Дело № 2а-1699/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2016 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Озерных Е.В., с участием:
представителя административного истца ФИО5, действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика ФИО6, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица ООО «АльянсСтройМонтаж» ФИО5, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
установил:
С учетом уточненных требований, ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (далее по тексту – ДГиА, Департамент) о признании решения № ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство не соответствующим и нарушающим права и законные интересы; о возложении обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов путем выдачи разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес> соответствии с проектом (шифр ФИО16) на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-50).
В обоснование своих требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в ДГиА с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение № ФИО14 об отказе в выдаче разрешения на строительство, одним из оснований отказа является отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, а также содержит ссылку на то, что в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация на многоквартирные жилые дома с количеством этажей не более, чем три, строительство которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит экспертизе. С данным решением административный истец не согласен, поскольку объект возводится им без привлечения бюджетных средств, застройщиком и заказчиком объекта является гражданин ФИО1 и им не заключалось договоров, направленных на привлечение бюджетных денежных средств для строительства объекта, следовательно, получение положительного заключения экспертизы проектной документации, в соответствии с которой возводится указанный объект, не требуется. Кроме того, изменения в пунктах 2 и 3 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ вступают в силу только с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому рассмотрение заявления должно было производиться по правилам, изложенным в Градостроительном кодексе РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 252-ФЗ. Ссылаясь на ст. 15, ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» считает, что заявление было подано в установленном законом порядке и должно быть рассмотрено в соответствии с действующим на момент подачи этого заявления законодательством. Также указывает, что среди оснований для принятия оспариваемого решения указано отсутствие среди перечня приложенных к заявлению документов перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда. Вместе с тем, обязанность прилагать к заявлению о выдаче разрешения на строительство указанный перечень предусмотрен пп. «з» п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, который также был введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ При этом административным ответчиком указано, что указанный перечень представлен, но не соответствует требованиям ФИО1221.1101-2013 в части отсутствия подписи руководителя или главного инженера организации на титульном листе, однако, требования национального стандарта ФИО1221.1101-2013 «СПДС» не могут применены в целях оценки соответствия действующим обязательным требованиям указанного перечня мероприятий как документа, приложенного к заявлению, поскольку данный стандарт не включен в перечень национальных стандартов и сводов правил, применение которых на обязательной основе обеспечивает выполнений требований 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом 184-ФЗ «О техническом регулировании» в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 7 обязывает выполнять лишь требования принятых технических регламентов, а требования национальных стандартов в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 15 указанного Федерального закона применяются лишь на добровольной основе. Кроме того указывает, что последним из оснований отказа административного ответчика в выдаче разрешения на строительство является отсутствие в разделе проекта «Пояснительная записка» приложенном к заявлению отчетной документации по результатам инженерных изысканий, то есть несоответствие представленной документации требованиям, изложенным в Постановлении Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Однако, в соответствии с п. «б» ч. 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ раздел 1 «Пояснительная записка» должна содержать в том числе реквизиты отчетной документации по результатам инженерных изысканий, а не саму отчетную документацию. Ссылаясь на ч. 1, ч. 7, 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ указывает, что Департамент изначально не уполномочен проверять представленные документы на соответствие иным требованиям, в частности, изложенным в Постановлении Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку такая проверка не направлена на достижение цели, поставленной административным ответчиком при выдаче разрешения на строительство. На основании ст.ст. 49, 51 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 15, 16 Федерального закона «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» административный истец просит удовлетворить заявленные требования.
Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц ООО «АльянсСтройМонтаж» и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (л.д. 56-57, 156-157).
Административный истец – ФИО1 – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя, на удовлетворении требований настаивал в полном объеме (л.д. 176). Ранее представил дополнительные письменные пояснения (л.д. 62-68), из содержания которых следует, что незаконное решение административного ответчика привело к нарушению прав ФИО1, а именно, предусмотренных ст.ст. 209, 263 ГК РФ, ст. 40 ЗК РФ - право использовать земельный участок для возведения на нем построек, на которые необходимо получить разрешение, и предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса РФ - право получать разрешение на строительство, обратившись с заявлением и приложив полный и надлежащий перечень документов.
Представитель административного истца в судебном заседании на доводах административного иска настаивал, просил удовлетворить требования в полном объеме, дополнительно пояснив, что п. 5.1.2. государственного контракта ФИО26 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено право продавца привлекать к исполнению своих обязательств третьих лиц; порядок привлечения третьих лиц, порядок использования полученной по контракту предоплаты, договором не регулируется. Также пояснила, что из предмета договора следует, продавец обязан передать жилые помещения в многоквартирном строящемся доме, в то время, как материалы гражданского дела не свидетельствуют о привлечении полученной предоплаты для строительства административным истцом, а не заинтересованным лицом многоквартирного жилого дома. Согласно позиции Министерства строительства и ЖКХ и ООО «АльянсСтройМонтаж» стороны не имели намерений привлекать денежные средства для строительства жилого дома, административный истец выделенные ООО «АльянсСтройМонтаж» денежные средства не использовал, производил строительство за свой счет.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в удовлетворении требований просила отказать по додам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 34-42), согласно которым, ФИО1 на основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту – ГрК РФ) обратился в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта на земельном участке по адресу: <Адрес>, рассмотрев его заявление ДГиА принял решение об отказе в выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке, руководствуясь ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, основанием отказа послужило отсутствие документов, указанных в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации (шифр ФИО17) объекта капитального строительства. Ссылаясь на ст. 49 ГрК РФ указывает, что представленный раздел «Пояснительная записка» (шифр ФИО18) по составу не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в части отсутствие в разделе: отчетной документации по результатам инженерных изысканий; отсутствует перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со ст. 49 ГрК РФ. Также ссылаясь на п. 3.ДД.ММ.ГГГГ. Положения о Департаменте градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, указывает, обжалуемое решение принято Департаментов в рамках полномочий. В обоснование своих доводов Департамент ссылается на части 7, 10, 13 ст. 51 ГрК РФ. Кроме того, административный ответчик не согласен с доводами административного истца о том, что его заявление от ДД.ММ.ГГГГ должно быть рассмотрено в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи данного заявления по следующим основаниям. Ссылаясь на п. 1 ст. 12, п. 4 ст. 2, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных Услуг» (далее по тексту – Федеральный закон), пункты 1.4, 1.6, 2.6 Административного регламента Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и предоставление разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, продление срока выданного разрешения, внесение изменений в выданное разрешении», утвержденного постановлением администрации г.Перми № 51-П от 25.06.2012 г. (далее по тексту – Административный регламент) указывает, что заявление административного ситца и пакет документов были переданы в Департамент ДД.ММ.ГГГГ из многофункционального центра, следовательно, заявление ФИО1 поступило в Департамент ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 402-ФЗ «О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». В настоящее время согласно положениям ст. 49 ГрК РФ проектная документация на многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или несколько блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартире и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит экспертизе. По информации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО28, поступившей на имя главы администрации г.Перми квартиры в многоквартирном доме по адресу: Пермский край, г.Пермь, <данные изъяты> строятся по заказу Правительства Пермского края для детей-сирот, а именно, между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и ООО «Альянс-ФИО3» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГФИО29 на приобретение жилых помещений в указанном многоквартирном строящемся доме в государственную собственность Пермского края, следовательно доводы ФИО1 о том, что объект, разрешение на строительство которого было запрошено, возводится им без привлечения бюджетных средств, является несостоятельным. В отказе от ДД.ММ.ГГГГ указано на отсутствие положительного заключения экспертизы проектной документации (шифр ФИО19) указанного объекта, положительное заключение экспертизы проектной документации отсутствует. Также указывает, что при проверке представленных с заявлением документов установлено, что необходимые документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, отсутствуют, а именно, перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения и т.д., при этом данное требование введено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, с учетом положений ст. 4 ГК РФ у Департамента имелись законные основания отказать в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения и т.д. Кроме того указывает, что в отказе Департамента от ДД.ММ.ГГГГ указано на отсутствие отчетной документации по результатам инженерных изысканий, поскольку в представленном техническом отчете по инженерным изысканиям №-ИГ подпись начальника отдела инженерных изысканий ФИО7 на титульном листе не соответствует подписи ФИО7 в графической части отчета. Ссылаясь на подп. «б» п. 10, п. 11 Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе разделов проектной документации требованиях к их содержанию» считает, что довод административного истца о том, что не допускается требовать предоставление отчетной документации по результатам инженерных изысканий, поскольку «пояснительная записка» должна содержать лишь реквизиты отчетной документации является несостоятельным. Следовательно, Департамент действовал в соответствии с требованиями закона и исходил из обстоятельств, наличие которых позволяли ему действовать таким образом, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика дополнительно пояснила, что согласно п. 11.2 государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, существенным условием контракта является то обстоятельство, что ООО «АльянсСтройМонтаж» обязуется построить и передать жилые помещения в многоквартирном доме по <Адрес> в <Адрес> в г.Перми; пунктом 2.5 государственного контракта предусмотрено, что Общество должно соблюдать сроки поэтапной реализации строительства многоквартирного дома, поименованы этапы реализации строительства, в связи с чем считает, что довод Министерства и Общества о том, что строительство осуществлялось не за счет средств бюджета, необоснован.
Заинтересованное лицо – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее по тексту – Министерство) – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещено надлежащим образом. Представило заявление о рассмотрении дела без участия представителя (л.д. 158, 159, 172). Как следует из письменного отзыва на административное исковое заявление (л.д. 137-139), представленного суду ранее, Министерство требования административного иска поддерживает, считает их законными и обоснованными по следующим основаниям. В рамках формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа Министерством с ООО «АльянСтройМонтаж» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГФИО30 на приобретение жилых помещений в многоквартирном строящемся доме в государственную собственность Пермского края по адресу: <Адрес>. В свою очередь между ООО «АльянСтройМонтаж» и физическим лицом ФИО1 заключен предварительный договор купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на приобретение 50 квартир по указанному адресу. Ссылаясь на пункты 1.1, 1.2. контракта считает. что данный контракт по своей природе является договором купли-продажи и как следует из контракта Министерство не осуществляет финансирование строительства многоквартирного дома, а приобретает жилые помещения в строящемся многоквартирном доме, следовательно, проектная документация объекта капитального строительства не подлежит государственной экспертизе. Также указывает, что подп. «з» п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ введен в Градостроительный кодекс РФ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 339-ФЗ, который вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, административным истцом заявление о выдаче разрешении на строительство было подано ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до ведения его в действии, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 339-ФЗ не установлено распространение его действия на правоотношения, возникшие до введения его в действие соответственно на момент подачи заявления действовал Градостроительный кодекс РФ в предыдущей редакции, согласно которой представление перечня мероприятий не требовалось.
Представитель заинтересованного лица ООО «АльянсСтройМонтаж» (далее по тексту - Общество в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на административный иск (л.д. 166-167), считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и ООО «АльянсСтройМонтаж» заключен государственный контракт ФИО31 на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме, по условиям которого Общество обязалось построить и передать 50 жилых помещений. В соответствии с п. 5.1.2. Контракта продавец вправе в порядке, предусмотренном действующим законодательством, привлекать к исполнению своих обязательств по Контракту третьих лиц, в связи с чем, между Обществом и ФИО1 был заключен договор на приобретение квартир в многоквартирном строящемся доме от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ФИО1 обязался построить и передать Обществу квартиры в многоквартирном строящемся доме. Таким образом, Общество своими силами не осуществляет строительство указанного дома, а привлекло для этого административного истца, при этом оплата построенных административным истцом квартир производится Обществом после подписания акта приемки-передачи жилых помещений. Также указывает, что представление Департаментом копий договора аренды земельных участков под строительство данного дома является ненадлежащим доказательством, поскольку договор аренды был расторгнут, передача по договору земельных участков не происходила, следовательно, Общество в аренду земельные участки никогда не принимало, не имело прав на указанные земельные участки и не могло являться застройщиком по определению, данному Градостроительным кодексом РФ, таким образом, застройщиком, обладающим правом обратиться с заявлением на выдачу разрешения на строительство и получить его является административный истец.
Суд, заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, учитывая мнение заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирный жилой дом, площадь 1135 кв.м., адрес: <Адрес>, кадастровый номер ФИО34 (л.д. 83).
На основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка с множественностью лиц на стороне продавца от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирный жилой дом, площадь 1159 кв.м., адрес: <Адрес>. <данные изъяты>, кадастровый номер ФИО35 (л.д. 84).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером ФИО36, расположенный по адресу: <Адрес>, данный земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО1, разрешенное использование – многоквартирный жилой дом (л.д. 72-76).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером ФИО40, расположенный по адресу: <Адрес>. <данные изъяты> данный земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО1, разрешенное использование – многоквартирный жилой дом (л.д. 77-82).
Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 (Займодавец) и ФИО1 (Заемщик) заключен Договор займа №, по условиям которого Займодавец передает Заемщику процентный займ, а Заемщик обязуется вернуть указанную сумму займа и уплатить проценты за пользование займом и иные платежи в сроки и на условиях настоящего договора: сумма займа – <данные изъяты> руб., срок возврата займа – до ДД.ММ.ГГГГ, процентная ставка – 15% годовых (л.д. 104-105).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (Заемщик) и ФИО9 (Займодавец) заключен Договор займа, по условиям которого Заемщик принимает у Займодавца денежную сумму в размере <данные изъяты> руб., Заемщик обязуется обеспечить своевременный возврат денежной суммы и проценты за пользование займом до ДД.ММ.ГГГГ, выплатить денежное вознаграждение за использование вышеназванной денежной суммы (ч. 1); за предоставление займа Заемщик выплачивает Займодавцу проценты за пользование займом в размере 15% годовых от суммы займа (п. 3.1.) (л.д. 108-109).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 (Займодавец) и ФИО1 (Заемщик) заключен Договор займа между физическими лицами №, по условиям которого Займодавец обязуется представить Заемщику денежную сумму в размере <данные изъяты> руб., а Заемщик обязуется вернуть сумму займа и проценты за пользование суммой займа в порядке и на условиях, предусмотренных договором не позднее ДД.ММ.ГГГГ (ч. 2), за пользование суммой займа Заемщик выплачивает Займодавцу проценты в размере 19% годовых (л.д. 106-107).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «АльянсСтройМонтаж» (Покупатель) и ФИО1 (Продавец) заключили Договор на приобретение квартир в многоквартирном строящемся доме (л.д. 110-115), по условиям которого Продавец обязуется построить и передать 50 однокомнатных квартир в многоквартирном жилом доме в по рядке и на условиях Договора, а Покупатель обязуется принять и оплатить жилые помещения по цене и на условиях, определенных Договором (п. 1.1.); перечень жилых помещений согласно проектной документации с указанием строительного адреса, номеров, этажа, проектной общей площади указан в Приложении 1 к Договору (п. 1.2.). В соответствии с п. 1.2. Договора перечень жилых помещений согласно проектной документации с указанием строительного адреса, номеров, этажа, проектной общей площади указан в Приложении 1 к Договору. В силу п. 1.3. Договора при приобретении в собственность жилых помещений в многоквартирном доме Покупателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ. В соответствии с п. 1.4. Договора жилые помещения, приобретаемые в рамках Договора являются собственностью Продавца. Согласно п. 2.1. Договора цена договора составляет <данные изъяты> руб. В силу п. 3.1. Договора срок передачи Продавцом жилых помещений по акту приема-передачи – до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ к Договору на приобретение квартир в многоквартирном строящемся доме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116), пункт 2.1. Договора изложен в следующей редакции: Цена Договора составляет <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес> (Покупатель) и ООО «АльянсСтройМонтаж» (Продавец) заключен государственный контракт ФИО32 на приобретение жилых помещений в многоквартирном строящемся жилом доме в государственную собственность Пермского края (л.д. 19-26). Согласно п. 1.1. Контракта, Продавец обязуется построить и передать 50 жилых помещений в многоквартирном жилом доме, а Покупатель обязуется принять и оплатить жилые помещения по цене и на условиях контракта. В силу п. 1.2. Контракта правоотношения между сторонами не регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с п. 1.3. Контракта перечень приобретаемых жилых помещений с указанием адреса, номеров, этажа, общей площади указан в Приложении № к Контракту. Согласно п. 2.1. Контракта, составляет <данные изъяты> руб., без НДС. В силу п. 3.1 Контракта срок передачи Продавцом жилых помещений по акту приема-передачи – до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 5.2.4. Контракта Продавец вправе сообщать Покупателю по его требованию о ходе выполнения работ по строительству жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 (Арендодатель) заключил Договор аренды земельного участка №,9 с ООО «АльянсСтройМонтаж» (Арендатор), по условиям которого Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду земельные участки, принадлежащие Арендодателю на праве собственности, расположенные по адресу: <Адрес>, кадастровый номер ФИО37, общей площадью 1135 кв.м., разрешенное использование земельного участка – многоквартирный жилой дом; и расположенный по адресу: <Адрес>, кадастровый номер ФИО41, общей площадью 1159 кв.м., разрешенное использование земельного участка – многоквартирный жилой дом (п. 1.1.). Согласно п.1.2. Договора, Арендатор принимает в аренду земельные участки для использования в целях строительства многоквартирного жилого дома на данных земельных участках. В соответствии с п. 1.4. Договора все построенные и возведенные Арендатором объекты капитального строительства в период действия договора на земельных участках по п. 1.1. принадлежат на праве собственности Арендатору, в том числе после окончания действия договора (л.д. 30-31).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (Арендодатель) и ООО «АльянсСтройМонтаж» (Арендатор) заключено Соглашение о расторжении Договора аренды земельного участка №,9 (л.д. 161).
Также судом установлено, что ранее ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> выдано ФИО1 разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, строительство которого планируется на земельных участках с кадастровыми номерами ФИО38, ФИО42, при этом указаны краткие проектные характеристики для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, со сроком действия разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 121-121).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ДГиА с заявлением об аннулировании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ при выдаче нового разрешения на строительство на земельном участке: <Адрес>, при этом указав, что ДД.ММ.ГГГГ им подано заявление в связи с изменением проектной документации (л.д. 126).
ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> сообщил ФИО1 на его заявление об аннулировании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство объекта: «Многоквартирный жилой дом» по адресу: <Адрес>, <данные изъяты>» о том, что процедура аннулирования разрешения на строительство объекта капитального строительства не предусмотрена действующим законодательством, а также указав, что срок действия данного разрешения истек ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 125).
Из письма ООО «Верхнее-Волжский Институт Строительной Экспертизы и Консалтинга» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 следует, что представленная им проектная документация по объекту: «Многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес> и <Адрес>» за шифром ФИО20, не подлежит обязательной экспертизе, поскольку проектной документацией предусмотрено строительство многоквартирного жилого дома с количеством этажей – 3, и количеством блок-секций (подъездов) – 3, а на основании п. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирных жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования (л.д. 117, 118).
Также ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в «Краевое государственное автономное учреждение «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» для передачи документов в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в связи с подготовкой и предоставлением разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, продление срока выданного разрешения, внесение изменений в выданное разрешение (л.д. 10).
Согласно штампу входящей корреспонденции, заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: <Адрес> и <Адрес>, поступило в Департамент градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43-45, 46).
ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми сообщил ФИО1 на заявление о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: <Адрес>, об отказе в выдаче разрешения на строительство указанного объекта на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ по причине отсутствия документов, указанных в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (л.д. 8-9).Также указывает, согласно ст. 49 ГрК РФ представленный раздел «Пояснительная записка» (шифр ФИО21) по составу не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в части отсутствия в разделе: отчетной документации по результатам изысканий (в представленном техническом отчете по инженерным изысканиям <данные изъяты> начальника отдела инженерных изысканий ФИО7 на титульном листе не соответствует подписи ФИО7 в графической части отчета); отсутствует перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со ст. 49 ГрК РФ (представленный раздел проектной документации «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» шифр ФИО22-ОДИ не соответствует требованиям ФИО1221.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» в части отсутствия подписи руководителя или главного инженера организации на титульном листе).
ДД.ММ.ГГГГ заместитель Председателя Правительства – Министр территориального развития Пермского края обратился к Главе администрации г.Перми с просьбой рассмотреть возможность в выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес>, поскольку Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми выносятся необоснованные отказы в предоставлении данных разрешений, при этом учитывая, что дом строится по заказу Правительства Пермского края для предоставления жилых помещений детям-сиротам, во избежание социальной напряженности среди граждан этой категории (л.д. 123).
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (ч. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <Адрес> с кадастровым номером ФИО39 и <Адрес> с кадастровым номером ФИО43, что подтверждается кадастровыми выписками и свидетельствами о государственной регистрации права, а также согласно п. 2.1. градостроительных планов земельных участков №№ <данные изъяты>№, <данные изъяты>№, при этом разрешенное использование земельных участков – под многоквартирный жилой дом.
В силу п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, для реализации своего права на использование земельных участков путем строительства на них объекта капитального строительства административный истец, являющийся в соответствии с понятием, данным п. 16 ст. 1 ГрК РФ застройщиком, должен в соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ получить разрешение на строительство в установленное указанной статьей порядке.
Так, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 подал заявление о выдаче разрешения на строительство, приложив все документы, указанные в п. 7 ст. 51 ГрК РФ, а именно: правоустанавливающие документы на земельные участки, градостроительные планы, материалы, содержащиеся в проектной документации.
Вместе с тем, Департаментом градостроительства и архитектуры в выдаче разрешения на строительство было отказано по основаниям, указным в решении от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая доводы ответчика о непредставлении административным истцом заключения экспертизы проектной документации, проведение которой предусмотрено ст. 49 ГрК РФ, суд принимает во внимание следующие обстяотельства.
Согласно ч. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исследовав содержание проектной документации ООО «ВЕК», письма ООО «Верхне-Волжский Институт Строительной Экспертизы и Консалтинга» от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что объект в отношении которого ФИО1 просит выдать разрешение на строительство по техническим характеристикам относится к жилым домам, проектная документация которых не подлежит обязательной экспертизе в соответствии с ч. 2 ст. 49ГрК РФ. Вывод суда основан на анализе самого проекта, пояснительной записки ФИО23.ПЗ лист 6 и текстовой части раздела «Архитектурные решения» ФИО24.АР лист 1.0 п. 3.2. а, б) этажность здания по проекту – 3 этажа, при этом наглядно этажность видно на л. 7 «Разрез 1-1», л. 8 «Фасад в осях 1-10» раздела «Архитектурные решения» ФИО25.АР.
Кроме того, из отказа Департамента о выдаче разрешения на строительство следует, что ДГиА не оспаривается соответствие объекта строительства критериям, указанным в п. 2 ст. 49 ГрК РФ, но административный ответчик усматривает привлечение бюджетных средств для строительства этого объекта.
В обоснование своих возражений, Департамент указывает, что между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и ООО «АльянсСтройМонтаж» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГФИО33 на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме, что, по его м нению, подтверждает факт привлечения бюджетных средств для строительства многоквартирного дома.
Однако, проанализировав предоставленные суду доказательства в совокупности, суд признает, что факт привлечения бюджетных средств для строительства многоквартирного дома не нашел своего подтверждения.
Так, из указанного договора не следует, что Договор является договором долевого строительства или договором осуществления строительства (подряда), ООО «АльянсСтройМонтаж» не является и не может являться застройщиком указанного объекта недвижимости, в том числе и на том основании, что не обладает никакими правами на земельные участки, где возводится указанный объект строительства; доказательств наличия договорных отношений между ФИО1 и ООО «АльянсСтройМонтаж» относительно строительства дома не представлены; застройщиком данного объекта является административный истец, денежные средства на строительство привлечены им по договорам займа № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты>. руб.
Кроме того, в соответствии с договором на приобретение квартир в многоквартирном строящемся доме от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «АльянсСтройМонтаж» и заключенным дополнительным соглашением к нему административный истец обязуется продать ООО «АльянсСтройМонтаж» квартиры в указанном многоквартирном жилом доме, а ООО «АльянсСтройМонтаж» оплатить квартиры в течение 30 банковских дней после подписания акта приема-передачи квартир, следовательно, полученные ООО «АльянсСтройМонтаж» бюджетные средства не используются при строительстве данного многоквартирного жилого дома.
Таким образом, доводы административного ответчика о том, что денежные средства, полученные ООО «АльянсСтройМонтаж» по указанному договору привлечены ФИО1 для строительства многоквартирного дома носят предположительный, ничем не подтвержденный характер.
В свою очередь, административный истец предоставил доказательства финансовых средств для ведения строительства без привлечения бюджетных средств, полученных в том числе и ООО «АльянсСтройМонтаж» по государственному контракту.
В отсутствие допустимых доказательств достоверно и бесспорно подверждающих предоставление средств бюджета непосредственно застройщику ФИО1 выводы ответчика о необходимости получения положительного заключения экспертизы проектной документации, суд признает несостоятельными.
Доводы административного ответчика об отсутствие среди перечня приложенных к заявлению документов, перечня мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда отказ в удовлетворении заявленных требований не влекут по следующим основаниям.
Обязанность прилагать к заявлению о выдаче разрешения на строительство указанный перечень предусмотрен пп. «з» п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, который был введен в действие с 01 января 2016 г. Применение указанного подпункта к заявлению, поданному административным истцом 29.12.2015 г. также не допустимо, поскольку Федеральный закон от 28.11.2015 г. № 339-ФЗ, которым был введен в действия указанный подпункт, на момент подачи административным истцом заявления законной силы не имел и придание обратной силы указанному закону невозможно. Следовательно, перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов, не должен был прикладываться административным истцом к заявлению от 29 декабря 2015 года в обязательном порядке, поскольку на момент подачи заявления не входил в список документов, прикладываемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, а значит отсутствие такой документации не могло являться основанием для отказа ему в выдаче разрешения на строительство в отношении указанного объекта.
При этом административным ответчиком указано все же, что указанный перечень был представлен, но не соответствует требованиям ФИО1221.1101-2013 в части отсутствия подписи руководителя или главного инженера организации на титульном листе.
Однако, требования национального стандарта ФИО12 21.1101-2013 «СПДС» что касается требования к наличию подписи руководителя и главного инженера на титульном листе, не могут быть применены в целях оценки соответствия действующим обязательным требованиям указанного перечня мероприятий как документа, приложенного к заявлению, ввиду того, что указанный национальный стандарт не включен в перечень национальных стандартов и сводов правил, применение которых на обязательной основе обеспечивает выполнение требований 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при этом 184-ФЗ «О техническом регулировании» в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 7 обязывает лишь требования принятых технических регламентов, а требования национальных стандартов в соответствии с аб. 2 п. 2 ст. 15 указанного Федерального закона применяются лишь на добровольной основе.
Доводы административного ответчика о том, что в отсутствуют в разделе проекта «Пояснительная записка», приложенном к заявлению отчетной документации по результатам инженерных изысканий являются также необоснованной.
Под отсутствием этой документации административный ответчик понимает несоответствие представленной документации требованиям, изложенным в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Административный ответчик в решении лишь указал, что к пояснительной записке приложен технический отчет по инженерным изысканиям 2-2015-ИГ, в котором подпись начальника отдела инженерных изысканий ФИО7, на титульном листе не соответствует подписи ФИО7, графической части отчета. Именно указанное обстоятельство позволило административному ответчику утверждать, что отчетная документация в составе пояснительной записки не была представлена.
Оценивая правовые основания отказа в выдаче разрешения на строительство по причине отсутствия проектной документации, предусмотренной п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выполненной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в редакции, действующей в период спорных правоотношений судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. ч. 1, 2, 4, п. п. 1, 2, 3 ч. 7, ч. ч. 11, 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 51).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 51).
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления…
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса (п. п. 1, 2, 3 ч. 7 ст. 51).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления… в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11 ст. 51)
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления… отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (ч. 13 ст. 51).
Согласно ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пп. 10 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ указано, что в проектной документации должен быть отражен перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации).
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 утверждено Положение «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в соответствии с которым установлен состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов: а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства; б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).
Из смысла приведенных норм в их взаимосвязи следует, что проектная документация, предусмотренная п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ должна быть выполнена в соответствии с Положением «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.
Суд, исследовав представленную административным истцом проектную документацию многоквартирного жилого дома, разработанную ООО «ВЕК», приходит к выводу о том, что данная проектная документация не противоречит Положению «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.
Настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства; (пп «а» п. 1).
Согласно п. 9 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.
Проанализировав требования, закрепленные к текстовой и графической частям разделов, суд не усматривает прямого несоответствия проектной документации требованиям закона, указанных ответчиком в решении от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, отказывая ФИО1 в выдаче разрешения на строительство по причине непредставления проектной документации, предусмотренной п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, выполненной в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства РФ № Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми не основывался положениями действующего законодательства.
Поэтому суд признает необоснованными и неправомерными отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, которые указаны в оспариваемом отказе от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие иных оснований, препятствующих выдаче разрешения на строительство застройщику ФИО1, суду не представлено, основания для удовлетворения требований о возложении обязанности на административного ответчика выдать разрешение на строительство в настоящее время, не имеется.
Восстановление нарушенных прав заявителя подлежит путем возложения обязанности на Департамент градостроительство и архитектуры администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление ФИО1 с учетом установленных судом обстоятельств незаконности оснований отказа, указанных в решении об отказе в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Признать решение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми № ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство не соответствующим и нарушающим права и законные интересы ФИО1.
Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий Курнаева Е.Г.