РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 августа 2022 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Подольской А.А., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2, представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1698/2022 по административному исковому заявлению АО «Невская косметика» к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области, Главному Управлению МЧС России по Иркутской области, старшему инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ангарскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области ФИО2 о признании незаконными и отмене актов выездной проверки, предписаний по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» (далее АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА») обратилось в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее ГУ МЧС России по Иркутской области). Уточнив административный иск в порядке ст.46 КАС РФ, административный истец в его обоснование указал, что на основании решения начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по АГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области от 28.07.2021 в период с 18 по 31 августа 2021 в отношении АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» проведена проверка в рамках надзора за выполнением требований в области гражданской обороны. Проверка проведена инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по АГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2 По результатам проверки составлен акт плановой выездной проверки №2-15-8 от 31.08.2021, выдано предписание № 2-15-8 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны. Решение обжаловано в порядке подчиненности. По результатам рассмотрения жалобы внесены изменения в предписание и акт, между тем п.п.1 п.11 акта и п.1 предписания остались без изменений. Истец считает п.п.1 п.11 акта и п.1 предписания незаконными. Так, при проверке проверяющим не был установлен статус сооружения, расположенного на площадке цеха ПМС АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА», поскольку паспорт защитного сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО) представителю АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» предоставлен не был, о его наличии истец узнал из решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на акт и предписание. Из материалов проверки не следует, что объектом проверки было защитное сооружение с инвентарным номером А/89-38. ГУ МЧС России по Иркутской области делает вывод, что АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» эксплуатирует защитное сооружение, расположенное по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, Первый промышленный массив, в 10 м восточнее пересечения улицы 6 и улицы В, строение 1/1, объект 730/22, тогда как в акте проверки и предписании указано защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: Иркутская область, г.Ангрск, Первый промышленный массив, квартал 6, строение 1/1. Кроме того, на сегодняшний день собственником защитного сооружения гражданской обороны – Российской Федерацией в лице Росимщества - не заключен с АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. При таких обстоятельствах у АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» отсутствует обязанность по содержанию защитного сооружения. Кроме того, в акте проверки и предписании в разделе «Характер нарушения» указано, что защитное сооружение находится в нерабочем состоянии. Между тем, установить данный характер нарушения возможно только путем осмотра ЗС ГО. Однако в акте проверки не указано кем и когда проводился осмотр ЗС ГО, не приложен протокол осмотра, не указаны идентификационные признаки ЗС ГО, не указано каким образом установлено нерабочее состояние ЗС ГО. В результате невозможно установить обстоятельства, на основании которых проверяющим был сделан вывод о нахождении защитного сооружения в нерабочем состоянии. Кроме того, указанная в Предписании формулировка «в нерабочем состоянии» без какой-либо конкретизации делает невозможным его исполнение. Между тем предписание должно быть реально исполнимым и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. В установленный законом срок АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с целью оспаривания акта плановой выездной проверки предписания. Определением Арбитражного суда Иркутской области от 01.12.2021 исковое заявление возвращено истцу по причине неподсудности спора данному суду. АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» обжаловало данное определение апелляционном порядке. 26.01.2022 определением Четвертого апелляционного суда апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения. Таким образом, по уважительной причине административным истцом был пропущен процессуальный срок на подачу административного иска. Просит восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок для подачи административного иска. Административный истец просит признать незаконным и отменить п.п.11 п.1 акта плановой выездной проверки №2-15-8 от 31.08.2021, п.1 Предписания №2-15-8 от 31.05.2021.
Кроме того, АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» обратилось в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее ГУ МЧС России по Иркутской области), в его обоснование указав, что на основании решения начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по АГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области от 24.01.2022 в период с 3 по 16 февраля 2022 в отношении АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» проведена проверка в рамках надзора за выполнением требований в области гражданской обороны. Проверка проведена инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по АГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2 По результатам проверки составлен акт выездной проверки №2 от 16.02.2022, выдано предписание № 2 от 16.02.2022 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны. Решение обжаловано в порядке подчиненности. По результатам рассмотрения в удовлетворении жалобы отказано. Истец считает акт №2 от 16.02.2022 и предписание №2 от 16.02.2022 незаконными. В решении о проведении проверки в качестве объекта проведения проверки указан адрес: Иркутская область г.Ангарск Первый промышленный массив, квартал 6, стр.1/1, Между тем, в акте указано, что проверка проходила по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, Первый промышленный массив, в 10 м восточнее пересечения улицы 6 и улицы В, строение 1/1, объект 730/22. При этом в предписании адрес объекта указан как в решении о проведении проверки. Кроме того, в решении о проведении проверки в качестве цели проверки указан контроль за выполнением ранее выданного предписания от 31.08.2021 №2-15-8, между тем, проверяющими в разделе «Структурные единицы нормативного и правового акта, требования которого нарушены» в предписании №2 и предписании №2-15-8 указаны абсолютно разные нормативные документы. Указанные в предписании №2 нормативные документы не относятся к описываемому виду нарушения. Кроме того, в акте проверки и предписании в разделе «Характер нарушения» указано, что защитное сооружение находится в нерабочем состоянии. Указанная в Предписании формулировка «в нерабочем состоянии» без какой-либо конкретизации делает невозможным его исполнение. Между тем предписание должно быть реально исполнимым и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Кроме того, на сегодняшний день собственником защитного сооружения гражданской обороны – Российской Федерации в лице Росимщества - не заключен с АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. При таких обстоятельствах у АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» отсутствует обязанность по содержанию защитного сооружения. Административный истец просит признать незаконным и отменить акт выездной проверки №2 от 16.02.2022, Предписание №2 от 16.02.2022.
Определением Ангарского городского суда Иркутской области от 14.07.2022 административные дела №2а-1698/2022 и №2а-3576/2022 объединены в одно производство с №2а-1698/2022.
Определение Ангарского городского суда Иркутской области к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области, старший инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ангарскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области ФИО2
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске и дополнительных письменных пояснениях.
Представитель ответчика Главного Управления МЧС России по Иркутской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. Дополнительно пояснил, что основанием для вынесения оспариваемых предписаний в адрес АО «Невская косметика» явилось наличие копии паспорта защитного сооружения, инвентарной карточки защитного сооружения, в которых указано, что эксплуатирующей организацией ЗС ГО является АО «Невская косметика». Кроме того, данное ЗС ГО внесено в соответствующий перечень, в котором также указан собственник ЗС ГО – Росимущество, эксплуатирующая организация – АО «Невская косметика»
Представитель заинтересованного лица – Росимущество, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не поддержала, суду пояснила, что ЗС ГО объект 730/22, расположенный по адресу: г.Ангарск, Первый промышленный массив, в 10 м восточнее пересечения улицы 6 и улицы В, строение 1/1, является собственностью Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 все объекты гражданской обороны являются исключительной собственностью РФ. Данный объект был внесен в реестр государственной собственности в 2019 году, договор о передаче данного объекта на ответственное хранение и содержание не заключался, в связи с чем в силу закона обязанность по содержанию и сохранению данного объекта гражданской обороны возложена на собственника – Российскую Федерацию в лице Росимущество. Росмущество осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы.
Иные стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст.227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд с учетом всех обстоятельств дела приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА». Выводы суд основаны на следующем.
Федеральный государственный контроль в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В соответствии со ст.16 Федерального закона №248-ФЗ от 31.07.2020 объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - объект контроля) является деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст.27 указанного Федерального закона от имени контрольного (надзорного) органа государственный контроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять инспекторы, уполномоченные на проведение конкретных профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением контрольного (надзорного) органа о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
В соответствии со ст.29 Федерального закона №248-ФЗ инспектор обязан проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей; не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц; предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора); знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия; соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий; не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий (п.2 ч.1 ст.57 Федерального закона №248-ФЗ от 31.07.2020.
В соответствии со ст. 64 указанного Федерального закона для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий, указанных в ст.65 Федерального закона №248-ФЗ.
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено (ч.2 ст.87 Федерального закона №248-ФЗ).
Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка (ст.88 Федерального закона №248-ФЗ).
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (п.1 ч.2 ст.90 Федерального закона №248-ФЗ).
В соответствии со ст.95 указанного Федерального закона по истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, принятого в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об исполнении решения, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения путем проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона. В случае, если проводится оценка исполнения решения, принятого по итогам выездной проверки, допускается проведение выездной проверки.
В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Как следует из материалов дела, на основании решения начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по АГО Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО4 от 28 июля 2021 №2-15-8 в период с 18.08.2021 по 31.08.2021 в отношении АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны. Данное решение содержит сведения об уполномоченных на проведение проверки лицах, о контролируемом лице и месте проведения проверки, о видах контрольных мероприятий, осуществляемых в ходе проверки, о предмете и сроках проверки, о документах, которые необходимо предоставить контролируемому лицу в рамках проверки.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 31.08.2021 №2-15-8, с которым был ознакомлен уполномоченный представитель АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» в день его составления. На основании данного акта старшим инспектором ОНД и ПР по Ангарскому городскому округу ФИО2 вынесено предписание № 2-15-8 от 31.08.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны в срок до 01.02.2022.
Выездная плановая проверка в отношении АО «Невская косметика» проведена на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, согласованного с Генеральной прокуратурой РФ и опубликованного в установленном законом порядке.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что выездная плановая проверка проведена с соблюдением требований, предусмотренных положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" уполномоченными на проведение соответствующих проверок лицами на основании соответствующего решения и в установленные сроки.
Согласно п.п.1 п.11 акта проверки выявлено следующее нарушение обязательных требований в области гражданской обороны: инжинерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны, расположенное на площадке цеха ПМС АО «Невская косметика» по адресу: г.Ангарск Первый промышленный массив, квартал 6, строение 1/1, находится в нерабочем состоянии (отсутствует возможность перевода ЗС ГО в любое время на эксплуатацию в режиме убежища). Пункт 1 предписания №2-15-8 от 31.08.2021 содержит требование об устранении указанного выше нарушения в срок до 01.02.2022.
Кроме того, на основании решения начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по АГО Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО4 от 24 января 2022 №2 в период с 03.02.2022 по 16.02.2022 в отношении АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» проведена внеплановая выездная проверка в целях контроля за выполнением ранее выданного предписания от 31.08.2021 №2-15-8 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны. Данное решение содержит сведения об уполномоченных на проведение проверки лицах, о контролируемом лице и месте проведения проверки, о видах контрольных мероприятий, осуществляемых в ходе проверки, о предмете и сроках проверки, о документах, которые необходимо предоставить контролируемому лицу в рамках проверки.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 16.02.2022 №2, с которым был ознакомлен уполномоченный представитель АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» в день его составления. На основании данного акта старшим инспектором ОНД и ПР по Ангарскому городскому округу ФИО2 вынесено предписание № 2 от 16.02.2022 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны в срок до 01.02.2023. Предписание вручено представителю юридического лица 16.02.2022.
Согласно п.11 акта в ходе проверки выявлено, что п.1 предписания №2-15-8 от 31.08.2021 не выполнен, а именно: инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны, расположенное на площадке цеха ПМС АО «Невская косметика» по адресу: г.Ангарск Первый промышленный массив, квартал 6, строение 1/1, находится в нерабочем состоянии (отсутствует возможность перевода ЗС ГО в любое время на эксплуатацию в режиме убежища).
Согласно статье 1 Закона № 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют следующие мероприятия в области гражданской обороны: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения № 804 подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В пункте 10 Положения № 804 определены основные мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Ими являются: строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
В силу пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, организации, в том числе, обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2002 №583, определяют порядок эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
На основании пункта 2.1 Правил № 583 учет защитного сооружения ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета такого сооружения.
В силу пункта 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Пунктами 3.2.11, 3.2.12 указанных Правил определено, что инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО.
Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны утвержден Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, в силу п.2 которого содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.
Из материалов дела установлено и не оспаривается сторонами, что на территории промышленной площадки АО «Невская косметика» по адресу: г.Ангарск Первый промышленный массив, в 10 м от пересечения улицы 6 и улицы В, строение 1/1 расположено защитное сооружение гражданской обороны– объект №730/22, что подтверждается копией паспорта защитного сооружения, инвентарной карточкой ЗС ГО. Данное защитное сооружение является собственностью Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Аналогичные сведения содержатся в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Иркутской области (т.1 л.д.212).
В силу пунктов 1 и 2 раздела 3 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление № 3020-1) объекты гражданской обороны были переданы в федеральную собственность
Во исполнение указанного положений ст.6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ).
В соответствии пунктом 2 указанного Порядка к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.
В силу пункта 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" запрещена приватизация защитных сооружений гражданской обороны (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (Приложение N 2 к настоящему Положению).
Как следует из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Иркутской области защитное сооружение гражданской обороны объект 730/22, расположенное на территории АО «Невская косметика», принадлежит Территориальному управлению Росимущества в Иркутской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом (т.1, л.д. 212).
В соответствии с пунктом 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28 мая 2019 г. № 128, территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальное управление осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации федерального имущества в соответствии с настоящим положением.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Анализируя приведенные положения законов и нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае основанием для предъявления к АО «Невская косметика» требований по содержанию и сохранению защитного сооружения гражданской обороны, являющегося собственностью Российской Федерации, является наличие заключенного с АО «Невская косметика» договора о передаче на ответственное хранение и пользование, определяющего пределы прав и обязанностей эксплуатирующей организации относительного защитного сооружения.
При отсутствии такого договора в силу указанных выше положений законов, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны является полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации.
Между тем, при рассмотрении дела судом установлено, и не оспорено сторонами, что между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области и АО «Невская косметика» договор о передаче на ответственное хранение и пользование защитного сооружения гражданской обороны объекта №730/22, расположенного на территории промышленной площадки АО «Невская косметика» по адресу: г.Ангарск Первый промышленный массив, в 10 м от пересечения улицы 6 и улицы В, строение 1/1, не заключался, следовательно, оспариваемым предписанием №2-15- от 31.08.2021 обязанность по приведению ЗС ГО в рабочее состояние и обеспечению возможности его перевода в режим убежища в любое время года возложена на ненадлежащее лицо.
Таким образом, административным ответчиком не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для возложения на АО «Невская косметика» обязанности по сохранению защитного сооружения гражданской обороны в надлежащем состоянии и, как следствие, законность п.п.1 п.11 акта плановой выездной проверки от 31.08.2021 и п.1 предписания №2-15-8 от 31.08.2021.
Поскольку оспариваемое предписание №2 от 16.02.2022 вынесено по результатам проверки выполнения ранее выданного предписания №2-15-8 от 31.08.2021, при этом устанавливает единственное нарушение, выразившееся в нахождении в нерабочем состоянии защитного сооружения гражданской обороны №730/22, суд приходит к выводу, что в нарушение п.11 ст.226 КАС РФ стороной ответчика не представлены доказательства, подтверждающие законность и обоснованность акта внеплановой выездной проверки от 16.02.2022 и предписания №2 от 16.02.2022.
Разрешая доводы административного истца об отмене п.п.1 п.11 акта плановой выездной проверки от 31.08.2021 №2-15-8, пункта 1 предписания №2-15-8 от 31.08.2021 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны, акта выездной проверки от 16.02.2022 №2, предписания №2 от 16.02.2022 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны, суд не усматривает правовых оснований для их удовлетворения. Выводы суда основаны на следующем.
В соответствии со ст.43 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен указанным органом на двадцать рабочих дней.
По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа указанных выше положений действующего законодательства следует, что в случае оспаривания гражданином, организацией решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в порядке главы 22 КАС РФ, суд признает оспариваемые решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Содержание резолютивной части решения суда по данной категории дел определено ст.227 КАС РФ, которая не предусматривает указание на отмену признанного незаконным решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Как следует из положений ст.43 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", решение должностного лица может быть отменено уполномоченным на рассмотрение жалобы органом при рассмотрении жалобы в порядке досудебного обжалования.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5).
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (ч. 6).
Пропущенный по указанной в ч. 6 приведенной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным кодексом (ч. 7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Приведенные законоположения закрепляют обязанность суда при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке гл. 22 КАС РФ выяснять причины такого пропуска.
В соответствии с чч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке гл. 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в чч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Судом из материалов дела установлено, что оспариваемое предписание получено представителем АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» 31.08.2021. В установленный законом срок АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания №2-15-8 от 31.08.2021, которое было возвращено заявителю определением Арбитражного суда Иркутской области от 01.12.2021 в связи с неподсудностью дела арбитражному суду и необходимостью обращаться с таким заявлением в суд общей юрисдикции. 28.01.2022 АО «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» направило в адрес Ангарского городского суда Иркутской области, что подтверждается квитанцией об отправке (т.1 л.д.66).
Проанализировав и оценив представленные стороной административного истца доказательства, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших обращению административного истца в суд в установленный законом срок, в связи с чем считает возможным в соответствии со ст.219 ч.7 КАС РФ восстановить ОА «НЕВСКАЯ КОСМЕТИКА» процессуальный срок для подачи административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования АО «Невская косметика» к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области, Главному Управлению МЧС России по Иркутской области, старшему инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ангарскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области ФИО2 о признании незаконными и отмене подпункта 1 пункта 11 акта плановой выездной проверки №2-15-8 от 31.08.2021, пункта 1 предписания №2-15-8 от 31.08.2021 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны, акта выездной проверки №2 от 16.02.2022, предписания №2 от 16.02.2022 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны удовлетворить частично.
Признать незаконными пункт 1 предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области №2-15-8 от 31.08.2021 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны, подпункт 1 пункта 11 акта плановой выездной проверки №2-15-8 от 31.08.2021.
Признать незаконными предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области №2 от 16.02.2022, акт выездной проверки №2 от 16.02.2022.
В удовлетворении исковых требований АО «Невская косметика» к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области, Главному Управлению МЧС России по Иркутской области, старшему инспектору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ангарскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области ФИО2 об отмене подпункта 1 пункта 11 акта плановой выездной проверки от 31.08.2021 №2-15-8, пункта 1 предписания №2-15-8 от 31.08.2021 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны, акта выездной проверки от 16.02.2022 №2, предписания №2 от 16.02.2022 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.В.Черных
Мотивированное решение изготовлено 23.08.2022.