ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1698/2022 от 18.05.2022 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-1698/2022

59RS0001-01-2022-001165-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Богомоловой Л.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО6,

с участием административного истца ФИО3, посредством видеоконференц-связи,

представителя административного истца ФИО3 – адвоката ФИО9, действующего на основании ордера,

представителя административного ответчика ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России – ФИО1 А.А., действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России – ФИО5 Е.П., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО7, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО4 к ФКУ ИК-32 ГУФИО1 по Адрес, ФКУЗ МСЧ-59 ФИО1, ГУФИО1 по Адрес, ФИО1 о признании незаконным отказа администрации ФКУ ИК-32 ГУФИО1 по Адрес от Дата в производстве в отношении истца медицинского освидетельствования на предмет невозможности содержания под стражей до вступления приговора суда в законную силу и обращения его к исполнению, взыскания компенсации за нарушений условий содержания под стражей,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконным отказа администрации ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю в производстве в отношении истца медицинского освидетельствования на предмет невозможности содержания под стражей до вступления приговора суда в законную силу и обращения его к исполнению, содержащемся в ответе от Дата, возложении обязанности провести медицинское освидетельствование.

В обосновании административного иска указано, что приговором Ленинского районного суда г. Перми от Дата истец была осуждена за совершение 6 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ. За каждое из этих 6 преступлений истцу было назначено уголовное наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 9000 рублей с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с выполнением организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий на срок в 2 года. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний истцу, приговором суда от Дата было назначено окончательное наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 40 000 рублей с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с выполнением организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий на срок в 4 года с отбыванием основного наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Истцом и ее защитником были поданы предварительные апелляционные жалобы на приговор Ленинского районного суда г. Перми от Дата. Имеющиеся у истца, заболевания исключают применение к истцу наказания в виде лишения свободы и содержание истца под стражей до вступления приговора в законную силу. В свою очередь, без наличия заключения врачебной комиссии медицинской организации, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на наличие у истца заболевания, препятствующего отбыванию наказания в виде реального лишения свободы, содержанию истца под стражей, - невозможно освобождение истца из-под стражи и освобождение истца от наказания в виде лишения свободы при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Истец обратилась в ФКУ ИК-32 ГУФИО1 по АдресДата с ходатайством о производстве в отношении нее медицинского освидетельствования в целях установления невозможности содержания истца под стражей по болезни до рассмотрения в отношении истца уголовного дела судом апелляционной инстанции на основании положений пунктов 2 и 3 Постановления Правительства РФ от Дата «О медицинском освидетельствовании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Однако, в производстве медицинского освидетельствования истцу администрацией ФКУ ИК-32 ГУФИО1 по Пермскому краю было отказано по тем мотивам, что истец уже находится в статусе осужденной, вследствие чего на истца медицинское освидетельствование подозреваемых и обвиняемых в аспекте Постановления Правительства РФ от Дата «О медицинском освидетельствовании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» распространено быть не может. Полагает, что отказ подлежит признанию незаконным.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков - ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю.

В ходе рассмотрения дела от административного истца ФИО3 поступило уточненное административное исковое заявление, согласно которому административный истец просит признать незаконным отказ администрации ФКУ ИК-32 ГУФИО1 по Адрес в производстве в отношении истца медицинского освидетельствования на предмет невозможности содержания под стражей до вступления приговора суда в законную силу и обращения его к исполнению, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 200000 рублей.

В части административного искового требования по возложению обязанности на административного ответчика ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю провести медицинское освидетельствование ФИО3 заявлен отказ от иска, который судом принят, о чем Дата вынесено определение, производство по делу в указанной части прекращено.

Административный истец ФИО3 в судебном заседании на требованиях уточненного административного иска настаивала, дополнительно пояснив, что в ноябре 2021 она уже обращалась в ИК-32 с аналогичным ходатайством, было проведено медицинское освидетельствование в рамках Постановления Правительства РФ от Дата «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», однако заболеваний, препятствующих содержанию под стражей установлено не было. В дальнейшем состояние ее здоровья изменилось, в связи с чем, Дата она вновь обратилась к начальнику ИК-32 для проведении освидетельствования в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от Дата, оспариваемым ответом ее ввели в заблуждение относительно ее процессуального статуса, после чего она обратилась с ходатайством о проведении медицинского освидетельствования в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от Дата «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», ей было отказано, ввиду того, что она еще не является осужденной, Дата она вновь обратилась в СИЗО-5 с ходатайством о проведении медицинского освидетельствования в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от Дата, медицинское освидетельствование было проведено. Полагает, что оспариваемый отказ привел к затягиванию проведения медицинского освидетельствования в установленном законом порядке, кроме того, отказ в проведении освидетельствования усугубил ее состояние здоровья, поскольку она была этапирована в СИЗО-5, где более тяжелые условия содержания, чем в больнице.

Представитель административного истца ФИО9 в судебном заседании уточненные административные исковые требования ФИО3 поддержал, пояснив, что ФИО3 обратилась в ходатайством в установленном порядке к начальнику ИК-32 по месту своего пребывания, после письменного отказа от Дата в проведении медицинского освидетельствования, ДатаФИО3 была переведена из филиала больницы ФКУЗ МСЧ-59 ФИО1 в СИЗО-5, то есть в более суровые условия, где ее состояние здоровья ухудшилось, пришлось ждать около 2 месяцев проведения медицинского освидетельствования в установленном порядке.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФИО1 А.А. в судебном заседании с административным иском не согласилась, представила письменные возражения, дополнительно пояснив, что не оспаривает факт выдачи ответа, не соответствующего требованиям закона, однако полагает, что в настоящее время права Друговой М.А. восстановлены, ходатайство было перенаправлено в СИЗО-5 для проведения медицинского освидетельствования, которое в настоящее время проведено, доказательств того, что данные обстоятельства привели к нарушению условий содержания под стражей не имеется. Проведение медицинского освидетельствования в отношении Друговой М.А. в ИК-32 невозможно, поскольку ИК-32 не является местом отбывания наказания осужденной, Другова М.А. находилась на лечении в филиале «Больницы №1» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, расположенной на территории ИК-32, являются самостоятельным юридическим лицом. Перевод Друговой М.А. 09.02.2022 из филиала «Больницы №1» в СИЗО-5 основан на окончании лечения административного истца, ИК-32 к вопросу о нахождении на лечении лиц, содержащихся под стражей и оформлению выписок из больницы отношения не имеет.

Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России Вашков Е.П. в судебном заседании с административным иском не согласился, пояснив, что ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России является ненадлежащим ответчиком по данному делу, не уполномочено на рассмотрение о принятие ходатайств о проведении медицинского освидетельствования осужденных, либо лиц, содержащихся под стражей.

Представитель заинтересованного лица ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю Тотьмянина Т.А. с административным иском не согласилась, пояснив, что 29.03.2022 в СИЗО-5 одновременно поступили ходатайство от Друговой М.А. о проведении медицинского освидетельствования, и аналогичное ходатайство, перенаправленное ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, медицинское освидетельствование было проведено.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном КАС РФ, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о нарушении условий содержания под стражей и присуждении компенсации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5, частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 9 и пунктами 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; гражданин имеет право получать как письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, так и уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно пункту 7 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов.

Судом установлено что, приговором Ленинского районного суда г. Перми от 19.10.2021 года истец была осуждена за совершение 6 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ, на день рассмотрения дела приговор суда не вступил в законную силу, обжалуется (л.д.116).

Согласно п.1.1 Устава ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, административный ответчик является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы (л.д.48-55).

03.02.2022 Другова М.А. обратилась к начальнику ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю с ходатайством о производстве в отношении нее медицинского освидетельствования в целях установления невозможности содержания административного истца под стражей по болезни до рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции на основании положений пунктов 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 14.01.2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Ходатайство зарегистрировано в канцелярии учреждения 03.02.2022 вх.№572 (л.д.11-16).

08.02.2022 начальником ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю Друговой М.А. дан ответ об отказе в удовлетворении ходатайства о проведении медицинского освидетельствования на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей, в обоснование которого указано на то, что Другова М.А. является осужденной, в связи с чем в отношении нее не распространяется Постановление Правительства РФ от 14.01.2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (л.д.17).

15.03.2022 начальником ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю Друговой М.А. дан ответ о признании ответа от 08.02.2022 недействительным, разъяснено право Друговой М.А. на обращение с ходатайством о проведении медицинского освидетельствования на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей по месту содержания под стражей (л.д.30-31).

29.03.2022 ходатайство Друговой М.А. перенаправлено в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России для принятия решения о производстве комиссионного медицинского освидетельствования на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей.

11.04.2022 Центральной врачебной комиссией Пермской краевой больницы вынесено медицинское заключение №1, согласно которому у Друговой М.А. установлено наличие тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (л.д.86-90).

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.

Оспариваемый административным ответчиком ответ от 08.02.2022 нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 47 УПК РФ осужденным признается обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор.

В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 №54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью" утверждены Правила направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью, а также Правила медицинского освидетельствования осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью.

Указанные Правила определяют порядок направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 года №3 утверждены Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила), которые устанавливают порядок медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

По смыслу вышеназванных норм, осужденные, в отношении которых постановлен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу, подлежат медицинскому освидетельствованию на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 года №3.

Согласно п.2-7 Правил установлено, что рассмотрение вопроса о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование осуществляется при наличии одного из следующих документов: письменное заявление подозреваемого или обвиняемого либо его законного представителя или защитника о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, подтвержденное медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования (далее - медицинские документы), адресованное лицу (органу), в производстве которого находится уголовное дело (далее - лицо (орган)), либо начальнику места содержания под стражей; ходатайство руководителя медицинского подразделения места содержания под стражей или лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы, адресованное начальнику места содержания под стражей, подтвержденное медицинскими документами.

Лицо (орган) либо начальник места содержания под стражей рассматривает заявление или ходатайство, указанные в пункте 2 настоящих Правил, с прилагаемыми медицинскими документами и в течение рабочего дня, следующего за днем их получения, принимает решение о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинская организация) либо выносит постановление о мотивированном отказе в направлении на медицинское освидетельствование при отсутствии медицинских документов. Лицо (орган) и начальник места содержания под стражей при принятии одним из них соответствующего решения незамедлительно уведомляют друг друга об этом решении.

Постановление об отказе в направлении на медицинское освидетельствование вручается под роспись подозреваемому или обвиняемому, его законному представителю и защитнику.

Отказ в направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При принятии решения о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование лицо (орган) либо начальник места содержания под стражей, рассмотревший заявление или ходатайство, указанные в пункте 2 настоящих Правил, оформляет направление на медицинское освидетельствование, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации. К направлению на медицинское освидетельствование прилагаются медицинские документы.

Подозреваемый или обвиняемый направляется на медицинское освидетельствование не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о направлении на медицинское освидетельствование. Подозреваемый или обвиняемый, его законный представитель и защитник заблаговременно письменно уведомляются лицом (органом) либо начальником места содержания под стражей, оформившим направление на медицинское освидетельствование, о дате направления на медицинское освидетельствование и возможности отказа от медицинского освидетельствования.

В соответствии со ст.7 Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и гауптвахты.

Как усматривается из материалов дела, приговор Ленинского районного суда г.Перми от 19.10.2021 в отношении Друговой М.А. на момент обращения с ходатайством от 03.02.2022 о проведении медицинского освидетельствования на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей, не вступил в законную силу.

Согласно имеющейся в деле информации Другова М.А. с 21.10.2021 содержится в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю, в период с 22.10.2021 по 09.02.2022 находилась на лечении в филиале «Больница №1» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, расположенном на территории ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, 09.02.2022 убыла в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю (л.д.32, 98).

В силу вышеназванных положений Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" местом содержания под стражей Друговой М.А. с момента избрания данной меры пресечения является ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Пермскому краю.

Доводы представителя административного истца о том, что местом содержания под стражей Друговой М.А. является место ее пребывания, в связи с чем, ходатайство о проведении медицинского освидетельствование от 03.02.2022 было адресовано начальнику ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю по месту ее нахождения в указанном учреждении, основаны нам ошибочном толковании норм права.

В силу положений Правил медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 года N 3, ст.7 Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", п.1.1 Устава ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю данное учреждение по отношению к Друговой М.А. местом содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не являлось, соответственно не являлось уполномоченным лицом на рассмотрение ходатайства Друговой М.А. о проведении медицинского освидетельствования на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей.

В связи с изложенным отклоняются доводы представителя административного истца о необходимости вынесения начальником ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю постановления об отказе в направлении на медицинское освидетельствование.

Вместе с тем, в силу положений Федерального закона №59-ФЗ обращение, поступившее должностному лицу ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю подлежало обязательному рассмотрению и в силу 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ подлежало направлению на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В рассматриваемом случае ходатайство Друговой М.А. от 03.02.2022 подлежало направлению начальником ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю на рассмотрение в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России для принятия соответствующего решения в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ №3 от 14.01.2011.

Ходатайство Друговой М.А. от 03.02.2022 было перенаправлено в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России только 29.03.2022, тогда как эта обязанность должна была быть выполнена не позднее чем в 30-дневный срок, что, исходя из характера разрешаемого вопроса, связанного с обеспечением безопасности жизни и здоровья человека, сокращенных сроков его рассмотрения (в течение рабочего дня, следующего за днем его получения), привело к несвоевременному проведению медицинского освидетельствования, нарушению права Друговой М.А. на проведение медицинского освидетельствования в установленном законом порядке и установленные сроки.

Оценивая, представленные в материалы дела доказательства, прихожу к выводу, что требования действующего законодательства, регулирующего вопросы обеспечения надлежащих условий содержания под стражей и реализация права содержащейся под стражей Друговой М.А. на обращение в государственные органы в полной мере не соблюдено, со стороны ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю принято незаконное решение, в виде ответа, содержащего отказ в производстве в отношении содержащейся под стражей Друговой М.А. медицинского освидетельствования на предмет невозможности содержания под стражей до вступления приговора суда в законную силу и обращения его к исполнению.

Определяя размер подлежащей взысканию компенсации за нарушение условий содержания под стражей, суд, учитывая фактические обстоятельства и характер допущенного нарушения, исходя из принципа разумности и справедливости, степени вины административного ответчика, а также того факта, что административный истец не была лишена возможности самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для осуществления медицинского освидетельствования, приходит к выводу о взыскании с Федеральной службы исполнения наказания в Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в пользу Друговой М.А. компенсации в размере 5000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

решил:

Административное исковое заявление Друговой Марины Александровны к ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о признании незаконным отказа администрации ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю от 08.02.2022 №60/37/1-416 в производстве в отношении истца медицинского освидетельствования на предмет невозможности содержания под стражей до вступления приговора суда в законную силу и обращения его к исполнению, взыскания компенсации за нарушений условий содержания под стражей удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю от 08.02.2022 №60/37/1-416 в производстве в отношении Друговой Марины Александровны медицинского освидетельствования на предмет невозможности содержания под стражей до вступления приговора суда в законную силу и обращения его к исполнению.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя Федеральной службы исполнения наказания в Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в пользу Друговой Марины Александровныкомпенсацию за нарушений условий содержания под стражей 5000 (пять тысяч) рублей с перечислением указанной суммы на счет №, открытый в Волго-Вятском Банке ПАО Сбербанка РФ, код подразделения , БИК

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья (подпись).

Копия верна. Судья Л.А. Богомолова

Мотивированное решение изготовлено 24.05.2022 года.