за счет которых приобретено имущество, на сумму 28 094,18 руб.
Прокуратурой области начальнику ГУ МЧС России по Тверской области 04.09.2021 внесено представление об устранении нарушений закона, которым потребовано решить вопрос об осуществлении контроля за расходами ФИО3 и его супруги, совершенными в течение 2019 г.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования начальником отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по Тверской области вынесено решение об установлении контроля за расходами, которое 11.09.2020 утверждено начальником ГУ МЧС России по Тверской области.
По итогам процедуры контроля за расходами 24.11.2020 начальником отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по Тверской области подготовлен мотивированный отзыв, который представлен начальником ГУ МЧС России по Тверской области в соответствии с требованиями ч.1 ст. 13 Закона №230-ФЗ и утвержден м 25.11.2020.
По запросу прокуратуры области материалы проведенного контроля за расходами представлены в прокуратуру области 15.04.2021 года.
Прокурор области полагает выводы, изложенные в мотивированном отзыве, незаконными.
При расчете полученных ФИО3 и его супругой доходов и произведенных расходов начальником отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по Тверской области не учены расходы на проживание семьи сотрудника, исходя из величины прожиточного минимума, устанавливаемого ежеквартально Правительством Тверской области.
В состав семьи ФИО3 входит супруга ФИО и двое несовершеннолетних детей – ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
За период 2016 г. – 9 месяцев 2019 г. доходы ФИО3 и членов его семьи составили 4507317,10 руб.. С учетом расходов на проживание размер оставшихся личных денежных средств, которые могли быть сбережены и израсходованы на приобретение недвижимости и транспортного средства, составил 2673495,88 руб.
В 2019 году ФИО3 приобретено имущество на общую сумму 3200000,00 руб., при этом в качестве источника приобретения указаны кредитные денежные средства в размере 450000,00 руб. (учтены при расчете дохода семьи сотрудника) и накопления за предыдущие годы. Однако, как следует из представленного расчета, накопления не могли превысить сумму в размере 2673495,88 руб., в связи с чем сумма неподтвержденного дохода ФИО3 и членов его семьи составляет 3200000,00 – 2673495,88 руб.=526504,12 руб.
В ходе процедуры контроля за расходами источник указанных денежных средств не установлен, ГУ МЧС России Тверской области сделан необоснованный вывод о наличии у сотрудника возможности совершить сделки по приобретению имущества за счет своих доходов и доходов супруги.
Осуществление контроля за расходами установленной категории лиц является одной из форм противодействия коррупции.
Если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов лица, в отношении которого осуществляется такой контроль, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, соответствующие материалы в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации (ч.3 ст. 16 Закона №230-ФЗ).
Нарушения, допущенные ГУ МЧС России по Тверской области при проведении процедуры контроля за расходами и приведшие к подготовке и утверждению 25.11.2020 мотивированного отзыва на ФИО3 в связи с решением об установлении контроля за расходами сотрудника и его супруги, препятствуют обращению прокурора в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, или эквивалентной стоимости такого имущества, поскольку в силу положений ч.1 ст. 17 Закона №230-ФЗ прокурор обращается в суд с соответствующим заявлением по результатам рассмотрения материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, содержащих вывод о несоответствии расходов доходам.
Определением Центрального районного суда г. Твери от 13.09.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 требования поддержал и просил их удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области и заинтересованного лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленного иска, поддержав доводы письменных возражений, приобщенных к материалам дела.
Ранее в судебном заседании заинтересованное лицо ФИО3 возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддержал доводы письменных возражений, приобщенных к материалам дела.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).
Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ст. 226 КАС РФ согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Как установлено судом, прокуратурой Тверской области проведена проверка в рамках реализации возложенных на органы прокуратуры функций по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции на основании решения о проведении проверки №86-10-2020 от 04.09.2020.
Из представленных материалов следует, что ФИО3 назначен на должность начальника 54-ой пожарно-спасательной части федерального государственного казенного учреждения «4 отряд федеральной противопожарной службы по Тверской области».
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №141-ФЗ) служба в федеральной противопожарной службе - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности (далее - федеральный орган исполнительной власти в области пожарной безопасности), территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, подразделениях, организациях и учреждениях федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (далее - подразделение), а также на должностях, не являющихся должностями в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно пп. «в» п. 2 раздела II Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557, а также приказа МЧС России от 22 октября 2015 г. № 565"Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", занимаемая ФИО4 должность включена в перечень должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которой федеральный государственный служащий обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона №141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В силу п. 3.2 ч. 1 ст. 8 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Закон №273-ФЗ) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Закона №273-ФЗ).
В соответствии с пп. «б» п. 3, п.п. 7, 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки: государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа. В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Порядок предоставления cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в МЧС России регламентирован приказом МЧС России от 15.07.2014 № 364 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и федеральными государственными служащими Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Согласно раздела пп. «а» и «б» п. 6 раздела III вышеуказанного порядка федеральный государственный служащий ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 17 апреля 2020 г. N 272"О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г." установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020 г. включительно.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в Главное управление МЧС России по Тверской области поступило Представление прокуратуры Тверской области от 04.09.2020 №86-10-2020 «Об устранении нарушений законодательства».
Согласно представлению, прокуратурой Тверской области установлено, что со стороны сотрудника Главного управления МЧС России по Тверской области ФИО3 представленные сведения о расходах за 2019 год в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» являются недостоверными и неполными.
Прокуратура Тверской области потребовала от Главного управления решить вопрос об осуществлении контроля за расходами начальника пожарно-спасательной части №54 ФГКУ «4 отряд федеральной противопожарной службы Тверской области» ФИО3 и его супруги, совершенными в течение 2019 года.
Абзац 4 подпункта «а» пункта 15 Положения об аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Тверской области, утвержденного приказом Главного управления МЧС Росси по Тверской области от 20.03.2020 года №238, говорит о том, что в случае представления государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных статьей 3 ФЗ-230, в Главном управлении проводится заседание комиссии.
Согласно пункту 16 Положения, в комиссию представляются материалы проверки. Которые должны включать в себя в обязательном порядке доклад должностного лица, которому поручена организация проведения или проведение проверки, о ее результатах должностному лицу, принявшему решение о проведении проверки.
Вышеуказанное поручение было дано начальнику отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления МЧС России по Тверской области лейтенанту внутренней службы ФИО
Материалами дела установлено, что в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в области противодействия коррупции, начальником отдела воспитательной работы Главного управления МЧС России по Тверской области ФИО5 12 октября 2020 года был подготовлен мотивированный отзыв на капитана внутренней службы ФИО3, начальника 54 пожарно-спасательной части 4 пожарно-спасательного отряда Главного управления МЧС России по Тверской области в связи с решением об установлении контроля за расходами сотрудника и его супруга. Мотивированный отзыв утвержден начальником Главного управления МЧС России по Тверской области генерал-майором внутренней службы ФИО6 12.10.2020 года (т.2 л.д. 10-12).
При составлении мотивированного отзыва начальником отдела воспитательной работы Главного управления МЧС России по Тверской области была проведена работа по сбору информации о доходах и расходах ФИО3 и его жены, анализа представленных документов, в целях установления законности и обоснованности приобретения имущества указанными лицами.
Из пояснений сторон следует, что было рассмотрено объяснение ФИО3, в которых он указал, что имущество он приобрел за счет ипотечного кредита (кредитный договор от 29.08.2019 №), собственных накоплений за 2015-2018 гг., а также за 8 месяцев 2019 года, за счет денежных, которые средств, которые ему подарили родственник (расписка ФИО от 09.09.2020).
Данные сведения начальником отдела воспитательной работы Главного управления МЧС России по Тверской области проверены в полном объеме, проведен анализ связи расходов с доходами ФИО3 и его жены, и установлено, что сотрудник имел возможность совершить сделок по приобретению имущества на сумму 3200000 рублей за счет своих доходов и доходов его супруг.
В Главном управлении МЧС России по Тверской области создана аттестационная комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которая в пределах своих полномочий 27.11.2021 на заседании рассмотрела вопрос по установлению контроля за расходами капитана внутренней службы ФИО3, начальника 54 пожарно-спасательной части 4 пожарно-спасательного отряда Главного управления МЧС России по Тверской области, его супруги и несовершеннолетнего ребенка.
Из протокола №8 заседания аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Тверской области от 27.11.2020 следует, что рассмотрен вопрос по установлению контроля за расходами капитана внутренней службы ФИО3, начальника 54 пожарно-спасательной части 4 пожарно-спасательного отряда Главного управления МЧС России по Тверской области, его супруги и несовершеннолетнего ребенка. По результатам рассмотрения уведомления комиссия решила признать, что сведения, представленные федеральным государственным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» являются достоверными и полными.
В силу п. 30 положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утв. Указом Президента РФ от 01.07.2020 № 821, решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, для руководителя государственного органа носят рекомендательный характер.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом мотивированный отзыв не содержал властного волеизъявления, не возлагал какую-либо обязанность, носил рекомендательный характер.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что принятый мотивированный отзыв начальника отдела воспитательной работы и профилактик коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по Тверской области на капитана внутренней службы ФИО3, начальника 54 пожарно-спасательной части 4 пожарно-спасательного отряда ГУ МЧС России по Тверской области в связи с решением об установлении контроля за расходами сотрудника и его супруги не могут являться предметом самостоятельного обжалования в рамках КАС РФ. Соответственно требования административного истца о возложении обязанностей также удовлетворению не подлежат, поскольку являются по своей сути способом восстановления нарушенного права.
С учётом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в том числе соблюдены ли сроки обращения в суд.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом соблюдены сроки обращения с указанным административным иском в суд, поскольку административный истец узнал об оспариваемом отзыве лишь получив документы по своему запросу 15.04.2021 года (том 1 л.д. 2 (оборот), л.д. 47) и 14.07.2021 обратился с указанным иском в суд, то есть в трехмесячный срок установленный в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административные исковые требования Прокурора Тверской области, действующего в интересах Российской Федерации к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области о признании незаконным мотивированного отзыва начальника отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ МЧС России по Тверской области на капитана внутренней службы ФИО3, начальника 54 пожарно-спасательной части 4 пожарно-спасательного отряда ГУ МЧС России по Тверской области в связи с решением об установлении контроля за расходами сотрудника и его супруги, обязании повторно рассмотреть полученные в ходе процедуры контроля за расходами ФИО3 и его супруги материалы, подготовить мотивированный отзыв, включающий оценку расходов ФИО3 и членов его семьи на проживание в период 2016 г.- 9 месяцев 2019 г., обязании направить материалы полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения в прокуратуру Тверской области в соответствии с требованиями ч.3 ст. 16 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери.
Судья Стёпина М.В.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 31 декабря 2021 года.
1версия для печатиДело № 2а-1692/2021 ~ М-1714/2021 (Решение)