К делу №2а-1699/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2022 года Первомайский районный суд
город Краснодар в составе
председательствующей Медоевой Е.Н.
при секретаре Бесчастном А.В.
с участием представителя административного истца ООО «ПХЦ-Алдан» ФИО1, действующего на основании приказа №1 от 30.12.2020г.,
представителя административного истца ООО «ПХЦ-Алдан» ФИО2, действующей на основании доверенности от 30.08.2021г., имеющей диплом о высшем юридическом образовании Р №89564 от 01.074.2013г.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО3, действующей на основании доверенности от 16.12.2021г. №298/01, имеющей диплом о высшем юридическом образовании 102312 0058793 от 06.07.2018г., представителя Управление цен и тарифов администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО4,
прокурора города Краснодар ФИО5, предъявившей служебное удостоверение №291479 от 30.10.2020г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ООО «ПХЦ-Алдан» к администрации муниципального образования г. Краснодар, Управлению цен и тарифов администрации муниципального образования г. Краснодар о признании постановления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ПХЦ-Алдан» обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар, Управлению цен и тарифов администрации муниципального образования г. Краснодар о признании недействующим постановления.
Определением Краснодарского краевого суда от 13.08.2020г. настоящее дело передано на рассмотрение по подсудности в Первомайский районный суд г. Краснодара.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 08.06.2021г. прекращено производство по делу по административному исковому заявлению ООО «ПХЦ-Алдан» к администрации муниципального образования г. Краснодар, Управлению цен и тарифов администрации муниципального образования г. Краснодар о признании постановления незаконным.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 16.12.2021г. определение от 08.06.2021г. отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В обосновании заявленных административных исковых требований указано, что в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 20.12.2018 № 5857 «Об установлении на 2019-2023 годы тарифов на транспортировку сточных вод ООО «ПХЦ-Алдан» установлены тарифы. Указанные тарифы были сформированы на основании расчетов необходимой валовой выручки для содержания канализационных сетей в рабочем состоянии, и из расчета компенсации затрат, понесенных ООО «ПХЦ-Алдан» на строительство и эксплуатацию сетей. Указанное Постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 20.12.2018 отменено не было. Однако, Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 20.12.2019 № 5861 по рекомендациям Управления цен и тарифов администрации муниципального образования г. Краснодар, со ссылкой на экспертное заключение № 167/2019 от 29.11.2019, для административного истца был установлен «Тариф на транспортировку сточных вод на 2020 год» в размере 2,06 за руб./куб.м., то есть, снижен с 10,33 руб./куб.м. до 2,06 за руб./куб.м. ООО «ПХЦ-Алдан», получив текст экспертного заключения № 167/2019 от 29.11.2019, обнаружило упущения в расчетах необходимой валовой выручки при формировании тарифа.
ООО «ПХЦ-Алдан» полагает, что своими действиями административный ответчик лишает собственника сетей средств на дальнейшую эксплуатацию сетей водоотведения и поддержания их в рабочем состоянии, в связи с чем, просит суд признать недействующим Постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 20.12.2019 № 5861 в части утверждения тарифа на транспортировку сточных вод, признать незаконным экспертное заключение № 167/2019 от 29.11.2019, признать действующим Постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 20.12.2018 № 5857 в части установленных тарифов на транспортировку сточных вод на период 2019-2023 годы.
В ходе судебного разбирательства административные исковые требования были уточнены, ООО «ПХЦ-Алдан» просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 20.12.2019 № 5861 в части утверждения тарифа на транспортировку сточных вод для ООО «ПХЦ-Алдан» на 2020 год в размере 2,06 руб./куб.м.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1 и ФИО2, административные исковые требования поддержали, считают их законными и обоснованными, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям указанным в письменных возражениях.
Представитель Управления цен и тарифов администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО4 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Прокурор, участвующий в деле, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований административного истца по основания, указанным в письменном заключении на административное исковое заявление.
Суд, выслушав стороны и участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Установив юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 59 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ООО «ПХЦ-Алдан», ввиду следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», в рамках Закона Краснодарского края от 15.10.2010 № 2065-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса», руководствуясь пунктом 5, 6 постановления Правительства РФ от 04.07.2019 № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» управлением цен и тарифов администрации, на основании критериев выбора метода регулирования тарифов, осуществлён расчёт тарифа на транспортировку сточных вод в сфере водоотведения на 2020 год обществу с ограниченной ответственностью «ПХЦ Алдан» методом сравнения аналогов.
Согласно действующему на момент вынесения оспариваемого постановления законодательству, в случае непредставления регулируемой организацией материалов к тарифному делу, предусмотренных Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении данной организации на основании имеющихся у органа регулирования тарифов-сведений, а также на основание результатов проверки хозяйственной деятельности данной организации.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (ред. от 04.07.2019) «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод в отношении регулируемой орган, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей водоснабжения или водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованным системам водоснабжения или водоотведения.
В отношении ООО «ПХЦ-Алдан» установлено, что протяженность сетей водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе водоотведения гарантирующей организации.
На основании экспертного заключения от 29.11.2019 № 167/2019 об экономической обоснованности расчета на 2020 год тарифов на транспортировку сточных вод в сфере водоотведения методом сравнения аналогов ООО «ПХЦ Алдан», разработанного управлением цен и тарифов администрации, и иных документов администрацией издано постановление от 20.12.2019 № 5861 «Об установлении на 2020 год тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» установлен ООО «ПХЦ-Алдан» с 01.01.2020 по 31.12.2020 тариф на транспортировку сточных вод в размере 2,06 руб./куб. м.
Постановление официально опубликовано 20.12.2019 на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования г. Краснодар и городской Думы Краснодара.
Проект Постановления прошел антикоррупционную экспертизу в установленном законом порядке.
В соответствии с требованиями пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2019 № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2019 № 406» действие ранее установленных постановлением администрации от 20.12.2018 № 5857 «Об установлении на 2019 - 2023 годы тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» долгосрочных тарифов регулируемой организации на транспортировку сточных вод в сфере водоотведения прекращены с 01.01.2020.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 04.07.2019 № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» ООО «Краснодар Водоканал», в зоне действия которой находится регулируемая организация, представлен расчёт размера удельных текущих расходов на транспортировку сточных.
При расчёте тарифа на транспортировку сточных вод в сфере водоотведения управление цен и тарифов руководствовалось вышеуказанными принципами государственного регулирования тарифов, согласно которым расчёт необходимой валовой выручки для регулируемой организации формируется не из затрат данной организации, как в предыдущих периодах регулирования, а на основании удельных текущих расходов гарантирующей организации, экономическая обоснованность которых проверена управлением цен и тарифов администрации.
Расчет необходимой валовой выручки осуществлен специалистами управления цен и тарифов администрации в соответствии с пунктами 53, 54 Основ, утвержденных Постановлением № 406, а также пунктом 35 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом ФСТ от 27.12.2013 № 1746-э.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 04.07.2019 № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» ООО «Краснодар Водоканал», в зоне действия которого находится регулируемая организация, представлен расчёт размера удельных текущих расходов на транспортировку сточных вод.
В расчёте применены индексы потребительских цен, планируемые Минэкономразвития России на основании Сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 - 2024 годы, размещенного на сайте Минэкономразвития России, гласно Прогнозу индекс потребительских цен, применённый в формулах расчёта тарифа на 2020 год, составил 3,0 %.
Во исполнение приведенных норм в пределах предоставленных полномочий администрацией муниципального образования город Краснодар издано постановление от 20.12.2019 № 5861 «Об установлении на 2020 год тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» в части установления тарифа на 2020 год для ООО «ПХЦ-Алдан».
Таким образом, судом установлено, что оспариваемый акт администрации муниципального образования г. Краснодар вынесен с соблюдением установленной процедуры выполнения нормативно-правовых актов. Доказательств, подтверждающих противоречие обжалуемого постановления акту высшей юридической силы и нарушение прав административного истца суду не представлено.
Кроме того, в процессе первоначального рассмотрения дела, была назначена и проведена судебная технико-экономическая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «ЭК ПрофОтвет».
Согласно заключению эксперта №2а-9216/20 установлено, что выбор метода расчетов тарифа произведен верно.
При принятии настоящего решения, суд определил, что выводы эксперта, изложенные в указанном заключении не могут быть приняты судом во внимание ввиду того, что ранее судом установлено, что метод расчета при установлении тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод един, если протяженность сетей водоснабжения или водоотведения, эксплуатируемых регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованным системам водоснабжения или водоотведения. Доводы административного истца относительно экономических потерь при применении данного метода, не могут быть предметом рассмотрения настоящего дела.
Согласно п. 8 ст. 82 КАС РФ заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
В нарушение статьи 59 КАС РФ административный истец не привел ни одного доказательства в обоснование доводов и требований, приведенных в рассматриваемом административном исковом заявлении.
В то время как ст. 45 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, имеют право, как представлять свои доказательства, так и заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Оснований для удовлетворения административного искового заявления не установлено.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ООО «ПХЦ-Алдан», так как такие требования являются необоснованными и не подтверждаются материалами дела.
Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требованиях ООО «ПХЦ-Алдан» к администрации муниципального образования г. Краснодар, Управлению цен и тарифов администрации муниципального образования г. Краснодар о признании постановления незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья
Первомайского районного суда г. Краснодара Е.Н. Медоева
Решение изготовлено 25 марта 2022 года.