ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1694/2021 от 09.06.2021 Альметьевского городского суда (Республика Татарстан)

Подлинник решения приобщён к административному делу № 2а-1694/2021

Альметьевского городского суда Республики Татарстан

УИД16RS0036-01-2021-005201-19

Дело № 2а-1694/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 июня 2021 года г. Альметьевск РТ

Альметьевский городской суд РТ в составе судьи Исмагилова А.Т.,

при секретаре Мухаметгариповой Ч.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании требований межрайонной ИНФС России № 16 по Республике Татарстан и доначисления недоимки и пени по страховым взносам,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском по указанной выше формулировке. В обоснование требований указал, что является арбитражным управляющим и членом СРО Союз «АУ «Правосознание», регистрационный номер СРО – 15355. Межрайонной ФНС России № 16 по РТ в отношении административного истца вынесены требования № , до начислены пени и недоимка по страховым взносам (на обязательное пенсионное и медицинское страхование) на общую сумму 151425 рублей 97 копеек.

Указывая на то, что будучи арбитражным управляющим (при этом не являясь индивидуальным предпринимателем) какие-либо доходы от данной деятельности в указанный в требованиях период не получал, при этом официально был трудоустроен в организациях, и следовательно, по месту трудовой деятельности работодателем уплачивались налоговые платежи, в связи с чем требования и действия налогового органа приводят в двойному налогообложению, а также на обращение налогового органа с требованиями с пропуском установленного законодательства срока, административный истец просил признать оспариваемые требования и действия налогового органа по доначислению недоимки по пени и страховым взносам незаконными.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен.

Представитель Управления ФНС России по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, извещен. При этом направил письменные возражения, согласно которым просил в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.

Представитель МРИ ФНС России № 16 по РТ по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать. Пояснил, что сроки выставления оспариваемых административным истцом требований налоговым органом не пропущены, поскольку сведения из регистрирующего органа о статусе административного ответчика как арбитражный управляющий (с ДД.ММ.ГГГГ года) поступили в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ года. Исходя из положений налогового законодательства, применимого и в данном случае, налоговый орган вправе осуществить перерасчет налогов, сборов, страховых взносов, за период, не более чем за три налоговых периода с даты поступления соответствующих сведений из регистрирующих органов. Уплата страховых взносов осуществляется лицами, обязанными уплачивать указанный вид платежа, в установленные сроки, в независимости от того, осуществляло ли данное лицо деятельность в качестве арбитражного управляющего и получало ли доход от указанной деятельности. Доводы ФИО1 о возникновении ситуации двойного налогообложения, поскольку являясь одновременно арбитражным управляющим являлся лицом, официально трудоустроенным, по месту работы которого работодателем, как налоговым агентом исполнялась обязанность по уплате соответствующих платежей, не состоятельны, поскольку уплата работодателем страховых вносов и налоговых платежей за своих работников и самостоятельное исполнение арбитражным управляющим обязанности по уплате страховых взносов в фиксированном размере, являются по своей правовой природе разными обязательствами в рамках налогового законодательства и не порождает факт двойного налогообложения.

Выслушав доводы представителя Межрайонной ФНС России № 16 по РТ, изучив отзыв представителя Управления ФНС России по РТ, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные положения закреплены в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) являются плательщиками страховых взносов.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.

Пунктом 2 статьи 69 и пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При этом в силу абз. 4 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации направленный налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика документ считается полученным в день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из материалов дела усматривается, что административный истец является арбитражным управляющим и членом СРО Союз «АУ «Правосознание» с ДД.ММ.ГГГГ года.

Соответственно административный ответчик является плательщиком страховых взносов.

В связи с поступившей в налоговый орган информации ДД.ММ.ГГГГ года о регистрации ФИО1 в качестве арбитражного управляющего, последнему МРИ ФНС № 16 России по РТ выставлены требования о необходимости оплаты страховых взносов и пени, которые оспариваются административным истцом.

Решениями Управления ФНС России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года жалобы ФИО1 на требования об уплате налога оставлены без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны: уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.

Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФПлательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом, сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса (ч.2 )

ФИО1 как налогоплательщик на основании пункта 1 статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 1 стать и 75 Налогового кодекса РФ установлено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно начисляется пения.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков (п. 7 ст. 75 НК РФ).

Таким образом, как установлено в судебном заседании административный истец ФИО1 является арбитражным управляющим и зарегистрирован в качестве такового с12 августа 2015 года, следовательно, административный ответчик является плательщиком страховых взносов и лицом, обязанным уплачивать указанного вида налоговые платежи, в связи с чем выставление требований за три предшествующих года и доначисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов со стороны налогового органа являются правомерными и соответствующими требованиям действующего законодательства.

В части доводов административного истца о пропуске налоговым органом сроков для направления требований суд считает необходимым отметить следующее.

Из системного толкования норм статьей 52, 85, 363, 397 и 409 Налогового кодекса РФ следует, что налоговый орган имеет право на перерасчет налогов, сборов, страховых взносов, за период не более сем три налоговых периода с даты поступления соответствующих сведений из регистрирующих органов.

Поскольку сведения о регистрации ФИО1 в качестве арбитражного управляющего (с мая 2015 года) поступили в налоговый орган только в ноябре 2020 году, следовательно, за указанные периоды (2017 года сроком уплаты до 01 января 2018 года, за 2018 год – сроком уплаты до 01 января 2019 года и за 2019 год – сроком уплаты до 01 января 2020 года) налоговая инспекция вправе взыскать недоимку по страховым взносам.

Налоговым органом с момента поступления сведений из регистрирующего органа, своевременного направлены оспариваемые административным истцом.

Доводы ФИО1 о том, что будучи зарегистрированным в качестве арбитражного управляющего какие-либо доходы от указанной деятельности не получал, следовательно, на него не должны возлагаться обязанности по уплате страховых платежей за указанный период, суд считает несостоятельными и основанными на неверном толковании норм налогового законодательства.

Пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса РФ установлено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога либо сбора.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков стразовых взносов (п. 4 ст. 44 НК РФ).

Таким образом обязанность по уплате страховых взносов возлагается на плательщика с момента установленных законом обстоятельств, предусматривающих их уплату. И данная обязанность возникает с момента регистрации в качестве арбитражного управляющего и сохраняется до момента прекращения членства в соответствующей саморегулируемой организации.

Законодательство о налогах и сборах не ставит обязанность по уплате страховых взносов в фиксированном размере в зависимость от фактического осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего.

Доводы ФИО1 о том, что являясь зарегистрированным в качестве арбитражного управляющего осуществлял трудовую деятельность в ОАО «РУМО» и в дальнейшем в ЗАО «ЭЛЕКТРОКОНТАКТ», в эти периоды времени за него уплачивались налоги работодателем, следовательно выставление налоговым органом требований об уплате страховых взносов и их начисление приводит к двойному налогообложению, также не состоятельны, поскольку не основаны на нормах налогового, трудового и пенсионного законодательства, поскольку оплата налогов и страховых взносов работодателем за своих работников, будучи налоговым агентом, и самостоятельное исчисление сумм страховых взносов лицами, зарегистрированными в качестве арбитражных управляющих, индивидуальных предпринимателей и нотариусов являются совершенно разными по своей природе обязательствами, предусмотренными Налоговым кодексом РФ и уплата работодателем платежей в рамках налогового законодательства не может служить основанием для их зачета в счет индивидуальной, персонифицированной обязанности ФИО3 как арбитражного управляющего, по уплате страховых взносов, иное противоречило бы целям государственной налоговой политики.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Указанной совокупности при рассмотрении административного дела не установлено.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца ФИО3 правовых оснований суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействительным требования межрайонной ИФНС России № 16 по Республике Татарстан № 30910 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года,

а также незаконным:

- доначисления пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 5483 рубля 97 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1075 рублей 72 копейки; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на ДД.ММ.ГГГГ года в размере 23400 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на 09 января 2018 года в размере 4590 рублей;

- доначисления пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 873 рубля 80 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 852 рубля 26 копеек; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на ДД.ММ.ГГГГ года в размере 26545 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на ДД.ММ.ГГГГ года в размере 5 840 рублей;

- доначисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере – 32448 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере – 8426 рублей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23 июня 2021 года.

Судья подпись

Копия верна:

Судья Альметьевского городского суда РТ А.Т. Исмагилов

<данные изъяты>

Судья